kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Герой нашего времени" Михаила Юрьевича Лермонтова -первый психологический роман в русской литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема.  «Герой нашего времени» -  первый психологический роман  в русской литературе.

Класс.  9

Цели.   рассказать об идейном замысле романа «Герой нашего времени»; остановиться на важнейших особенностях композиции (отсутствие единого сюжета, нарушение хронологического порядка в расположении частей произведения, наличие в романе трех рассказчиков – автора, Максима Максимовича и Печорина).

Оборудование. Презентация.

Ход урока.

Выход в свет этого произведения восприняли по-разному.

   В.Г. Белинский так писал о этой книге:«Никто и ничто не помешает её ходу и расходу, пока не  разойдётся она до последнего экземпляра; тогда она выйдет четвертым изданием, и так будет продолжаться до тех пор, пока русские будут говорить русским языком».

Реакционные критики в этом произведении не нашли  ничего русского. Они говорили, что герой романа порочен и списан у западноевропейских романистов. Некоторые даже говорили о том, что в Печорине поэт изобразил себя.   

          Работу над романом  Михаил Юрьевич  Лермонтов начал по впечатлениям первой ссылки на Кавказ. В журнале «Отечественные записки» появились повести «Бэла», «Фаталист» в 1839 г. Во второй книжке журнала за 1840 г. появилась повесть «Тамань».

  • Первоначальное название произведения было «Один из героев начала века». Как вы думаете, почему автор изменил это название на «Герой нашего времени»?

В 1840 г. “Герой нашего времени” вышел отдельной книгой. В 1841 году еще при жизни Лермонтова вышло второе издание этой книги.

Первые читатели увидели в произведении карикатуру на современного человека, поэтому в 1841 г. ко второму изданию романа М. Ю. Лермонтов создал предисловие, в котором объяснил особенности авторского замысла.

  • Здесь поэт подчеркнул, что в образе Печорина дан не портрет одного  человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения. Найдите доказательство этому в произведении.
  • Собирается ли М. Ю. Лермонтов изменить безнравственное, порочное общество?  Найдите доказательство в тексте предисловия.
  • Посмотрите на строчки из ранее изученного стихотворения Лермонтова «Дума». Найдите черты поколения, которому принадлежал Лермонтов. Видите ли вы сходство с Печориным? Докажите

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.

*   К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы

*

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад….

  • А какие  похожие черты людей 30-х гг. 19 века можно  выделить   в другом его  стихотворении «И скучно и грустно»

И скучно и грустно, и некому руку подать
     В минуту душевной невзгоды.
Желанья!. что пользы напрасно и вечно желать?.
     А годы проходят — все лучшие годы!

Любить. но кого же?. на время — не стоит труда,
     А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
     И радость, и муки, и всё там ничтожно.

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
    Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
     Такая пустая и глупая шутка.

Послушайте, что  думает  о себе  сам Печорин – главный герой произведения (слайд 11)-отрывок из кинофильма.

Герцен говорил, что в образе Печорина Лермонтов дал выразительный реалистический и психологический портрет «современного человека, каким он его понимает и, к сожалению, слишком часто встречал».

  • Обратимся к предисловию к «журналу Печорина».  Назовите причины, которые побудили автора передать публике сердечные тайны человека, которого он никогда не знал?

Обратимся к композиции «Героя нашего времени».

  • Вспомним, что такое сюжет художественного произведения? Какие элементы сюжета вам известны? 
  •  Что называется композицией художественного произведения? С какими композиционными приемами вы встречались раньше при изучении произведений?
  •  В чем особенность композиции «Героя нашего времени»?
  • Чем сюжет отличается от фабулы?
  • Вспомним, каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения?
  • А какова фабула произведения (то есть хронология действий героя)?

. Сюжет – совокупность событий художественного произведения.

  1. “Бэла” /4/
  2. “Максим Максимыч” /5/
  3. “Предисловие”
  4. “Журналу Печорина” /6/
  5. “Тамань” /1/
  6. “Княжна Мери” /2/
  7. “Фаталист” /3/

Фабула – события в литературном произведении в их последовательной связи.

  1. “Тамань”
  2. “Княжна Мери”
  3. “Фаталист”
  4. “Бэла”
  5. “Максим Максимыч”
  6. “Предисловие” к “Журналу Печорина”.
  • Как вы думаете, зачем Лермонтов  нарушил хронологический порядок событий и расположил главы иначе?   (Заинтересовать читателя  судьбой Печорина; понаблюдать за историей «души человеческой»; раскрыть образ с разных точек зрения; автору легче выразить свою позицию).

Итак, хронология событий, положенных в основу произведения:

“Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани;

“Княжна Мери”: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча;

“Фаталист”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу;

“Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича;

“Максим Максимыча”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”.

Получается романное время действия 1830-1837 г.

  • Почему, по вашему мнению, автор нарушает хронологию событий?
  • Почему автор передаёт повествование  посредникам?   Кто они? Случаен ли их выбор?

Обратимся к определению жанра этого произведения.

Сообщение учащегося. Много было споров о жанре этого произведения. («длинная цепь повестей», сочинение (Лермонтов); путевые заметки; дневниковые записи).   Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания.   “Герой нашего времени” — роман, состоящий из пяти повестей, объединенных главным действующим лицом — Печориным. Жанр “Героя нашего времени” — роман в виде “цепи повестей” — был подготовлен распространенными в русской прозе 30-х годов циклами повестей, которые часто приписывались особому рассказчику или автору (“Повести Белкина” Пушкина, “Вечера на хуторе близ Диканьки” Гоголя и др.). 

Предтечей романа Лермонтова, особенно повести “Княжна Мери”, явился роман в стихах Пушкина “Евгений Онегин”.

  • Определим, чем эти два романа отличаются. (между этими двумя романами есть существенное различие: у Лермонтова углубленный психологический анализ, раскрытие современного ему человека изнутри, Пушкин рассматривает героя времени внешне, как бы со стороны, менее детально. Таким образом, “Герой нашего времени” стал продолжением в эволюции русского романа и дал начало его развитию у Тургенева, Толстого, Достоевского. )

Таким образом, это первый русский реалистический психологический роман, который был  задуман как психологическое исследование характера человека.

  • Какие, по вашему мнению, нравственные проблемы поднимаются в романе? (проблема назначения человека и смысла жизни; проблема эгоизма и индивидуализма; проблема счастья; проблема уважения к людям).
  • На примере чьего жизненного опыта, характера раскрываются эти проблемы? Кто стоит в центре произведения? Какую роль играют другие герои произведения?

А теперь небольшая викторина «Проверь себя».

1.Каким было первоначальное заглавие романа?

2.Сколько было изданий романа «Герой нашего времени» при жизни Лермонтова?

3.Кто и в какой главе произносит фразу: “История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа.”?

4.Как определил жанр своего романа «Герой нашего времени» сам автор?

5.Каков жанр произведения Лермонтова «Герой нашего времени»?

6.Сколько сюжетных глав в романе «Герой нашего времени»?

7. Как зовут Печорина? 

8.Какими женскими именами названы две главы романа «Герой нашего времени»? 

9.Дайте лексическое значение слову Тамань.

10.Дайте лексическое значение слову  фаталист.

Подведение итогов урока.

Домашнее  задание. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Герой нашего времени" Михаила Юрьевича Лермонтова -первый психологический роман в русской литературе»

«Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе Разработала учитель русского языка и литературы Аксёнова Екатерина Михайловна МБОУ «Школа № 14» Благовещенска

«Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе

Разработала

учитель русского языка и литературы

Аксёнова Екатерина Михайловна

МБОУ «Школа № 14» Благовещенска

«Никто и ничто не помешает её ходу и расходу, пока не разойдётся она до последнего экземпляра; тогда она выйдет четвертым изданием, и так будет продолжаться до тех пор, пока русские будут говорить русским языком»  В.Г. Белинский

«Никто и ничто не помешает её ходу и расходу, пока не разойдётся она до последнего экземпляра; тогда она выйдет четвертым изданием, и так будет продолжаться до тех пор, пока русские будут говорить русским языком»

В.Г. Белинский

Реакционные критики в этом произведении не нашли ничего русского. Они говорили, что герой романа порочен и списан у западноевропейских романистов. Некоторые даже говорили о том, что в Печорине поэт изобразил себя.

Реакционные критики в этом произведении не нашли ничего русского. Они говорили, что герой романа порочен и списан у западноевропейских романистов. Некоторые даже говорили о том, что в Печорине поэт изобразил себя.

Работу над романом Михаил Юрьевич Лермонтов начал по впечатлениям первой ссылки на Кавказ. В журнале «Отечественные записки» появились повести «Бэла», «Фаталист» в 1839 г. Во второй книжке журнала за 1840 г. появилась повесть «Тамань» Обложка журнала

Работу над романом Михаил Юрьевич Лермонтов начал по впечатлениям первой ссылки на Кавказ. В журнале «Отечественные записки» появились повести «Бэла», «Фаталист» в 1839 г. Во второй книжке журнала за 1840 г. появилась повесть «Тамань»

Обложка журнала

Почему, по вашему мнению, название было изменено?  «Один из героев начала века» - первоначальное название

Почему, по вашему мнению, название было изменено?

«Один из героев начала века» - первоначальное название

2 издания при жизни автора 1840,1841

2 издания при жизни автора

1840,1841

Первые читатели увидели карикатуру на современного человека, поэтому в 1841 г. ко второму изданию романа М. Ю. Лермонтов создал предисловие, в котором объяснил особенности авторского замысла. Поэт подчеркнул, что в образе Печорина дан не портрет одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения. Найдите доказательство этому в предисловии .

Первые читатели увидели карикатуру на современного человека, поэтому в 1841 г. ко второму изданию романа М. Ю. Лермонтов создал предисловие, в котором объяснил особенности авторского замысла. Поэт подчеркнул, что в образе Печорина дан не портрет одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения.

Найдите доказательство этому в предисловии .

  Собирается ли М. Ю. Лермонтов изменить безнравственное, порочное общество? Найдите доказательство в тексте. «Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает! »

  Собирается ли М. Ю. Лермонтов изменить безнравственное, порочное общество? Найдите доказательство в тексте.

«Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает! »

«Дума» М.Ю. Лермонтов  Печально я гляжу на наше поколенье!  Его грядущее - иль пусто, иль темно,  Меж тем, под бременем познанья и сомненья,  В бездействии состарится оно. **** **** И ненавидим мы, и любим мы случайно,  Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,  И царствует в душе какой-то холод тайный,  Когда огонь кипит в крови.  И предков скучны нам роскошные забавы,  Их добросовестный, ребяческий разврат;  И к гробу мы спешим без счастья и без славы,  Глядя насмешливо назад….    К добру и злу постыдно равнодушны,  В начале поприща мы вянем без борьбы Найдите черты поколения, которому принадлежал Лермонтов. Видите ли вы сходство с Печориным? Докажите.

«Дума» М.Ю. Лермонтов

Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно.

****

****

И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. И предков скучны нам роскошные забавы, Их добросовестный, ребяческий разврат; И к гробу мы спешим без счастья и без славы, Глядя насмешливо назад….

К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы

Найдите черты поколения, которому принадлежал Лермонтов. Видите ли вы сходство с Печориным? Докажите.

И скучно и грустно, и некому руку подать       В минуту душевной невзгоды...  Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..       А годы проходят — все лучшие годы! Любить... но кого же?.. на время — не стоит труда,       А вечно любить невозможно.  В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:       И радость, и муки, и всё там ничтожно... Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг      Исчезнет при слове рассудка;  И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —       Такая пустая и глупая шутка... Найдите черты поколения, которому принадлежал Лермонтов. Видите ли вы сходство с Печориным? Докажите.

И скучно и грустно, и некому руку подать      В минуту душевной невзгоды... Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..      А годы проходят — все лучшие годы!

Любить... но кого же?.. на время — не стоит труда,      А вечно любить невозможно. В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:      И радость, и муки, и всё там ничтожно...

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг     Исчезнет при слове рассудка; И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —      Такая пустая и глупая шутка...

Найдите черты поколения, которому принадлежал Лермонтов. Видите ли вы сходство с Печориным? Докажите.

В образе Печорина Лермонтов дал выразительный реалистический и психологический портрет «современного человека, каким он его понимает и, к сожалению, слишком часто встречал» .  А. И. Герцен

В образе Печорина Лермонтов дал выразительный реалистический и психологический портрет «современного человека, каким он его понимает и, к сожалению, слишком часто встречал» .

А. И. Герцен

Предисловие к «Журналу Печорина»  Назовите причины, которые побудили автора передать публике сердечные тайны человека, которого он никогда не знал?

Предисловие к «Журналу Печорина»

Назовите причины, которые побудили автора передать публике сердечные тайны человека, которого он никогда не знал?

История души человеческой  Проблема личности- центральная в романе

История души человеческой

Проблема личности- центральная в романе

Фабула -  фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии…  Сюжет- развитие действия, ход событий, составляющих основное содержание литературного произведения

Фабула -  фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии… 

Сюжет- развитие действия, ход событий, составляющих основное содержание литературного произведения

  • Бэла”
  • “ Максим Максимыч”
  • “ Предисловие”
  • “ Журналу Печорина”
  • “ Тамань” /1/
  • “ Княжна Мери”
  • “ Фаталист”
  • «Тамань”
  • “ Княжна Мери”
  • “ Фаталист”
  • “ Бэла”
  • “ Максим Максимыч”
  • “ Предисловие” к “Журналу Печорина”.
Такое построение произведения даёт автору возможность:

Такое построение произведения даёт автору возможность:

  • Заинтересовать читателя судьбой Печорина
  • Понаблюдать за историей «души человеческой»
  • Раскрыть образ с разных точек зрения
  • Автору легче выразить свою позицию .
Время произведения:  1830-1837

Время произведения:

1830-1837

“ Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани; “ Княжна Мери”: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча; “ Фаталист”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу; “ Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича; “ Максим Максимыча”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”.
  • Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани;
  • Княжна Мери”: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча;
  • Фаталист”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу;
  • Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича;
  • Максим Максимыча”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”.
Почему, по вашему мнению, автор нарушает хронологию событий?   Почему автор передаёт повествование посредникам? Кто они? Случаен ли их выбор?

Почему, по вашему мнению, автор нарушает хронологию событий?

Почему автор передаёт повествование посредникам? Кто они? Случаен ли их выбор?

Споры о жанре произведения

Споры о жанре произведения

  • « длинная цепь повестей», сочинение (Лермонтов)
  • Путевые заметки
  • Дневниковые записи
Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания

Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания

Рома́н — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя в кризисный, нестандартный период его жизни.

Рома́н — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя в кризисный, нестандартный период его жизни.

Энциклопедия русской жизни История души человеческой Реализм Духовная эволюция Внутренний мир героя. Эволюции нет

Энциклопедия русской жизни

История души человеческой

Реализм

Духовная эволюция

Внутренний мир героя. Эволюции нет

Споры о жанре Первый русский реалистический психологический роман Задуман как психологическое исследование характера человека

Споры о жанре

Первый русский реалистический психологический роман

Задуман как психологическое исследование характера человека

Нравственные проблемы в романе

Нравственные проблемы в романе

  • проблема назначения человека и смысла жизни.
  • Проблема эгоизма и индивидуализма
  • Проблема счастья
  • Проблема уважения к людям
Грушницкий Вера Печорин Водяное общество Мери Максим Максимыч Бэла Вернер

Грушницкий

Вера

Печорин

Водяное

общество

Мери

Максим

Максимыч

Бэла

Вернер

Проверь себя

Проверь себя

  • Каким было первоначальное заглавие романа?
Проверь себя 2.  Сколько было изданий романа «Герой нашего времени» при жизни Лермонтова?

Проверь себя

2.  Сколько было изданий романа «Герой нашего времени» при жизни Лермонтова?

Проверь себя 3. Кто и в какой главе произносит фразу: “История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...”?

Проверь себя

3. Кто и в какой главе произносит фразу: “История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...”?

Проверь себя 4.  Как определил жанр своего романа «Герой нашего времени» сам автор?

Проверь себя

4.  Как определил жанр своего романа «Герой нашего времени» сам автор?

Проверь себя 5.Каков жанр произведения Лермонтова «Герой нашего времени»?

Проверь себя

5.Каков жанр произведения Лермонтова «Герой нашего времени»?

Проверь себя 6. Сколько сюжетных глав в романе «Герой нашего времени»?

Проверь себя

6. Сколько сюжетных глав в романе «Герой нашего времени»?

Проверь себя 7.  Как зовут Печорина? 

Проверь себя

7.  Как зовут Печорина? 

Проверь себя 8.Какими женскими именами названы две главы романа «Герой нашего времени»? 

Проверь себя

8.Какими женскими именами названы две главы романа «Герой нашего времени»? 

Проверь себя 9. Дайте лексическое значение слову Тамань.

Проверь себя

9. Дайте лексическое значение слову Тамань.

Проверь себя 10. Дайте лексическое значение слову фаталист.

Проверь себя

10. Дайте лексическое значение слову фаталист.

Я понял(а): Я хочу Я знаю теперь Я буду

Я понял(а):

Я хочу

Я знаю

теперь

Я буду

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Перечитать главы «Бэла», «Максим Максимыч» (Герои, содержание, особенности композиции и жанра, отношение к Печорину.)
  • Составить план повести «Бэла», озаглавив части.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Аксёнова Екатерина Михайловна

Дата: 05.01.2016

Номер свидетельства: 272549


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства