II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Проверка Домашнего задания. Сообщения и презентации подготовленных учащихся о А.И.Куприне. Ответ на вопросы: – Какая тема является основной в творчестве Куприна? – Какие семейные ценности пропагандирует автор? – В каких произведениях русской литературы затрагивается тема взаимоотношений в семье?» | Внимательно слушают, при необходимости делают краткие записи в тетрадях. Отвечают на вопросы | Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: умение делать выводы, обобщения |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Попробуйте определить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? | Предполагают, что будем говорить о семейных ценностях на примере прочитанного дома произведения А.И.Куприна «Куст сирени»
| Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы. |
IV.«Открытие» учащимися новых знаний. Работа с текстом Цель. Отработать навык анализа текста, познакомить с понятиями «фабула» и «сюжет» | Работа по содержанию рассказа. – Кто является главными героями рассказа? – Вспомните, с чего автор начинает повествование? – Кто такой Алмазов? И в какой момент мы узнаем о нем? – Что вам показалось необычным? Работа с литературоведческим словарем. Понятия «фабула» и «сюжет». – Восстановите хронологию событий в рассказе. – Как Вера реагирует на поведение мужа? – На какой поступок решает натолкнуть Вера своего супруга? – Охарактеризуйте поведение Веры в то время, когда ей в голову пришел план спасения? –Как реагирует Коля на ее предложение? – Как ведут себя супруги во время реализации плана? – Охарактеризуйте поведение супругов на следующий день, после того как Коля сдал экзамен. – Как вы думаете, с какой целью Вера просит мужа рассказывать и рассказывать историю с профессором? | Отвечают на вопросы. (Семейная пара: Вера и Николай Алмазов) (Алмазов возвращается домой, проходит в свой кабинет, он очень расстроен) (Николай Евграфович Алмазов – молодой офицер, который в третий раз пытается потупить в Академию генерального штаба. Эти сведения автор даёт нам после того, как обрисовывает приход героя домой) (Предыстория событий дана не в самом начале произведения) Находят лексическое значение терминов, записывают в тетрадь. Фабула – события в их хронологической последовательности, которые положены основу сюжета. Сюжет – события в произведении, расположенные согласно замыслу автора для достижения определенной художественной цели. (Вера терпеливо выслушивает Колю, не обращая внимания на его капризы) (Она решает посадить настоящие кусты, чтобы Колина оплошность оправдалась) (Вера быстро начинает собираться, находит все ценные вещи в доме, чтобы продать их, а на вырученные деньги купить кусты. Она активна, настроена оптимистически) (Коля пассивен, но не возражает и постепенно начинает помогать жене) (Коля до последнего не верит в успешность операции. Вера контролирует процесс до мелочей, она дотошна) (Вера не может усидеть дома, он выбегает на улицу и ждет супруга там. По его походке она понимает, что всё прошло благополучно. Встретившись на улице, они идут домой, громко разговаривая, никого не замечая вокруг. Дома Вера просит Колю снова и снова рассказать, как профессор отреагировал, когда увидел кусты) (Вера видит, что воспоминание и пересказ произошедшей истории доставляет мужу удовольствие. Он счастлив.) | Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; Личностные результаты: 1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям; Познавательные УУД: 1. находить в тексте разные виды информации; 2. разграничивать основную и дополнительную информацию; 3. преобразовывать и сохранять информацию. Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности 2. Освоение способов совместной деятельности |
V. Закрепление Цель – зафиксировать новые знания | Составление характеристик главных героев. Ответ на вопросы: –Какие черты характеров героев помогают им быть счастливыми в их семье? – Проанализировав рассказ, какой вывод мы можем сделать? | Пересказ тех отрывков текста, в которых говорится о Вере Коле. (Вера умна, мудра, сдержанна, энергична, подталкивает мужа на решительные поступки, любит своего супруга. Коля спокоен, обладает упорством, слушает жену, соглашается с ней, прислушивается к ее советам) (Куприн рисует перед нами идеальные взаимоотношения между супругами, которые основаны на взаимопонимании, доверии, уважении друг к другу, любви) | Личностные результаты: 1. формирование понятий о семейных ценностях и взаимоотношениях; Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; |
VI. Самостоятельная работа по тексту Цель – тренировать способность к самоконтролю | Вопросы для размышления: – Почему рассказ называется «Куст сирени»? – Почему автор выбирает именно сирень? – С какой целью автор использует фабулу? | Работают в парах (Коля чертя карту местности, сажает пятно. У него не получается его стереть, поэтому он на этом месте рисует деревья. Профессор утверждает, что в этом месте не может быть никаких кустов. Тогда Вера решает их там посадить. При покупке кустов у садовников не оказывается ничего, кроме сирени) (Сирень – это символ любви и счастья. Это растение цветет весной – в пору всех влюбленных. Существует поверье: тот, кто найдет цветок сирени с пятью лепестками, будет счастлив) (Для усиления понимания того, как важно было для Коли поступить в академию, сколько усилий он приложил для этого) | Коммуникативные УУД: 1. Освоение способов совместной деятельности Познавательные УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. |