kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок для директоров школ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Люди или нелюди? Где та грань, через которую нельзя переступать, какие бы обстоятельства на тебя не давили? С дела! это нелегко. Якушин и дядя Паша не выдерживают этого испытания. А остановись они на минуту, взгляни на безоружного немца другими - глазами, которые ещё не затмила необдуманная ненависть, наверное, они поступили иначе. Человек должен всегда оставаться человеком с большой буквы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок для директоров школ»



Открытый урок




«А где будешь ты?»


(по повести В.Ф. Тендрякова «Люди или нелюди»)









УЧ. НАМГАЛАУРИ Э.Н.









"Война! Страшило: она кончится, а жестокость останется?..."


Цель: познакомить учащихся с повестью, развивать устную

монологическую речь; через содержание повести; воспитывать в учащихся доброту, человечность, ответственность за свои дей­ствия и поступки; научить учащихся мыслить и выражать своё мнение, убедить их в том, что нравственность наше будущее. Методы: сообщение, беседа, работа с текстом.

Средства: текст, иллюстрации, TCO.


ХОД УРОКА.

В нравственности наше будущее. В. Тендряков.

Как смертью веки сведены,

Как смертью веки,-

Так все живём на свете мы

В двадцатом веке.

Не зря грозой ревёт Господь

В глухие уши.

-Бросайте всё. Пусть гибнет плоть, Спасайте души.

В.Чичибабин.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ. В наше непростое время, когда стираются понятия между добром злом, нравственным и безнравственным, полезно обратиться к честному, совестливому писателю, которого всегда волновало нравственное здоровье народа. Владимиру Фёдоровичу Тендрякову.

Сообщение учащихся о В.Ф. Тендрякове.

О чём бы ни писал Тендряков, какую бы жизненную ситуацию не выбрал, рассмотрение, художественный анализ действительности всегда протекает у него при свете нравственных требований совести.

Индивидуальная работа

  1. В.Ф.Тендряков (1923-1984) родился на Вологодчине. Первые его рассказ "Дела моего взвода" был опубликован в 1947году. Студент Литературного института прошёл по фронтам Великой Отечественной войны. Все произведения писателя: "Свидание с Навертите", "Весенние перевертыши", "Хлеб для собаки", "Донна Анна", "Охота", "Люди или нелюди" вызывали и вызывают острые споры.

Анализ повести " Люди или нелюди".

  • О чём говорит название повести "Люди или нелюди?

  • Почему Тендряков обращается к прошлому?

(Тогда 19-летним солдатом он пережил прекрасное чувство любви к людям за то, что они добры друг к другу).

  • Давайте и мы мысленно представим один из моментов этого прошлого шёл 1943 год. Наш герой в поисках штаба идёт по степи. Какую картину он видит?

Работа в парах

ГЛ. 1 (чтение отрывка) - Вызывают ли убитые жалость у него? Чувствует ли он смятение, ужас?

( Нет, он привык к трупам, они стали для него частью воинского быта).

-Что же случилось с появлением раненой лошади? ( Герой почувствовал жалость. Её выгнали на смерть, а она продолжала жить с понурым упрямством).

  • Почему герой " боится" "опасного" чувства?

С жалостью может войти в душу страх за собственную жизнь, жалость к себе. Он приказывает себе: « Не смей жалеть - война! Огрубей и очерствей, стань деревом!"

- Почему мысль об окончании войны пугает его? Почему он боится быть добрым и сострадательным? Он не знает, как жить потом, в мирное время, если разучился жалеть, страдать, если равнодушен, до древесности.

-Но вселенская тоска, которую он только недавно испытал, все - таки проходит. Почему?

Он понял, что война не убила в человеке душевности, жа­лости. Два недавних врага, молодой немец Вили и русский солдат Якунин, в землянке едят кашу из одного котелка.

-Что случилось на второй день? Как отреагировали на это Солдаты?

Всех охватила злоба. Все хотели мщения. Герой ужаснулся, когда понял, как решили отомстить за своих товарищей. Люди в этот момент перестали быть людьми. Они вызывали страх.

-Почему дядя Паша и Якушин дошли до такой жестокости? Да, они не были злодеями. Они искренне добры к Вили в землянке. Но как в них сочетается доброта и лютая жесто­кость? И неслучайно писатель размышляет: "Я горжусь своим народом, он дал миру Герцена и Льва Толстого, Достоевского и Чехова - великих человеколюбцев. И вот теперь впору задать вопрос:

-Мой народ, частицей которого я являюсь, люди или нелюди?\" - Война способствует тому, что человек превращается в зверя? А в наше мирное время такого произойти не может? ТСО: Случай в Пекине. Беслан.

-Почему происходит превращение человека в садиста? Человек у Тендрякова не зол или добр, а добр и зол одно­временно. И доброе или злое побеждает в нем, смотря по обстоятельствам. Благодатной почвой, на которой созревай преступления, является толпа, охваченная злобой. Об этом стихотворение Р. Рождественского. –

Работа в группах

 Что имеет в виду Тендряков, когда говорит «ЛЮДИ» ?

Что имеет в виду Тендряков, когда говорит «НЕЛЮДИ»? В каких случаях мы отказываем человеку в человеческом облике?



Толпа на людей не похожа.

Колышется, хрипло сопя.

Затягивает, как трясина,

- Подробностей не разглядеть...

И вот пробуждается сила,

Которую некуда деть.

Толпа, как больная природа,

" Дрожит от неясных забот.

По виду - частица народа.

По сути - антипод.

- Неужели человек не способен противостоять толпе? Что происходит с человеком, когда он действует сомнительно, вне толпы?

(Случай, когда украл хлеб у товарищей, воровал рыбу...)

- Как вернуть уважение к себе?

Извлёк ли из прошедшего жизненный урок?

Этого поступка хватило на всю жизнь. Он узнал, что значит презрение к самому себе. Хотя его одноклассник Шурка Шабуре не извлёк для себя урок за свои поступки.

ВЫВОД: каждый человек имеет право на ошибку, но каждый должен её осознать, прочувствовать, только тогда наступит раскаяние, а значит обновление.

Каждый чёрствый сухарь можно превратить в мякиш. Так и человек совершенно став жестянкой, когда-нибудь услышит добрый зов своего сердца, которое обливается кровью сострадания, становится мягким и тёплым. Надо только посеять туда доброе зёрнышко, и оно взойдёт плодом добродетели и любви.

Люди или нелюди? Где та грань, через которую нельзя переступать, какие бы обстоятельства на тебя не давили? С дела! это нелегко. Якушин и дядя Паша не выдерживают этого испытания. А остановись они на минуту, взгляни на безоружного немца другими - глазами, которые ещё не затмила необдуманная ненависть, наверное, они поступили иначе. Человек должен всегда оставаться человеком с большой буквы.

Да, мы не хотим называть извергов, садистов, убийц, насильников людьми. Мы отказываем им в праве называться человеком, отказываем в человечности. И - сами теряем человечность.

Итоги урока


В момент нравственного прозрения автору все окружающие люди видятся красивыми. Почему? Какие качества определяют красоту человека, по мнению писателя? Согласны ли Вы с ним?



“Ты среди масс порождаешь меня. И в числе прочих — тебя”. Это утверждение В. Тендрякова аргументируйте текстом повести. Согласны ли Вы с писателем?


Рефлексия

Открытый или закрытый финал у повести Тендрякова? Почему?


Д/3. Сочинение - миниатюра. "Поступки - зеркало души".










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Открытый урок для директоров школ

Автор: Намгалаури Этери Николевна

Дата: 27.03.2022

Номер свидетельства: 603426

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Краткосрочный план открытого урока  по физической культуре "
    ["seo_title"] => string(62) "kratkosrochnyi-plan-otkrytogho-uroka-po-fizichieskoi-kul-turie"
    ["file_id"] => string(6) "185811"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426243492"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Открытый урок по русскому языку на тему " Изменение имен существительных по числам""
    ["seo_title"] => string(93) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-izmienieniie-imien-sushchiestvitiel-nykh-po-chislam"
    ["file_id"] => string(6) "254567"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447777528"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(293) "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НОО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3  с крымскотатарским языком обучения»   городского округа Судак  В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС "
    ["seo_title"] => string(174) "organizatsiia-raboty-noo-mbou-sriedniaia-obshchieobrazovatiel-naia-shkola-3-s-krymskotatarskim-iazykom-obuchieniia-ghorodskogho-okrugha-sudak-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "152899"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420915690"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Открытый урок по английскому языку (На Дне Рождения у Полины)"
    ["seo_title"] => string(56) "otkrytyiurokpoanghliiskomuiazykunadnierozhdieniiaupoliny"
    ["file_id"] => string(6) "262674"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449401116"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства