Конспект открытого урока литературы для 6 класса В.Г. Распутин "Уроки французского". Уроки мужества и доброты.
Конспект открытого урока литературы для 6 класса В.Г. Распутин "Уроки французского". Уроки мужества и доброты.
Данный конспект рекомендуется для использования на уроках литературы в качестве методического материала для работы с учащимися общеобразовательных школ с русским языком обучения. Материал может быть использован как на обычном уроке, так и на открытом уроке литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
– отрывок из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского», электронная
презентация, тест, портрет писателя, «Дерево души», плакат «Угадай героя».
Оформление доски:
Запись темы урока: В.Г. Распутин «Уроки французского». «Уроки мужества и
доброты».
2. Эпиграф к уроку:
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Л.Н. Толстой)
План урока:
Организационный момент – 2 минуты
Разговорная пятиминутка- 4 мин
Опрос пройденного материала - 15 м.
Новая тема - 10 м.
Закрепление -12 минут
Домашнее задание – 2 м.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие класса.
Учитель:
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Встаньте, дети, не ленитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Здравствуйте, ребята, сели
И на парты посмотрели.
Будут нужными опять:
Книга, ручка и тетрадь.
Молодцы! Готов весь класс,
Приступаем, в добрый час!
- Давайте улыбнёмся друг другу, подарите свои улыбки и нашим гостям. Я рада видеть ваши лица, улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.
II. Проверка домашнего задания и опрос учащихся.
Вступительное слово учителя.
- Ребята, вы помните, в этом году 15 марта исполнилось 85 лет писателю Валентину Григорьевичу Распутину. На прошлых уроках мы познакомились с его рассказом «Уроки французского».
Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик, и вы мне ответите о чём у нас будет речь на уроке.
(Видеоролик Притча о стакане молока) Слайд 4
Сегодня мы постараемся с вами понять, почему автор назвал свое произведение именно так: «Уроки французского» и разберёмся, о каких уроках мужества и доброты говорит писатель.
Давайте сначала вспомним, о чем мы прочитали и посмотрим на экран. (видеоролик). Слайд 6
- А теперь обратимся к эпиграфу, который написан на доске и прочитаем слова Л. Н. Толстого «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» Этот эпиграф выбран не случайно. Он соотнесен с теми событиями и теми людьми, которые окружали главного героя. Одни из них прошли не оставив в душе мальчика никаких положительных воспоминаний. Другие своей добротой и участием запомнились на всю жизнь.
Сегодня на уроке попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина, продолжим учиться анализировать художественное произведение и работать над культурой речи. Вам будет предложено поработать “историками”, “литераторами”, “корреспондентами”.
Итак, приступим. Слово нашим корреспондентам.
(Корреспонденты задают свои вопросы, остальные отвечают)
Вопросы корреспондентов:
Какое грозное время выпало на детство В.Г. Распутина? (Великая Отечественная Война) Слайд 7
Как война связана с рассказом «Уроки французского»? (Прошло всего три года после войны) Слайд 8
Почему рассказ «Уроки французского» называют автобиографическим? (Распутин писал о себе) Слайд 9
Кому посвятил автор свой рассказ? (Копыловой Анастасии Прокопьевне) Слайд 10
Кто стал прототипом главной героини рассказа? (Молокова Лидия Михайловна) Слайд 11
К кому был обращён рассказ «Уроки французского»? (Он обращен и к взрослым, и к детям) Слайд 13
Учитель: А теперь у меня вопрос всему классу.
- От какого лица идёт повествование в рассказе и почему? (От первого лица, потому что рассказ автобиографический)
- Что означает слово автобиография? И почему рассказ автобиографический? Слайд 12 (Собственное жизнеописание. Автор рассказывает о самом себе: событиях в своей жизни, собственных мыслях, людях, которые ему встречались в прошлом).
- Молодцы, ребята!
Объяснение новой темы.
Учитель: Это были первые послевоенные, голодные годы. Людям приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности.
Мальчик был старшим из троих детей, хорошо учился, но в деревне, где жила семья, была начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в райцентр.
- С какими трудностями пришлось столкнуться мальчику на первых порах самостоятельной жизни мы сейчас и разберёмся.
Блиц-опрос:
- Сколько лет главному герою рассказа? (11 лет)
- Почему он оказался в райцентре? (жажда знаний, поехал учиться)
- С какими жизненными трудностями ему пришлось столкнуться? (болезнь, нехватка еды, одиночество, предательство)
- Почему он стал играть на деньги? (чтобы покупать молоко)
- За что его избили? (стал выигрывать)
- Кто рассказал Лидии Михайловне, что мальчик играет на деньги? (Тишкин).
Узнав, что ученики играют на деньги, она решает поговорить с мальчиком и выяснить, для чего он этим занимается. После разговора она понимает, что парнишка играет не ради самих денег и не ради азарта. Ему нужен рубль на молоко. Он недоедает, и у него нет другого способа достать так необходимые ему деньги. Герой проникается доверием к своей учительнице, мальчик не в силах обманывать эту женщину. Он открывает ей душу, рассказывает о трудностях своей жизни.
Сценка «Откровенный разговор».
- Это правда, что ты играешь на деньги?
- Правда.
- Ну и как - выигрываешь или проигрываешь? Давай рассказывай, как есть. Проигрываешь, наверно?
- Выигрываю.
- Хорошо хоть так. Выигрываешь, значит. И что ты делаешь с деньгами? Покупаешь конфеты? Или книги? Или копишь на что-нибудь? Ведь у тебя их, наверное, теперь много?
- Нет, не много. Я только рубль выигрываю.
- И больше не играешь?
- Нет.
- А рубль? Почему рубль. Что ты с ним делаешь?
- Покупаю молоко.
- Молоко? И все-таки на деньги играть не надо. Обошелся бы ты как-нибудь без этого.
Можно обойтись?
- Можно.
- Перестаёт мальчик играть на деньги? (Нет)
- Почему Лидия Михайловна не рассказала директору, что ученики играют на деньги? ( не хотела, чтобы дети пострадали от директора)
- Что решает сделать Лидия Михайловна, когда узнала, что мальчик голодает? (заниматься дополнительно и кормить его)
- А почему именно с этим мальчиком она решает заниматься дополнительно? (он был способный и хотел учиться).
Закрепление.
- Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога?
Попробуем ответить на этот непростой вопрос.
Одна группа увидит в поступке учительницы подвиг доброты. Другая - попробует
увидеть в этом преступление педагога, ведь именно такой приговор вынес директор
школы.
Обсудите в группе и решите. Кто будет отвечать.
1 мнение: подвиг доброты, ведь поступила она так из добрых побуждений. Только лишь для того, чтобы помочь.
2 мнение: это преступление, ведь на учителя должны равняться. А какой пример она подала? В школе должен быть порядок, учитель не должен играть в азартные игры. Это не этично.
- Ребята, а вы, действительно, так думаете? Что подсказывает вам сердце?
(Ученики оправдывают ее. Лидия Михайловна нарушила все этические нормы,
кроме одной: она не бросила в беде своего ученика и воспитанника).
Учитель: У вас на партах лежат рабочие листы, вы должны будете выполнить предложенные задания, а потом мы их вместе проверим. Приложение 1. (Ученики выполняют задания, передают друг другу – взаимопроверка и сверяют ответы по слайдам). Слайды с 14 по 23.
- Молодцы, и с этим заданием справились.
Слово учителя: А теперь я предлагаю вам, ребята, задания с различными ситуациями. «Твое поведение в сложившейся ситуации».
1). Шел Саша домой из школы. Видит – идет по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошел к перекрестку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Саша и пошел своей дорогой. Как бы ты поступил на его месте?
2). Придя в школу, ты заметил, что у соседа по парте плохое настроение. Твои действия.
3). Выходя из школы, ты заметил, как несколько старшеклассников, вымогая деньги, избивают твоего товарища. Какие действия ты предпримешь?
4). Вы с товарищами зашли в буфет и купили себе пирожки и кофе. А у одного мальчика денег хватало только на кофе, но ему очень хотелось кушать. Как вы поступите? Слайды 29, 30.
- Молодцы, хорошо справились с заданием.
Учитель: Мы с вами проанализировали весь рассказ, записали, какие жизненные уроки получил мальчик. - А какие уроки вы взяли для себя из этого рассказа? (ученики называют уроки, которые они получили, прочитав этот рассказ).
- Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки.
- Какие уроки преподал нам Валентин Распутин? Как вы думаете, чему учит этот рассказ? (Этот рассказ учит людей состраданию и тому, что надо не просто посочувствовать человеку, которому трудно, но и посильно помочь ему, в то же время не оскорбляя его гордости. И если каждый из нас поможет хоть одному человек, то жизнь станет светлее и чище.)
Вывод: «Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты.
Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелёгкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем «чувства добрые».
Слово учителя:
- Мы с вами хорошо поработали и на протяжении урока растили «Дерево души», давайте посмотрим, что у нас получилось. (Ученики зачитывают слова и прикрепляют сердечки на дерево). Какое красивое дерево мы вырастили!
Подведение итога урока.
- Что нового мы сегодня узнали на уроке?
- Какие уроки вы получили, прочитав рассказ?
- Почему писатель назвал свой рассказ «уроками доброты»?
«Уроки французского» оказываются «уроками доброты», которые будущий писатель взял с собой во взрослую жизнь. Вспоминая свою любимую учительницу, Распутин пишет о том, что добро всегда бескорыстно. Оно не требует награды, не ищет прямой отдачи. Оно бескорыстно, а потому бесценно.
- Сегодня у нас на уроке тоже есть красные яблоки. Я очень хочу, чтобы эти яблоки стали для вас частичкой добра, чтобы после нашего урока вы стали милосерднее, добрее к тем, кто с вами рядом. Подарим частичку своей доброты нашим гостям.
Выставление и комментирование оценок.
- Сегодня все очень хорошо работали.
- Особенно (называю по имени) Молодцы, ребята!
Объяснение домашнего задания:
1. Написать мини – сочинение о том, встречали ли вы в жизни таких людей, как герои Распутина, мужественных, честных, добрых. Расскажите о них.
2. Урок, который я запомню… (очерк, случай, произошедший в вашей жизни).
3. Подберите пословицы о добре и милосердии.
А в заключении споём песню, которая так и называется «Доброта». Слайд 32
Как хорошо, что доброта
Живет на свете вместе с нами.
Без доброты –ты сирота,
Без доброты – ты серый камень.
Урок закончен. Всем спасибо!
Приложение 1
Рабочий лист __________________________________________________________
Задание. Решение теста к рассказу «Уроки французского»
1.В каком году был написан рассказ «Уроки французского»?
А) 1972 г Б) 1973 г В) 1974 г Г) 1975 г
2. К какому литературному направлению относится рассказ «Уроки французского»?
В) Из семьи среднего достатка, но мальчика держали впроголодь;
Г) Из бедной семьи, они постоянно голодали.
4. Для чего главный герой поехал в райцентр?
А) Работать; Б) В гости; В) Учиться; Г) Отдыхать.
5. Почему он стал играть в «чику»?
А) ему нравилась игра; Б) ему нужны были деньги на молоко;
В) не хотел отставать от других ребят; Г) просто из интереса.
6. Учительница решила сыграть со своим учеником в азартную игру для того, чтобы: А) Самой почувствовать себя ребёнком; Б) Он смог покупать себе еду; В) Заработать денег; Г) Показать, что она тоже может играть в азартные игры.
7. Куда уехала учительница в конце рассказа?
А) в Сибирь; Б) на крайний Север; В) на Кубань Г) в Москву.
8. Какое художественное средство использует автор во фразе: «Этим она хороша и плоха одновременно»: А) Антитезу Б) Олицетворение В) Метафору Г) Эпитет
1
2
3
4
5
6
7
8
Задание: Найди правильное определение слова и поставь в графу соответствующую цифру
1. Автобиография
основная мысль произведения
2. Портрет
это прием в литературе, основанный на противопоставлении
Рассказ
это то, о чём рассказывается в художественном произведении, то, что положено в его основу
Образ
это первообраз, реальное лицо
Тема
описание своей жизни
Идея
описание внешности персонажа в литературном произведении
Антитеза
жанр эпоса, небольшое по объему произведение, посвященное отдельному событию из жизни героя
Прототи́п
это художественное обобщение
3. Задание с кратким ответом
1. Река в Сибири, где происходит действие рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». ______
2. Одежда, которую носили деревенские ребята вместо курток. _________________
3. Самодельная обувь, которой так стеснялся главный герой. ______________________________
4. Что купила мама мальчику, когда продала швейную машинку? ___________________________