kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.И.Куприн. Утверждение любви и счастья в семье (по рассказу «Куст сирени»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 8                    

Тема урока: А.И.Куприн. Утверждение любви и счастья в семье (по рассказу «Куст сирени»)

Дидактическая задача: создать условия для формирования общих учебных умений в условиях решения учебных задач

Тип урока: урок изучения нового материала и применения знаний

Задачи урока по содержанию:

Метапредметные (развивающие):

Учебно-организационные: самостоятельно определять цели и задачи своего обучения;   правильно оформлять записи в тетради.

Учебно-информационные: осуществлять наблюдение в соответствии с алгоритмом.

Учебно-логические: выделять главное; давать определение по существующим признакам; высказывать суждения, подтверждая их фактами; обобщать, подытоживать  информацию.

Учебно-коммуникативные: задавать  уточняющие вопросы,   участвовать в учебном диалоге.

Предметные (образовательные): 

- учить выделять проблемы путем характеристики поступков героев, составления характеристики персонажей, учить связному ответу на вопросы ;

-совершенствовать   развитие навыков анализа художественного текста, развивать монологическую речь учащихся, умение отбирать и обобщать отобранный материал;

- способствовать воспитанию чуткого отношения к любви, способность переживать, понимать другого человека

Личностные (воспитательные):

воспитывать   ответственное отношение к учению;

формировать  коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками  в процессе учебно-исследовательской деятельности;

развивать  эстетическое сознание  через работу с художественным текстом.

Основные методы: работа с текстом, исследование, беседа

Оборудование: портрет писателя, иллюстрация к рассказу, репродукция П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», сборники рассказов, компьютер, презентация к уроку

Словарная работа: педант, ридикюль, ломбард, солитер

Литературные термины: жанр, рассказ, деталь, композиция, зеркальная композиция, антитеза.

Технологии:

  • технология проблемного обучения: постановка проблемных вопросов, самостоятельная поисковая деятельность,
  • технология критического мышления (на стадии рефлексии): составление кластера к слову «счастье»
  • составление синквейна по рассказу
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы»

Технологическая карта урока литературы

Класс: 8

Тема урока: А.И.Куприн. Утверждение любви и счастья в семье (по рассказу «Куст сирени»)

Дидактическая задача: создать условия для формирования общих учебных умений в условиях решения учебных задач

Тип урока: урок изучения нового материала и применения знаний

Задачи урока по содержанию:

Метапредметные (развивающие):

Учебно-организационные: самостоятельно определять цели и задачи своего обучения; правильно оформлять записи в тетради.

Учебно-информационные: осуществлять наблюдение в соответствии с алгоритмом.

Учебно-логические: выделять главное; давать определение по существующим признакам; высказывать суждения, подтверждая их фактами; обобщать, подытоживать информацию.

Учебно-коммуникативные: задавать уточняющие вопросы, участвовать в учебном диалоге.

Предметные (образовательные): 

- учить выделять проблемы путем характеристики поступков героев, составления характеристики персонажей, учить связному ответу на вопросы ;

-совершенствовать развитие навыков анализа художественного текста, развивать монологическую речь учащихся, умение отбирать и обобщать отобранный материал;

- способствовать воспитанию чуткого отношения к любви, способность переживать, понимать другого человека

 

Личностные (воспитательные):

воспитывать ответственное отношение к учению;

формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;

развивать эстетическое сознание через работу с художественным текстом.


Основные методы: работа с текстом, исследование, беседа

Оборудование: портрет писателя, иллюстрация к рассказу, репродукция П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», сборники рассказов, компьютер, презентация к уроку

Словарная работа: педант, ридикюль, ломбард, солитер

Литературные термины: жанр, рассказ, деталь, композиция, зеркальная композиция, антитеза.

Технологии:

  • технология проблемного обучения: постановка проблемных вопросов, самостоятельная поисковая деятельность,

  • технология критического мышления (на стадии рефлексии): составление кластера к слову «счастье»

  • составление синквейна по рассказу








Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1 этап Организационный момент 2 мин


Слайд 1 Человек пришел в мир для счастья А. Куприн

- Согласны ли вы с высказыванием?

Приветствует учащихся,

создает эмоциональный настрой

Приветствуют учителя

Анализируют эпиграф, настраиваются на урок


2 этап Целеполагание 5 мин


Вы прочитали рассказ Александра Ивановича Куприна «Куст сирени». Ваши впечатления после прочтения рассказа.

Что такое любовь? Множество поэтов, писателей пытались найти ответ на этот непростой вопрос, в творчестве каждого из них есть произведения об этом удивительном и загадочном чувстве. Для одних это - счастье, радость, высшее наслаждение, для других - горе, страдание, боль, разочарование, трагедия.


Формулирует задание для всего класса.


Побуждает к высказыванию своего мнения учащимися


Высказывают свои впечатления

Анализируют


Комментируют ответ


Высказывают предположения

познавательное


Слайд 2 « Любовью дорожить умейте…» …Как вы понимаете эти слова? Как вы думаете, тема или идея заключена в ёё формулировке? Обоснуйте.

Побуждает к высказыванию своего мнения учащимися

Организует целеполагание


Приводят примеры

личностные






Слайд 3 Какие ассоциации возникли у вас при чтении названия рассказа?


Определяет с учащимися вопросы на перспективу

Подводит учащихся к определению цели текущего урока

Формулируют тему и записывают в тетрадь

Формулируют цель урока.


Регулятивные


Коммуникативные

3 этап Вопросы на читательское восприятие 7 мин


Примерные вопросы:

1. Мы с вами уже познакомились с несколькими произведениями о любви. Какими? («О любви» Чехова, «Кавказ» Бунина и к сегодняшнему уроку прочитали «Куст сирени» Куприна). Какое из них вам больше всего понравилось? Почему?


2. Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых в рассказе Куприна?


Формулирует задание



Отвечают на вопросы


Учащиеся обмениваются своими первыми впечатлениями, приводят свои доказательства



логическое

4 этап Исследование 17 мин


  • Когда вы читали рассказ, все ли слова вам были понятны? Проводится словарная работа. Слайд 4. Заранее подготовленный ученик зачитывает лексическое значение слов: педант, ридикюль, ломбард, солитер, обращается внимание на употребление этих слов в тексте.

  • Николай Алмазов возвращается домой. Говорит ли автор прямо о его состоянии? Как Вера поняла, что у мужа неприятности? Найдите в тексте детали, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые испытывает герой?

  • Как Вера сопереживает мужу? В чём это выражается?

  • Меняется ли Алмазов под воздействием жены?

  • Какой же выход находит Вера?

  • Чем же заканчивается эта история?

Вызывает учащихся к постановке вопросов






Участвуют в постановке проблемных вопросов



Самостоятельная поисковая деятельность, выполняют задание,

осмысливают,

отвечают

познавательная,

обще учебные


Слайд 5. Обращаем внимание на иллюстрацию ученика, изображающую сирень, репродукцию Кончаловского. Сирень всегда вызывает в душе определённые чувства благодаря своей неповторимой красоте, ароматам. Именно куст сирени приносит героям счастье


Рассматривают иллюстрацию

Сравнивают иллюстрации к рассказу и репродукцию П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

Познавательная

Физкультминутка 3 мин




5 этап Работа над композицией рассказа. Введение понятия «зеркальная композиция». 15 мин


  • А теперь давайте вспомним, что такое композиция?

  • Подумаем, в чём особенность композиции данного рассказа?

  • На сколько частей можно разделить произведение?

  • Как соотносится начало и конец рассказа?

  • Какой приём лежит в основе?

  • Давайте посмотрим, где ещё автор использует антитезу?

  • Какие противоположные черты характера вы заметили?

  • Как зеркальная композиция, приём антитезы помогают раскрыть идею произведения?

Слайд 6,7

Организует работу на применение знаний

Осуществляет контроль за деятельностью учащихся,

консультирует

Учащиеся делят текст на части

1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой.

2 часть. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.

3 часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.

Составляют сравнительную характеристику героев (Алмазов, Верочка) Делают вывод


Познавательная


Обсуждение результатов работы . Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье? Почему автор именно так заканчивает рассказ?


Применяют полученные знания


Познавательная

6 этап Рефлексия. 4 мин


  • Чем для вас интересен был урок?

  • Что больше всего понравилось?

  • О чём ещё хотелось бы поговорить?

  • Составление кластера к слову «счастье»

  • Составление синквейна по рассказу

Организует:

беседу, связывая результаты урока с его целями

оценочные высказывания детей.


Осуществляют рефлексивную деятельность, оценивая свои успехи и достижения на данном уроке
Составляют кластер и синквейн.

Обще учебные


коммуникативные


Домашнее задание. 2 мин Написать сочинение, жанр свободный: Чем для меня интересен рассказ И. Бунина «Куст сирени»? Счастлива ли Верочка Алмазова? ( По выбору)


Дает комментарии к домашнему заданию

Записывают домашнее задание




Просмотр содержимого презентации
«презентация куст сирени»

«Любовью дорожить умейте…»

«Любовью дорожить умейте…»

А.И. Куприн. Куст сирени.

А.И. Куприн. Куст сирени.

НИКОЛАЙ ВЕРА упорный (ая); добрый (ая); неудача сломила его (её); из любой ситуации старается найти выход; трудолюбивый(ая); способен(а) отступить перед трудностями; любящий (ая)

НИКОЛАЙ

ВЕРА

упорный (ая);

добрый (ая);

неудача сломила его (её);

из любой ситуации старается найти выход;

трудолюбивый(ая);

способен(а) отступить перед трудностями;

любящий (ая)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
А.И.Куприн. Утверждение любви и счастья в семье (по рассказу «Куст сирени»)

Автор: Бруцкая Надежда Ивановна

Дата: 17.10.2014

Номер свидетельства: 119931


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства