kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фольклорная ярмарка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий  урок по теме «Малые жанры  фольклора». ( 5 классе)

Фольклорная ярмарка.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, класс оформлен в стиле ярмарочного лубка, рисунки учащихся на тему «Ярмарка», иллюстрации к сказкам. Урок проводился для гостей из Германии. Они принимали участие в уроке, приводя синонимичные пословицы и  поговорки.  Работая над заданиями №10 ,11 и 13,  учитель  приглашает  принять участие гостей.)

 

Тип урока: реализация полученных знаний в ходе игры и театрализации.

Формы и методы: беседа, фронтальный опрос, индивидуальная работа, игра. театрализация, работа в группах, соревнование.

Цели урока:

1. Образовательный аспект:

 - обобщить знания учащихся по теме  «Фольклор»;

     - формировать умение применять на практике знания о фольклоре.

2. Развивающий аспект:

     - развивать познавательный интерес;

     - развивать внимание учащихся;

     - развивать умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

     - развивать умение формулировать проблему;

     - развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;

     - развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;

     - развивать умение применять знания на практике;

     - развитие творческих, речевых способностей учащихся;

     - развитие умения работы в группах.

3. Воспитательный аспект:

     - воспитание интереса и уважения к родному языку и истории страны;

     - содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы;

     - воспитание ценностного отношения к слову;

     - развивать культуру речи;

     - создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и   сотрудничества;

     - взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фольклорная ярмарка. »

Учитель русского языка и литературы

Гошева Татьяна Николаевна

Обобщающий урок по теме «Малые жанры фольклора». ( 5 классе)

Фольклорная ярмарка.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, класс оформлен в стиле ярмарочного лубка, рисунки учащихся на тему «Ярмарка», иллюстрации к сказкам. Урок проводился для гостей из Германии. Они принимали участие в уроке, приводя синонимичные пословицы и поговорки. Работая над заданиями №10 ,11 и 13, учитель приглашает принять участие гостей.)


Тип урока: реализация полученных знаний в ходе игры и театрализации.

Формы и методы: беседа, фронтальный опрос, индивидуальная работа, игра. театрализация, работа в группах, соревнование.

Цели урока:

1. Образовательный аспект:

- обобщить знания учащихся по теме «Фольклор»;

- формировать умение применять на практике знания о фольклоре.

2. Развивающий аспект:

- развивать познавательный интерес;

- развивать внимание учащихся;

- развивать умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

- развивать умение формулировать проблему;

- развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;

- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;

- развивать умение применять знания на практике;

- развитие творческих, речевых способностей учащихся;

- развитие умения работы в группах.

3. Воспитательный аспект:

- воспитание интереса и уважения к родному языку и истории страны;

- содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы;

- воспитание ценностного отношения к слову;

- развивать культуру речи;

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.





Ход урока.

(Учащиеся разделены на 4 команд, сидят за «партой-прилавком», на которой самовар и бублики. За бублики учащиеся покупают и продают на ярмарке малые жанры фольклора. Таким образом идёт реализация домашнего задания: выучить загадки, пословицы, потешки, скороговорки, частушки, песни и поделиться ими с ребятами.)

На доске слайд 1.

  1. Оргмомент. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке гости. Давайте поприветствуем их. (дети здороваются по-английски и по-немецки).

  2. Эмоциональный настрой.

Возьмитесь, пожалуйста, за руки.

Пусть тепло моих рук

Согреет ваши сердца.

Сияние моих глаз поднимет вам настроение.

Я желаю вам успехов и удачи.

Скажите и вы друг другу

Хорошие, добрые слова.

(Ребята говорят друг другу добрые слова.)

  1. У нас сегодня необычный урок, гостей много. Вот и ещё одни.

Учитель: -Эй, не стойте у дверей!

Заходите к нам скорей! (Сценка «Фома и Ерёма», приложение 2)

  1. -Ребята, на какую ярмарку попали Фома и Ерёма? ( На фольклорную.)

Ребята, для чего мы пришли на фольклорную ярмарку?

-А что такое фольклор? (Фольклор- это устное народное творчество.)

-Это русское слово? (Это английское слово. Обозначает «мудрость народа».)

-Значит, как ещё можно назвать нашу ярмарку? (Ярмарка народной мудрости.)

- МОЛОДЦЫ.

5. Посмотрите на доску, соедините части слов и ещё раз вспомните виды устного народного творчества, с которыми мы познакомились. (Слайд №3)

Вот мы и будем сегодня продавать эту народную мудрость на своей ярмарке.

  1. Покупаем и продаём загадки.

-Что такое ЗАГАДКА? (Краткое иносказательное описание предмета, предназначенное для разгадки.)

-Молодцы.

Учитель: Ну, честной народ, подходи смелей.

Покупай, не робей.

(Каждый стол друг другу загадывает свои загадка, отгадавший получает баранок.)

-Как вы думаете, может ли быть несколько разных загадок об одном и том же предмете?

7. А теперь отгадайте мои загадки. . (Слайд №4)

  1. А сейчас предлагаем БЫЛИНЫ.

- Вспомните, пожалуйста, что такое былины?

-Какой художественный приём используется в былинах для описания героев и их подвигов? (Гипербола. Показываю иллюстрации к былине «Садко»).

-Под аккомпанемент какого инструмента исполнялись былины? (Гусли).

9 . Гляди, не моргай , рот не разевай,

Ворон не считай, товар покупай.

Поступили в продажу ПОСЛОВИЦЫ и ПОГОВОРКИ. Что такое пословицы?

Прочитайте зашифрованное высказывание А.С.Пушкина о пословицах . (Слайд №5, приложение 1)


(Читаем сверху вниз. «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей, что за золото!») Записываем в тетрадь.

  1. Учитель: Бубны , трещётки, ложки ,

Кто хочет поиграть немножко.

Такие стихотворные вставочки в речь ведущего на ярмарке называются…( ПОТЕШКИ). Игра на ярмарке была обязательна. И мы поиграем. Каждый по очереди называет пословицу. Не назвавший- выбывает. Кто остался – победил. (Играем)

11. Послушайте старинную быль и подумайте, какой пословицей её можно озаглавить? (Лень до добра не доведёт. Приложение 4)

Старинная быль.

Однажды решили выяснить, кто самый ленивый человек. Искали, искали, наконец, нашли двух отчаянных лентяев. Как же выяснить, кто из них ленивее?

Поселили их обоих в одном деревянном доме и решили поджечь, чтобы посмотреть, кто же выскочит первым.

Когда стены дома охватило пламя, то первый лентяй спросил:

- Откуда так ярко светит солнце?

А другой ответил:

- Вот ещё. Буду я утруждать себя – открывать глаза да смотреть.

Так чуть оба и не сгорели. Еле их спасли.

12. Один из учащихся читает стихотворение Н. Рыленкова о русских пословицах. (Приложение 3. Работа над текстом стихотворения. Слайд 6.




-Почему поэт называет пословицы и поговорки заветами предков?

- Подберите синонимы к слову завет.

- Какой художественный приём использует автор в стихотворении? (Сравнение.)

- Вспомните, что называется сравнением? (Образное выражение, основанное на сходстве предметов.)

- С чем сравнивает?

МОЛОДЦЫ!

  1. А теперь продаются скороговорки. КОНКУРС. (Ребята предлагают для конкурса свои скороговорки.)

(Повторяем, награждаются. Те, кто хорошо сказал скороговорку.)

МОЯ СКОРОГОВОРКА: Учащиеся говорят скороговорку учителя. Слайд 7.

МОЛОДЦЫ.

  1. Давайте подведём небольшие итоги.

-О каких жанрах устного народного творчества мы ещё не сказали?

О них мы поговорим на следующем уроке-ярмарке.

- А сейчас я хотела бы услышать от вас:

А) Какие поговорки вам понравились больше всего?

Б) Какая загадка была трудной, но интересной?

В) Кто лучше всех сказал скороговорку?

Г) Какой вид прибаутки вы узнали сегодня? Эти слова говорила я. (ПОТЕШКИ)

Д) Как вы думаете, кто потешки говорил на ярмарке? (СКОМОРОХ)

Вам понравилось на ярмарке?

11.Это ещё не все сюрпризы. (Слайд №8)

Теперь я продам вам урок в обмен на ваши заработанные баранки.

Какой урок вы хотите у меня купить на завтра ( на доске разные виды урока).

(Дети покупают урок.)


  1. Анализ ответов и выставление отметок.

  2. Спасибо за урок! (Слайд №9)






























ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Ч

К

А

К

К

Г

А

А

Т

О

С

О

А

О

Ш

З

О

Ш

М

Й

Ж

В

Е

О

З

Ь,

Ы

Т

Д

О

Й,

Л

А

Ч

С

О

О

Р

Ч

О

Р

Т

Л,

Л

Й

К

Т

Т

О

О

К

К

П

Е

О

О

С

З

А

В

О

Н

З

!




ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Фома и Ерёма.

ФОМА. Здорово, брат Ерёма!

ЕРЁМА. Здорово, брат Фома!

ФОМА. Куда путь держишь?

ЕРЁМА. На ярмарку иду.

ФОМА. На работу – так позади последних, а на ярмарку – наперёд первых! А кто тебе про ярмарку сказал?

ЕРЁМА. Кума сказала.

ФОМА. А кума откуда знает?

ЕРЁМА. Кума всё знает, чти на свете делается. А ты бывал ли, брат Фома, на ярмарке?

ФОМА. Бывал.

ЕРЁМА. Велика?

ФОМА. Не мерил.

ЕРЁМА. Сильна ?

ФОМА. Не боролся.

ЕРЁМА. А кого ты на ярмарке видел?

ФОМА. Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову. Глаза у неё узкие, а лоб широкий.

ЕРЁМА. Это ведь медведь был.

ФОМА. Какой там медведь. Я прежде медведя знавал. Он не такой. Медведь серый , хвост длинный, рот большой.

ЕРЁМА. Да это волк.

ФОМА. Всё ты, брат, говоришь не в толк. Я прежде волка знал. Волк маленький, глазки косые, ушки длинные.

ЕРЁМА. Это же заяц. Всё ты, брат Фома, байки сказывать горазд.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Н.Рыленков

Я вкус подсохшей хлебной корки

В вас ощущаю каждый миг,

Пословицы и поговорки,

Заветы прадедов моих.

Они вас замесили круто,

Чем край благословил родной.

Вы правда их и потому-то

Питательны, как хлеб ржаной.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Старинная быль.

Однажды решили выяснить, кто самый ленивый человек. Искали, искали, наконец, нашли двух отчаянных лентяев. Как же выяснить, кто из них ленивее?

Поселили их обоих в одном деревянном доме и решили поджечь, чтобы посмотреть, кто же выскочит первым.

Когда стены дома охватило пламя, то первый лентяй спросил:

- Откуда так ярко светит солнце?

А другой ответил:

- Вот ещё. Буду я утруждать себя – открывать глаза да смотреть.

Так чуть оба и не сгорели. Еле их спасли.




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Фольклорная ярмарка.

Автор: Гошева Татьяна Николаевна

Дата: 20.01.2015

Номер свидетельства: 158534

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Обобщающий урок по теме «Малые жанры фольклора» (Фольклорная ярмарка)5 класс "
    ["seo_title"] => string(86) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-malyie-zhanry-fol-klora-fol-klornaia-iarmarka-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "158538"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421759532"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Внеклассное мероприятие в начальной школе "Веселая Ярмарка" "
    ["seo_title"] => string(69) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-v-nachal-noi-shkolie-viesielaia-iarmarka"
    ["file_id"] => string(6) "222294"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1436119224"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Фольклорный праздник  "Ярмарка""
    ["seo_title"] => string(26) "folklornyiprazdnikiarmarka"
    ["file_id"] => string(6) "288606"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454655284"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Сценарий "Веселая ярмарка" "
    ["seo_title"] => string(30) "stsienarii-viesielaia-iarmarka"
    ["file_id"] => string(6) "101736"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402429450"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Сценарий фольклорного праздника «Весенняя ярмарка»"
    ["seo_title"] => string(56) "stsienarii_fol_klornogho_prazdnika_viesienniaia_iarmarka"
    ["file_id"] => string(6) "454742"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1517773840"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства