kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мальчик у Христа на ёлке- презентация к уроку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по рассказу Ф.М. Достоевского

«Мальчик у Христа на елке»

Урок литературы, 6 класс

Тип: внеклассное чтение.

Тема: Горести и радости рождественской ночи. (Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке».)

Цели:

приобщать  к наследию самого сложного отечественного писателя;

совершенствовать умение анализа художественного текста; развитие устной и письменной речи учащихся;

воспитывать подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества.

Оборудование: запись на доске, текст, иллюстрации к рассказу, портрет писателя, выставка книг Ф. М. Достоевского.

Теория литературы: композиция, элементы сюжета, характеристика героя, анализ эпизода, деталь художественного текста.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

Близко ли вам слово «рождество»? Сравните его с однокоренным «рождение».

- Какие чувства, ассоциации возникают при произнесении этих слов?

- (Учащиеся заранее получают задание написать сочинение-миниатюру).

Темы:

1) «Волшебство рождественской ночи».

2) «Рождественский» сон.

Учащиеся читают свои работы (1-2 работы).

- Встречались ли вы с Рождеством на страницах русских писателей? (Н.В. Гоголь).

- Каким осталось в вашей памяти Рождество Гоголя? (Доброе, светлое, радостное, веселое, с волшебством)

...А теперь - иное рождество в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».

(Текст прочитан учащимися заранее).

2. Анализ художественного произведения (беседа по прочитанному).

- Сегодня мы впервые читаем Достоевского - одного из самых «трудных» писателей.

- «Труден» ли Ф. М. Достоевский?

(Да, так как заставляет задуматься над вечными, сложными вопросами бытия человека).

- Посмотрите внимательно на портрет этого писателя.

- Что поражает в его внешности?

- Сообщение учащегося о писателе.

Ф. М. Достоевский - великий русский писатель второй половины XIX века. Родился в большой семье со старинным патриархальным укладом, где читать детей учила мать, а по вечерам все собирались вокруг большого стола и родители читали вслух.

Получил прекрасное образование. В молодости принимал участие в деятельности революционного кружка Петрашевского, за это был осужден, приговорен к смертной казни, которую заменили ему каторжными работами. Но тяжкие испытания не сломили этого человека: страстная любовь к литературе предопределила его дальнейшую судьбу.

- Пребывание на каторге заставило писателя задуматься над сутью православного христианства и его значении для русского человека.

Запись на доске: «Обрести Христа - значит обрести собственную душу». Вот к какому выводу приходит Достоевский.

- А как вы понимаете эти слова?

- Есть писатели, которые своим творчеством резко меняют пути развития не только национальной, но и мировой литературы. Они приходят в мир словно для того, чтобы открыть людям самые сокровенные истины, заставить их взглянуть в глубь своей души и освободиться от всего лишнего, наносного. Таких писателей мы справедливо называем гениями.

Для всего человечества Ф. М. Достоевский - гений, который написал известные во всем мире романы («Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»)

(Выставка книг, запись названий на доске.)

Его произведения содержат подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества, которое основано на власти денег и жестком унижении одних людей другими.

«Униженные и оскорбленные» - это не только название одного из романов, это главная тема всего творчества писателя.

- Давайте обратимся к тексту рассказа «Мальчик у Христа на елке».

- Какие эпизоды, детали вас потрясли?

(Зачитать примеры.)

- Ваше впечатление после прочтения? Почему вы едва не плакали?

(Пронзительное, чувственное повествование, тема «униженных и оскорбленных»).

- Посмотрим, как построен рассказ.

Композиционно произведение разделено на 2 части.

I часть «Мальчик с ручкой».

II часть «Мальчик у Христа на елке» (Записать на доске)

- О чем повествует I часть рассказа? (О голодных, оборванных, лишенных крова, человеческой теплоты и ласки детей, которые разбросаны по всей Руси.)

- В какой форме рассказывает автор о детях? (В форме размышлений).

- Каким обрисован мальчик «с ручкой» в I части рассказа? Назовите основные черты, опираясь на текст. (Плохо одет, смысл понятия «с ручкой», только лишь начинает профессию, наивный и доверчивый взгляд.).

- С какой целью он бродяжничает? (Набирает деньги для пьянствующей шайки.)

- Будущее мальчика «с ручкой»?

(Воровство, пьянство, бродяжничество.)

- Зачитаем последние строки I части.

- Какова авторская позиция по отношению к этому типу?

Вывод: Достоевский в I части рассказа дает обобщенный портрет детей, голодных, лишенных всего, вынужденных терпеть унижение и побои.

II часть - само по себе законченное произведение.

- Что объединяет обе части? (Тема - детская доля в России).

- Композиционное своеобразие II части рассказа - его кинематографичность.

- Работа с иллюстрациями к рассказу (на доске рисуется схема элементов сюжета)

1 картина - экспозиция «Мальчик в подвале» (хроника быта «углов» и «подвалов»).

2 картина - завязка - (Мальчик выходит на улицу).

3 картина - развитие действия «Красивая елка в богатом доме».

4 картина - развязка - «Мальчик у Христа на елке».

(Пересказ каждой композиционной части.)

- Где, по-вашему кульминационный момент?

Авторское повествование во 2-й части не остается неизменным. Голос автора незаметно сменяется голосом мальчика.

Докажите примерами из текста («Я романист», «мерещится мне»; «Господи, какой город» - городской пейзаж глазами мальчика.)

Образ мальчика во II части - суровый упрек тем, кто не замечает положения русских детей.

Докажите текстом (его состояние - холод, голод - нераздельные мотивы рассказа, пронзительная деталь «пальчики мерзнут»).

- Какой прием использует Достоевский, чтобы ощутимее нарисовать состояние мальчика? (Пейзаж).

- Анализ эпизода: «Господи, какой город!...»

1) Роль пейзажа.

2) Интонация и лексика рассказа.

3) Фраза Достоевского.

- Основной образ (страшный город, мороз).

- Основной мотив (страх мальчика, холод, голод).

- Стилистика - детская экспрессия (Господи . . . откудова . . .).

Лексика (преобладают глаголы, причем действия «звучат»: «завывают стаи собак», «звенят об камни подковы»; уменьшительно-ласкательные формы: «кусочек», «пальчики»).

- Основной прием - сопоставление: город - откуда приехал.

Вывод: Роль пейзажа - придать осязаемость образу мальчика, его состоянию холода и голода.

- Где во II части перелом в сюжете? (Увидев елку, он забывает обо всем, засыпает и попадает на елку к Христу.)

- Почему писатель разочаровал: оказывается, что «мальчики эти и девочки» давно «замерзли и задохнулись» - мертвы одним словом?

(В реальном мире для них нет елки.)

- И почему появляются их мамы? (Их судьбы также печальны.)

- Что произошло с мальчиком в финале? (Замерз.)

- И почему дети обернулись ангелами Христа?

(На земле, в реальном мире, дети не могут быть счастливы, это возможно только у Христа).

- Достоевский заканчивает свое произведение вопросами к себе и читателю. Зачитаем последний абзац и попытаемся ответить на этот вопрос: «И зачем же я сочинил такую историю?»

Вывод: Главный христианский смысл - избавление ангельских душ от земных мук. Рождественская ночь может быть наполнена и горестями и радостью.

III. Домашнее задание: написать отзыв на рассказ.

 

Просмотр содержимого документа
«Мальчик у Христа на ёлке- презентация к уроку »

Тема: Горести и радости рождественской ночи   Рассказ Ф.М. Достоевского  «Мальчик у Христа на елке».  .

Тема: Горести и радости рождественской ночи

Рассказ Ф.М. Достоевского

«Мальчик у Христа на елке».

.

Цели:   1.Приобщение к наследию самого сложного отечественного писателя;  2.Совершенствование умения анализа художественного текста, развитие устной речи;  3. Воспитание любви к человеку и неприятие бессердечного общества, глубокое осмысление всех сторон человеческой жизни.

Цели:

1.Приобщение к наследию самого

сложного отечественного писателя;

2.Совершенствование умения анализа художественного текста, развитие устной речи;

3. Воспитание любви к человеку и неприятие бессердечного общества,

глубокое осмысление всех сторон человеческой жизни.

«Обрести Христа – значит обрести собственную душу»  Ф.М.Достоевский 1821 - 1881гг

«Обрести Христа –

значит обрести собственную душу»

Ф.М.Достоевский

1821 - 1881гг

Рождественский рассказ - “ Мальчик у Христа на елке»” Ф.Достоевский “ Ангелочек” Л. Андреев “ Чудесный доктор” А. Куприн “ Про зелёную ёлку и золотой мандарин” О Иваненко “ Девочка со спичками” Г. Х. Андерсен

Рождественский рассказ -

“ Мальчик у Христа на елке»” Ф.Достоевский

“ Ангелочек” Л. Андреев

“ Чудесный доктор” А. Куприн

“ Про зелёную ёлку и золотой мандарин” О Иваненко

“ Девочка со спичками” Г. Х. Андерсен

1. С каким событием связано Рождество, и что вы ощущаете перед праздником 2. Каково ваше настроение перед праздником? 3. Встречались ли вы с Рождеством на страницах русских писателей?

1. С каким событием связано Рождество,

и что вы ощущаете перед праздником

2. Каково ваше настроение перед

праздником?

3. Встречались ли вы с Рождеством на страницах русских писателей?

Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами. Чарльз Диккенс

Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения,

это единственные дни в календаре,

когда люди свободно раскрывают друг другу

сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами.

Чарльз Диккенс

Анализ рассказа Вопросы:

Анализ рассказа

Вопросы:

  • - Когда происходят события в рассказе “Мальчик у Христа на ёлке”?
  • - Из скольки частей состоит рассказ? Как называются части рассказа?
  • Где и с кем жил герой рассказа?
  • -На сколько частей вы могли бы поделить рассказ? Озаглавьте каждую часть.
-Как описывается в первой части мир, в котором живут мальчишки?   -С какой целью они бродяжничают?   -Какое будущее мальчика «с ручкой»?

-Как описывается в первой части мир, в котором живут мальчишки? -С какой целью они бродяжничают? -Какое будущее мальчика «с ручкой»?

Выделите ключевые слова 1 части рассказа.

Выделите ключевые слова 1 части рассказа.

Кто кроме мальчика обитает в подвале? Какие детали, эпизоды жизни в подвале вас потрясли?  - Что мешало мальчику выбраться из подвала? Как вы думаете, почему автор вводит образ собаки, сидящей на границе двух миров (мира подвала и мира большого города)?
  • Кто кроме мальчика обитает в подвале?
  • Какие детали, эпизоды жизни в подвале вас потрясли?
  • - Что мешало мальчику выбраться из подвала? Как вы думаете, почему автор вводит образ собаки, сидящей на границе двух миров (мира подвала и мира большого города)?
Какие образы, слова, характеризующие мир города, можно выделить?

Какие образы, слова, характеризующие мир города, можно выделить?

- Становятся ли люди милосерднее, добрее накануне Рождества?  - Почему так подробно описывается витрина магазина с куклами? Что чувствует мальчик, наблюдая за куклами?  - Какую ассоциацию вызывает это описание?
  • - Становятся ли люди милосерднее, добрее накануне Рождества?
  • - Почему так подробно описывается витрина магазина с куклами? Что чувствует мальчик, наблюдая за куклами?
  • - Какую ассоциацию вызывает это описание?
    - Почему автору так важно, чтобы мы восприняли его рассказ не как рождественскую сказку, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях?

    - Почему автору так важно, чтобы

    мы восприняли его рассказ не

    как рождественскую сказку, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях?

    Творческая работа

    Творческая работа


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Литература

    Категория: Презентации

    Целевая аудитория: 6 класс.
    Урок соответствует ФГОС

    Скачать
    Мальчик у Христа на ёлке- презентация к уроку

    Автор: Литвинова Ольга Владимировна

    Дата: 31.01.2015

    Номер свидетельства: 164722

    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Ваш личный кабинет
    Проверка свидетельства