КОМЕДИЯ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»
Два урока, посвященные Фонвизину, подчеркивают драматизм противостояния идеала и действительности в русской классицистической комедии. Примитивный и жестокий мир Простаковых и Скотининых хочет прорваться в благородный, высокий мир Стародума, Правдина, Милона.
Борьба за Софью оказывается столкновением людей разных взглядов, способов жизни и действия. Поражение Простаковой и просветительская мысль Фонвизина о возмездии пороку не снимают сатирической остроты комедии, так как добрые герои смогли победить лишь благодаря неожиданному вмешательству «сверху». Горечь мысли о случайной победе добра придает комедии трагический подтекст. Если на первом уроке раскрываются конфликт и сюжет комедии, то на втором в большей степени даются крупные планы анализа — чтение в лицах эпизодов, сопоставление героев и выявление в конкретной ткани текста авторского отношения к ним. Остановимся несколько подробнее на этих уроках
Драма в современной школе изучается сегодня с ориентацией на читательское восприятие и на тот широкий фон сценического искусства, который стал доступен школьнику в век кино и телевидения. Есть множество технических средств, позволяющих включить в урок и голоса актеров, и их портреты, и эскизы декораций, и иллюстрации, и фрагменты спектаклей.
Слова Гоголя: «Драма живет только на сцене» — как будто отнимают у нас право изучить пьесу в школе, не прибегая к ее театральному истолкованию. В самом деле, драма — труднейший род литературы, который Гегель признавал верховным в ряду эпоса и лирики, так как драма вбирает в себя прямоту непосредственного чувства, свойственного лирике, и объективность эпоса. Самым трудным при чтении драмы, особенно для школьников, оказывается отсутствие прямых оценок и разъяснений автора.
Именно читатель должен видеть, как двигаются и как одеты герои, и слышать их голоса. Это он, читатель, «вместо автора» должен мотивировать поступки героев, оценивать их отношения. Поэтому чтение пьесы — наиболее активный способ общения с литературой, требующий развитого воображения, читательской зоркости, точности и тонкости чувства, знания быта и культуры того времени, о котором идет речь.
Творческая работа читателя при изучении пьесы направлена на то, чтобы понять, что скрывается за репликой персонажа, мотивировать его слова и поступки, оценить характеры и ситуации.
Как показывают научные эксперименты, эмоции читателя при восприятии драмы оказываются интенсивнее, чем при чтении лирики и эпоса, но осмысление пьесы, постижение авторской позиции затруднено в сравнении с другими литературными родами. Поэтому анализ «вслед за автором» по ходу развития действия представляется, особенно на первых этапах освоения драмы, наиболее эффективным путем разбора. От действия к действию мы следим за развитием драматического конфликта, подводя учеников к обобщению о сдвигах, которые происходят в каждом акте. Представим себе, как может на первом уроке выглядеть вступительное слово учителя. Сначала читаем реплики пьесы:
«Г-жа Простакова (к Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтобы ты кафтан пустил шире? Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?
Тришка. Я тогда же вам докладывал: ну, да извольте отдавать портному.
Г-жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько? Экое скотское рассуждение!»
Далее учитель говорит:
— В начале 1782 года Фонвизин читал комедию «Недоросль», над которой он работал в течение многих лет в Петербурге.
В «Недоросле», по справедливому замечанию первого биографа Фонвизина П. А. Вяземского, автор «уже не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если же и смешит зрителей картиною выведенных злоупотреблений и дурачеств, то и тогда внушаемый им смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных». Комедию разрешили поставить в театре. По словам Фонвизина, «успех был полный». Произведение было напечатано, а автор был избран в учрежденную в 1783 году Российскую академию. Но стоило Фонвизину, продолжая мысли «Недоросля», написать «Рассуждение о непременных государственных законах» и задать императрице ряд дерзких вопросов на страницах журнала «Собеседник», как последовал окрик, обвинение в свободоязычии и совет «не шутить с громами». Фонвизин был вынужден замолчать. Но «Недоросль» шел на сцене и не только высмеивал невежество, но и указывал на основное зло тогдашней жизни: крепостничество и произвол властей. Пушкин восхищался яркостью кисти, нарисовавшей семью Простаковых. Фонвизин для него — «сатиры смелый властелин», «друг свободы».
А чем сегодня интересен «Недоросль» для читателя и зрителя? Как вы представляете себе смысл, который вложил в пьесу автор?
Слово учителя переходит в беседу о первых читательских впечатлениях.
— Чем привлек вас «Недоросль»? Кто для вас главный герой комедии? Простакова? Ведь пьеса о ее судьбе. Митрофан? Заглавием он выделен. Софья, причина соперничества Милона, Скотинина и его племянника? Стародум, от мнения которого все зависит?
— Что было трудным при чтении комедии?
После выяснения читательских впечатлений учитель в беседе помогает классу осмыслить композицию пьесы.
— Как бы ни казались нам на первый взгляд старомодны благоразумные герои Фонвизина, исключить их из пьесы невозможно. В комедии пропадет движение, противоборство добра и зла, низости и благородства, искренности и лицемерия. Ведь «Недоросль» Фонвизина построен на том, что мир Простаковых и Скотининых, невежественных, жестоких, самовлюбленных помещиков, хочет подчинить себе всю жизнь, присвоить право неограниченной власти и над крепостными, и над людьми благородными, к которым принадлежат Софья и ее жених, доблестный офицер Милон, дядя Софьи, человек с идеалами петровского времени, — Стародум — и хранитель закона — чиновник Правдин. В комедии сталкиваются два мира с разными потребностями, стилями жизни и манерами речи, с разными идеалами. Стародум и Простакова наиболее откровенно выражают позиции непримиримых, в сущности, лагерей. Идеалы героев отчетливо видны в том, какими они хотят видеть своих детей. Помните Простакову на уроке у Митрофана?
Ученики читают реплику Простаковой: «Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит... Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке».
— А теперь вспомните сцену, где Стародум говорит с Софьей: «Не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного. ...Дворянин... считал бы за первое бесчестие не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служишь».
Может быть, фразы Стародума покажутся ученикам архаичными по форме. Но так ли несовременны мысли Стародума о воспитании, о чести, о необходимости любви к Отчизне, привязанности к ее прошлому и будущему?
Разве перевелись чадолюбивые родители, которые заботятся не о воспитании, а лишь о питании? Разве потакание всем желаниям «дитяти» не приводит многих на грань катастрофы? Разве не приходится встречать «людей, которым, — как говорит Стародум, — во все случаи их жизни ни разу на мысль не приходили ни предки, ни потомки», т. е. людей, живущих интересами частными, а не государственными?
Противостояние идей героев Фонвизина, их отношения к детям может волновать нас и сегодня.
Комедия, говоря словами Шекспира, — «несовместимого соединитель». Комизм «Недоросля» ведь не только в том, что госпожа Простакова смешно, колоритно, как уличная торговка, бранится, что любимое место ее братца — хлев со свинками, что Митрофан — обжора. С трудом оправясь от обильного ужина, он с утра уже пять булочек съел. Это дитя, как думает Простакова, «деликатного сложения» не обременено ни умом, ни занятиями, ни совестью. Конечно, смешно смотреть и слушать, как Митрофан то робеет перед кулачищами Скотинина и прячется за спину няньки Еремеевны, то с тупой важностью и недоумением рассуждает о дверях, «котора прилагательна» и «котора существительна». Но есть в «Недоросле» комизм более глубокий, внутренний. Грубость, которая хочет выглядеть любезно, жадность, прикрывающаяся великодушием, невежество, претендующее на образованность.
Комическое основано на нелепости, несоответствии. В «Недоросле» жалкий, примитивный мир Скотининых и Простаковых хочет прорваться в мир благородный, присвоить себе его привилегии, завладеть всем. Зло хочет прибрать к рукам добро и действует при этом весьма энергично и разными способами. Какими же?
Перечитаем первую сцену из первого действия пьесы. Чем смешна и одновременно страшна эта сцена? Невежество, скотоподобие Простаковой и ее брата делают их пороки откровенными. Эти люди видны как на ладони, им свою животность прикрыть нечем. Да они и не считают нужным это делать. Всевластие, крепостное право освободило их от необходимости хоть что-нибудь знать (без помощи Правдина им и письма не прочесть). Да и зачем уметь что-то делать? Крепостное право не только мужиков низводит до положения безропотных рабов, но и помещиков оглупляет, по мысли Фонвизина. Кстати, в «Недоросле» не все безропотны. Вспомним первую сцену с Тришкой, который огрызается, дерзит госпоже. Простакова недаром подозревает всех и вся в неподчинении. Внешняя покорность крестьян после восстания Пугачева никого не могла обмануть.
По мысли драматурга, крепостное право — бедствие и для самих помещиков. Привыкнув обращаться со всеми грубо, Простакова не щадит и родных. Своеволие становится основой ее натуры. Самоуверенность слышна в каждой реплике Скотинина, лишенного каких бы то ни было достоинств. Жестокость, насилие становятся для крепостников самым удобным и привычным оружием. Поэтому первое их побуждение — принудить Софью к браку. И только поняв, что у Софьи есть сильные заступники, Простакова начинает любезничать и пытается подделываться под тон людей благородных.
В одном из писем Фонвизин заметил: «Гордость злобная всегда нестерпима, но гордость, переменившаяся вдруг в смиренную низость, достойна посмеяния и презрения!» Но способна ли Простакова долго носить маску? Она так привыкла повелевать и презирать всех, что игра в благородство с Софьей, приехавшим Стародумом, Правдиным требует от нее невероятных усилий. Ласково принимая Милона и благодаря его за «добрую команду», любезничая с Софьей, льстя Стародуму, Простакова постоянно срывается, хотя намерена показать доброе гостеприимство своего дома и достоинства Митрофана. Но долго играть Простакова не в силах. Видя, что Софья ускользает из рук, Простакова прибегает к привычному способу действий — насилию.
Перечитываем в лицах сцену из последнего акта, предлагаем ученикам подумать, что привело Простакову к катастрофе.
И в финале комедии нам не только смешно, но и страшно. Смесь наглости и подобострастия, грубости и растерянности делают Простакову жалкой настолько, что Софья и Стародум готовы ее простить. Самовластье помещицы приучило ее не терпеть никаких возражений, не признавать никаких препятствий. Простакова ведет себя безрассудно и оказывается игрушкой собственных страстей.
По мнению Фонвизина, писателя-просветителя, возмездие пороку таится в самих его свойствах. Необузданность любви Простаковой к сыну и ненависть ко всем губительны и для нее, и для окружающих. Сын отворачивается от матери в самую трагическую минуту ее жизни. Брат спешно ретируется, чтобы не быть привлеченным к делу.
Но добрые герои Фонвизина могут победить в комедии только благодаря резкому вмешательству властей. Не будь Правдин таким стойким хранителем закона, не получи он письмо от наместника, все обернулось бы иначе. Фонвизин, как впоследствии и Гоголь в «Ревизоре», разрубает гордиев узел зла неожиданным вмешательством «сверху». Горечь мысли о случайной победе добра придает комедии трагический подтекст.
В домашнем задании предлагаем ученикам ответить на один из вопросов: «Кто более прав в объяснении причин несчастья Простаковой: Правдин («безумная любовь» к Митрофану «довела ее больше всего») или Стародум («имела силу делать другим дурно»)? Каким видит сына Простакова и каков Митрофан на самом деле? Подготовьтесь выразительно читать сцену «Урок Митрофана» (действие 3-е, явления VII и VIII) и сцену «Советы Стародума» (действие 4-е, явление II). В чем разница позиций и интонаций героев в этих эпизодах?
Если на уроках мы можем сравнивать в целом комедии Фонвизина и Мольера, то в письменных работах задача должна быть предложена более скромная: сопоставить сцену «Урок Митрофана» (действие 3-е, явления VII и VIII) и сцену «Советы Стародума» (действие 4-е, явление II) и ответить на вопрос, в чем разница позиций и интонаций героев в этих эпизодах.
Так мы делаем новый шаг в системе письменных работ, переходя от анализа отдельного эпизода к сопоставлению сцен. Усложнение письменной работы состоит и в том, что она дается на материале драматического произведения, и в том, что письменная работа дается как задание, опережающее второй урок по комедии, т. е. не в итоге, а в процессе анализа литературного произведения.
Для развития умений учащихся в области анализа, для подготовки следующего шага в системе письменных работ важно сопоставление литературных произведений в целом, столь частое и необходимое в уроках по обзорной теме. Особенно важно при этом воспользоваться кино- и телепостановками пьес Мольера и Фонвизина, с тем чтобы при изучении «Горя от ума» у учеников был опыт обсуждения и оценки театрального спектакля.
Первый урок фиксировал внимание учащихся на вопросах современного прочтения пьесы, ее основного конфликта и композиции. Теперь ученики прошли этап вхождения в пьесу, обрели общий взгляд на нее
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Творчество Д.Фонвизина. Презентация и методические рекомендации к урокам литературы »