kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 8 классе "Идейно-художественное содержание рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок завершает изучение творчества А.И.Куприна и серию уроков, посвящённых теме любви в творчестве русских писателей 20 века. Способствует формированию ценностно-смысловой компетенции, развитию  познавательных интересов, навыка анализа художественного  прозаического произведения через раскрытие  идейного содержания.
Материал урока способствует также формированию информационной компетентности посредством получения информации из различных источников, восприятия текста, работы с персональным компьютером и интерактивной доской.
В уроке реализованы основные принципы системно-деятельностного подхода: принцип деятельности, непрерывности, творчества, вариативности, принцип проблемности (через проблемный вопрос:  «В чем смысл любви, по мнению А.Куприна?»)
Включиться в работу позволяет ситуация вызова -  приём «яркого пятна» - зеркало в руках учителя.
Основную  часть урока занимает проблемно-тематический анализ, который сочетается с пообразным. Приемы анализа художественного произведения: выборочное чтение, беседа, пересказ, работа с эпизодом, деталью.
Создаётся пространство для активных учебных действий,
Осуществляется  сотрудничество через работу в парах (согласование действий с партнером, постановка вопросов, построение речевых высказываний), диалог с учителем и одноклассниками, что способствовует формированию коммуникативной компетенции. Оперативности получения задания и алгоритма его выполнения способствуют гиперссылки на рабочем столе компьютера каждого ученика.
 Использование видео с музыкальным сопровождением помогает осуществить релаксацию обучающихся, снять напряжение, подготовить класс  к дальнейшей работе.
 Возможности интерактивной доски позволяют наглядно сравнить образы главных героев произведения, отразить зеркальность композиции, раскрыть  метапредметную тему:  «Симметрия  как понятие гармонии организации»
Урок направлен на формирование личностных УУД – формирование собственной позиции, духовно-нравственных качеств личности, формирование эстетического вкуса.
Учит анализировать и синтезировать учебный материал, что способствует формированию познавательных УУД (использование знаково-символичных средств, умений моделировать, наблюдать, анализировать, выделять существенные признаки.)
Формированию регулятивных УУД способствует  то, что учащиеся сами определяют цель урока, ставят  учебные задачи, в процессе деятельности осуществляют контроль их выполнения.
Домашнее задание носит творческий характер и предполагает выбор.
В целом, урок имеет достаточный обучающий,  развивающий и воспитывающий потенциал, отвечает требованиям ФГОС.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 8 классе "Идейно-художественное содержание рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»" »

Предмет: Литература

Класс: 8

Тема: Идейное содержание рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»

Цели:

  1. Проанализировать рассказ А.И.Куприна «Куст сирени»

  2. Развивать память, мышление, речь, умение самостоятельно добывать знания.

  3. Воспитывать нравственные качества личности, внимательное отношение к семейным ценностям.

Задачи:

  1. Сопоставить характеристики литературных персонажей рассказа А.И.Куприна «Куст сирени».

  2. Раскрыть семантику названия рассказа.

  3. Дать понятие симметрии и понятие зеркально-симметричной композиции рассказа.

  4. Раскрыть идейное содержание рассказа А.И.Куприна «Куст сирени».

  5. Закрепить умение работать дифференцированно.

  6. Привить интерес к изучению творчества А.И.Куприна.

Оборудование: компьютерный класс; подключение к сети Интернет, интерактивная доска SMART; ПО: Windows XP, Office 2007, Adobe PhotoShop CS; программы пакета MS Office, программа для интерактивной доски SMART Notebook.



Ход урока

1.Орг.момент.

2.Ситуация вызова.

- Сегодня предметом нашего разговора станет рассказ А.И.Куприна «Куст сирени».

- Зачем же я пришла на урок с зеркалом? (Варианты ответов)

-Зеркало – символ отражения, тайны, каким-то образом оно связано с произведением и поможет понять его смысл.

-Какова будет тема урока?

- Идейное содержание рассказа Куприна «Куст сирени»

Само произведение - словно зеркало, в котором отражается внутренний мир автора, его мысли и чувства, понимание картины мира.

-Что мы сможем узнать об авторе, когда проанализируем произведение?

-Его понимание ЛЮБВИ. Что такое любовь? Множество поэтов, писателей пытались найти ответ на этот непростой вопрос, в творчестве каждого из них есть произведение об этом удивительном и загадочном чувстве. Для одних - это счастье, радость, высшее наслаждение, для других - горе, страдание, боль, разочарование, трагедия

(Проблемный вопрос - В чём смысл любви, по мнению Куприна?)

3.Целеполагание

-Предложите свои варианты поиска ответа на проблемный вопрос.

-Какие задачи потребуют вашего решения?

  • Рассмотреть образы главных героев

  • Понять смысл названия

  • Рассмотреть композицию рассказа

-В процессе работы попрошу Вас не забывать о ЗЕРКАЛЕ, возможно, оно ещё не раз пригодится нам сегодня.

4. Работа в группах.

-Первой задачей мы определили анализ образов героев рассказа.

-Что вы можете о них рассказать? Какие художественные приёмы использованы Куприным? (антитеза, говорящие имена и фамилии)

-Выводы о тех или иных закономерностях в произведении невозможны без подтверждения цитатами текста. Предлагаю Вам выполнить следующие задания :

Анализ действий героев с заполнением таблицы


1 группа, 2 группа - Алмазов

3 группа, 4 группа - Верочка

(Работа на компьютерах, таблица заполнена лишь в графе одного героя, действия другого героя, отвечающие им в данный момент времени нужно отыскать в тексте, который дан ниже.)

Николай Алмазов

Вера Алмазова

«…он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами...»

«Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость ... Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом»

«Алмазов сидел, не снимая пальто и шапки и отворотившись в сторону...»

«Наконец она заговорила первая, с той осторожностью, с которой говорит только женщины у кровати близкого труднобольного человека...»

«Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно, как обыкновенно говорят, высказывая долго сдержанную обиду»

«Она села на ручку кресла и обвила рукой шею Алмазова»

«Во все время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол. Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать»


«Но вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла»

Николай Алмазов

Вера Алмазова

«Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли»

«…возразила Вера, топнув ногой»

«Алмазов, пробовавший было возражать, но невыслушанный…»

«Вера быстро выдвигала ящики столов и комодов, вытаскивала корзины и коробочки, раскрывала их и разбрасывала по полу»

«Алмазов уговаривал жену отправиться домой»

«Она поехала вместе с мужем за город, все время, пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим и только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась, что дерн около кустов совершенно нельзя отличить от травы, покрывавшей всю седловину»

«Алмазов был весь в пыли и едва держался на ногах от усталости и голода, но лицо его сияло торжеством одержанной победы»

«Она заставляла его еще и еще раз передавать ей в подробностях весь разговор с профессором»





























(Текст рассказа )

5 группа работает с интерактивной доской, разделяя качества героев на две группы.

-Какие выводы можно сделать?

Вера и Николай - словно зеркала друг для друга, две противоположности, связанные общим чувством любви в единое целое, дополняют друг друга. Алмазов – чистый , неогранённый камень - под влиянием деятельной Верочки обязательно превратится в бриллиант.

-Ответы по работе в группах. Выводы детей. Оценки.

5. Семантика названия.

-Мы определили, что понимание текста невозможно без объяснения смысла названия.

- Какие чувства вы испытываете, глядя на сирень? Какие ассоциации она рождает?

Легенда о сирени. Релакс-видео.(В качестве физминутки для глаз)

Сирень всегда вызывает в душе определённые чувства благодаря своей неповторимой красоте, ароматам. Для героев рассказа она стала еще и символом: «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком». Почему автор именно так заканчивает рассказ? (Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи, любви, отражением счастливого момента жизни. Оказывается, и сирень –тоже зеркало.)

6. Композиционное своеобразие.

-Вспомним, что такое композиция рассказа.

Какую упорядоченность можно увидеть в построении данного рассказа? Много параллелей, связующих нитей в образах, поступках героев, организации времени и пространства вокруг.

-На какие смысловые части можно разделить текст? (первый день и второй)

Сравним эти два дня (образы, поступки героев, организация времени и пространства вокруг) На интерактивной доске изобразим кратко и схематично.

Ведущий образ первого дня- Николай, именно он находится в центре внимания, тогда как во второй день в центре – уже Вера.

Пространство вокруг Николая имеет «вертикальную направленность вниз» , подтвердим цитатами. («…выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло», «…Алмазов сидел, не снимая пальто и шапки и отворотившись в сторону...», «она села на ручку кресла и обвила рукой шею Алмазова», «он не сопротивлялся, но продолжал смотреть в угол с обиженным выражением. вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол».) Во второй день пространство вокруг Веры вместе с ней стремится вверх(Вера никак не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицупо одной только живой и немного подпрыгивающей походке, узнала»)

Время «тянется» в первый день и тяжела каждая минута( «…. минут пять тяжелого молчания, тоскливо нарушаемого хромым ходом будильника, давно знакомым и надоевшим: раз, два, три-три: два чистых удара, третий с хриплым перебоем»), а во второй день и вовсе перестало иметь значение, герои не замечали никого и ничего, кроме своего бесконечного счастья(«…И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь»)

-На что снова обращаем внимание – зеркало!

-Что бы вы могли сказать по поводу правой и левой стороны схемы? (Они симметричны)

Такая композиция рассказа называется ЗЕРКАЛЬНО-СИММЕТРИЧНОЙ.

Слово “симметрия” в переводе с греческого звучит как “гармония”, означая красоту, соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей. Издавна человек использовал симметрию в архитектуре. Древним храмам, башням средневековых замков, современным зданиям она придает гармоничность, законченность. Можем наблюдать симметрию мы также и в природе.

7.Составление кластера «ЛЮБОВЬ»

Подведём итоги наших рассуждений, как вы сегодня поняли значение слова Любовь?

Обогатилось ли это представление после изучения рассказа Куприна?

(Любовь – это «труд» : доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми)

8.Выводы, ответы на проблемный вопрос.

Высказывание

«Возлюбленные – зеркала друг для друга. Любовь помогает вам осознать ваше истинное лицо.» (Ошо)

9.Рефлексия (собираем куст сирени на интерактивной доске)

  • А что испытываете вы? С каким ощущением покидаете урок?

  • Чем для вас интересен был урок, сам рассказ? Что больше всего понравилось?

  • О чём ещё хотелось бы поговорить?

  • Что нового узнали?

Оценивание работы учащихся.

10.Домашнее задание (на выбор):

  • Творческий пересказ истории от лица героя.

  • Сочинение "Что значит быть счастливым?"

  • Придумать макет памятника любви, нарисовать и описать .


11.Итог урока.

-Что сегодня на уроке стало открытием для Вас?





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Руденко Мария Александровна

Дата: 20.11.2014

Номер свидетельства: 133157


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства