kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок литературы в 6 классе А.С.Пушкин. «Повести Белкина». «Метель», «Барышня-крестьянка». Образ русской барышни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок литературы в 6 классе

А.С.Пушкин. «Повести Белкина». «Метель», «Барышня-крестьянка». Образ русской барышни.

Цели:

Обучающие:

  1. Познакомить уч-ся с историей создания  «Повестей Белкина» и их ролью в тв-ве А.С.Пушкина.
  2. Охарактеризовать мастерство сюжета, особенности композиции повести «Метель», дать почувствовать ее своеобразие, «воздушность и выразительность».
  3. Познакомить уч-ся с героями повести «Барышня-крестьянка», дать им характеристики, определить различия между рассказом и повестью, поговорить о композиции и сюжете произведения.

Развивающие

  1. Развивать образное мыщление, творческие способности, умение обобщать и сравнивать материал, выражать и отстаивать свою точку зрения, быстро и грамотно отвечать на вопросы; развивать устную и письменную речь уч-ся.

Воспитательные

  1. Воспитывать чувство прекрасного, интерес к историческим, народным корням литературы.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к повестям, разные издания «Повестей Белкина», ноутбук, словари литературоведческих терминов, запись  музыки Г.В.Свиридова, листы бумаги по количеству учащихся, карандаши,  ручки.

Тип урока: урок формирования знаний.

Вид урока: урок-исследование.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок литературы в 6 классе А.С.Пушкин. «Повести Белкина». «Метель», «Барышня-крестьянка». Образ русской барышни. »

МБОУ Покровская ОШ Лукояновского района Нижегородской области

Учитель русского языка и литературы Шиндина Наталья Алесеевна

Открытый урок литературы в 6 классе

А.С.Пушкин. «Повести Белкина». «Метель», «Барышня-крестьянка». Образ русской барышни.

Цели:

Обучающие:

  1. Познакомить уч-ся с историей создания «Повестей Белкина» и их ролью в тв-ве А.С.Пушкина.

  2. Охарактеризовать мастерство сюжета, особенности композиции повести «Метель», дать почувствовать ее своеобразие, «воздушность и выразительность».

  3. Познакомить уч-ся с героями повести «Барышня-крестьянка», дать им характеристики, определить различия между рассказом и повестью, поговорить о композиции и сюжете произведения.

Развивающие

  1. Развивать образное мыщление, творческие способности, умение обобщать и сравнивать материал, выражать и отстаивать свою точку зрения, быстро и грамотно отвечать на вопросы; развивать устную и письменную речь уч-ся.

Воспитательные

  1. Воспитывать чувство прекрасного, интерес к историческим, народным корням литературы.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к повестям, разные издания «Повестей Белкина», ноутбук, словари литературоведческих терминов, запись музыки Г.В.Свиридова, листы бумаги по количеству учащихся, карандаши, ручки.

Тип урока: урок формирования знаний.

Вид урока: урок-исследование.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

  1. Оргмомент. (1 мин.)

  2. Изучение нового материала.



Эпиграф к уроку: …писать повести надо вот эдак: просто, коротко и ясно. А.С.Пушкин.




1.Слово уч-ля об истории создания «Повестей Белкина». (2мин.)


2.Как встретила общественность это произведение?


3.Сколько повестей в цикле «Повести Белкина»?


Повесть – художественное произведение, по характеру построения сходное с романом, но меньшее по объему.


Композиция – это построение худож.произведения, расположение, взаимосвязь, всех его частей, образов, эпизодов.

Сюжет – последовательность и связь событий в худ. произ-ии.


4. Сегодня нам предстоит разговор о повестях А. С. Пушкина «Метель» и «Барышня-крестьянка», а точнее о главных героинях – Марье Гавриловне и Лизе.

-Обратимся к повести «Метель».

Для начала ответьте на вопрос, почему возникает и какую роль в произведении А. С. Пушкина играет метель?

5.Обратимся теперь к образу главной героини повести – Марьи Гавриловны. Как вы считаете, какими прилагательными можно описать её характер? (прилагательные записываются на доске).

- Вспомните события, в которых так ярко проявились все эти черты.Я имею в виду день и ночь накануне побега и сам день венчания. Что произошло тогда?

Звучит музыка Г. В. Свиридова «Зимняя дорога». (2мин.)

-Сядьте поудобнее, закройте глаза и не открывайте их, пока не закончится музыка.

-Перенеситесь мысленно в дом, где живёт Марья Гавриловна со своими родителями. Какой он? Большой или маленький? Каменный или деревянный? Тепло ли в нём или прохладно?

Походите по первому этажу. Что вы там видите? Какие окна, мебель? А теперь поднимитесь по лестнице на второй этаж, пройдите в комнату Марьи Гавриловны. Давайте понаблюдаем, что происходит в ней. Здесь стоит стройная, бледная семнадцатилетняя девица. Узнали её? Это Марья Гавриловна. Её лицо напряжено. Она кусает губы, теребит волосы, ходит по комнате из угла в угол. Весь день не может найти себе места, потому что ей больше нет места в этом доме, в её родном доме. Сегодня ночью она убежит отсюда, покинет своих родителей. Она не может сказать им о своих замыслах и поэтому садится писать письмо отцу и матери…

 -Оставим её за этим занятием и вернёмся обратно в класс. Вы чувствуете под собой стул, слышите мой голос и возвращаетесь. Когда стихнет музыка, откройте глаза.

-А сейчас попробуйте написать письмо, которое Марья Гавриловна написала своим родителям перед побегом. (3 мин.)

6. Вы смогли вжиться в роль Марьи Гавриловны или, по крайней мере, разобраться в её чувствах и мыслях. Надеюсь, это помогло вам понять пушкинскую героиню. Поэтому я хочу, чтобы вы ответили на несколько вопросов:

- Как можно охарактеризовать состояние Марьи Гавриловны?
- Почему возникла метель в душе Марьи Гавриловны?
- Какие два «фронта» столкнулись в её душе?

-А сейчас попробуйте всё-таки ответить на вопрос, который был поставлен в начале урока: почему возникает метель, какова её роль в произведении?

-Ребята, известный русский композитор Г.В.Свиридов написал замечательную музыку к кинофильму по этой повести, послушаем ее. (3 мин.)

-Какому эпизоду повести соответствует она, как вы думаете? Обоснуйте свой ответ.

-Обратимся к финалу повести, когда метель улеглась, и Бурмин и Марья Гавриловна встретились. Всё уже пережито, супруги нашли друг друга, их ждёт счастье… а может, всё не так?

7.Инсценировка .



8.Пушкин оставил своих героев в саду, дальнейшая их судьба нам неизвестна. А что же случилось после объяснения? Побудьте немного автором и опишите, что произошло после объяснений.

Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

- Закончилась ли метель в произведении и в душе героев?
- Возможно ли их счастье?
- Почему не состоялась свадьба Марьи Гавриловны и Владимира?
- Был ли Бурмин её судьбой?
- Почему Бурмин и Марья Гавриловна встретились только сейчас, хотя были давно женаты?

9.Обратимся к повести «Барышня-крестьянка». Рассмотрим образ главной героини повести – Лизе Муромской. Как вы считаете, какими прилагательными можно описать её характер? (прилагательные записываются на доске). (2мин.)

-Чем привлекает нас Лиза?

(Инсценировка эпизода повести под музыку к кинофильму «Барышня-крестьянка»). (4мин)

-Как Пушкин описывает Алексея Берестова? - -Что, по словам автора, мешает влюбленным мечтать о будущем? (Алексей, как ни был привязан к милой своей Акулине, все помнил расстояние, существующее между им и бедной крестьянкою, а Лиза ведала, какая ненависть существовала между их отцами…)

-Можно ли сюжет этой повести назвать водевильным? Водевиль – жанр легкой комедийной пьесы, в кот. есть диалог и драматич. действие, построенное на занимательной интриге, анекдотическом сюжете.

10. Ребята, сравните образы русской барышни в этих двух произведениях А.С.Пушкина, чем они сходны и чем различаются. (2 мин.)

III. Подведение итогов урока. (2мин)



Ребята, сегодня на уроке мы познакомились с двумя повестями А.С.Пушкина, проанализировали их. Я уверена, что вы обязательно прочитаете и оставшиеся повести сборника Ивана Петровича Белкина. Желаю вам успехов.

IV.Домащнее задание. Написать сочинение на тему «О чем заставляет задуматься одно из прочитанных произведений А.С.Пушкина?» (1 мин.)













Уч-ся записывают в тетради эпиграф.



1.Слово уч-ся об истории создания «Повестей Белкина». (2мин.)

2.Уч-ся поочередно читают выдержки из произведений разных авторов о «Повестях Белкина». (2мин.)

3.Пять повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».

Уч-ся записывают эпиграфы произведений в тетрадь. (2 мин.)





Уч-ся отвечают на вопросы. (2мин.)





5.Уч-ся записывают прилагательные в тетради, поделив пополам страницу и озаглавив «Маша», «Лиза». (1 мин.)





















Уч-ся пробуют написать письмо от имени Марьи Гавриловны. (4мин.) Уч-ся читают письма. (2 мин.)





6.Уч-ся отвечают на вопросы уч-ля (5мин.)







Уч-ся слушают музыку.






7.Уч-ся инсценируют отрывок из повести – диалог Бурмина и Марьи Гавриловны. (3мин.)


8.Уч-ся выполняют письменное задание. (4мин.)








9.Уч-ся записывают в тетрадь прилагательные.





Уч-ся инсценируют повесть.


Уч-ся отвечают на вопросы. (5 мин.)






Уч-ся находят определение водевиля в словаре и отвечают на вопрос. (2 мин.)



10.Уч-ся проводят сравнительный анализ.








Уч-ся записывают д/з.































































Уровень образования: 

 среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: 

 Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 

 6 класс

Предмет(ы): 

 Литература

Цель урока: 

 1. Познакомить с повестью А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка". 2. Выявить жанровые особенности повести "Барышня-крестьянка". 3. Проверить внимательность учащихся в чтении большого произведения. 4. Развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): 

 12

Используемое оборудование: 

Оборудование урока:  компьютер,  слайд-презентация, тексты произведения, словарь Ожегова, репродукции русских художников

Краткое описание: 

 Задачи урока: * Развивающая - развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации. * Обучающая - развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности. * Воспитывающая - воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.

…писать повести надо вот

эдак: просто, коротко и ясно.

А.С. Пушкин






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шиндина Наталья Алексеевна

Дата: 17.09.2015

Номер свидетельства: 231530


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства