Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе 5 класс»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 КЛАССЕ
учитель русского языка и литературы
Фёдорова Галина Анатольевна,
МАОУ СОШ п. Волгино
Новгородская область,
Боровичский район, п. Волгино
Тема: Доброта как лучшее человеческое качество.
(По сказке А. П. Платонова «Волшебное кольцо»).
Цель: проанализировать содержание сказки;
развитие речи учащихся: умение отвечать на вопросы,
пересказывать, выразительно читать, делать выводы;
воспитание любви к животным, доброты, милосердия.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя о Платонове А. П.
3.Инсценирование.
4.Беседа по вопросам.
5.Чтение эпизода в лицах.
6.Ответ на вопрос.
7.Чтение эпизода в лицах.
8.Пересказ на тему «Кто расстроил счастье Семёна?».
9.Инсценирование эпизода из народной сказки.
10.Беседа по вопросам.
11.Заключительное слово учителя.
12.Домашнее задание.
Оборудование: портрет А. П. Платонова, учебник-
хрестоматия,рисунки к сказке,костюмы и
маски, игрушки; на доске проблемы, которые
затрагивает сказка.
Ход урока:
I. Организационный момент. Объявление темы и целей урока.
II. Вступительное слово учителя.
Жизнь А. П. Платонова (1899-1951гг.) (Климентов) внешне не очень богата событиями, но внутренне очень напряжённа и драматична. Став профессиональным литератором, печатался мало, жил трудно. Сказка «Волшебное кольцо» написана в 1950 году, за год перед смертью в очень сложный период своего творчества: его сильно критиковали. Платонов был прикован к постели, многое передумал, многое создал. Взял сказки Александра Николаевича Афанасьева и несколько их пересказал, обогатив сказочный сюжет.
В сказке «Волшебное кольцо» Платонов затрагивает такие вопросы:
1)Что такое счастье?
2)Само ли оно приходит или его нужно добывать?
3)Каким должен быть человек?
4)Правда ли, что человек — кузнец своего счастья?
III. Инсценирование начала сказки (Со слов «Жила в деревне крестьянка....Вот и стали жить...., а всего пятеро).
IV. Беседа по вопросам.
- Кому и какое добро сделал Семён?
(Добро сделал по простоте душевной существу, от которого и ждать-то было нечего. Отдал деньги за собаку, когда они голодали. Кошку тоже жалеет. Последние мыши в амбаре с голоду подохли, ловить некого. Делает добро змее . Это народная мудрость. Выбрана она неслучайно: её все боятся. Избавляет змею от страданий и приносит домой . Это верх доброты.)
- Каким вы представляете Семёна?
(Очень добрый, умный, милосердный.
(Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить из сострадания,человеколюбия).
Помогает тем существам, которые не могут быть ему полезными. Это любимый тип платоновского героя, которого он в произведениях назвал «сокровенный человек». Это нравственный идеал народа.)
- От кого и за что получил Семён волшебное кольцо?
(От змеиного царя, к которому привела змея Скарапея. Этот царь щедрый, мудрый, даже готов отдать замуж Скарапею. Он за добро платит добром. Это первый возврат за добро).
- Что хотел Семён иметь в жизни в первую очередь?
(Он хотел иметь элементарный достаток, потому что жили всегда бедно. Жить сытно — первая ступень счастья. И животные лосниться от котлет стали. Он и о кольце даже забыл. Изменилась жизнь чудным образом. Произошло вознаграждение за страдания).
- Расскажите о втором желании Семёна.
(Захотелось жениться на прекрасной царевне. Это счастье, которое не приходит само.)
- Почему Семён не воспользовался кольцом, чтобы заставить царевну полюбить себя?
(Любовь в сказке завоёвывают, доказывают, а иначе это не принесёт счастья. Посылает мать свататься, но она не идёт, потому что они не равны.).
-Прочитайте, что отвечает ему мать.
- А правда ли , что низшие хуже высших?
Чтение эпизода чаепития у царя.
Какое сказочное испытание должен перенести Семён, чтобы жениться на царевне и быть вполне счастливым? (Построить хрустальный мост).
Чтение в лицах эпизода выполнения задания.
Автор
Семён
мать
царь
царица
вельможа
(Он хотел жениться по любви. Жили хорошо. Наступило наивысшее состояние счастья).
Пересказ на тему «Кто расстроил счастье Семёна» .
(Аспид-завистник. Семёна не смогла соблазнить прекрасная девица, а его жена променяла его. Семён делал жене добро, а она ему наоборот. Добро не принесло пользы, потому что дано плохому человеку).
Семён снова беден, в тюрьме, жена -обманщица.
Инсценирование эпизода освобождения Семёна из
тюрьмы. (Обращение к народной сказке). (Кошка и собака это делают не без труда, ума, ловкости и хитрости. Делают это в ответ на добро Семёна).
Чем заканчивается сказка?
Дополнительные задания:
1)Прокомментируйте иллюстрации.
2)Что вы можете сказать о языке сказки?
(В сказке писатель использует сравнения.,красочные описания,повторы,диалектизмы,иносказание).
3)Сравнить сказку народную и сказку А. Платонова .
4)Сравнить два типа царей.
5)Каков Семён?
Чему учит сказка? Каковы её идеи?
(Идея- основная мысль художественного произведения).
XI. Заключительное слово учителя.
Для Семёна все сделалось самым хорошим образом. Он счастлив. Живёт с теми, кого любит.
Платонов , как и в народной сказке, спросил о каком-то смысле жизни любого человека. Каким должен быть человек в отношении к другому человеку? Показал тоску по тем качествам, по которым изголодалось человечество. В этом народная нравственность.
XII. Домашнее задание:
Сочинение-миниатюра «Как я понимаю идею сказки Платонова «Волшебное кольцо»?