Н.В. Гоголь " Портрет". Композиция. Сюжет. Герои произведения.
Н.В. Гоголь " Портрет". Композиция. Сюжет. Герои произведения.
Данная разработка представляет собой конспект урока литературы в системно-деятельностном обучении. В конспекте отражена система карточек-заданий для групповой работы, способствующих пониманию роли композиции в художественном замысле произведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Н.В. Гоголь " Портрет". Композиция. Сюжет. Герои произведения.»
Министерство образования Тверской области
ГБП ОУ «Торжокский государственный промышленно-гуманитарный колледж»
Н.В. ГОГОЛЬ «ПОРТРЕТ». КОМПОЗИЦИЯ, СЮЖЕТ, ГЕРОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ОБУЧЕНИИ
Преподаватель Новожилова О.Е.
Торжок, 2019
Содержание
1 Пояснительная записка 3
2 Конспект урока 5
3 Список литературы 13
4 Приложение А. Творческое домашнее задание 14
Пояснительная записка
Форма проведения – урок
Продолжительность урока – 90 минут.
Участники: студенты групп 1-3, 1-14, 1-15
Цель урока:
1)деятельностная: формирование у студентов умений реализации новых способов действия;
2)содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов (двухчастная, прямая, рамочная композиция); актуализация знаний о биографии Н.В.Гоголя, сюжете, композиции художественного произведения.
формирование умений:
а) выявлять проблему и её формулировать на основе исходного текста;
б) находить элементы композиции и определять их роль в художественном замысле произведения;
в) строить собственное устное и письменное высказывание на основе анализа текста.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Организации деятельности: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная.
Основной метод обучения на уроке - самостоятельная работа учащихся.
План урока
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
2) Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проб-
ном действии.
3) Этап выявления места и причины затруднения.
4) Этап построения проекта выхода из затруднения.
5) Этап реализации построенного проекта.
6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
8) Этап включения в систему знаний и повторения.
9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Оборудование урока и методическое обеспечение:
Литература: учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. Заведений / под ред. Г.А. Обернихиной. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 656 с.
раздаточный материал с заданиями;
Н.В. Гоголь «Портрет» (текст повести)
Портрет Н.В. Гоголя
Компьютер, проектор, экран или доска.
Конспект урока
Ход урока
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. ( Приём- «Цитата»)
Мы продолжаем изучать «Золотой век» русской литературы. Третье имя после Пушкина и Лермонтова, которое мы вспомним сегодня – Николай Васильевич Гоголь. Владимир Набоков писал: «Проза Гоголя четырехмерна. Его можно сравнивать с его современником математиком Лобачевским, который взорвал Евклидов мир». Почему четырехмерна? (Гоголь - сатирик, реалист, фантаст, религиозный мыслитель. Каждое слово в его произведениях несёт в себе глубокий смысл). А что может означать слово портрет? (картина, мгновение, запечатлённое в вечности, портал в другой мир) Что же будем мы сегодня делать на уроке (открывать тайны повести Гоголя «Портрет»)
2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии.
Викторина «Что мы знаем о Гоголе?»
1.Где и когда родился Н.В. Гоголь?
2.Какие произведения Гоголя связаны с Украиной?
3.Какое произведение принесло известность?
4.Сюжеты каких произведений подсказал Гоголю Пушкин?
5.Где был в 1836 г. Впервые поставлен «Ревизор»?
6.Эпиграф к «Ревизору»?
7.Какое произведение Гоголь называл книгой всей его жизни?
8.Причина смерти Гоголя
9.Какие произведения входят в цикл «Петербургские повести»? Когда и где они были написаны и опубликованы?
10. Основные темы «Петербургских повестей»?
Дома вы прочитали повесть Н.В. Гоголя «Портрет». Что необычного вы заметили в композиции этого произведения? (Части переставлены местами). Как события должны быть расположены во временной последовательности? Для чего Н.В. Гоголь переставляет части повести? (вопрос вызывает затруднение).
3. Этап выявления места и причины затруднения.
Почему вопрос вызвал трудности? Что нам нужно сделать, чтобы на него ответить? ( Мы не можем ответить на этот вопрос, пока не вспомним основные элементы композиции и не посмотрим их роль в данном произведении.)
4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
Студенты предлагают и обсуждают планируемые действия по выходу из затруднения.
- вспомнить основные элементы композиции;
- выявить эти элементы в произведении в каждой части;
- сделать анализ важных эпизодов повести;
- составить схему композиции;
- понять, что объединяет части повести и чем они отличаются;
- попытаться ответить на поставленный вопрос.
5. Этап реализации построенного проекта.
А) Работа с композицией. Что такое композиция? Какие части композиции вы знаете? Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. (Студенты вспоминают или находят термины в словаре учебника)
Б) Группа делится на пары. Каждая пара получает свой эпизод для анализа и вопросы.
Пара самостоятельно организует свою работу.
Часть 1
Карточка 1
Первый эпизод. Завязка. Покупка портрета. Прочитайте, озаглавьте эпизод. Определите его место в композиции повести. Почему Чартков вдруг неожиданно для себя покупает портрет? Что особенного было в картине? Найдите в тексте. Был ли талант у Чарткова? Чего боялся профессор? Какие мысли начали приходить в голову Чарткову, когда нечего было кушать и не на что купить краски, нечем заплатить за квартиру? Можно ли сказать, что эти мысли – дьявольское искушение?
Карточка 2
Второй эпизо.Развитие действия. Сон Чарткова. Прочитайте, озаглавьте эпизод. Определите его место в композиции повести. В чём заключается необычность этого сна? Коротко перескажите сон Чарткова. Почему портрет оживает, что поражает Чарткова? Почему главным мотивом сна Чарткова становятся деньги? Как он поступает с ними во сне? Какова роль этого эпизода?
Карточка 3
Третий эпизод. Развитие действия. Начало другой жизни. Прочитайте, озаглавьте эпизод. Определите его место в композиции повести. Как Чартков поступает с деньгами в реальности? Найдите в тексте. Можно ли его за это осуждать? Можно ли сказать, что здесь начинается его нравственное падение и гибель таланта? Почему он прошел мимо профессора? Какую роль играет этот эпизод?
Карточка 4
Четвертый эпизод. Развитие действия. Психея. Прочитайте, озаглавьте эпизод. Определите его место в композиции повести. Почему Чартков решил писать портреты на заказ? Когда же начинается его падение? (Первый портрет на заказ, предательство по отношению к таланту).
Карточка 5
Пятый эпизод. Развитие действия. Слава Прочитайте, озаглавьте эпизод. Определите его место в композиции повести. Как изменяется Чартков, его жизнь, его отношение к творчеству? Что теперь для него главное в жизни?
Карточка 6
Шестой эпизод. Кульминация. Шедевр. Прочитайте, озаглавьте эпизод. Определите его место в композиции повести. Когда наступило прозрение? В чём причина гибели таланта Чартков? (Он позволил страстям взять власть над собой, предал талант, божественный дар превратил в прибыльное ремесло и поплатился за это)? Какую роль играет портрет? (Он подталкивает Чарткова к выбору между добром и злом в пользу зла, продаёт душу дьяволу).
Карточка 7
Седьмой эпизод . Развязка. Смерть Чарткова. Прочитайте, озаглавьте эпизод. Определите его место в композиции повести. В кого превратился Чартков в конце жизни? Почему он скупал шедевры и уничтожал их? Почему умер Чартков? Что этим хотел сказать Гоголь?
Часть вторая.
Композиция – рассказ в рассказе. Кто рассказчик?
Карточка 8.
Первый эпизод. Завязка. Аукцион. Почему возле одной картины больше всего народа? Что это за портрет? Что привлекает ценителей искусства в нём? Почему один молодой человек претендует на этот портрет больше других? Когда происходят эти события: раньше или позже событий первой части?
Карточка 9
Второй эпизод. Развитие действия. История ростовщик. Прочитайте, озаглавьте эпизод. Определите его место в композиции повести. а). Что это за человек? Как он выглядит? Чем занимается? Какие слухи о нём ходили?
Карточка 10
Третий эпизод. Развитие действия. Работа над портретом ростовщика. Прочитайте, озаглавьте эпизод. Определите его место в композиции повести. Почему ростовщик решил написать свой портрет? Почему художник был рад этому? Как изменяется жизнь художника из-за портрета? Как изменился он сам и его картины? Почему ему отказывают в заказе на написание икон? Почему он уходит в монастырь? Почему отказывается писать иконы?
Карточка 11
Четвёртый эпизод. Развитие действия. Монастырская жизнь. Прочитайте, озаглавьте эпизод. Определите его место в композиции повести. Почему он уходит в монастырь? Почему отказывается писать иконы? Как вы понимаете его слова « Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою»? Почему просит сына найти и уничтожить портрет?
Карточка 12
Пятый эпизод. Развязка. Кража портрета. Прочитайте, озаглавьте эпизод. Определите его место в композиции повести. Почему Гоголь так заканчивает своё произведение?
Открытый финал.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Каждая пара отвечает на вопросы устно. Преподаватель вносит название эпизода в простой план повести на доске.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Задание. Используя план повести, составьте схему композиции повести, включив в неё названия элементов композиции и названия эпизодов. Не забывайте, что части повести представляют собой самостоятельные произведения. По окончании работы студенты проверяют себя по эталону.
Как вы понимаете термины: двухчастная композиция, прямая, рамочная?
Двухчастная композиция повести Н.В. Гоголя «Портрет»
Часть 1(прямая композиция)
Часть 2(рамочная композиция)
Герой:
Герой:
Завязка -
Завязка –
Развитие действия -
Развитие действия –
Развитие действия -
Развитие действия –
Кульминация.
Развитие действия -
Развитие действия –
Развитие действия -
Развязка -
Кульминация –
Открытый финал.
Развязка -
Вывод:
Вывод:
Общий вывод:
Эталон
Двухчастная композиция повести Н.В. Гоголя «Портрет»
Часть 1(прямая композиция)
Часть 2(рамочная композиция)
Герой: Чартков
Герой: Художник- автор портрета
Завязка – Покупка портрета.
Завязка – Аукцион
Развитие действия – Сон Чарткова.
Развитие действия – История ростовщика
Развитие действия – Начало другой жизни.
Развитие действия – Работа над портретом ростовщика. Кульминация.
Развитие действия – Психея.
Развитие действия – Монастырская жизнь.
Развитие действия – Слава.
Развязка – Кража портрета.
Кульминация – Шедевр.
Открытый финал.
Развязка - Смерть Чарткова.
Вывод: 1 часть – история грехопадения Чарткова
Вывод: 2 часть – поиски выхода , очищения души после грехопадения.
Общий вывод: Гоголь меняет местами части повести, так как для него важнее показать не сам грех, а пути его исправления.
8 Этап включения в систему знаний и повторения.
Мы возвращаемся поставленному в начале урока вопросу: зачем Гоголь меняет местами первую и вторую часть? (первая часть – путь гибели из-за грехи. Вторая часть – путь очищения после грехопадения, выход). Булгаков считал, что если бы в мире не было бы зла, то никто не оценил бы добра). Эти 2 начала мироздания уравновешивают весы, иногда опускается чаша зла и тут же вступает в борьбу добро, но в каждом есть и то и другое. Всё зависит от человека, какое начало он впустит в свою душу. Вписываем выводы в таблицу.
Письменно ответьте на вопрос: о чём заставляет задуматься повесть Н.В. Гоголя «Портрет»?
Чтение ответов и их обсуждение. Ответы различные, но все сходятся в одном: в повести «Портрет» отразились сокровенные мысли Гоголя о духовной ответственности художника за свои творения. Он уверен, что талант может служить как добру, так и злу. Демоническое начало в любой момент может поразить слабых духом людей. Единственный путь спасения души в мире зла и обмана по Гоголю в нравственном самосовершенствовании, самовоспитании, умении противостоять соблазнам, в труде и вере.
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Оцените свою работу на уроке, выбрав один из трёх вариантов:
Я понял всё, что было на уроке. Работать было легко и интересно.
Я не всё понял, что было на уроке. Работать было сложно, но интересно.
Я ничего не понял. Мне было неинтересно и очень сложно.
В качестве домашнего задания можно предложить на выбор: написать свой вариант окончания повести, художественный пересказ понравившегося эпизода или чтение повести «Нос».
Литература
1.Гоголь Н. В. Портрет / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т. 3. - С. 61-108
2. Литература: учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. Заведений / под ред Г.А. Обернихиной. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 656 с.
Вы, конечно же, читали «Портрет» Н. В. Гоголя, эту фантастическую историю о странном портрете, наделавшим много бед и украденном прямо на аукционе. Какова его судьба и судьба тех, кто к нему прикасался? Этот вопрос я не раз себе задавала… И вот однажды в социальных сетях одна Леди, приехавшая из-за границы, увидела объявление о продаже особняка. Среднего возраста, высокая и стройная, она походила на модель из журнала и была известной французской художницей. Подойдя к особняку, Леди встретила высокого молодого мужчину. Поприветствовав ее, он начал показывать дом. Большое трехэтажное здание с множеством окон выглядело заброшенным, но внутри было уютно… Осмотревшись полностью, Леди сказала: «Покупаю, назовите сумму».
Прошел месяц. Леди сидела на скамье у дома и любовалась живописным видом на море. «Как же здесь красиво!» – восхищенно произнесла она. И тут художница услышала, что кто-то приближается к ней со спины. Повернувшись, она увидела высокого, плотного телосложения мужчину, который был одет в дорогой черный костюм. Подойдя поближе, он сказал: «Добрый день. Вы случайно не видели этот портрет», - и показал фотографию. «Нет, никогда не видела ничего подобного», – помотала она головой. «Хорошо, если найдёте его , позвоните мне. Вот визитка». Он скрылся за домом так же быстро, как и появился.
Оставшись в недоумении, она подошла к мольберту и взяла кисть, но чувство безмятежного спокойствия было нарушено незнакомцем, тревожное предчувствие охватило её. Сложив все свои инструменты, Леди пошла в дом. Никогда ещё она не поднималась на чердак, но сейчас её туда просто тянуло с неудержимой силой, как будто кто-то звал её. Открыв дверь на чердак, она почувствовала, что в лицо полетели частицы пыли. «Видимо, здесь давно никого не было», – подумала Леди.
Девушка щелкнула выключателем - свет озарил весь чердак. Первое, что бросилось в глаза, это большой шкаф, рядом с которым стояла картина, покрытая тканью. Подойдя к ней, она стянула ткань и удивленно вскрикнула: это оказалась та самая картина, которую показывал мужчина. На ней был изображен старик с живыми глазами, настолько живыми, что ей показалось, что их будто вырвали из живого человека и вставили в картину. Она почувствовала профессионализм художника, но почему-то рядом с портретом ей было очень холодно и тревожно. Леди долго всматривалась в эту картину и не могла отвести взгляд. Она притягивала её все больше и больше. Наконец-то, отведя от картины глаза, француженка покрыла ее тканью. «Странный портрет», – пробормотала художница.
Прошло две недели с тех пор, как был обнаружен портрет. За это время произошло много странных вещей: в главном зале упала люстра, которая чуть не убила нашу героиню, по ночам что-то в доме скрипело, падало, двигалось. С этим надо было что-то делать. Леди стояла в главном зале и думала, как прекратить этот беспорядок в доме. Она решила вызвать священника, но он ничем помочь не смог: в особняке так же продолжали падать вещи и бушевал хаос. Долго ломала голову художница: « С чего же все началось?» Она ходила вокруг фортепиано, машинально нажимая клавиши… И вдруг вскрикнула: «Точно! Надо отдать портрет ему!»
На следующий день она позвонила мужчине и договорилась о встрече. Приехав в назначенное место, это была небольшая кофейня, она вошла в зал. Людей было мало, так что долго искать не пришлось. Увидев одинокого мужчину за столом, она подошла к нему. «Добрый вечер», – сказала Леди. « Здравствуйте», – ответил мужчина. «Вот ваш портрет», - решительно протянула она ему сверток. «Да, я знал, что он у Вас. Вот, возьмите этот конверт». В конверте, она увидела приличную сумму, удивилась и вопросительно посмотрела на него. «А теперь сделайте вид, что ничего не было», – сказал, усмехнувшись, мужчина.
Выйдя быстро из здания, Леди села в свою машину и уехала прочь. В доме скоро все наладилось, а наша художница продолжила спокойно писать пейзажи.
Но однажды на одном из аукционов она увидела тот самый портрет. Француженка сначала, не поняла, он ли это, и начала всматриваться. Да, да, это, несомненно, был он! Люди бешеными, алчущими глазами смотрели на картину, каждый ставил крупные суммы денег, и это уже превращалось в азартную игру.
Леди смотрела на них и улыбалась… Чему, спросите вы? Может быть, тому, что вовремя избавилась от этого портрета. Или поняла, что портрет бессмертен, также как добро и зло. Долго он будет ходить по Земле, испытывая и искушая людей. Только вера и сила духа сможет противостоять ему, только самые сильные личности смогут избавиться от него. А она избавилась, значит - сильная, сейчас она это знала точно.