kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И.Крылов «Кукушка и Петух».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: И.Крылов «Кукушка и Петух».

Цель: познакомить учеников с понятиями «басня», «баснописец», с творчеством И. А. Крылова.

1.Образовательные:

 - добиться понимания содержания басни, воздействия его содержания на чувства, мысли детей;

2.Развивающие:

- развивать устную речь учащихся и четко высказывать свои мысли, обобщать, делать выводы:

 3. Воспитательные:

- воспитывать  положительные качества на основе басен.

Оборудование: презентация, картинки петуха, кукушки, воробья, картинка с памятником.

                                                             Ход урока

1.Организационный момент

-Здравствуйте ребята, сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуйте их, пожалуйста. Спасибо, садитесь.

-Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Ведь, улыбка располагает к приятному общению.

Прозвенел звонок, мы начинаем наш урок.

Мне сегодня хочется всем вам подарить Солнышко. Пусть оно вас согреет, создаст хорошее настроение и настроит на плодотворную работу. Давайте будем передавать это солнышко со словами: «Я дарю тебе это солнышко и желаю…»(Солнышко передается друг другу с хорошими пожеланиями, когда оно дойдет до учителя, его вывешивают на доску)

2.Мотивация учебной деятельности.

На этот урок я подобрала картинку, на которой изображен памятник. Посмотрите на этот памятник. На нем изображены литературные герои из произведений. Здесь и петух, и волк, и мартышка.

- Как вы думаете, кому поставлен этот памятник?

Этот памятник в  Петербурге был открыт Крылову и его литературным героям.

- Вот, сегодня мы с вами на уроке и познакомимся с творчеством известного русского баснописца И.А.Крылова. 

3. Проверка домашнего задания

-Ребята, вы все справились с  домашним заданием?

 -Саша, что было задано вам с Аней ?(Нам нужно было найти биографию  Ивана Андреевича Крылова).

-С заданием все справились? (да)

-Давайте, ребята послушаем Сашу  и Аню, какую они  нашли нам информацию о Иване Андреевиче Крылове.

(выступает Саша и Аня)

-Молодцы, с домашним заданием вы справились отлично. А теперь продолжаем работать.

 Иван Андреевич Крылов писал: "Люблю где случай есть, пороки пощипать”. (На доске записано).

- Значение, каких слов вам непонятные в этом выражении?

- В прямом или в переносном смысле  употреблено "пощипать”?

В словаре синонимов "пощипать” это посмеяться, обличить, указать.

- Объясните значение слова пороки, (недостатки) - верно по словарю синонимов это недостатки.

-        Так как же понять смысл написанных И.А. Крыловым строк? (ответы).

 

4.Актуализация опорных знаний

- Давайте вспомним, что такое басня?

- Кто действующие лица басни?

- Чем отличается басня от стихотворения?

- Что такое мораль?

- Как называется приём, когда изображают животных, а имеют в виду людей?(

( аллегория)).

Басня – это короткие стихотворные аллегорические рассказы  поучительного содержания. Аллегория – это прием, где через изображения  животных, птиц, вещей указывают на недостатки людей. Прочитайте еще раз на карточке, что такое басня и аллегория. Обратите внимание, как нужно писать слово аллегория.

Басня состоит из двух частей: в первой части идет рассказ, а во второй – вывод. Главные герои басен – это птицы, растения, животные. Основателем этого жанра Эзоп, который жил две с половиной тысячи лет тому в Древней Греции. Греки называли его Айсопос. Он был рабом и открыто сказать о человеческих недостатках не мог. Поэтому он сочинял басни. Про его мудрость складывали легенды. Он был одним умнейшим баснописцем. Почти все народы мира имеют свои басни. Среди их есть много похожих за содержанием, и взяты с Эзопа. Во Франции известный баснописец Жан Лафонтен, в России  - Иван Крылов, на Украине – Леонид Глибов и другие. У каждого  есть свои басни, которые по содержанию похожие, но каждая интересная и совершено по разному раскрывают человеческие качества.

В своих баснях Крылов использует приём аллегории. Он учит узнавать самих себя и не только помогает обнаружить недостатки, но и подсказывает, как можно от них избавиться. Познакомиться с новой басней Крылова – значит, стать умнее, узнать что-то новое о себе, о людях.

Сегодня, мы с вами будем работать над басней Ивана Крылова. А какие животные будут в басне вы должны отгадать загадки.

5. Загадки.

1.Хвост с узорами, сапоги со шпорами,

Ночью распевает, время считает.  (Петух).

2.Мать-отца не знаю, но часто называю,

Детей знать не буду, чужим сбуду.  (Кукушка).

3.Мальчишка в сером армячишке,

По дворам шныряет, крохи собирает,

По полям ночует, зёрнышка ворует.  (Воробей).

- О каких птицах мы будем читать в басне?

- Что вы знаете о кукушке? О петухе? 

- Какие  орфограммы в словах воробей,, петух.

6. Физминутка

Быстро встали,

Побежали,Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко-сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок,

Продолжается урок!

7. Знакомство с новой басней 
- Послушайте басню И.А.Крылова «Кукушка и Петух». (Дети слушают басню в записи и следят по тексту).

- Прочитайте басню «жужжащим» чтением

 8. Первичное восприятие прочитанного текста

-Назовите всех персонажей басни?
- Назовите главных героев басни. (Кукушка и Петух – главные герои басни).
- Расскажите, как Кукушка и Петух хвалят друг друга? (они делают друг другу комплементы, как хорошо они поют и как хорошо они выглядят)

9.Дыхательная гимнастика.

Подготовимся к выразительному чтению басни.

- Правую руку положите себе на грудь. Вдох-выдох – 3 раза

- Надуваем шар ( ш-ш-ш), спускаем (с-с-с-)

- Подуйте на свечку на маленькую

- Подуйте на свечку большую.

- Как жужжит пчела (ж-ж-ж).

10.Выразительное чтение басни.

- Удалось ли передать характер Кукушки и Петуха?

- Определите слова Кукушки, Петуха, Воробья и автора (работа в парах).

-  Подумайте и скажите, с какой интонацией нужно читать слова автора? (спокойно). Петуха и Кукушки? (льстиво). Воробья? (насмешливо). Передайте при чтении восхищение Петуха и Кукушки друг другом и конечно же насмешку в словах воробья.

11. Повторное чтение басни
-Прочитайте басню по ролям.

 12. Работа с языком (текстом) басни.

- В этой басне так же, как и в других есть устаревшие или непонятные слова. Давайте прочитаем и попробуем заменить более понятными, т.е подберём к ним синонимы.

-Ребята, давайте мы с вами  вспомним,  что такое синонимы?

Синонимы - это слова различные по звучанию, но одинаковые или близкие по значению.

Словарная работа: (Запись в тетради)

Кум - крёстный отец

Отколь - откуда

Невелички - маленькие

Ссылаюсь - сослаться, указать на кого-либо

Протяжно - длительно
Божусь - клянусь

Промолвил - сказал
-Как Петух обращается к Кукушке? Найдите слова и прочитайте.

- А как Кукушка обращается к Петуху.

- Найдите и прочитайте как персонажи отзываются о голосе и пении друг друга, как хвалят друг друга.

- Рассмотрите, как выглядит Кукушка в действительности. Опишите ее по внешнему виду. (Дети описывают кукушку по рисунку) Можно ли Кукушку назвать самой красивой птицей леса?
- Кто слышал Кукушку? Какой у нее голос? (Грубый, громкий, неприятный, она не поет, а кукует…)

- Что сказал об их пении Воробей? Прочитайте.
- Какими качествами вы наделите Кукушку и Петуха? (Хитрые, льстивые, склонные к лести, неискренние, лживые).
13.Работа над моралью басни.
- Найдите и прочитайте мораль этой басни.

- Скажите, о чем предупреждает своих читателей И.А.Крылов?
- Какие плохие качества людей осуждаются в этой басне? (Лесть)

-А что такое лесть?( «Лесть»- лицемерное, угодливое восхваление.)
- Если вы встретите людей, которые льстят ради своей выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят?
- Мы прочитали басню, чему она нас научила?
ВЫВОД: И.А. Крылов даёт возможность читателям понять, что верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но очень опасна (…гнусна, вредна.).

– Нужно ли изучать басни?
- Считаете ли вы, что басни И.А. Крылова устарели? Докажите.
-Язык басен легкий, простой, запоминаются они хорошо, особенно начало или конец, в которых чаще всего бывает выражена основная мысль. А людей без недостатка не бывает и сейчас. И несут люди по жизни то, что узнали из таких, казалось бы, простеньких крыловских басен.
- Стали ли вы мудрее?

14.РЕФЛЕКСИЯ
– Сейчас каждый из вас подумает о своей роли на уроке… 
- Вы заметили, что солнышко у нас без лучей, если вам урок понравился, вы чувствуете, что справились с заданием на отлично, то прикрепите к солнышку красные лучики, если вы в чём то не уверены, считаете что работали на хорошую оценку 4, то прикрепите к солнышку жёлтые лучики. (Выставляю оценки)
- Я вижу, что урок вам понравился и у вас хорошее настроение, меня это очень радует.
15.Домашнее задание (дается по выбору)

  • Выразительное чтение басни
  •  Иллюстрирование нарисовать рисунок к басне
  • Инсценировка басни 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И.А.Крылов.»

Тема: И.Крылов «Кукушка и Петух».

Цель: познакомить учеников с понятиями «басня», «баснописец», с творчеством И. А. Крылова.

1.Образовательные:

- добиться понимания содержания басни, воздействия его содержания на чувства, мысли детей;

2.Развивающие:

- развивать устную речь учащихся и четко высказывать свои мысли, обобщать, делать выводы:

3. Воспитательные:

- воспитывать положительные качества на основе басен.


Оборудование: презентация, картинки петуха, кукушки, воробья, картинка с памятником.


Ход урока

1.Организационный момент

-Здравствуйте ребята, сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуйте их, пожалуйста. Спасибо, садитесь.

-Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Ведь, улыбка располагает к приятному общению.

Прозвенел звонок , мы начинаем наш урок.

Мне сегодня хочется всем вам подарить Солнышко. Пусть оно вас согреет, создаст хорошее настроение и настроит на плодотворную работу. Давайте будем передавать это солнышко со словами: «Я дарю тебе это солнышко и желаю…»(Солнышко передается друг другу с хорошими пожеланиями, когда оно дойдет до учителя, его вывешивают на доску)

2.Мотивация учебной деятельности.

На этот урок я подобрала картинку, на которой изображен памятник. Посмотрите на этот памятник. На нем изображены литературные герои из произведений. Здесь и петух, и волк, и мартышка.

- Как вы думаете, кому поставлен этот памятник?

Этот памятник в  Петербурге был открыт Крылову и его литературным героям.

- Вот, сегодня мы с вами на уроке и познакомимся с творчеством известного русского баснописца И.А.Крылова. 


3. Проверка домашнего задания


-Ребята, вы все справились с домашним заданием?

-Саша , что было задано вам с Аней ?(Нам нужно было найти биографию Ивана Андреевича Крылова).

-С заданием все справились? (да)

-Давайте, ребята послушаем Сашу и Аню , какую они нашли нам информацию о Иване Андреевиче Крылове.

(выступает Саша и Аня)

-Молодцы, с домашним заданием вы справились отлично. А теперь продолжаем работать.

 Иван Андреевич Крылов писал: "Люблю где случай есть, пороки пощипать”. (На доске записано).

- Значение, каких слов вам непонятные в этом выражении?

- В прямом или в переносном смысле  употреблено "пощипать”?

В словаре синонимов "пощипать” это посмеяться, обличить, указать.

- Объясните значение слова пороки, (недостатки) - верно по словарю синонимов это недостатки.

-        Так как же понять смысл написанных И.А. Крыловым строк? (ответы).


4.Актуализация опорных знаний

- Давайте вспомним, что такое басня?

- Кто действующие лица басни?

- Чем отличается басня от стихотворения?

- Что такое мораль?

- Как называется приём, когда изображают животных, а имеют в виду людей?(

( аллегория)).

Басня – это короткие стихотворные аллегорические рассказы  поучительного содержания. Аллегория – это прием, где через изображения  животных, птиц, вещей указывают на недостатки людей. Прочитайте еще раз на карточке, что такое басня и аллегория. Обратите внимание, как нужно писать слово аллегория.

Басня состоит из двух частей: в первой части идет рассказ, а во второй – вывод. Главные герои басен – это птицы, растения, животные. Основателем этого жанра Эзоп, который жил две с половиной тысячи лет тому в Древней Греции. Греки называли его Айсопос. Он был рабом и открыто сказать о человеческих недостатках не мог. Поэтому он сочинял басни. Про его мудрость складывали легенды. Он был одним умнейшим баснописцем. Почти все народы мира имеют свои басни. Среди их есть много похожих за содержанием, и взяты с Эзопа. Во Франции известный баснописец Жан Лафонтен, в России  - Иван Крылов, на Украине – Леонид Глибов и другие. У каждого  есть свои басни, которые по содержанию похожие, но каждая интересная и совершено по разному раскрывают человеческие качества.

В своих баснях Крылов использует приём аллегории. Он учит узнавать самих себя и не только помогает обнаружить недостатки, но и подсказывает, как можно от них избавиться. Познакомиться с новой басней Крылова – значит, стать умнее, узнать что-то новое о себе, о людях.

Сегодня, мы с вами будем работать над басней Ивана Крылова. А какие животные будут в басне вы должны отгадать загадки.

5. Загадки.

1.Хвост с узорами, сапоги со шпорами,

Ночью распевает, время считает.  (Петух).

2.Мать-отца не знаю, но часто называю,

Детей знать не буду, чужим сбуду.  (Кукушка).

3.Мальчишка в сером армячишке,

По дворам шныряет, крохи собирает,

По полям ночует, зёрнышка ворует.  (Воробей).

- О каких птицах мы будем читать в басне?

- Что вы знаете о кукушке? О петухе? 

- Какие  орфограммы в словах воробей, , петух.

6. Физминутка

Быстро встали,

Побежали,Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко-сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок,

Продолжается урок!




7. Знакомство с новой басней 
- Послушайте басню И.А.Крылова «Кукушка и Петух». (Дети слушают басню в записи и следят по тексту).

- Прочитайте басню «жужжащим» чтением


 8. Первичное восприятие прочитанного текста

-Назовите всех персонажей басни?
- Назовите главных героев басни. (Кукушка и Петух – главные герои басни).
- Расскажите, как Кукушка и Петух хвалят друг друга? (они делают друг другу комплементы, как хорошо они поют и как хорошо они выглядят)

9.Дыхательная гимнастика.

Подготовимся к выразительному чтению басни.

- Правую руку положите себе на грудь. Вдох-выдох – 3 раза

- Надуваем шар ( ш-ш-ш), спускаем (с-с-с-)

- Подуйте на свечку на маленькую

- Подуйте на свечку большую.

- Как жужжит пчела (ж-ж-ж).


10.Выразительное чтение басни.

- Удалось ли передать характер Кукушки и Петуха?

- Определите слова Кукушки, Петуха, Воробья и автора (работа в парах).

-  Подумайте и скажите, с какой интонацией нужно читать слова автора? (спокойно). Петуха и Кукушки? (льстиво). Воробья? (насмешливо). Передайте при чтении восхищение Петуха и Кукушки друг другом и конечно же насмешку в словах воробья.

11. Повторное чтение басни
-Прочитайте басню по ролям.

 12. Работа с языком (текстом) басни.

- В этой басне так же, как и в других есть устаревшие или непонятные слова. Давайте прочитаем и попробуем заменить более понятными, т.е подберём к ним синонимы.

-Ребята, давайте мы с вами вспомним, что такое синонимы?

Синонимы - это слова различные по звучанию, но одинаковые или близкие по значению.

Словарная работа: (Запись в тетради)

Кум - крёстный отец

Отколь - откуда

Невелички - маленькие

Ссылаюсь - сослаться, указать на кого-либо

Протяжно - длительно
Божусь - клянусь

Промолвил - сказал
-Как Петух обращается к Кукушке? Найдите слова и прочитайте.

- А как Кукушка обращается к Петуху.

- Найдите и прочитайте как персонажи отзываются о голосе и пении друг друга, как хвалят друг друга.

- Рассмотрите, как выглядит Кукушка в действительности. Опишите ее по внешнему виду. (Дети описывают кукушку по рисунку) Можно ли Кукушку назвать самой красивой птицей леса?
- Кто слышал Кукушку? Какой у нее голос? (Грубый, громкий, неприятный, она не поет, а кукует…)

- Что сказал об их пении Воробей? Прочитайте.
- Какими качествами вы наделите Кукушку и Петуха? (Хитрые, льстивые, склонные к лести, неискренние, лживые).
13.Работа над моралью басни.
- Найдите и прочитайте мораль этой басни.

- Скажите, о чем предупреждает своих читателей И.А.Крылов?
- Какие плохие качества людей осуждаются в этой басне? (Лесть)

-А что такое лесть?( «Лесть»- лицемерное, угодливое восхваление.)
- Если вы встретите людей, которые льстят ради своей выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят?
- Мы прочитали басню, чему она нас научила?
ВЫВОД: И.А. Крылов даёт возможность читателям понять, что верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но очень опасна (…гнусна, вредна.).

– Нужно ли изучать басни?
- Считаете ли вы, что басни И.А. Крылова устарели? Докажите.
-Язык басен легкий, простой, запоминаются они хорошо, особенно начало или конец, в которых чаще всего бывает выражена основная мысль. А людей без недостатка не бывает и сейчас. И несут люди по жизни то, что узнали из таких, казалось бы, простеньких крыловских басен.
- Стали ли вы мудрее?

14.РЕФЛЕКСИЯ
– Сейчас каждый из вас подумает о своей роли на уроке… 
- Вы заметили, что солнышко у нас без лучей, если вам урок понравился, вы чувствуете, что справились с заданием на отлично, то прикрепите к солнышку красные лучики, если вы в чём то не уверены, считаете что работали на хорошую оценку 4, то прикрепите к солнышку жёлтые лучики. (Выставляю оценки)
- Я вижу, что урок вам понравился и у вас хорошее настроение, меня это очень радует.
15.Домашнее задание (дается по выбору)

  • Выразительное чтение басни

  • Иллюстрирование нарисовать рисунок к басне

  • Инсценировка басни


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
И.Крылов «Кукушка и Петух».

Автор: Ибраева Жания Сакеновна

Дата: 28.10.2016

Номер свидетельства: 352926


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства