Люди или нелюди? Где та грань, через которую нельзя переступать, какие бы обстоятельства на тебя не давили? С дела! это нелегко. Якушин и дядя Паша не выдерживают этого испытания. А остановись они на минуту, взгляни на безоружного немца другими - глазами, которые ещё не затмила необдуманная ненависть, наверное, они поступили иначе. Человек должен всегда оставаться человеком с большой буквы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок для директоров школ»
Открытый урок
«А где будешь ты?»
(по повести В.Ф. Тендрякова «Люди или нелюди»)
УЧ. НАМГАЛАУРИ Э.Н.
"Война! Страшило: она кончится, а жестокость останется?..."
Цель: познакомить учащихся с повестью, развивать устную
монологическую речь; через содержание повести; воспитывать в учащихся доброту, человечность, ответственность за свои действия и поступки; научить учащихся мыслить и выражать своё мнение, убедить их в том, что нравственность наше будущее. Методы: сообщение, беседа, работа с текстом.
Средства: текст, иллюстрации, TCO.
ХОД УРОКА.
В нравственности наше будущее. В. Тендряков.
Как смертью веки сведены,
Как смертью веки,-
Так все живём на свете мы
В двадцатом веке.
Не зря грозой ревёт Господь
В глухие уши.
-Бросайте всё. Пусть гибнет плоть, Спасайте души.
В.Чичибабин.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ. В наше непростое время, когда стираются понятия между добром злом, нравственным и безнравственным, полезно обратиться к честному, совестливому писателю, которого всегда волновало нравственное здоровье народа. Владимиру Фёдоровичу Тендрякову.
Сообщение учащихся о В.Ф. Тендрякове.
О чём бы ни писал Тендряков, какую бы жизненную ситуацию не выбрал, рассмотрение, художественный анализ действительности всегда протекает у него при свете нравственных требований совести.
Индивидуальная работа
В.Ф.Тендряков (1923-1984) родился на Вологодчине. Первые его рассказ "Дела моего взвода" был опубликован в 1947году. Студент Литературного института прошёл по фронтам Великой Отечественной войны. Все произведения писателя: "Свидание с Навертите", "Весенние перевертыши", "Хлеб для собаки", "Донна Анна", "Охота", "Люди или нелюди" вызывали и вызывают острые споры.
Анализ повести " Люди или нелюди".
О чём говорит название повести "Люди или нелюди?
Почему Тендряков обращается к прошлому?
(Тогда 19-летним солдатом он пережил прекрасное чувство любви к людям за то, что они добры друг к другу).
Давайте и мы мысленно представим один из моментов этого прошлого шёл 1943 год. Наш герой в поисках штаба идёт по степи. Какую картину он видит?
Работа в парах
ГЛ. 1 (чтение отрывка) - Вызывают ли убитые жалость у него? Чувствует ли он смятение, ужас?
( Нет, он привык к трупам, они стали для него частью воинского быта).
-Что же случилось с появлением раненой лошади? ( Герой почувствовал жалость. Её выгнали на смерть, а она продолжала жить с понурым упрямством).
Почему герой " боится" "опасного" чувства?
С жалостью может войти в душу страх за собственную жизнь, жалость к себе. Он приказывает себе: « Не смей жалеть - война! Огрубей и очерствей, стань деревом!"
- Почему мысль об окончании войны пугает его? Почему он боится быть добрым и сострадательным? Он не знает, как жить потом, в мирное время, если разучился жалеть, страдать, если равнодушен, до древесности.
-Но вселенская тоска, которую он только недавно испытал, все - таки проходит. Почему?
Он понял, что война не убила в человеке душевности, жалости. Два недавних врага, молодой немец Вили и русский солдат Якунин, в землянке едят кашу из одного котелка.
-Что случилось на второй день? Как отреагировали на это Солдаты?
Всех охватила злоба. Все хотели мщения. Герой ужаснулся, когда понял, как решили отомстить за своих товарищей. Люди в этот момент перестали быть людьми. Они вызывали страх.
-Почему дядя Паша и Якушин дошли до такой жестокости? Да, они не были злодеями. Они искренне добры к Вили в землянке. Но как в них сочетается доброта и лютая жестокость? И неслучайно писатель размышляет: "Я горжусь своим народом, он дал миру Герцена и Льва Толстого, Достоевского и Чехова - великих человеколюбцев. И вот теперь впору задать вопрос:
-Мой народ, частицей которого я являюсь, люди или нелюди?\" - Война способствует тому, что человек превращается в зверя? А в наше мирное время такого произойти не может? ТСО: Случай в Пекине. Беслан.
-Почему происходит превращение человека в садиста? Человек у Тендрякова не зол или добр, а добр и зол одновременно. И доброе или злое побеждает в нем, смотря по обстоятельствам. Благодатной почвой, на которой созревай преступления, является толпа, охваченная злобой. Об этом стихотворение Р. Рождественского. –
Работа в группах
Что имеет в виду Тендряков, когда говорит «ЛЮДИ» ?
Что имеет в виду Тендряков, когда говорит «НЕЛЮДИ»? В каких случаях мы отказываем человеку в человеческом облике?
Толпа на людей не похожа.
Колышется, хрипло сопя.
Затягивает, как трясина,
- Подробностей не разглядеть...
И вот пробуждается сила,
Которую некуда деть.
Толпа, как больная природа,
" Дрожит от неясных забот.
По виду - частица народа.
По сути - антипод.
- Неужели человек не способен противостоять толпе? Что происходит с человеком, когда он действует сомнительно, вне толпы?
(Случай, когда украл хлеб у товарищей, воровал рыбу...)
- Как вернуть уважение к себе?
Извлёк ли из прошедшего жизненный урок?
Этого поступка хватило на всю жизнь. Он узнал, что значит презрение к самому себе. Хотя его одноклассник Шурка Шабуре не извлёк для себя урок за свои поступки.
ВЫВОД: каждый человек имеет право на ошибку, но каждый должен её осознать, прочувствовать, только тогда наступит раскаяние, а значит обновление.
Каждый чёрствый сухарь можно превратить в мякиш. Так и человек совершенно став жестянкой, когда-нибудь услышит добрый зов своего сердца, которое обливается кровью сострадания, становится мягким и тёплым. Надо только посеять туда доброе зёрнышко, и оно взойдёт плодом добродетели и любви.
Люди или нелюди? Где та грань, через которую нельзя переступать, какие бы обстоятельства на тебя не давили? С дела! это нелегко. Якушин и дядя Паша не выдерживают этого испытания. А остановись они на минуту, взгляни на безоружного немца другими - глазами, которые ещё не затмила необдуманная ненависть, наверное, они поступили иначе. Человек должен всегда оставаться человеком с большой буквы.
Да, мы не хотим называть извергов, садистов, убийц, насильников людьми. Мы отказываем им в праве называться человеком, отказываем в человечности. И - сами теряем человечность.
Итоги урока
В момент нравственного прозрения автору все окружающие люди видятся красивыми. Почему? Какие качества определяют красоту человека, по мнению писателя? Согласны ли Вы с ним?
“Ты среди масс порождаешь меня. И в числе прочих — тебя”. Это утверждение В. Тендрякова аргументируйте текстом повести. Согласны ли Вы с писателем?
Рефлексия
Открытый или закрытый финал у повести Тендрякова? Почему?