Оргмомент. (1 мин.) Изучение нового материала.
Эпиграф к уроку: …писать повести надо вот эдак: просто, коротко и ясно. А.С.Пушкин. 1.Слово уч-ля об истории создания «Повестей Белкина». (2мин.) 2.Как встретила общественность это произведение? 3.Сколько повестей в цикле «Повести Белкина»? Повесть – художественное произведение, по характеру построения сходное с романом, но меньшее по объему. Композиция – это построение худож.произведения, расположение, взаимосвязь, всех его частей, образов, эпизодов. Сюжет – последовательность и связь событий в худ. произ-ии. 4. Сегодня нам предстоит разговор о повестях А. С. Пушкина «Метель» и «Барышня-крестьянка», а точнее о главных героинях – Марье Гавриловне и Лизе. -Обратимся к повести «Метель». Для начала ответьте на вопрос, почему возникает и какую роль в произведении А. С. Пушкина играет метель? 5.Обратимся теперь к образу главной героини повести – Марьи Гавриловны. Как вы считаете, какими прилагательными можно описать её характер? (прилагательные записываются на доске). - Вспомните события, в которых так ярко проявились все эти черты.Я имею в виду день и ночь накануне побега и сам день венчания. Что произошло тогда? Звучит музыка Г. В. Свиридова «Зимняя дорога». (2мин.) -Сядьте поудобнее, закройте глаза и не открывайте их, пока не закончится музыка. -Перенеситесь мысленно в дом, где живёт Марья Гавриловна со своими родителями. Какой он? Большой или маленький? Каменный или деревянный? Тепло ли в нём или прохладно? Походите по первому этажу. Что вы там видите? Какие окна, мебель? А теперь поднимитесь по лестнице на второй этаж, пройдите в комнату Марьи Гавриловны. Давайте понаблюдаем, что происходит в ней. Здесь стоит стройная, бледная семнадцатилетняя девица. Узнали её? Это Марья Гавриловна. Её лицо напряжено. Она кусает губы, теребит волосы, ходит по комнате из угла в угол. Весь день не может найти себе места, потому что ей больше нет места в этом доме, в её родном доме. Сегодня ночью она убежит отсюда, покинет своих родителей. Она не может сказать им о своих замыслах и поэтому садится писать письмо отцу и матери… -Оставим её за этим занятием и вернёмся обратно в класс. Вы чувствуете под собой стул, слышите мой голос и возвращаетесь. Когда стихнет музыка, откройте глаза. -А сейчас попробуйте написать письмо, которое Марья Гавриловна написала своим родителям перед побегом. (3 мин.) 6. Вы смогли вжиться в роль Марьи Гавриловны или, по крайней мере, разобраться в её чувствах и мыслях. Надеюсь, это помогло вам понять пушкинскую героиню. Поэтому я хочу, чтобы вы ответили на несколько вопросов: - Как можно охарактеризовать состояние Марьи Гавриловны? - Почему возникла метель в душе Марьи Гавриловны? - Какие два «фронта» столкнулись в её душе? -А сейчас попробуйте всё-таки ответить на вопрос, который был поставлен в начале урока: почему возникает метель, какова её роль в произведении? -Ребята, известный русский композитор Г.В.Свиридов написал замечательную музыку к кинофильму по этой повести, послушаем ее. (3 мин.) -Какому эпизоду повести соответствует она, как вы думаете? Обоснуйте свой ответ. -Обратимся к финалу повести, когда метель улеглась, и Бурмин и Марья Гавриловна встретились. Всё уже пережито, супруги нашли друг друга, их ждёт счастье… а может, всё не так? 7.Инсценировка .
8.Пушкин оставил своих героев в саду, дальнейшая их судьба нам неизвестна. А что же случилось после объяснения? Побудьте немного автором и опишите, что произошло после объяснений. Подумайте и ответьте на следующие вопросы: - Закончилась ли метель в произведении и в душе героев? - Возможно ли их счастье? - Почему не состоялась свадьба Марьи Гавриловны и Владимира? - Был ли Бурмин её судьбой? - Почему Бурмин и Марья Гавриловна встретились только сейчас, хотя были давно женаты? 9.Обратимся к повести «Барышня-крестьянка». Рассмотрим образ главной героини повести – Лизе Муромской. Как вы считаете, какими прилагательными можно описать её характер? (прилагательные записываются на доске). (2мин.) -Чем привлекает нас Лиза? (Инсценировка эпизода повести под музыку к кинофильму «Барышня-крестьянка»). (4мин) -Как Пушкин описывает Алексея Берестова? - -Что, по словам автора, мешает влюбленным мечтать о будущем? (Алексей, как ни был привязан к милой своей Акулине, все помнил расстояние, существующее между им и бедной крестьянкою, а Лиза ведала, какая ненависть существовала между их отцами…) -Можно ли сюжет этой повести назвать водевильным? Водевиль – жанр легкой комедийной пьесы, в кот. есть диалог и драматич. действие, построенное на занимательной интриге, анекдотическом сюжете. 10. Ребята, сравните образы русской барышни в этих двух произведениях А.С.Пушкина, чем они сходны и чем различаются. (2 мин.) III. Подведение итогов урока. (2мин)
Ребята, сегодня на уроке мы познакомились с двумя повестями А.С.Пушкина, проанализировали их. Я уверена, что вы обязательно прочитаете и оставшиеся повести сборника Ивана Петровича Белкина. Желаю вам успехов. IV.Домащнее задание. Написать сочинение на тему «О чем заставляет задуматься одно из прочитанных произведений А.С.Пушкина?» (1 мин.)
| Уч-ся записывают в тетради эпиграф. 1.Слово уч-ся об истории создания «Повестей Белкина». (2мин.) 2.Уч-ся поочередно читают выдержки из произведений разных авторов о «Повестях Белкина». (2мин.) 3.Пять повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Уч-ся записывают эпиграфы произведений в тетрадь. (2 мин.) Уч-ся отвечают на вопросы. (2мин.) 5.Уч-ся записывают прилагательные в тетради, поделив пополам страницу и озаглавив «Маша», «Лиза». (1 мин.) Уч-ся пробуют написать письмо от имени Марьи Гавриловны. (4мин.) Уч-ся читают письма. (2 мин.) 6.Уч-ся отвечают на вопросы уч-ля (5мин.) Уч-ся слушают музыку. 7.Уч-ся инсценируют отрывок из повести – диалог Бурмина и Марьи Гавриловны. (3мин.) 8.Уч-ся выполняют письменное задание. (4мин.) 9.Уч-ся записывают в тетрадь прилагательные. Уч-ся инсценируют повесть. Уч-ся отвечают на вопросы. (5 мин.) Уч-ся находят определение водевиля в словаре и отвечают на вопрос. (2 мин.) 10.Уч-ся проводят сравнительный анализ. Уч-ся записывают д/з. |