kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по литературе 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

                         

Тема: Доброта как лучшее человеческое качество.

          (По сказке А. П. Платонова «Волшебное кольцо»).


 Цель: проанализировать содержание сказки;

           развитие речи учащихся: умение отвечать на вопросы,

           пересказывать, выразительно читать,   делать выводы;              

           воспитание любви к животным, доброты, милосердия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе 5 класс»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 КЛАССЕ

учитель русского языка и литературы

Фёдорова Галина Анатольевна,

МАОУ СОШ п. Волгино

Новгородская область,

Боровичский район, п. Волгино

Тема: Доброта как лучшее человеческое качество.

(По сказке А. П. Платонова «Волшебное кольцо»).


Цель: проанализировать содержание сказки;

развитие речи учащихся: умение отвечать на вопросы,

пересказывать, выразительно читать, делать выводы;

воспитание любви к животным, доброты, милосердия.


План урока:

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя о Платонове А. П.

3.Инсценирование.

4.Беседа по вопросам.

5.Чтение эпизода в лицах.

6.Ответ на вопрос.

7.Чтение эпизода в лицах.

8.Пересказ на тему «Кто расстроил счастье Семёна?».

9.Инсценирование эпизода из народной сказки.

10.Беседа по вопросам.

11.Заключительное слово учителя.

12.Домашнее задание.


Оборудование: портрет А. П. Платонова, учебник-

хрестоматия,рисунки к сказке,костюмы и

маски, игрушки; на доске проблемы, которые

затрагивает сказка.


Ход урока:



I. Организационный момент. Объявление темы и целей урока.


II. Вступительное слово учителя.


Жизнь А. П. Платонова (1899-1951гг.) (Климентов) внешне не очень богата событиями, но внутренне очень напряжённа и драматична. Став профессиональным литератором, печатался мало, жил трудно. Сказка «Волшебное кольцо» написана в 1950 году, за год перед смертью в очень сложный период своего творчества: его сильно критиковали. Платонов был прикован к постели, многое передумал, многое создал. Взял сказки Александра Николаевича Афанасьева и несколько их пересказал, обогатив сказочный сюжет.

В сказке «Волшебное кольцо» Платонов затрагивает такие вопросы:

1)Что такое счастье?

2)Само ли оно приходит или его нужно добывать?

3)Каким должен быть человек?

4)Правда ли, что человек — кузнец своего счастья?


III. Инсценирование начала сказки (Со слов «Жила в деревне крестьянка....Вот и стали жить...., а всего пятеро).


IV. Беседа по вопросам.

- Кому и какое добро сделал Семён?

(Добро сделал по простоте душевной существу, от которого и ждать-то было нечего. Отдал деньги за собаку, когда они голодали. Кошку тоже жалеет. Последние мыши в амбаре с голоду подохли, ловить некого. Делает добро змее . Это народная мудрость. Выбрана она неслучайно: её все боятся. Избавляет змею от страданий и приносит домой . Это верх доброты.)


- Каким вы представляете Семёна?

(Очень добрый, умный, милосердный.

(Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить из сострадания,человеколюбия).

Помогает тем существам, которые не могут быть ему полезными. Это любимый тип платоновского героя, которого он в произведениях назвал «сокровенный человек». Это нравственный идеал народа.)


- От кого и за что получил Семён волшебное кольцо?

(От змеиного царя, к которому привела змея Скарапея. Этот царь щедрый, мудрый, даже готов отдать замуж Скарапею. Он за добро платит добром. Это первый возврат за добро).


- Что хотел Семён иметь в жизни в первую очередь?

(Он хотел иметь элементарный достаток, потому что жили всегда бедно. Жить сытно — первая ступень счастья. И животные лосниться от котлет стали. Он и о кольце даже забыл. Изменилась жизнь чудным образом. Произошло вознаграждение за страдания).


- Расскажите о втором желании Семёна.

(Захотелось жениться на прекрасной царевне. Это счастье, которое не приходит само.)


- Почему Семён не воспользовался кольцом, чтобы заставить царевну полюбить себя?

(Любовь в сказке завоёвывают, доказывают, а иначе это не принесёт счастья. Посылает мать свататься, но она не идёт, потому что они не равны.).


-Прочитайте, что отвечает ему мать.


- А правда ли , что низшие хуже высших?


  1. Чтение эпизода чаепития у царя.


  1. Какое сказочное испытание должен перенести Семён, чтобы жениться на царевне и быть вполне счастливым? (Построить хрустальный мост).


  1. Чтение в лицах эпизода выполнения задания.

Автор

Семён

мать

царь

царица

вельможа

(Он хотел жениться по любви. Жили хорошо. Наступило наивысшее состояние счастья).

  1. Пересказ на тему «Кто расстроил счастье Семёна» .

(Аспид-завистник. Семёна не смогла соблазнить прекрасная девица, а его жена променяла его. Семён делал жене добро, а она ему наоборот. Добро не принесло пользы, потому что дано плохому человеку).

Семён снова беден, в тюрьме, жена -обманщица.


  1. Инсценирование эпизода освобождения Семёна из

тюрьмы. (Обращение к народной сказке). (Кошка и собака это делают не без труда, ума, ловкости и хитрости. Делают это в ответ на добро Семёна).


  1. Чем заканчивается сказка?



Дополнительные задания:

1)Прокомментируйте иллюстрации.

2)Что вы можете сказать о языке сказки?

(В сказке писатель использует сравнения.,красочные описания,повторы,диалектизмы,иносказание).

3)Сравнить сказку народную и сказку А. Платонова .

4)Сравнить два типа царей.

5)Каков Семён?

Чему учит сказка? Каковы её идеи?

(Идея- основная мысль художественного произведения).


XI. Заключительное слово учителя.

Для Семёна все сделалось самым хорошим образом. Он счастлив. Живёт с теми, кого любит.

Платонов , как и в народной сказке, спросил о каком-то смысле жизни любого человека. Каким должен быть человек в отношении к другому человеку? Показал тоску по тем качествам, по которым изголодалось человечество. В этом народная нравственность.


XII. Домашнее задание:

Сочинение-миниатюра «Как я понимаю идею сказки Платонова «Волшебное кольцо»?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по литературе 5 класс

Автор: Фёдорова Галина Анатольевна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 254089

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Открытый урок литературы в 6 классе А.С.Пушкин. «Повести Белкина». «Метель», «Барышня-крестьянка». Образ русской барышни. "
    ["seo_title"] => string(121) "otkrytyi-urok-litieratury-v-6-klassie-a-s-pushkin-poviesti-bielkina-mietiel-baryshnia-kriest-ianka-obraz-russkoi-baryshni"
    ["file_id"] => string(6) "231530"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442514688"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Конспект открытого урока литературы для 6 класса В.Г. Распутин "Уроки французского". Уроки мужества и доброты."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_otkrytogo_uroka_literatury_dlia_6_klassa_v_g_rasputin_uroki_frantsuzsko"
    ["file_id"] => string(6) "609770"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1655314343"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Разработка открытого урока литературы в 11 классе   Повесть  «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ» А. И КУПРИНА "
    ["seo_title"] => string(92) "razrabotka-otkrytogho-uroka-litieratury-v-11-klassie-poviest-granatovyi-brasliet-a-i-kuprina"
    ["file_id"] => string(6) "106852"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403097543"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Открытый урок к году литературы."Ф.И.Тютчев."Есть в осени первоначальной" "
    ["seo_title"] => string(78) "otkrytyi-urok-k-ghodu-litieratury-f-i-tiutchiev-iest-v-osieni-piervonachal-noi"
    ["file_id"] => string(6) "174292"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105974"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Презентация урока литературы по ФГОС"
    ["seo_title"] => string(41) "priezientatsiia-uroka-litieratury-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "290912"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455033110"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства