Обобщающий урок по теме «Малые жанры фольклора». ( 5 классе)
Фольклорная ярмарка.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, класс оформлен в стиле ярмарочного лубка, рисунки учащихся на тему «Ярмарка», иллюстрации к сказкам. Урок проводился для гостей из Германии. Они принимали участие в уроке, приводя синонимичные пословицы и поговорки. Работая над заданиями №10 ,11 и 13, учитель приглашает принять участие гостей.)
Тип урока: реализация полученных знаний в ходе игры и театрализации.
Формы и методы: беседа, фронтальный опрос, индивидуальная работа, игра. театрализация, работа в группах, соревнование.
Цели урока:
1. Образовательный аспект:
- обобщить знания учащихся по теме «Фольклор»;
- формировать умение применять на практике знания о фольклоре.
2. Развивающий аспект:
- развивать познавательный интерес;
- развивать внимание учащихся;
- развивать умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развивать умение формулировать проблему;
- развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;
Просмотр содержимого документа
«Фольклорная ярмарка. »
Учитель русского языка и литературы
Гошева Татьяна Николаевна
Обобщающий урок по теме «Малые жанры фольклора». ( 5 классе)
Фольклорная ярмарка.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, класс оформлен в стиле ярмарочного лубка, рисунки учащихся на тему «Ярмарка», иллюстрации к сказкам. Урок проводился для гостей из Германии. Они принимали участие в уроке, приводя синонимичные пословицы и поговорки. Работая над заданиями №10 ,11 и 13, учитель приглашает принять участие гостей.)
Тип урока: реализация полученных знаний в ходе игры и театрализации.
Формы и методы: беседа, фронтальный опрос, индивидуальная работа, игра. театрализация, работа в группах, соревнование.
Цели урока:
1. Образовательный аспект:
- обобщить знания учащихся по теме «Фольклор»;
- формировать умение применять на практике знания о фольклоре.
2. Развивающий аспект:
- развивать познавательный интерес;
- развивать внимание учащихся;
- развивать умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развивать умение формулировать проблему;
- развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Ход урока.
(Учащиеся разделены на 4 команд, сидят за «партой-прилавком», на которой самовар и бублики. За бублики учащиеся покупают и продают на ярмарке малые жанры фольклора. Таким образом идёт реализация домашнего задания: выучить загадки, пословицы, потешки, скороговорки, частушки, песни и поделиться ими с ребятами.)
На доске слайд 1.
Оргмомент. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке гости. Давайте поприветствуем их. (дети здороваются по-английски и по-немецки).
Эмоциональный настрой.
Возьмитесь, пожалуйста, за руки.
Пусть тепло моих рук
Согреет ваши сердца.
Сияние моих глаз поднимет вам настроение.
Я желаю вам успехов и удачи.
Скажите и вы друг другу
Хорошие, добрые слова.
(Ребята говорят друг другу добрые слова.)
У нас сегодня необычный урок, гостей много. Вот и ещё одни.
Учитель: -Эй, не стойте у дверей!
Заходите к нам скорей! (Сценка «Фома и Ерёма», приложение 2)
-Ребята, на какую ярмарку попали Фома и Ерёма? ( На фольклорную.)
Ребята, для чего мы пришли на фольклорную ярмарку?
-А что такое фольклор? (Фольклор- это устное народное творчество.)
(Читаем сверху вниз. «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей, что за золото!») Записываем в тетрадь.
Учитель: Бубны , трещётки, ложки ,
Кто хочет поиграть немножко.
Такие стихотворные вставочки в речь ведущего на ярмарке называются…( ПОТЕШКИ). Игра на ярмарке была обязательна. И мы поиграем. Каждый по очереди называет пословицу. Не назвавший- выбывает. Кто остался – победил. (Играем)
11. Послушайте старинную быль и подумайте, какой пословицей её можно озаглавить? (Леньдо добра не доведёт. Приложение 4)
Старинная быль.
Однажды решили выяснить, кто самый ленивый человек. Искали, искали, наконец, нашли двух отчаянных лентяев. Как же выяснить, кто из них ленивее?
Поселили их обоих в одном деревянном доме и решили поджечь, чтобы посмотреть, кто же выскочит первым.
Когда стены дома охватило пламя, то первый лентяй спросил:
- Откуда так ярко светит солнце?
А другой ответил:
- Вот ещё. Буду я утруждать себя – открывать глаза да смотреть.
Так чуть оба и не сгорели. Еле их спасли.
12. Один из учащихся читает стихотворение Н. Рыленкова о русских пословицах. (Приложение 3. Работа над текстом стихотворения. Слайд 6.
-Почему поэт называет пословицы и поговорки заветами предков?
- Подберите синонимы к слову завет.
- Какой художественный приём использует автор в стихотворении? (Сравнение.)
- Вспомните, что называется сравнением? (Образное выражение, основанное насходстве предметов.)
- С чем сравнивает?
МОЛОДЦЫ!
А теперь продаются скороговорки. КОНКУРС. (Ребята предлагают для конкурса свои скороговорки.)
(Повторяем, награждаются. Те, кто хорошо сказал скороговорку.)
МОЯ СКОРОГОВОРКА: Учащиеся говорят скороговорку учителя. Слайд 7.
МОЛОДЦЫ.
Давайте подведём небольшие итоги.
-О каких жанрах устного народного творчества мы ещё не сказали?
О них мы поговорим на следующем уроке-ярмарке.
- А сейчас я хотела бы услышать от вас:
А) Какие поговорки вам понравились больше всего?
Б) Какая загадка была трудной, но интересной?
В) Кто лучше всех сказал скороговорку?
Г) Какой вид прибаутки вы узнали сегодня? Эти слова говорила я. (ПОТЕШКИ)
Д) Как вы думаете, кто потешки говорил на ярмарке? (СКОМОРОХ)
Вам понравилось на ярмарке?
11.Это ещё не все сюрпризы. (Слайд №8)
Теперь я продам вам урок в обмен на ваши заработанные баранки.
Какой урок вы хотите у меня купить на завтра ( на доске разные виды урока).
(Дети покупают урок.)
Анализ ответов и выставление отметок.
Спасибо за урок! (Слайд №9)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Ч
К
А
К
К
Г
А
А
Т
О
С
О
А
О
Ш
З
О
Ш
М
Й
Ж
В
Е
О
З
Ь,
Ы
Т
Д
О
Й,
Л
А
Ч
С
О
О
Р
Ч
О
Р
Т
Л,
Л
Й
К
Т
Т
О
О
К
К
П
Е
О
О
С
З
А
В
О
Н
З
!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Фома и Ерёма.
ФОМА. Здорово, брат Ерёма!
ЕРЁМА. Здорово, брат Фома!
ФОМА. Куда путь держишь?
ЕРЁМА. На ярмарку иду.
ФОМА. На работу – так позади последних, а на ярмарку – наперёд первых! А кто тебе про ярмарку сказал?
ЕРЁМА. Кума сказала.
ФОМА. А кума откуда знает?
ЕРЁМА. Кума всё знает, чти на свете делается. А ты бывал ли, брат Фома, на ярмарке?
ФОМА. Бывал.
ЕРЁМА. Велика?
ФОМА. Не мерил.
ЕРЁМА. Сильна ?
ФОМА. Не боролся.
ЕРЁМА. А кого ты на ярмарке видел?
ФОМА. Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову. Глаза у неё узкие, а лоб широкий.
ЕРЁМА. Это ведь медведь был.
ФОМА. Какой там медведь. Я прежде медведя знавал. Он не такой. Медведь серый , хвост длинный, рот большой.
ЕРЁМА. Да это волк.
ФОМА. Всё ты, брат, говоришь не в толк. Я прежде волка знал. Волк маленький, глазки косые, ушки длинные.
ЕРЁМА. Это же заяц. Всё ты, брат Фома, байки сказывать горазд.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Н.Рыленков
Я вкус подсохшей хлебной корки
В вас ощущаю каждый миг,
Пословицы и поговорки,
Заветы прадедов моих.
Они вас замесили круто,
Чем край благословил родной.
Вы правда их и потому-то
Питательны, как хлеб ржаной.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Старинная быль.
Однажды решили выяснить, кто самый ленивый человек. Искали, искали, наконец, нашли двух отчаянных лентяев. Как же выяснить, кто из них ленивее?
Поселили их обоих в одном деревянном доме и решили поджечь, чтобы посмотреть, кто же выскочит первым.
Когда стены дома охватило пламя, то первый лентяй спросил:
- Откуда так ярко светит солнце?
А другой ответил:
- Вот ещё. Буду я утруждать себя – открывать глаза да смотреть.