Тема. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.
Класс. 9
Цели. рассказать об идейном замысле романа «Герой нашего времени»; остановиться на важнейших особенностях композиции (отсутствие единого сюжета, нарушение хронологического порядка в расположении частей произведения, наличие в романе трех рассказчиков – автора, Максима Максимовича и Печорина).
Оборудование. Презентация.
Ход урока.
Выход в свет этого произведения восприняли по-разному.
В.Г. Белинский так писал о этой книге:«Никто и ничто не помешает её ходу и расходу, пока не разойдётся она до последнего экземпляра; тогда она выйдет четвертым изданием, и так будет продолжаться до тех пор, пока русские будут говорить русским языком».
Реакционные критики в этом произведении не нашли ничего русского. Они говорили, что герой романа порочен и списан у западноевропейских романистов. Некоторые даже говорили о том, что в Печорине поэт изобразил себя.
Работу над романом Михаил Юрьевич Лермонтов начал по впечатлениям первой ссылки на Кавказ. В журнале «Отечественные записки» появились повести «Бэла», «Фаталист» в 1839 г. Во второй книжке журнала за 1840 г. появилась повесть «Тамань».
- Первоначальное название произведения было «Один из героев начала века». Как вы думаете, почему автор изменил это название на «Герой нашего времени»?
В 1840 г. “Герой нашего времени” вышел отдельной книгой. В 1841 году еще при жизни Лермонтова вышло второе издание этой книги.
Первые читатели увидели в произведении карикатуру на современного человека, поэтому в 1841 г. ко второму изданию романа М. Ю. Лермонтов создал предисловие, в котором объяснил особенности авторского замысла.
- Здесь поэт подчеркнул, что в образе Печорина дан не портрет одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения. Найдите доказательство этому в произведении.
- Собирается ли М. Ю. Лермонтов изменить безнравственное, порочное общество? Найдите доказательство в тексте предисловия.
- Посмотрите на строчки из ранее изученного стихотворения Лермонтова «Дума». Найдите черты поколения, которому принадлежал Лермонтов. Видите ли вы сходство с Печориным? Докажите
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
* К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы
*
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад….
- А какие похожие черты людей 30-х гг. 19 века можно выделить в другом его стихотворении «И скучно и грустно»
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды.
Желанья!. что пользы напрасно и вечно желать?.
А годы проходят — все лучшие годы!
Любить. но кого же?. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно.
Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка.
Послушайте, что думает о себе сам Печорин – главный герой произведения (слайд 11)-отрывок из кинофильма.
Герцен говорил, что в образе Печорина Лермонтов дал выразительный реалистический и психологический портрет «современного человека, каким он его понимает и, к сожалению, слишком часто встречал».
- Обратимся к предисловию к «журналу Печорина». Назовите причины, которые побудили автора передать публике сердечные тайны человека, которого он никогда не знал?
Обратимся к композиции «Героя нашего времени».
- Вспомним, что такое сюжет художественного произведения? Какие элементы сюжета вам известны?
- Что называется композицией художественного произведения? С какими композиционными приемами вы встречались раньше при изучении произведений?
- В чем особенность композиции «Героя нашего времени»?
- Чем сюжет отличается от фабулы?
- Вспомним, каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения?
- А какова фабула произведения (то есть хронология действий героя)?
. Сюжет – совокупность событий художественного произведения.
- “Бэла” /4/
- “Максим Максимыч” /5/
- “Предисловие”
- “Журналу Печорина” /6/
- “Тамань” /1/
- “Княжна Мери” /2/
- “Фаталист” /3/
Фабула – события в литературном произведении в их последовательной связи.
- “Тамань”
- “Княжна Мери”
- “Фаталист”
- “Бэла”
- “Максим Максимыч”
- “Предисловие” к “Журналу Печорина”.
- Как вы думаете, зачем Лермонтов нарушил хронологический порядок событий и расположил главы иначе? (Заинтересовать читателя судьбой Печорина; понаблюдать за историей «души человеческой»; раскрыть образ с разных точек зрения; автору легче выразить свою позицию).
Итак, хронология событий, положенных в основу произведения:
“Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани;
“Княжна Мери”: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча;
“Фаталист”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу;
“Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича;
“Максим Максимыча”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”.
Получается романное время действия 1830-1837 г.
- Почему, по вашему мнению, автор нарушает хронологию событий?
- Почему автор передаёт повествование посредникам? Кто они? Случаен ли их выбор?
Обратимся к определению жанра этого произведения.
Сообщение учащегося. Много было споров о жанре этого произведения. («длинная цепь повестей», сочинение (Лермонтов); путевые заметки; дневниковые записи). Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания. “Герой нашего времени” — роман, состоящий из пяти повестей, объединенных главным действующим лицом — Печориным. Жанр “Героя нашего времени” — роман в виде “цепи повестей” — был подготовлен распространенными в русской прозе 30-х годов циклами повестей, которые часто приписывались особому рассказчику или автору (“Повести Белкина” Пушкина, “Вечера на хуторе близ Диканьки” Гоголя и др.).
Предтечей романа Лермонтова, особенно повести “Княжна Мери”, явился роман в стихах Пушкина “Евгений Онегин”.
- Определим, чем эти два романа отличаются. (между этими двумя романами есть существенное различие: у Лермонтова углубленный психологический анализ, раскрытие современного ему человека изнутри, Пушкин рассматривает героя времени внешне, как бы со стороны, менее детально. Таким образом, “Герой нашего времени” стал продолжением в эволюции русского романа и дал начало его развитию у Тургенева, Толстого, Достоевского. )
Таким образом, это первый русский реалистический психологический роман, который был задуман как психологическое исследование характера человека.
- Какие, по вашему мнению, нравственные проблемы поднимаются в романе? (проблема назначения человека и смысла жизни; проблема эгоизма и индивидуализма; проблема счастья; проблема уважения к людям).
- На примере чьего жизненного опыта, характера раскрываются эти проблемы? Кто стоит в центре произведения? Какую роль играют другие герои произведения?
А теперь небольшая викторина «Проверь себя».
1.Каким было первоначальное заглавие романа?
2.Сколько было изданий романа «Герой нашего времени» при жизни Лермонтова?
3.Кто и в какой главе произносит фразу: “История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа.”?
4.Как определил жанр своего романа «Герой нашего времени» сам автор?
5.Каков жанр произведения Лермонтова «Герой нашего времени»?
6.Сколько сюжетных глав в романе «Герой нашего времени»?
7. Как зовут Печорина?
8.Какими женскими именами названы две главы романа «Герой нашего времени»?
9.Дайте лексическое значение слову Тамань.
10.Дайте лексическое значение слову фаталист.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.