Урок литературы: «Дедушка Крылов и его басни».
Цели : Обобщение басенного творчества И.А. Крылова; чтение и инсценирование басен; воспитание критического отношения к своим порокам, воспитание чувства патриотизма.
Оборудование: иллюстрации к басням; викторина по басням, плакаты со словами Крылова (цитаты из басен), Белинского; сообщения о Крылове, подготовленные учащимися; DVD-видео с баснями; декорации, костюмы, портрет с изображением И.А. Крылова.
Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный голос и богатый язык в устах великого и могучего народа русского.
В.Г. Белинский
Тип : комбинированный.
Методы : словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Возрастная категория: 7 класс
Ход урока
I.Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня у нас есть возможность ещё раз проникнуться басенным творчеством великого русского баснописца И.А. Крылова, в произведениях которого отразилась по словам Н.В. Гоголя «мудрость самого народа». Та же мысль отражается и в словах выдающегося русского критика В.Г. Белинского: «Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный голос и богатый язык в устах великого и могучего народа русского» .
II.Рассказ о Крылове (очерк жизни), подготовленный учащимися.
Творчество И.А. Крылова
В каждой стране есть свои баснописцы. В России лучшим считается И.А.Крылов.
Иван Андреевич Крылов, родился в Москве 2 февраля 1769 , в семье бедного дворянина, а после смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. Умер 21 ноября 1844г. в Петербурге.
Жизнь Крылова с детства сложилась так, что ему не пришлось учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Сначала прошлого века Крылов входит в литературу как создатель русской басни. Первая книга его с баснями была издана, когда ему было 40 лет. А всего он создал более 200 басен (приложение №1, слайд 4,5).
А откуда же к нам пришли басни?
Немного истории.
Первым кто стал использовать приём иносказание, а иносказание- это когда изображают животных, а имеют в виду людей - был Эзоп.
Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад, Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающие властью, он рассказывал истории, который якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что, он выслеживает неприглядные поступки определённого человека.
До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы будем учиться понимать Эзопов язык. Многие
Басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь
Класс разбить на 2 команды.
1 задание. Ответить на вопросы. По четыре вопроса каждой команде:
1. Что такое басня?
2. Кто первый начал писать басни?
3. Что такое иносказание?
4. Лучший баснописец России.
5. Назовите особенности басен (не меньше пяти).
6. Что высмеивают басни?
7. Назовите басни И.А. Крылова (не меньше пяти).
8. Что такое мораль басни?
2 задание.
Какие же человеческие пороки высмеивают басни?
лесть
ложь
глупость
лень
безнравственность
невежество
хвастовство
Басни не только высмеивают, но и учат. Чему?
дружбе
трудолюбию
усердию
честности
доброте
отзывчивости
благородству
благодарности
добывать знания
3 задание. Проведение викторины «Из каких басен следующие выражения?»
- Невежи судят точно так: В чём толку не поймут, то всё у них пустяк. («Свинья под дубом»)
- Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться. («Зеркало и обезьяна»)
- Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона. («Слон и Моська»)
- Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку. («Кукушка и петух»)
- А Васька слушает да ест. («Кот и повар»)
- А воз и ныне там. («Лебедь, рак и щука»)
- Ты всё пела? Это дело. Так поди же попляши! («Стрекоза и муравей)
- А я бы повару иному велел на стенке зарубить. Чтоб там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить. («Кот и повар»)
4 задание. Выразительное чтение басен.
Инсценировка басен (обратиться к словам Крылова «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»).
Чтение наизусть басен, подготовленных учащимися.
Продолжить выражения, которые стали уже крылатыми?
1. «Ты всё пела? Это дело:…» (так поди же, попляши)
2. «А вы, друзья, как не садитесь…» (все в музыканты не годитесь)
3. «Кукушка хвалит петуха …» (за то, что хвалит он Кукушку)
4. «У сильного всегда…»(у сильного всегда бессильный виноват)
5. «Слона — то я и не ….» (приметил)
6. «А Васька слушает да …» (да ест)
7. «Когда в товарищах согласья нет…» (на лад их дело не пойдет)
8. «И в сердце льстец всегда отыщет…» (уголок)
Назови басню.
Из каких басен эти строки?
— «Очков с полдюжины она себе достала; вертит Очками так и сяк…»
— «Нет уж днейтех светлых боле, как под каждым ей листком был готов и стол, и дом»
— «Что это там за рожа? Какие у неё ужимки и прыжки!»
А только воз и ныне там!»
— «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»
— «Ты сер, а я приятель сед, И волчью вашу я давно натуру знаю»
7. Загадочные животные (на столах лежат слова)
Составьте и запишите правильно слова — животных
асли
оранво
райвеум
акр
маркатыш
сретзаок
ведьмед
ковл
снол
кто
В каких баснях встречаются эти животные?
«Ворона и Лисица»
— «Кукушка и Петух»
— «Стрекоза и Муравей»
— «Лебедь, Рак да Щука »
— «Квартет»
— «Очки и Обезьяна»
— « Волк и Ягненок», «Волк на псарне»
— « Слон и Моська»
^ 8. Задание «Кто быстрее?»
Собрать карточки в пары так, чтобы получились названия басен.
Волк и Ягнёнок
Стрекоза и Муравей
Мартышка и очки
Осёл и Соловей
Слон и Моська
Кот и Повар
Ворона и лисица
Мышь и Крыса
Физминутка.
Учитель:
- Я называю имена героев басен И. А. Крылова. Если в известных вам баснях этот персонаж отрицательный, вы вытягиваете прямые руки перед собой, отталкивая героя; если положительный – руки скрещиваются на груди, обнимаем героя.
Слон
Свинья
Лисица
Ягнёнок
Муравей
Стрекоза
Дуб
Волк
Маугли (герой произведения Киплинга)
9. Загадочный ларец. Вы видите ларец.
– В этом ларчике собраны разные предметы. Вы должны вспомнить, какому герою они принадлежат и из какой басни этот герой. (Ребята из сундучка поочередно достают предметы, изображения на карточках. Задача учеников - назвать героя и басню.)
зеркало –
кисть винограда
очки-
кусочек сыра –
желудь-
ноты-
Подведение итогов жюри
Прослушивание басни, в исполнении артистов.
Показ мультфильма.
Итоги урока.
— Вы все сегодня были молодцы. Так хорошо работали
— Скажите, о чем мы сегодня говорили на уроке? (о баснях)
— Кто автор этих басен? (И.А.Крылов)
— А сейчас прочитайте эпиграф к уроку:
«Его басни дойдут до потомства и никогда не потеряют в нём своей силы и свежести, ибо они обратились в народные пословицы, а народные пословицы живут с народом и их переживают» (В.А.Жуковский)
— Согласны ли вы со словами русского поэта?
— Скажите, понравился вам урок? А что вам понравилось? Проведем еще такой урок? А гостям понравился урок? Пригласим наших гостей в следующий раз, ребята?
Заключение.
Подведение итогов.Пожелания и благодарность И.А.Крылову написать на листочках
Домашнее задание .
Подготовить викторину или кроссворд по басням Крылова.