Просмотр содержимого документа
«"Умейте дорожить любовью". (По рассказу А. И. Куприна "Куст сирени".»
Урок литературы в 8 классе «А».
Тема: «Умейте дорожить любовью» по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени».
Цели: познакомить учащихся с рассказом Куприна «Куст сирени»; выявить позицию автора в изображении любви; определить, какие качества характера помогают героям сохранить любовь; развивать навыки грамотной устной речи, творческие способности учащихся; воспитывать нравственное отношение к семье.
Планируемые результаты:
Личностные:
- развитие познавательной активности учащихся;
- формирование нравственно-этического оценивания и эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им, живого интереса к изучаемому;
- формирование собственного отношения к героям рассказа А. Куприна, их оценка, понимание авторской позиции и своего отношения к ней; - использование для решения познавательной и коммуникативной задач различных источников.
Метапредметные:
Познавательные:
- расширение представления обучающихся о сложности и кропотливости писательского труда; воспитание думающего не равнодушного человека и читателя;
- формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.
*Регулятивные:
- умение работать по плану, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
- формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией;
- строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение оппонентов;
- формирование умений работать в группе; проявление взаимопомощи, поддержки. умения договариваться о последовательности действий и формах презентации результата.
- умение анализировать произведение, понимать и формулировать его идею, характеризовать его героев, определять изобразительно-выразительные средства языка и их роль в произведении;
- владение литературоведческой терминологией при анализе рассказа, различными формами творческой работы.
В коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературного произведения, осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного, умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
- создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог.
В эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как словесного искусства, формиров
Оборудование: портрет писателя, иллюстрация к рассказу, репродукция П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», сборники рассказов, компьютер, презентация к уроку
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии: технология проблемного обучения: постановка проблемных вопросов, самостоятельная поисковая деятельность, технология критического мышления (на стадии рефлексии): составлениесинквейна по рассказу
Какие произведения А. Куприна вы знаете? Назовите. Какое произведение мы изучали в 5 классе?
Сегодня мы рассмотрим ещё одно замечательное произведение писателя – рассказ «Куст сирени».
Определение темы и целей урока.
Дома вы прочитали рассказ Александра Ивановича Куприна «Куст сирени». Ваши впечатления после прочтения рассказа (учащиеся обмениваются своими первыми впечатлениями)
Какие ассоциации возникли у вас при чтении названия рассказа?
Обращаем внимание на иллюстрацию учебника, изображающую сирень. Сирень всегда вызывает в душе определённые чувства благодаря своей неповторимой красоте, ароматам.
Именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение. Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.
- Как вы думаете, о чём пойдет разговор на сегодняшнем уроке?
Что такое любовь? Множество поэтов, писателей пытались найти ответ на этот непростой вопрос, в творчестве каждого из них есть произведения об этом удивительном и загадочном чувстве. Для одних это — счастье, радость, высшее наслаждение, для других — горе, страдание, боль, разочарование, трагедия.
Запись в тетради темы урока, эпиграфа.
- Мы с вами уже познакомились с несколькими произведениями о любви. Какими? («О любви» Чехова, «Кавказ» Бунина и к сегодняшнему уроку прочитали «Куст сирени» Куприна).
- Какое из них вам больше всего понравилось? Почему?
- Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых в рассказе Куприна? (Умение проникать в душу любимого человека, понять его, стремление сделать другого счастливым., способность жертвовать во имя любви.).
- «Умейте дорожить любовью». Как вы думаете, тема или идея заключена в ёё формулировке? Обоснуйте. (Идея, произведение учит, как в трудных ситуациях сохранить любовь и взаимопонимание).
Исследование по тексту.
- Николай Алмазов возвращается домой. Говорит ли автор прямо о его состоянии? Как Вера поняла, что у мужа неприятности? Найдите в тексте детали, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые испытывает герой? (Алмазов прошел в свой кабинет, не снимая пальто, в фуражке, молча. Насупившееся лицо, сдвинутые брови, закушенная нижняя губа. Он выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол и раскрывается. Бросился в кресло, хрустнув пальцами… Длится тяжёлое молчание, герой так и сидит молча, не снимая пальто. Отворотившись в сторону…. Потом говорит раздражённо, словно жена виновата в его неудаче… злобно ткнул ногой портфель с чертежами. Называет все это дрянью … горелые спички, которые ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет». Алмазов срывает злость на Вере, на портфеле, на чертежах, на спичках)
- Как Вера сопереживает мужу? В чём это выражается? (Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает о своей неприятности, даже пытается обвинить Веру в своём несчастье.)
- Меняется ли Алмазов под воздействием жены? (Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Разряжает обстановку жена. Она становится очень энергичной. Теперь они меняются ролями. Алмазов хоть и не верит в успех дела, но покорно следует указаниям жены.)
- Какой же выход находит Вера? (Алмазовы едут в ломбард, потом к садовнику.)
- Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей? (Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно, но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)
- Почему Вера, договорившись с садовником, не уезжает домой, а сама едет туда, где должен «вырасти куст»? (Хочет убедиться в том, что все сделано, как надо, переживает за мужа, за исход дела.)
- В каком еще эпизоде мы видим переживания героини? (Вера не находит себе места, сильно переживает за мужа, с нетерпением ждёт его возвращения. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Вера не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)
- Чем же заканчивается эта история?
- Как Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об этой истории? (Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)
Работа над композицией рассказа. Введение понятия «зеркальная композиция».
- А теперь давайте вспомним, что такое композиция?
- Подумаем, в чём особенность композиции данного рассказа? На сколько частей можно разделить произведение?
1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой.
2 часть. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.
3 часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.
-Как соотносится начало и конец рассказа?
- Какой приём лежит в основе? (Антитеза)
Вывод: такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью донаоборот, называется зеркальной композицией
- Давайте посмотрим, где ещё автор использует антитезу? (Правильно, в изображении героев.)
- Какие противоположные черты характера вы заметили?
Сравнительная характеристика
Николай Алмазов
Верочка
Раздражен, недоволен.
Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова.
Беспомощен, пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб.
Находчива, активна, деятельна, точна, быстра.
Не видит выхода, не верит в успех.
Верит в успех дела, надеется на положительный исход.
Подчиняется жене, действует по её плану.
В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее.
Как зеркальная композиция, приём антитезы помогают раскрыть идею произведения? (Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горя, неудач приходит счастье, удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.)
Отношение автора к героям.
Почему автор наделяет героев такой замечательной фамилией – Алмазовы? Случайно ли имя Вера? (Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами. Вера – вера в свои силы, уверенность в будущем.)
- Вы, наверное, обратили внимание, что автор не дает нам внешнего описания героев? Как вы думаете? Почему? (Автор сосредотачивает свое внимание на внутреннем мире героев, он гораздо важнее внешности.)
- Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась? (Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Вере. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора — Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими, даже не осуждает за небольшой обман профессора.)
Работа с эпиграфом.
Давайте ещё раз прочитаем эпиграф к уроку. Согласны вы с высказыванием Л. Берни?
- Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье?
(Любовь – это труд, доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана. Такая любовь делает людей счастливыми).
Смысл заглавия. (Для героев рассказа она стала еще и символом: «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком».)
- Почему автор именно так заканчивает рассказ? (Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи, любви)
IV. Рефлексия.
Чем для вас интересен был урок?
Что больше всего понравилось?
О чём ещё хотелось бы поговорить?
Составление синквейна по рассказу
V. Домашнее задание. Написать сочинение, жанр свободный:
Чем для меня интересен рассказ И. Бунина «Куст сирени»?