kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока литературы для 6 класса В.Г. Распутин "Уроки французского". Уроки мужества и доброты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект рекомендуется для использования на уроках литературы в качестве методического материала для работы с учащимися общеобразовательных школ с русским языком обучения. Материал может быть использован как на обычном уроке, так и на открытом уроке литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока литературы для 6 класса В.Г. Распутин "Уроки французского". Уроки мужества и доброты.»







Министерство народного образования Республики Узбекистан

Управление народным образованием Наманганской области

Районный отдел народного образования

города Намангана


Конспект открытого

урока литературы в 6 «Д» классе на тему:

«В.Г. Распутин «Уроки французского» Уроки мужества и доброты».



Учитель

русского языка и литературы

Крюкова Ольга Сергеевна

общеобразовательная школа № 48

Давлатобадский район г. Наманган














































6 класс

Тема: Распутин В Г. "Уроки французского". "Уроки мужества и доброты".

Цели: формирование умения у учащихся анализировать художественное

произведение

1). Образовательная: выявить авторскую позицию и точки зрения учащихся на

проблемы, поднятые автором в произведении; формировать умение анализировать

художественное произведение;

2). Развивающая: развивать коммуникативные навыки и умения учащихся,

продолжить работу по развитию речи школьников;

3). Воспитательная: воспитывать чувство уважения к старшему поколению,

нравственные качества в учениках.

Задачи урока: Слайд 2

1. Раскрыть сложный внутренний мир героя.

2. Показать душевную щедрость учительницы, отметить ее роль в жизни мальчика.

3. В процессе анализа обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в

рассказе.

4. Помочь ребятам обнаружить в себе неисчерпаемые запасы доброты и настоящей

красоты.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Методы: словесный (слово учителя, сообщение детей, творческая беседа по

содержанию рассказа, дискуссия); наглядный (портрет писателя, дерево души,

викторина «Угадай героя», инсценирование).

Оборудование: ИКТ, Литература: ­II ­ часть. ­Учебник-хрестоматия для 6 класса

(Авт. сост: И.Н. Стыркас, Г.Ш. Абдуллаева, Р.Р. Тумпаров. - Т.: «Sharq», 2017)

– отрывок из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского», электронная

презентация, тест, портрет писателя, «Дерево души», плакат «Угадай героя».

Оформление доски:

  1. Запись темы урока: В.Г. Распутин «Уроки французского». «Уроки мужества и

доброты».

2. Эпиграф к уроку:


Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Л.Н. Толстой)


План урока:


  1. Организационный момент – 2 минуты

  2. Разговорная пятиминутка- 4 мин

  3. Опрос пройденного материала - 15 м.

  4. Новая тема - 10 м.

  5. Закрепление -12 минут

  6. Домашнее задание – 2 м.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие класса.

Учитель:

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Встаньте, дети, не ленитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Здравствуйте, ребята, сели

И на парты посмотрели.

Будут нужными опять:

Книга, ручка и тетрадь.

Молодцы! Готов весь класс,

Приступаем, в добрый час!


- Давайте улыбнёмся друг другу, подарите свои улыбки и нашим гостям. Я рада видеть ваши лица, улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

II. Проверка домашнего задания и опрос учащихся.

  1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, вы помните, в этом году 15 марта исполнилось 85 лет писателю Валентину Григорьевичу Распутину. На прошлых уроках мы познакомились с его рассказом «Уроки французского».

Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик, и вы мне ответите о чём у нас будет речь на уроке.

(Видеоролик Притча о стакане молока) Слайд 4

Сегодня мы постараемся с вами понять, почему автор назвал свое произведение именно так: «Уроки французского» и разберёмся, о каких уроках мужества и доброты говорит писатель.

Давайте сначала вспомним, о чем мы прочитали и посмотрим на экран. (видеоролик). Слайд 6

- А теперь обратимся к эпиграфу, который написан на доске и прочитаем слова Л. Н. Толстого «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» Этот эпиграф выбран не случайно. Он соотнесен с теми событиями и теми людьми, которые окружали главного героя. Одни из них прошли не оставив в душе мальчика никаких положительных воспоминаний. Другие своей добротой и участием запомнились на всю жизнь.

Сегодня на уроке попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина, продолжим учиться анализировать художественное произведение и работать над культурой речи. Вам будет предложено поработать “историками”, “литераторами”, “корреспондентами”.

Итак, приступим. Слово нашим корреспондентам.

(Корреспонденты задают свои вопросы, остальные отвечают)

Вопросы корреспондентов:

  1. Какое грозное время выпало на детство В.Г. Распутина? (Великая Отечественная Война) Слайд 7

  2. Как война связана с рассказом «Уроки французского»? (Прошло всего три года после войны) Слайд 8

  3. Почему рассказ «Уроки французского» называют автобиографическим? (Распутин писал о себе) Слайд 9

  4. Кому посвятил автор свой рассказ? (Копыловой Анастасии Прокопьевне) Слайд 10

  5. Кто стал прототипом главной героини рассказа? (Молокова Лидия Михайловна) Слайд 11

  6. К кому был обращён рассказ «Уроки французского»? (Он обращен и к взрослым, и к детям) Слайд 13



Учитель: А теперь у меня вопрос всему классу.

- От какого лица идёт повествование в рассказе и почему? (От первого лица, потому что рассказ автобиографический)

- Что означает слово автобиография? И почему рассказ автобиографический? Слайд 12 (Собственное жизнеописание. Автор рассказывает о самом себе: событиях в своей жизни, собственных мыслях, людях, которые ему встречались в прошлом). 

- Молодцы, ребята!




  1. Объяснение новой темы.

Учитель: Это были первые послевоенные, голодные годы. Людям приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности.




Мальчик был старшим из троих детей, хорошо учился, но в деревне, где жила семья, была начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в райцентр.

- С какими трудностями пришлось столкнуться мальчику на первых порах самостоятельной жизни мы сейчас и разберёмся.


Блиц-опрос:

- Сколько лет главному герою рассказа? (11 лет)

- Почему он оказался в райцентре? (жажда знаний, поехал учиться)

- С какими жизненными трудностями ему пришлось столкнуться? (болезнь, нехватка еды, одиночество, предательство)

- Почему он стал играть на деньги? (чтобы покупать молоко)

- За что его избили? (стал выигрывать)

- Кто рассказал Лидии Михайловне, что мальчик играет на деньги? (Тишкин).

Узнав, что ученики играют на деньги, она решает поговорить с мальчиком и выяснить, для чего он этим занимается. После разговора она понимает, что парнишка играет не ради самих денег и не ради азарта. Ему нужен рубль на молоко. Он недоедает, и у него нет другого способа достать так необходимые ему деньги. Герой проникается доверием к своей учительнице, мальчик не в силах обманывать эту женщину. Он открывает ей душу, рассказывает о трудностях своей жизни.

Сценка «Откровенный разговор».

- Это правда, что ты играешь на деньги?

- Правда.

- Ну и как - выигрываешь или проигрываешь? Давай рассказывай, как есть. Проигрываешь, наверно?

- Выигрываю.

- Хорошо хоть так. Выигрываешь, значит. И что ты делаешь с деньгами? Покупаешь конфеты? Или книги? Или копишь на что-нибудь? Ведь у тебя их, наверное, теперь много?

- Нет, не много. Я только рубль выигрываю.

- И больше не играешь?

- Нет.

- А рубль? Почему рубль. Что ты с ним делаешь?

- Покупаю молоко.

- Молоко? И все-таки на деньги играть не надо. Обошелся бы ты как-нибудь без этого.

Можно обойтись?

- Можно.

- Перестаёт мальчик играть на деньги? (Нет)

- Почему Лидия Михайловна не рассказала директору, что ученики играют на деньги? ( не хотела, чтобы дети пострадали от директора)

- Что решает сделать Лидия Михайловна, когда узнала, что мальчик голодает? (заниматься дополнительно и кормить его)

- А почему именно с этим мальчиком она решает заниматься дополнительно? (он был способный и хотел учиться).

  1. Закрепление.

- Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога?

Попробуем ответить на этот непростой вопрос.

Одна группа увидит в поступке учительницы подвиг доброты. Другая - попробует

увидеть в этом преступление педагога, ведь именно такой приговор вынес директор

школы.

Обсудите в группе и решите. Кто будет отвечать.

1 мнение: подвиг доброты, ведь поступила она так из добрых побуждений. Только лишь для того, чтобы помочь.

2 мнение: это преступление, ведь на учителя должны равняться. А какой пример она подала? В школе должен быть порядок, учитель не должен играть в азартные игры. Это не этично.

- Ребята, а вы, действительно, так думаете? Что подсказывает вам сердце?

(Ученики оправдывают ее. Лидия Михайловна нарушила все этические нормы,

кроме одной: она не бросила в беде своего ученика и воспитанника).

Учитель: У вас на партах лежат рабочие листы, вы должны будете выполнить предложенные задания, а потом мы их вместе проверим. Приложение 1. (Ученики выполняют задания, передают друг другу – взаимопроверка и сверяют ответы по слайдам). Слайды с 14 по 23.


- Молодцы, и с этим заданием справились.

Слово учителя: А теперь я предлагаю вам, ребята, задания с различными ситуациями. «Твое поведение в сложившейся ситуации».

1). Шел Саша домой из школы. Видит – идет по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошел к перекрестку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Саша и пошел своей дорогой. Как бы ты поступил на его месте?

2). Придя в школу, ты заметил, что у соседа по парте плохое настроение. Твои действия.

3). Выходя из школы, ты заметил, как несколько старшеклассников, вымогая деньги, избивают твоего товарища. Какие действия ты предпримешь?

4). Вы с товарищами зашли в буфет и купили себе пирожки и кофе. А у одного мальчика денег хватало только на кофе, но ему очень хотелось кушать. Как вы поступите? Слайды 29, 30.

- Молодцы, хорошо справились с заданием.

Учитель: Мы с вами проанализировали весь рассказ, записали, какие жизненные уроки получил мальчик. - А какие уроки вы взяли для себя из этого рассказа? (ученики называют уроки, которые они получили, прочитав этот рассказ).

- Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки.

- Какие уроки преподал нам Валентин Распутин? Как вы думаете, чему учит этот рассказ? (Этот рассказ учит людей состраданию и тому, что надо не просто посочувствовать человеку, которому трудно, но и посильно помочь ему, в то же время не оскорбляя его гордости. И если каждый из нас поможет хоть одному человек, то жизнь станет светлее и чище.) 




Вывод: «Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты. 

Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелёгкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем «чувства добрые».

Слово учителя:

- Мы с вами хорошо поработали и на протяжении урока растили «Дерево души», давайте посмотрим, что у нас получилось. (Ученики зачитывают слова и прикрепляют сердечки на дерево). Какое красивое дерево мы вырастили!

  1. Подведение итога урока.

- Что нового мы сегодня узнали на уроке?

- Какие уроки вы получили, прочитав рассказ?

- Почему писатель назвал свой рассказ «уроками доброты»?

«Уроки французского» оказываются «уроками доброты», которые будущий писатель взял с собой во взрослую жизнь. Вспоминая свою любимую учительницу, Распутин пишет о том, что добро всегда бескорыстно. Оно не требует награды, не ищет прямой отдачи. Оно бескорыстно, а потому бесценно.

- Сегодня у нас на уроке тоже есть красные яблоки. Я очень хочу, чтобы эти яблоки стали для вас частичкой добра, чтобы после нашего урока вы стали милосерднее, добрее к тем, кто с вами рядом. Подарим частичку своей доброты нашим гостям.

Выставление и комментирование оценок.

- Сегодня все очень хорошо работали.

- Особенно (называю по имени) Молодцы, ребята!

  1. Объяснение домашнего задания:

1. Написать мини – сочинение о том, встречали ли вы в жизни таких людей, как герои Распутина, мужественных, честных, добрых. Расскажите о них.

2. Урок, который я запомню… (очерк, случай, произошедший в вашей жизни).

3. Подберите пословицы о добре и милосердии.

А в заключении споём песню, которая так и называется «Доброта». Слайд 32

Как хорошо, что доброта

Живет на свете вместе с нами.

Без доброты –ты сирота,

Без доброты – ты серый камень.


Урок закончен. Всем спасибо!



Приложение 1

Рабочий лист __________________________________________________________

  1. Задание. Решение теста к рассказу «Уроки французского»

1.В каком году был написан рассказ «Уроки французского»?

А) 1972 г Б) 1973 г В) 1974 г Г) 1975 г

2. К какому литературному направлению относится рассказ «Уроки французского»?

А) Деревенская проза Б) Военная проза В) Детская проза Г) Городская проза

3. Из какой семьи был главный герой?

А) Из богатой семьи, мальчика постоянно баловали;

Б) Из семьи среднего достатка;

В) Из семьи среднего достатка, но мальчика держали впроголодь;

Г) Из бедной семьи, они постоянно голодали.

4. Для чего главный герой поехал в райцентр?

А) Работать; Б) В гости; В) Учиться; Г) Отдыхать.

5. Почему он стал играть в «чику»?

А) ему нравилась игра; Б) ему нужны были деньги на молоко;

В) не хотел отставать от других ребят; Г) просто из интереса.

6. Учительница решила сыграть со своим учеником в азартную игру для того, чтобы:
А) Самой почувствовать себя ребёнком; Б) Он смог покупать себе еду;
В) Заработать денег; Г) Показать, что она тоже может играть в азартные игры.

7. Куда уехала учительница в конце рассказа?

А) в Сибирь; Б) на крайний Север; В) на Кубань Г) в Москву.

8. Какое художественное средство использует автор во фразе: «Этим она хороша и плоха одновременно»:
А) Антитезу Б) Олицетворение В) Метафору Г) Эпитет


1

2

3

4

5

6

7

8









  1. Задание: Найди правильное определение слова и поставь в графу соответствующую цифру


1. Автобиография


основная мысль произведения

2. Портрет


это прием в литературе, основанный на противопоставлении

  1. Рассказ


это то, о чём рассказывается в художественном произведении, то, что положено в его основу

  1. Образ


это первообраз, реальное лицо

  1. Тема


описание своей жизни

  1. Идея


описание внешности персонажа в литературном произведении

  1. Антитеза


жанр эпоса, небольшое по объему произведение, посвященное отдельному событию из жизни героя

  1. Прототи́п 


это художественное обобщение

3. Задание с кратким ответом

1. Река в Сибири, где происходит действие рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». ______

2. Одежда, которую носили деревенские ребята вместо курток. _________________

3. Самодельная обувь, которой так стеснялся главный герой. ______________________________

4. Что купила мама мальчику, когда продала швейную машинку? ___________________________


































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Крюкова Ольга Сергеевна

Дата: 15.06.2022

Номер свидетельства: 609770


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства