В условиях перехода на ФГОС считаю необходимым научить ребят самостоятельно добывать знания, уметь из потока информации вычленять главное, пользоваться компьютером на уроке, представлять продукт своей мыслительной деятельности, доказывать свою точку зрения, творчески подходить к уроку литературы.
Урок-самоуправление предполагает предварительный подготовительный этап обучающихся. Ребята самостоятельно избирали себе роли и виды деятельности на предстоящем открытом уроке. Учитель выступает лишь в роли помощника. Инициатива принадлежит обучающимся.
В этой связи использую принципы наглядности, доступности, прочности, системности, научности, интеграции( связь с историей ).
Методы : наглядно-иллюстративный, проблемный, поисковый, групповая работа по тексту с элементами беседы, театральности.
Виды учебной деятельности: аналитическая работа с текстом, выступления на основе опережающего задания, проблемный диалог, актерское чтение.
Технологии: проблемное обучение, технология сотрудничества( работа в поисковых группах ), ИКТ.
Своей основной задачей ставлю воспитание современного ученика, способного саморазвиваться и самовыражаться, свободно выступать перед аудиторией, быть тонким наблюдателем жизни во всех ее фазах.
Выписка из протокола заседания № 3 МО гуманитарного цикла на
предмет анализа открытого урока литературы в 10 классе,
проведенного учителем Дорожкиной В.А.,участницей конкурса
методических разработок в номинации "Лучший урок".
Выступление Дорожкиной В.А.
- В каждом ребенке заложены творческие способности. Нет, я не ставлю цели сделать из своих воспитанников писателей, художников, лингвистов, историков, актеров. Просто учу образному видению и творческому осмыслению увиденного и прочитанного.
Использовала различные методы и приемы творческих работ, активизировала ребят на самостоятельное изучение материала. Пыталась научить их проводить исследовательские работы, уметь смело выступать перед аудиторией с самостоятельно подготовленными презентациями, доказывать свою точку зрения, по-философски подходя к жизненным проблемам.
Это был урок-самоуправление. Ребятами была проведена большая работа по подготовке : своими руками они оформили кабинет в духе пореформенной России, провели работу со словарями,- разделились на группы по интересам и способностям. Каждая группа представила продукт своей мыслительной деятельности : актеры выступали в костюмах русских крестьян, читали монологи, художники помогли нам осмыслить картины, историки показали особенности крестьянских реформ того времени.
Тему, задачи урока ребята обозначили сами. Тема урока " Изображение русского крестьянства в поэме Н.А.Некрасова " Кому на Руси жить хорошо" затронула детские души, взволновала их. Мы проследили, как автору удалось раскрыть противоречивость мира крестьянства, показать богатство и сложность крестьянского характера, указать на назревающий стихийный протест.
Несомненно, всеми силами хотелось помочь воспитанникам почувствовать социальную трагедию крестьянства. Как обычно, старалась сформировать нравственные качества, прививать эстетическое отношение к миру. Работой своих учеников довольна.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация урока литературы по ФГОС»
Открытый урок по теме
"Изображение русского крестьянства в поэме
Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" .
Учитель русского языка и литературы Дорожкина В.А.
Вид урока: урок - самоуправление -представление продукта мыслительной деятельности ребят с элементами театральности.
Оборудование урока: проектор, экран, компьютер, текст поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо", репродукции картин с изображением русского крестьянства, иллюстрации воспитанников, песня "Русское поле".
Урок ведут учителя - ученики.
Тема урока:
Изображение русского крестьянства в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
Цели урока:
1) проследить, как автору удалось раскрыть противоречивость мира крестьянства, раскрыть богатство, сложность крестьянского характера, указать на зреющий в народе стихийный протест;
2) показать глубину и мастерство поэта в создании образа народа во всей его широте и целостности:
3) развивать в учащихся логическое мышление, навыки анализа в работе с лиро-эпическим произведением;
4)помочь учащимся почувствовать социальную трагедию крестьянства; формировать у обучающихся нравственные качества, прививать эстетическое отношение к миру.
Методические приемы: групповая работа по тексту с элементами беседы, театральности.
На доске:
1.Тема,эпиграф, план урока.
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
Некрасов.
1.План урока.
1.Отношение русской революционной демократии к народу.
2.Противоречивость, сложность и богатство мира крестьянства.
Ожидания:
1.Увидеть мастерство поэта в изображении крестьян.
2. (варианты предлагают учащиеся).
2.Слово учителя.
- Учитель на сегодняшнем уроке не я одна... Все мы будем учиться понемногу друг у друга. Сегодня у нас 3 группы экспертов : историки, лингвисты, художники. Все мы вместе- философы. Нам предстоит сегодня обнажить правду жизни русского крестьянства в пореформенную эпоху.
- Начнем с историков. Именно они работали над проблемой замысла поэмы , они поведают нам о том времени.
Выступление группы историков (презентация).
Замысел поэмы "Кому на Руси жить хорошо" был продиктован самой жизнью, тем значением, которое приобретал в пореформенную эпоху крестьянский вопрос. Крестьянское движение в 1859-1861 годы приобрело широкий размах. 90% всех губерний европейской части России было охвачено крестьянскими бунтами. Однако вожди революционной демократии несколько преувеличивали возможности народа: он не был подготовлен к сознательным действиям.
Некрасов остро чувствовал "больные" вопросы своего времени и живо откликался на события современной ему жизни. Это и подтолкнуло поэта к созданию народной книги.
В поэме "Кому на Руси жить хорошо" автор стремился дать читателю как можно более полные сведения о русском народе, тех процессах, которые происходили в духовной жизни крестьянства после реформы 1861 года. Поэт стремился не только показать пробуждение крестьянских масс, но и повлиять на их политическое самосознание.
Народная жизнь в поэме изображена глазами самого народа.
3. Театрализованное представление . Входит актер- крестьянин из " Пьяной ночи". Читает монолог наизусть.
Работа с текстом первой части "Сельская ярмонка", "Пьяная ночь".
Обсуждение.
- Ребята, как показано безудержное веселье ?
- Какие глаголы использованы?
(Шумит, поёт, ругается,
Качается, валяется,
Дерётся и целуется
У праздника народ.)
- Выразительно прочитайте и постарайтесь передать атмосферу широкого народного праздника, заставляющего почувствовать размах, удаль, силу русского крестьянина.
(В первой картине обратим внимание на богатство красок : "пестро, красно кругом", "рубахи всех цветов", "платья красные", "косы с лентами"… .
Во второй картине выделим глаголы ,передающие поведение народа на празднике : "шумит", "поёт"…, сравнения : "не ветры воют буйные, не мать-земля колышется" и т.д.
В третьей картине отметим художественные детали ,говорящие о талантливости и душевной силе народа : "…песня хором грянула, согласная, складная и катится она широко, вольно…".)
Актеры-крестьяне . Сцена с ботиночками.
Обсуждение.
-Как отнеслись крестьяне к поступку Веретенникова, подарившего внучке Вавилы ботиночки?
- Найдите и зачитайте эпизоды, передающие как веселье перешло в никем не сдерживаемое пьянство.
(В первом эпизоде создаётся, а во втором усиливается представление о том, как ещё много в народе тёмного, неприглядного и безобразного:
По всей по той дороженьке
И по окольным тропочкам
Покуда глаз хватал,
Ползли, лежали, ехали,
Барахталися пьяные… )
Вывод.
Сознание народное сложное и противоречивое. На доске наглядно показан мужик-крестьянин . По ходу урока этот образ обрастает чертами характера.
Работа над текстом.
Во-первых, народ суеверен :
На баб нарядных глядючи,
Старообрядка злющая
Товарке говорит:
Быть голоду! Быть голоду!
Во-вторых, в семье царит деспотизм: Другая:
"Врёшь, в моём дому
Похуже твоего!
Мне старший зять
ребро сломал!..."
В -третьих, народ пристрастился к алкоголю:
Расхвастался Вавилушка,
И старому, и малому
Подарков насулил.
А пропился до грошика.
Таким образом, все высказывания из толпы свидетельствуют о темноте, невежестве, смирении народа. Однако есть и другие реплики, свидетельствующие о стремлении и способности крестьян осмыслить своё положение. В них звучит несогласие с пореформенными порядками, скептическая оценка пореформенной реформы:
Добра ты , царска грамота,
Да не про нас написана… .
- Завершим рассматривать крестьянский мир на сельской ярмарке рассказом о Якиме Нагом (учащиеся зачитывают эпизоды).
Вывод: Яким Нагой - личность, способная постоять за народные интересы, готовая на решительный спор с теми, кто судит о народе плохо.
4. Работа с текстом главы "Крестьянка".
- Рассказать ,как жили корежские крестьяне. Одинаков ли уровень сознания вахлаков и корежских крестьян, их отношение с помещиками? (Ответы учащихся).
- Кто такой Савелий?
- Найдите в тексте портрет Савелия и зачитайте.
- Как понимает Савелий слово "терпит"?
- Почему в размышлениях Савелия о судьбе народа возникает образ былинного богатыря Святогора? (Святогор - один из самых сильных , но и один из самых неподвижных образов богатырского эпоса. Так и народ: и силён, и бессилен одновременно.)
-Какие любимые слова Савелия? Что в них звучит? ( В словах "Эх вы, Аники- воины! Со стариками. с бабами вам только воевать!" звучит презрение к тем, кто не способен на борьбу.)
- Как понимать терпение, к которому призывает Савелий Матрёну Тимофеевну? (Терпение как покорность, смирение- группа лингвистов разъясняет эти понятия.)
- Вывод. В образе Савелия обнажается сила и бессилие русского крестьянства, противоречивость его сознания. С одной стороны, могучая несгибаемая мощь, с другой - незнание, как завоевать себе свободу. Отсюда - ноты отчаяния, неверие в возможность изменить свою судьбу.
5. "Крестьянка" - единственная часть поэмы, написанная от первого лица. Актер читает монолог.
- Сообщение о Матрёне Тимофеевне.
- Особенности речи Матрёны.
- Вывод. Жизненные испытания не сломили Матрёну Тимофеевну, а воспитали способность и стремление отстаивать права и судьбу близких ей людей. Эта женщина не только сильная духом, но и одарённая, талантливая. Рассказ Матрёны Тимофеевны -это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной женщины-матери, которая в пореформенную эпоху осталась такой же угнетённой и бесправной, как и до 1861 года.
6. Так каким же нам видится народ ? Группа художников, призываем вас на помощь.
Беседа по произведениям живописи той эпохи ( группа работает по картине В.Перова "Странник" и
по картине И. Крамского "Полесовщик".)
-Какие черты русского крестьянства запечатлены художниками, как они перекликаются по своему содержанию с поэмой "Кому на Руси жить хорошо"? (Картины рассказывают о жизни русского крестьянства. Полесовщик напоминает Савелия. Особенно его горящие глаза. Этот человек способен постоять за себя, в любую минуту он готов заступиться за обиженных.)
7. А какими мы стали в заключении урока? Кто мы : скептики или оптимисты ? Группа лингвистов разъяснит нам эти понятия ( презентация).
8. Подведение итогов.
- Несомненно , все мы сегодня были в роли мыслителей и философов. Поэтому давайте по-философски подведем итоги нашего урока-продукта нашей всеобщей мыслительной деятельности. Вот он , русский мужик -крестьянин.
-Для поэта мужик велик во всём : и в своём рабском терпении, и в своих вековых страданиях, и в грехах, и в разгуле, и в жажде воли. Некрасов показал народ, сохранивший и в тягостной, нищей, беспросветной жизни могучие силы и жажду жизни. Но крестьяне не до конца поднимаются к борьбе, скорее смиряются, не надеясь найти правду. Об этих противоречиях в настроении русского крестьянства, его силе и слабости поэт говорит:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
Поэт верит в силу народа, в его пробуждение.
- А какой , на ваш взгляд, сегодня мужик-крестьянин?