kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по теме «Фольклор»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Польза и красота» произведений устного народного творчества.

Выражение в них человеческих чувств. (обобщающий урок)

Проверить и закрепить знания учащихся по теме «Фольклор»; развивать творческие способности учащихся; умение самовыражаться; совершенствовать речь учащихся; воспитывать любовь к меткому и образному русскому слову; формирование социальной и самообразовательной компетенции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме «Фольклор»»












«Польза и красота» произведений устного народного творчества.

Выражение в них человеческих чувств.


(Обобщающий урок по теме «Фольклор» 5 класс)

















Подготовила учитель высшей категории

ОШ I-III ступеней № 142 города Донецка

Романова Людмила Сергеевна










Тема урока: «Польза и красота» произведений устного народного творчества.

Выражение в них человеческих чувств. (обобщающий урок)

Цели урока: Проверить и закрепить знания учащихся по теме «Фольклор»; развивать творческие способности учащихся; умение самовыражаться; совершенствовать речь учащихся; воспитывать любовь к меткому и образному русскому слову; формирование социальной и самообразовательной компетенции.


Оборудование: Учебник, кроссворды, игровой материал.


Тип урока: обобщение знаний по теме «Фольклор»


Эпиграф: Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. (М. Горький)


Ход урока

1.Организация класса.

2.Объявление темы и цели урока.

3.Актуализация опорных знаний учащихся.


Фронтальный опрос

  • 1. Что такое фольклор? (устное народное творчество-народная мудрость)

  • 2. Кто автор?

  • Жанры УНТ (игра «Паутинка»)


Задание: правильно соединив части слов, прочитайте название видов (жанров) УНТ. Запишите их.

Счи...

...лины

Пес...

...зки

За...

...ловицы

Пре...

...стушки

Бы...

...ни

Ска...

...дания

Пос...

...говорки

По...

...гадки

Ча...

...талки

.












Ответы: считалки, песни, загадки, предания, былины, сказки, пословицы, поговорки, частушки

Работа по теме урока


  1. Беседа с классом


  • Какие жанры детского фольклора вы нашли в «Паутинке»? (считалки)

  • Какие знаете ещё? (потешки, дразнилки, прибаутки, скороговорки)

  • В каких случаях дети пользуются считалками и дразнилками?


Считалки — непременные «участники» детских игр. Когда водить выпадает тому, на кого указала считалка, игра оказывается справедливой, потому что перед считалкой все равны.


Дразнилки — высмеивают жадных ребят, хвастунов и воображал, достаётся также и плаксам, трусам, ябедам.


  1. Отгадай загадки


  • Висит — зеленеет, летит — желтеет, лежит — чернеет. (лист)

  • Маленький, усатенький, есть начинает — песню поёт. (котёнок)

  • Есть и корешок, есть и шляпка, а не гриб. (зонтик)

  • Сидит красная девица в тёмной темнице, а коса на улице. (морковь)

  • Что за звёздочки сквозные на пальто и на платке, все сквозные, вырезные, а возьмёшь — вода в руке. (снежинки)


  1. Ролевая игра «Поставь себя на место героя»

В скандинавских и немецких сказаниях загадка, разгаданная путешественником, давала ему право на ночлег. Представьте себя путешественником, которого хозяева пустят на ночлег только тогда, когда вы загадаете не менее трёх загадок.


  1. Развитие речи


Составьте предложения (устно)

  • Побуждать (Кого? К чему?)

  • Являться (Чем?)

  • Представлять собой (Что?)

  • Развивать (Что?)

(Любознательность; мысль человека; умственная игра; воображение; род умственного спорта; познание мира)



  1. Слово учителя.


Известный писатель, этнограф, лексикограф В. И. Даль писал «Поговорка, по народному определению — цветочек, а пословица — ягода.»


  1. Беседа с классом . (продолжение)


  • Что же такое пословица? Поговорка?

  • В чем их отличие?


Пословица — краткое изречение с поучительным смыслом. Представляет собой законченное предложение. В ней часто есть рифма и ритм.

Поговорка — крылатое выражение, в котором метко определяется отношение к чему-либо.


  1. Беседа «Поговорим»


  • Какой пословицей оценят ваш труд, если вы быстро и хорошо почините утюг, стул?

( Дело мастера боится. )


  • Какую пословицу вспомните, если долго не могли решить задачу, а вместе с товарищем сделали это быстро?

( Ум хорошо, а два лучше. )


  • Что скажет учитель тому, кто первым сдал самостоятельную работу, выполненную неверно?

( Поспешишь — людей насмешишь. )


  • Если ты постоянно проявляешь любопытство, вмешиваешься с вопросами в разговор старших, что о тебе могут сказать?

( Много будешь знать, скоро состаришься. )


  • Если с тобой случится беда и к тебе приедут на помощь друзья, какую пословицу ты вспомнишь?

( Друзья познаются в беде. )


  • Какая пословица помогает тебе найти дорогу в другом городе?

( Язык до Киева доведёт. )






  1. Работа в парах.


Подберите пословицы и поговорки:

1. О труде

2. Об учёбе
3. О родине

(см. приложение к уроку)


  1. Практикум.


Цель: наблюдения над содержанием пословиц, выявление главной мысли.


Задание: Сравнить китайские и русские пословицы. Выпишите попарно номера пословиц, выражающих одну и туже главную мысль.


Китайские пословицы:

1. Торопливым людям не хватает мудрости.

2. Хочешь узнать человека — узнай, кто его друг.

3. Где нет деревьев, и полынь считается деревом.

4. Когда много каменщиков, дом получается кривой.


Русские пословицы:

1. На безрыбье и рак рыба.

2. Поспешишь — людей насмешишь.

3. У семи нянек дитя без глазу.

4. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты.


Ответы: 1 и 2

2 и 4

3 и 4

4 и 3


Итог урока. Рефлексия.

  • О чем мы говорили сегодня на уроке?

  • Чему научились?

  • Какие пословицы и поговорки запомнили?

  • Как объяснить смысл эпиграфа к уроку?

  • Заключительное слово учителя.


Домашнее задание: Подготовится к контрольной работе по теме «Фольклор»

Повторить теоретический материал учебника.



Пословицы и поговорки о труде:

1. Была бы охота, а работа найдется.

2. Думай медленно, работай быстро.

3. Кончил дело — гуляй смело.

4. Каждое дело любовью освящается.

5. Ищи дела, как хлеба.

6. Играй, играй, да дело знай.

7. Ешь досыта, а работай до пота.

8. Не игла шьёт, а руки.

9. Не откладывай дела в долгий ящик.

10. Не печь кормит, а руки.

11. Не замочив рук, не умоешься.

12. Не говори, что делал, а говори, что сделал.

13. Что можешь сделать сегодня, не откладывай на завтра.

14. Ты за дело, а дело — за тебя.


Пословицы о Родине:

1. Где кто родился, там и пригодился.

2. Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

3. На чужой стороне Родина милей в двойне.

4. Любовь к Родине сильнее смерти.

5. И собака свою сторону знает.

6. Родная землица и во сне снится.

7. Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

8. Своя земля и в гости мила.

9. На своей стороне рад своей воронушке.

10. Хвали заморье, а сиди дома.

11. За морем теплее, а у нас светлее.

12. Родину, как и родителей, на чужбине не найдешь.

13. Родина — мать, умей за неё постоять.

14. Дружно за мир стоять — войне не бывать.

Пословицы и поговорки об уме, учебе, занятием интеллектуальным трудом:

1. Голова без уха, что фонарь без свечи.

2. Умная голова сто голов кормит. Худая и себя не выкормит.

3. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

4. Идти в науку — терпеть муку.

5. Без муки нет науки.

6. Корень учения горек, да плод его сладок.

7. Красна птица пером, а человек ученьем.

8. Ученье свет, а не ученье тьма.

9. Ученье в счастье украшает, а в ненастье утешает.

10. Век живи, век учись.

11. Учится всегда пригодится.

12. Учи сына, пока поперёк давки лежит, коль вдоль ляжет — поздно будет учить.

13. Учится никогда не поздно.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Обобщающий урок по теме «Фольклор»

Автор: Романова Людмила Сергеевна

Дата: 05.02.2016

Номер свидетельства: 288765

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Интегрированный урок литературного чтения и осетинского чтения. Тема: Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок."
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_literaturnogo_chteniia_i_osetinskogo_chteniia_tema_skazka_l"
    ["file_id"] => string(6) "516874"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1563390887"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Фольклор на уроках литературного чтения. "
    ["seo_title"] => string(45) "fol-klor-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "187237"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426493042"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Обобщающий урок по литературному чтению "Произведения фольклора""
    ["seo_title"] => string(71) "obobshchaiushchii_urok_po_literaturnomu_chteniiu_proizvedeniia_folklora"
    ["file_id"] => string(6) "477526"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1536677349"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Обобщающий урок по теме «Малые жанры фольклора» (Фольклорная ярмарка)5 класс "
    ["seo_title"] => string(86) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-malyie-zhanry-fol-klora-fol-klornaia-iarmarka-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "158538"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421759532"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Фольклорная ярмарка. "
    ["seo_title"] => string(21) "fol-klornaia-iarmarka"
    ["file_id"] => string(6) "158534"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421758952"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства