Просмотр содержимого документа
«О литературной мастерской»
В рамках проведения эксперимента "Основная школа - пространство выбора" среди учащихся 5-х классов по литературе организовано поточно-групповое обучение. Учащиеся выбирают группу, в которой будут заниматься изучением предмета. Основой деления на группы становится ведущий вид деятельности. Так, в школе учащимся предложены 3 группы: "Литература как литературная игра", "Литературная гостиная" и "Творческая мастерская". Каждый преподаватель такой группы разработал специальное тематическое планирование с учетом специфических особенностей своей группы.
Остановлюсь подробнее на работе той группы, которую веду я – «Творческая мастерская». Сама технология пришла к нам из Франции. Наиболее полно адаптировали ее к русской действительности санкт-петербургские исследователи (И.А. Мухина, Л.Д. Фураев, Н.И. Хлебникова). Целый ряд статей в разных выпусках журнала «Литература в школе» написан у Ереминой Т.Я. (Лит-ра №10, №3, 2007). Ею же разработано методическое пособие «Мастерские по литературе». Не секрет, что современные школьники не очень-то любят читать, однако в 5 классе привить интерес к чтению еще возможно, и сделать это мне помогает технология педагогической мастерской, которую я применяю на своих уроках литературы. Самое главное, что принципиально отличает работу в этой технологии – нацеленность на сам процесс. Учитель не выдает готовый результат, а лишь предлагает алгоритм действий, который берет на вооружение ученик. Урок в соответствии с требованиями технологии должен четко делится на несколько этапов:
Индуктор – начало, мотивирующее деятельность учащихся;
Самоконструкция
Социоконструкция
Социализация
Афиширование
Разрыв
Рефлексия.
Основа творческой мастерской – работа в группах, умение предлагать свой взгляд на предложенную проблему, корректно отстаивать свою точку зрения, уметь рефлексировать.
Можно привести примеры подобных уроков, которые были проведены в 5 классе. Например, разработка и создание кукол-игрушек к народной драме "Петрушка" самими учащимися. В соответствии с алгоритмом действий в творческой мастерской урок начинается с индуктора , т.е. начала, мотивирующего деятельность учащихся. Так, вопрос «А вы любите театр? Хотелось ли вам стать участником спектакля?» вызывает массу ответов учащихся. На мое предложение – а давайте сегодня устроим театральную постановку прямо в классе, ученики отзываются с энтузиазмом. После этого выясняем, что известно учащимся об истории народной драмы и ее излюбленном персонаже - Петрушке. Обсуждаем характер героя с учетом текста драмы. На следующем этапе ученики разбиваются на несколько творческих групп и создают свой макет игрушки. Они выбирают себе эксперта по одежде героя, отмечают, какие детали упоминаются о герое в тексте, с какими предметами ассоциируется его образ. В творческой мастерской очень важно получить реальный продукт, поэтому следующий этап – создание кукол-игрушек. После этого происходит презентация своего макета игрушки. Завершающий этап - постановка фрагмента народной драмы с использованием этих игрушек. И обязательно завершающим этапом – рефлексия учащихся. Таким образом, учащиеся выступали в роли разработчиков макета игрушки, постановщиков пьесы и актеров и даже театральных критиков, потому что оценивали постановку в первую очередь они.
Кроме того, один из уроков литературы по изучению басен был организован как создание книжки с объемными иллюстрациями. Урок начинается с индуктора –вопроса учителя: А какого формата и вида книжки вы любите читать? Выясняется, что вопрос ставит учеников в тупик: не все даже имеют представление о том, что внешний вид книги может быть совершенно разным. После этого мы посещаем книжную выставку, организованную на уроке, и определяем для себя, что собой представляют книжки с объемными иллюстрациями. Ученики в небольших группах должны были сами определить, какие герои басни появятся на иллюстрациях к книжке, как они будут выглядеть, наиболее выигрышно расположить героев, прокомментировать мораль басни. После того, как учащиеся создали свои книжки (продукт), они выступили с небольшой их презентацией, что позволило им научиться формулировать свою позицию, отстаивать ее и отчасти рефлексировать. Вообще, учащиеся всегда с удовольствием выполняют функцию иллюстратора художественных произведений, разрабатывают макеты обложки к книге (урок по повести «Муму» И.С. Тургенева), отстаивают свое видение героев или основного настроения произведения.
Регулярно на уроках в творческой мастерской проводятся и пробы пера: в копилке класса уже более 15 созданных самими учащимися загадок о школе, около 10 небольших стихотворений, есть разные, сочиненные самими учениками, сказки и рассказы (сказки о зеркале, сказки «по телефону»), то есть учащиеся выступают и в роли автора-творца произведений, что развивает у них творческое мышление, критичное отношение к своим произведениям и самое главное - интерес к чтению, которое становится для них более близким и понятным.