Конспект урока литературы в 8 классе "Идейно-художественное содержание рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»"
Конспект урока литературы в 8 классе "Идейно-художественное содержание рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»"
Данный урок завершает изучение творчества А.И.Куприна и серию уроков, посвящённых теме любви в творчестве русских писателей 20 века. Способствует формированию ценностно-смысловой компетенции, развитию познавательных интересов, навыка анализа художественного прозаического произведения через раскрытие идейного содержания.
Материал урока способствует также формированию информационной компетентности посредством получения информации из различных источников, восприятия текста, работы с персональным компьютером и интерактивной доской.
В уроке реализованы основные принципы системно-деятельностного подхода: принцип деятельности, непрерывности, творчества, вариативности, принцип проблемности (через проблемный вопрос: «В чем смысл любви, по мнению А.Куприна?»)
Включиться в работу позволяет ситуация вызова - приём «яркого пятна» - зеркало в руках учителя.
Основную часть урока занимает проблемно-тематический анализ, который сочетается с пообразным. Приемы анализа художественного произведения: выборочное чтение, беседа, пересказ, работа с эпизодом, деталью.
Создаётся пространство для активных учебных действий,
Осуществляется сотрудничество через работу в парах (согласование действий с партнером, постановка вопросов, построение речевых высказываний), диалог с учителем и одноклассниками, что способствовует формированию коммуникативной компетенции. Оперативности получения задания и алгоритма его выполнения способствуют гиперссылки на рабочем столе компьютера каждого ученика.
Использование видео с музыкальным сопровождением помогает осуществить релаксацию обучающихся, снять напряжение, подготовить класс к дальнейшей работе.
Возможности интерактивной доски позволяют наглядно сравнить образы главных героев произведения, отразить зеркальность композиции, раскрыть метапредметную тему: «Симметрия как понятие гармонии организации»
Урок направлен на формирование личностных УУД – формирование собственной позиции, духовно-нравственных качеств личности, формирование эстетического вкуса.
Учит анализировать и синтезировать учебный материал, что способствует формированию познавательных УУД (использование знаково-символичных средств, умений моделировать, наблюдать, анализировать, выделять существенные признаки.)
Формированию регулятивных УУД способствует то, что учащиеся сами определяют цель урока, ставят учебные задачи, в процессе деятельности осуществляют контроль их выполнения.
Домашнее задание носит творческий характер и предполагает выбор.
В целом, урок имеет достаточный обучающий, развивающий и воспитывающий потенциал, отвечает требованиям ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 8 классе "Идейно-художественное содержание рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»" »
Предмет: Литература
Класс: 8
Тема: Идейное содержание рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»
Цели:
Проанализировать рассказ А.И.Куприна «Куст сирени»
Развивать память, мышление, речь, умение самостоятельно добывать знания.
Воспитывать нравственные качества личности, внимательное отношение к семейным ценностям.
Задачи:
Сопоставить характеристики литературных персонажей рассказа А.И.Куприна «Куст сирени».
Раскрыть семантику названия рассказа.
Дать понятие симметрии и понятие зеркально-симметричной композиции рассказа.
Раскрыть идейное содержание рассказа А.И.Куприна «Куст сирени».
Закрепить умение работать дифференцированно.
Привить интерес к изучению творчества А.И.Куприна.
Оборудование: компьютерный класс; подключение к сети Интернет, интерактивная доска SMART; ПО: Windows XP, Office 2007, Adobe PhotoShop CS; программы пакета MS Office, программа для интерактивной доски SMART Notebook.
Ход урока
1.Орг.момент.
2.Ситуация вызова.
- Сегодня предметом нашего разговора станет рассказ А.И.Куприна «Куст сирени».
- Зачем же я пришла на урок с зеркалом? (Варианты ответов)
-Зеркало – символ отражения, тайны, каким-то образом оно связано с произведением и поможет понять его смысл.
-Какова будет тема урока?
- Идейное содержание рассказа Куприна «Куст сирени»
Само произведение - словно зеркало, в котором отражается внутренний мир автора, его мысли и чувства, понимание картины мира.
-Что мы сможем узнать об авторе, когда проанализируем произведение?
-Его понимание ЛЮБВИ. Что такое любовь? Множество поэтов, писателей пытались найти ответ на этот непростой вопрос, в творчестве каждого из них есть произведение об этом удивительном и загадочном чувстве. Для одних - это счастье, радость, высшее наслаждение, для других - горе, страдание, боль, разочарование, трагедия
(Проблемный вопрос - В чём смысл любви, по мнению Куприна?)
3.Целеполагание
-Предложите свои варианты поиска ответа на проблемный вопрос.
-Какие задачи потребуют вашего решения?
Рассмотреть образы главных героев
Понять смысл названия
Рассмотреть композицию рассказа
-В процессе работы попрошу Вас не забывать о ЗЕРКАЛЕ, возможно, оно ещё не раз пригодится нам сегодня.
4. Работа в группах.
-Первой задачей мы определили анализ образов героев рассказа.
-Что вы можете о них рассказать? Какие художественные приёмы использованы Куприным? (антитеза, говорящие имена и фамилии)
-Выводы о тех или иных закономерностях в произведении невозможны без подтверждения цитатами текста. Предлагаю Вам выполнить следующие задания :
Анализ действий героев с заполнением таблицы
1 группа, 2 группа - Алмазов
3 группа, 4 группа - Верочка
(Работа на компьютерах, таблица заполнена лишь в графе одного героя, действия другого героя, отвечающие им в данный момент времени нужно отыскать в тексте, который дан ниже.)
Николай Алмазов
Вера Алмазова
«…он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами...»
«Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость ... Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом»
«Алмазов сидел, не снимая пальто и шапки и отворотившись в сторону...»
«Наконец она заговорила первая, с той осторожностью, с которой говорит только женщины у кровати близкого труднобольного человека...»
«Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно, как обыкновенно говорят, высказывая долго сдержанную обиду»
«Она села на ручку кресла и обвила рукой шею Алмазова»
«Во все время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол. Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать»
«Но вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла»
Николай Алмазов
Вера Алмазова
«Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли»
«…возразила Вера, топнув ногой»
«Алмазов, пробовавший было возражать, но невыслушанный…»
«Вера быстро выдвигала ящики столов и комодов, вытаскивала корзины и коробочки, раскрывала их и разбрасывала по полу»
«Алмазов уговаривал жену отправиться домой»
«Она поехала вместе с мужем за город, все время, пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим и только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась, что дерн около кустов совершенно нельзя отличить от травы, покрывавшей всю седловину»
«Алмазов был весь в пыли и едва держался на ногах от усталости и голода, но лицо его сияло торжеством одержанной победы»
«Она заставляла его еще и еще раз передавать ей в подробностях весь разговор с профессором»
(Текст рассказа )
5 группа работает с интерактивной доской, разделяя качества героев на две группы.
-Какие выводы можно сделать?
Вера и Николай - словно зеркала друг для друга, две противоположности, связанные общим чувством любви в единое целое, дополняют друг друга. Алмазов – чистый , неогранённый камень - под влиянием деятельной Верочки обязательно превратится в бриллиант.
-Ответы по работе в группах. Выводы детей. Оценки.
5. Семантика названия.
-Мы определили, что понимание текста невозможно без объяснения смысла названия.
- Какие чувства вы испытываете, глядя на сирень? Какие ассоциации она рождает?
Легенда о сирени. Релакс-видео.(В качестве физминутки для глаз)
Сирень всегда вызывает в душе определённые чувства благодаря своей неповторимой красоте, ароматам. Для героев рассказа она стала еще и символом: «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком». Почему автор именно так заканчивает рассказ? (Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи, любви, отражением счастливого момента жизни. Оказывается, и сирень –тоже зеркало.)
6. Композиционное своеобразие.
-Вспомним, что такое композиция рассказа.
Какую упорядоченность можно увидеть в построении данного рассказа? Много параллелей, связующих нитей в образах, поступках героев, организации времени и пространства вокруг.
-На какие смысловые части можно разделить текст? (первый день и второй)
Сравним эти два дня (образы, поступки героев, организация времени и пространства вокруг) На интерактивной доске изобразим кратко и схематично.
Ведущий образ первого дня- Николай, именно он находится в центре внимания, тогда как во второй день в центре – уже Вера.
Пространство вокруг Николая имеет «вертикальную направленность вниз» , подтвердим цитатами. («…выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло», «…Алмазов сидел, не снимая пальто и шапки и отворотившись в сторону...», «она села на ручку кресла и обвила рукой шею Алмазова», «он не сопротивлялся, но продолжал смотреть в угол с обиженным выражением. вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол».) Во второй день пространство вокруг Веры вместе с ней стремится вверх(Вера никак не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицупо одной только живой и немного подпрыгивающей походке, узнала»)
Время «тянется» в первый день и тяжела каждая минута( «…. минут пять тяжелого молчания, тоскливо нарушаемого хромым ходом будильника, давно знакомым и надоевшим: раз, два, три-три: два чистых удара, третий с хриплым перебоем»), а во второй день и вовсе перестало иметь значение, герои не замечали никого и ничего, кроме своего бесконечного счастья(«…И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь»)
-На что снова обращаем внимание – зеркало!
-Что бы вы могли сказать по поводу правой и левой стороны схемы? (Они симметричны)
Такая композиция рассказа называется ЗЕРКАЛЬНО-СИММЕТРИЧНОЙ.
Слово “симметрия” в переводе с греческого звучит как “гармония”, означая красоту, соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей. Издавна человек использовал симметрию в архитектуре. Древним храмам, башням средневековых замков, современным зданиям она придает гармоничность, законченность. Можем наблюдать симметрию мы также и в природе.
7.Составление кластера «ЛЮБОВЬ»
Подведём итоги наших рассуждений, как вы сегодня поняли значение слова Любовь?
Обогатилось ли это представление после изучения рассказа Куприна?
(Любовь – это «труд» : доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми)
8.Выводы, ответы на проблемный вопрос.
Высказывание
«Возлюбленные – зеркала друг для друга. Любовь помогает вам осознать ваше истинное лицо.» (Ошо)
9.Рефлексия (собираем куст сирени на интерактивной доске)
А что испытываете вы? С каким ощущением покидаете урок?
Чем для вас интересен был урок, сам рассказ? Что больше всего понравилось?
О чём ещё хотелось бы поговорить?
Что нового узнали?
Оценивание работы учащихся.
10.Домашнее задание (на выбор):
Творческий пересказ истории от лица героя.
Сочинение "Что значит быть счастливым?"
Придумать макет памятника любви, нарисовать и описать .