Класс: 8
Тема урока: А.И.Куприн. Утверждение любви и счастья в семье (по рассказу «Куст сирени»)
Дидактическая задача: создать условия для формирования общих учебных умений в условиях решения учебных задач
Тип урока: урок изучения нового материала и применения знаний
Задачи урока по содержанию:
Метапредметные (развивающие):
Учебно-организационные: самостоятельно определять цели и задачи своего обучения; правильно оформлять записи в тетради.
Учебно-информационные: осуществлять наблюдение в соответствии с алгоритмом.
Учебно-логические: выделять главное; давать определение по существующим признакам; высказывать суждения, подтверждая их фактами; обобщать, подытоживать информацию.
Учебно-коммуникативные: задавать уточняющие вопросы, участвовать в учебном диалоге.
Предметные (образовательные):
- учить выделять проблемы путем характеристики поступков героев, составления характеристики персонажей, учить связному ответу на вопросы ;
-совершенствовать развитие навыков анализа художественного текста, развивать монологическую речь учащихся, умение отбирать и обобщать отобранный материал;
- способствовать воспитанию чуткого отношения к любви, способность переживать, понимать другого человека
Личностные (воспитательные):
воспитывать ответственное отношение к учению;
формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;
развивать эстетическое сознание через работу с художественным текстом.
Основные методы: работа с текстом, исследование, беседа
Оборудование: портрет писателя, иллюстрация к рассказу, репродукция П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», сборники рассказов, компьютер, презентация к уроку
Словарная работа: педант, ридикюль, ломбард, солитер
Литературные термины: жанр, рассказ, деталь, композиция, зеркальная композиция, антитеза.
Технологии:
- технология проблемного обучения: постановка проблемных вопросов, самостоятельная поисковая деятельность,
- технология критического мышления (на стадии рефлексии): составление кластера к слову «счастье»
- составление синквейна по рассказу
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы»
Технологическая карта урока литературы
Класс: 8
Тема урока: А.И.Куприн. Утверждение любви и счастья в семье (по рассказу «Куст сирени»)
Дидактическая задача: создать условия для формирования общих учебных умений в условиях решения учебных задач
Тип урока: урок изучения нового материала и применения знаний
Задачи урока по содержанию:
Метапредметные (развивающие):
Учебно-организационные: самостоятельно определять цели и задачи своего обучения; правильно оформлять записи в тетради.
Учебно-информационные: осуществлять наблюдение в соответствии с алгоритмом.
Учебно-логические: выделять главное; давать определение по существующим признакам; высказывать суждения, подтверждая их фактами; обобщать, подытоживать информацию.
Учебно-коммуникативные: задавать уточняющие вопросы, участвовать в учебном диалоге.
Предметные (образовательные):
- учить выделять проблемы путем характеристики поступков героев, составления характеристики персонажей, учить связному ответу на вопросы ;
-совершенствовать развитие навыков анализа художественного текста, развивать монологическую речь учащихся, умение отбирать и обобщать отобранный материал;
- способствовать воспитанию чуткого отношения к любви, способность переживать, понимать другого человека
Личностные (воспитательные):
воспитывать ответственное отношение к учению;
формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;
развивать эстетическое сознание через работу с художественным текстом.
Основные методы: работа с текстом, исследование, беседа
Оборудование: портрет писателя, иллюстрация к рассказу, репродукция П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», сборники рассказов, компьютер, презентация к уроку
Словарная работа: педант, ридикюль, ломбард, солитер
Литературные термины: жанр, рассказ, деталь, композиция, зеркальная композиция, антитеза.
Технологии:
технология проблемного обучения: постановка проблемных вопросов, самостоятельная поисковая деятельность,
технология критического мышления (на стадии рефлексии): составление кластера к слову «счастье»
составление синквейна по рассказу
| Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 этап Организационный момент 2 мин |
| Слайд 1 Человек пришел в мир для счастья А. Куприн - Согласны ли вы с высказыванием? | Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой | Приветствуют учителя Анализируют эпиграф, настраиваются на урок | |
2 этап Целеполагание 5 мин |
| Вы прочитали рассказ Александра Ивановича Куприна «Куст сирени». Ваши впечатления после прочтения рассказа. Что такое любовь? Множество поэтов, писателей пытались найти ответ на этот непростой вопрос, в творчестве каждого из них есть произведения об этом удивительном и загадочном чувстве. Для одних это - счастье, радость, высшее наслаждение, для других - горе, страдание, боль, разочарование, трагедия. | Формулирует задание для всего класса. Побуждает к высказыванию своего мнения учащимися | Высказывают свои впечатления Анализируют Комментируют ответ Высказывают предположения | познавательное |
| Слайд 2 « Любовью дорожить умейте…» …Как вы понимаете эти слова? Как вы думаете, тема или идея заключена в ёё формулировке? Обоснуйте. | Побуждает к высказыванию своего мнения учащимися Организует целеполагание | Приводят примеры | личностные |
| Слайд 3 Какие ассоциации возникли у вас при чтении названия рассказа? | Определяет с учащимися вопросы на перспективу Подводит учащихся к определению цели текущего урока | Формулируют тему и записывают в тетрадь Формулируют цель урока. | Регулятивные Коммуникативные |
3 этап Вопросы на читательское восприятие 7 мин |
| Примерные вопросы: 1. Мы с вами уже познакомились с несколькими произведениями о любви. Какими? («О любви» Чехова, «Кавказ» Бунина и к сегодняшнему уроку прочитали «Куст сирени» Куприна). Какое из них вам больше всего понравилось? Почему? 2. Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых в рассказе Куприна? | Формулирует задание | Отвечают на вопросы Учащиеся обмениваются своими первыми впечатлениями, приводят свои доказательства | логическое |
4 этап Исследование 17 мин |
| Когда вы читали рассказ, все ли слова вам были понятны? Проводится словарная работа. Слайд 4. Заранее подготовленный ученик зачитывает лексическое значение слов: педант, ридикюль, ломбард, солитер, обращается внимание на употребление этих слов в тексте. Николай Алмазов возвращается домой. Говорит ли автор прямо о его состоянии? Как Вера поняла, что у мужа неприятности? Найдите в тексте детали, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые испытывает герой? Как Вера сопереживает мужу? В чём это выражается? Меняется ли Алмазов под воздействием жены? Какой же выход находит Вера? Чем же заканчивается эта история? | Вызывает учащихся к постановке вопросов | Участвуют в постановке проблемных вопросов Самостоятельная поисковая деятельность, выполняют задание, осмысливают, отвечают | познавательная, обще учебные |
Слайд 5. Обращаем внимание на иллюстрацию ученика, изображающую сирень, репродукцию Кончаловского. Сирень всегда вызывает в душе определённые чувства благодаря своей неповторимой красоте, ароматам. Именно куст сирени приносит героям счастье | | Рассматривают иллюстрацию Сравнивают иллюстрации к рассказу и репродукцию П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» | Познавательная |
Физкультминутка 3 мин | | | |
5 этап Работа над композицией рассказа. Введение понятия «зеркальная композиция». 15 мин |
| А теперь давайте вспомним, что такое композиция? Подумаем, в чём особенность композиции данного рассказа? На сколько частей можно разделить произведение? Как соотносится начало и конец рассказа? Какой приём лежит в основе? Давайте посмотрим, где ещё автор использует антитезу? Какие противоположные черты характера вы заметили? Как зеркальная композиция, приём антитезы помогают раскрыть идею произведения? Слайд 6,7 | Организует работу на применение знаний Осуществляет контроль за деятельностью учащихся, консультирует | Учащиеся делят текст на части 1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой. 2 часть. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника. 3 часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось. Составляют сравнительную характеристику героев (Алмазов, Верочка) Делают вывод | Познавательная |
| Обсуждение результатов работы . Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье? Почему автор именно так заканчивает рассказ? | | Применяют полученные знания | Познавательная |
6 этап Рефлексия. 4 мин |
| Чем для вас интересен был урок? Что больше всего понравилось? О чём ещё хотелось бы поговорить? Составление кластера к слову «счастье» Составление синквейна по рассказу | Организует: беседу, связывая результаты урока с его целями оценочные высказывания детей. | Осуществляют рефлексивную деятельность, оценивая свои успехи и достижения на данном уроке Составляют кластер и синквейн. | Обще учебные коммуникативные |
| Домашнее задание. 2 мин Написать сочинение, жанр свободный: Чем для меня интересен рассказ И. Бунина «Куст сирени»? Счастлива ли Верочка Алмазова? ( По выбору) | Дает комментарии к домашнему заданию | Записывают домашнее задание | |
Просмотр содержимого презентации
«презентация куст сирени»