Просмотр содержимого документа
«О любви в рассказе А.И. Куприна "Куст сирени"»
Класс: 8
Тема: Рассказ А.И. Куприна «Куст сирени»
Цели: познакомить учащихся с рассказом А.И. Куприна «Куст сирени»; выявить позицию автора в изображении любви; определить, какие качества характера помогают героям сохранить и развить любовь; развить навыки грамотной устной речи, творческие способности учащихся; воспитывать активную жизненную позицию.
Оборудование: доска, учебник, тетрадь
Эпиграф
Человек приходит в мир за счастьем.
(Куприн)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1.Приветствие и объявление темы и цели урока
Обратимся к эпиграфу. Куприн утверждает, что человек пришел в мир для счастья. Каждый ли пришедший в этот мир должен быть обязательно счастлив? Какой вывод вы сделаете после обсуждения рассказа?
За счастье нужно бороться. Счастье нужно создавать своими
руками.
Сегодня на уроке мы поговорим о замечательном произведении А.И. Куприна «Куст сирени». Этот рассказ был написан в 1894 году, опубликован 17 октября 1894 года в газете «Жизнь и искусство». Рассказ, который мы будем анализировать сегодня, называется «Куст сирени».
- Как вы думаете, почему так называется рассказ?
Рассказ так называется, потому что именно сирень приносит героям счастье.
- Что вы знаете о сирени?
Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. В мифологии 4 – символ Вселенной, а сирень имеет 4 лепестка. А ещё есть и пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. Сирень – символ доброты и великодушия. Сирень символизирует личность отзывчивую, чуткую и сердечную.
- Как вы думаете, какова тема этого произведения?
О любви, о счастье, о взаимоотношениях людей. (Запись темы в тетради)
В тексте рассказа встречаются незнакомые для вас слова, некоторые даже устаревшие. Познакомимся с их лексическим значением, чтобы в ходе анализа не отвлекаться на их толкование. Эту работу выполнила в качестве домашнего задания (имя ученицы).
Педант – человек, излишне строгий в выполнении всех формальных требований (в науке, в жизни).
Поручик – офицерский чин рангом выше подпоручика и ниже штабс-капитана, а также лицо, имеющее этот чин.
Ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества.
Солитер – крупный брильянт, вправленный в брошь или перстень.
Портсигар – карманная плоская коробка для папирос, сигарет.
Ридикюль – ручная женская сумочка (уст.).
2. Анализ текста
- Почему рассказ называется «Куст сирени»? Почему именно сирень выбирает автор?
(Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение. Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.)
- Скажите, чем вам близка героиня?
(Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы.)
- Какие эпизоды вы считаете основными?
- Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику?
(Алмазов – беспомощный, от изумления разводит руками, морщит лоб. Он недоволен, не верит в успех. Все движения Верочки быстры и точны, в данный момент она чувствует себя хозяйкой и главой семьи.)
- В чём своеобразие описания внешности героев?
(Описания внешности героев в рассказе мы не найдём. Автору было важно изобразить лишь внутреннее состояние героев, показать их переживания.)
- И всё же, какими вам видятся Алмазов и Верочка?
- Как вы понимаете пословицу «Терпение и труд всё перетрут»? Уместно ли утверждать, что пословица находит отражение в этом рассказе?
(Пословица имеет прямое отношение к Верочке. Её поступками движут терпение, труд, упорство и любовь.)
- Случайно ли автор наделяет своих героев такой замечательной фамилией?
(Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами.)
3. Работа в группах
- На сколько частей можно разделить произведение?
1 часть «Горе»: Алмазов приходит домой.
2 часть «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.
3 часть «Счастье»: Верочка встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.)
- Какой приём лежит в основе?
(Антитеза)
Вывод: такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией.
- Давайте посмотрим, где ещё автор использует антитезу? (Правильно, в изображении героев.)
- Какие противоположные черты характера вы заметили?
Сравнительная характеристика
Николай Алмазов
Верочка
Раздражен, недоволен.
Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова.
Беспомощен пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб.
Находчива, активна, деятельна, точна, быстра.
Не видит выхода, не верит в успех.
Верит в успех дела, надеется на положительный исход.
Подчиняется жене, действует по её плану.
В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее.