kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ученический проект "Герой нашего времени"временное и вечное

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученический проект «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова: временное и вечное.

Введение

 «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова  находится у истоков нового русского романа, является одним из  «трёх китов» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Н.В. Гоголь «Мертвые души»), на которых стоит вся последующая русская романистика второй половины XIX столетия, принесшая  мировую славу русской словесности. . О подобных произведениях В.Г. Белинский говорил, что они принадлежат «к вечно живущим и движущимся явлениям… Каждая эпоха произносит о них своё суждение. И как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна и никогда не скажет всего». 

      Актуальность данной работы заключается в осмыслении проблем,  затронутых Лермонтовым в его произведении «Герой нашего времени»: взаимоотношения с Кавказом, проблемы «цивилизации» и глобализации, борьба с естественным укладом простой, природной жизни. Проблема человека, который разочаровывается в жизни, его саморазрушение и эгоизм, безразличие по отношению к окружающему миру. Всё это — и о героях НАШЕГО  времени.

Задачи исследования:

 1. раскрыть в образе главного героя Печорина не только конкретно-исторического, но и общечеловеческого, непреходящего содержания, вечного, актуального и в наше время;

2.  провести анкетирование среди учащихся и взрослых об отношении к роману;

3. заинтересовать сверстников в прочтении и участии в экранизации данного произведения;

4. создать сценарий телеспектакля и в дальнейшем по нему снять телеспектакль (после прочтения романа и его анализа).

Методы исследования: анализ литературы, опрос учащихся, учителей и родителей, интервью, составление сценария телеспектакля.

      Глава 1.Творческая история романа.

Лермонтовский роман – явление не только русской литературы, но и всего мирового литературного процесса. Это «одна из самых удивительных книг во всей мировой литературе» (И. Андроников).

«Герой нашего времени» впитал в себя многообразные традиции предшествующей мировой литературы в изображении «героя века». Эти традиции восходят к таким произведения, как «Исповедь» Ж-Ж. Руссо, «Рене» Ф.Р. Шатобриана, «Оберман» Э. Сенанкура, «Паломничество Чайльд Гарольда» Дж.Г.Байрона, «Адольф» Б. Констана, «Исповедь сына века» А. Мюссе, «Красное и черное» Стендаля. Образ Печорина как героя времени имел своих предшественников и в русской литературе.

         И вместе с тем «Герой нашего времени», наследуя богатейшие традиции в постижении сущности «героя века», явился новым словом в русской и мировой литературе. Это вершинное творение Лермонтова имеет глубокие корни в творчестве самого писателя.

 1.1. К творческой предыстории лермонтовского романа.

 Тип «странного», а затем и «лишнего» человека становился главным объектом изображения в таких повестях и романах, как «Рыцарь нашего времени» (1802—03) Н. М. Карамзина, «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова и «Евгений Онегин» (1823—31) А. С. Пушкина. И вместе с тем это совершенно новое слово в русской и мировой литературе. В этом произведении Лермонтов явился творцом так же, как и в своих стихотворениях. 

     Печорин не только закономерный итог и дельнейшее развитие типа «странного человека», но и один из наиболее органичных для творчества Лермонтова образов. Как отражение реального героя эпохи «безвременья», он обретает свои первоначальные очертания у Лермонтова уже в его ранней лирике (в стихотворении «1831-го июня 11 дня») Печорин не в ладу со светом, не терпящим «в кругу своём … ничего, что бы могло обличить характер и волю». А в Печорине они в избытке. Его привычки и вкусы подчеркивает «любовь к странному, оригинальному». Его необычность, исключительность проявляются во внешнем облике, отражением которого является развёрнутый портрет, предвосхищающий психологический портрет Печорина в «Герое нашего времени». Особенно подчеркивается необычность улыбки и выражения глаз героя: «Толпа … говорила, что в его улыбке, в его странно блестящих глазах есть что-то…». Печорин ещё в юности «получил такую охоту к перемене мест, что если бы жил в Германии, то сделался бы странствующим студентом». Жизнь постепенно отрезвляет его, избавляет от иллюзий и заблуждений. В конце концов он приходит к убеждению в непреодолимости законов реальной действительности, о которые разбиваются все его романтические мечты.

     Печорин изображён как натура незаурядная, волевая, действенная, однако он не только не самообольщается насчёт истинной ценности и значения своих действий, сводящихся к светским любовным интригам,  проявляет действенность характера и силу воли, непримиримость с действительностью, бунтарски-индивидуалистический протест.

Глава 2.  «История души человеческой»: образ Григория Печорина.

2.1.  Психологический портрет Григория Александровича Печорина

Представленная в романе Лермонтова судьба отдельной личности, изображенная во всей ее конкретной социально-исторической, национальной обусловленности и в то же время в индивидуальной неповторимости суверенного, духовно свободного родового существа, обретала вместе с тем общечеловеческий смысл. Печорин, говорится в предисловии к роману, - тип «современного человека», каким автор «его понимает» и каким «слишком часто встречал». Вместе с тем это не «массовидный» тип, а «типическое исключение», разновидность «странного человека». Печорин - типический характер, но особого рода. С одной стороны, он порождение определенных социальных обстоятельств,  среды и в этом смысле представляет собою  социальный тип «героя своего времени».  С другой,  как личность с ее внесословной ценностью, он выходит за пределы, породивших его обстоятельств, социальных ролей, то есть за пределы социального типа, порожденного определенной эпохой и конкретной средой. Личность Печорина шире, целостнее и избыточнее того жизненного содержания, которое вмещает его социальные роли, его социальный статус в целом. Сочетание определенности и неуловимости не закрытости в личности и характере героя Лермонтова, дало основание Белинскому сказать: « Он скрывается от нас таким же неполным и неразгаданным существом, как и является нам в начале романа».  Социален ли «Герой нашего времени» несомненно, социален - объективно и субъективно. Объективно потому, что все действия психология Печорина детерминированы временем, условиями существования его поколения среды; многие поступки и свойства характера Печорина зависимы - в большей или меньшей степени - от общественных отношений и нравов, как он сам это и признает. Субъективно потому, что социальный вопрос наличествует в романе как один из объектов исследования. Рядом с центральной фигурой ставится то «простой человек» Максим Максимыч, то «дети гор», то «честные контрабандисты». И все же им не исчерпывается художественная задача писателя.  Создавая крупным планом психологический портрет Печорина, писатель в монологах и дневнике  набрасывает картину ожесточения души героя, но одновременно он создает образ «простого человека», с одной стороны, корректирующего поведение Печорина, как это справедливо отмечал Д.Е.Максимов, а с другой - олицетворяющего своей судьбой нравственное оправдание Печорина.

В целом «Герой нашего времени» сочетал в себе философскую концепцию с живым аналитическим изображением национальной жизни, как глубоких нравственно-психологических противоречий.

Глава 4. «Он мыслью с нашим веком слился...»

Выражение «герой нашего времени» сразу же вызывает ассоциацию с одним из известных романов М.Ю. Лермонтова. Каким же мы представляем героя нашей эпохи? Какими качествами он обладает? Кто он, герой века? Имеется ли общее между героем романа М.Ю. Лермонтова и героем 21 века?

Герой современности – это человек с таким характером, в котором отражается общественная жизнь эпохи, в которой он живет.  

    21 век – век технологий, больших объемов информации, невероятных скоростей и быстрых изменений.  Gервая черта героя 21 века – привычка всегда двигаться вперед, быстро меняться, не останавливаться надолго на чем-то одном. С одной стороны, это хорошо, потому что жизнь – есть движение и развитие. С другой,  эта черта порождает поверхностное отношение ко многим важным вещам в жизни.  В романе «Герой нашего времени» рассказывается о чувствах и переживаниях Печорина. Герою современности тоже не чужды чувства. Только выражаются они немного иначе. 

Как видим, многое объединяет нас с героем романа М.Ю. Лермонтова.   Таким образом, изучение романа М.Лермонтова актуальна и сегодня. Каждый из современников увидит в образе Печорина что-то своё, близкое и волнительное.

Глава 5  Великий и загадочный мир романа.

После  прочтения романа «Герой нашего времени» и изучения научной литературы я решил представить композицию романа в виде графика(Приложение В) Первый знак бесконечности обозначает истоки выражения « герой века»  (от  «Исповеди» Ж-Ж. Руссо  и «Рыцаря нашего времени» Н. М. Карамзина до «Евгения Онегина» А. С. Пушкина).   Кривая линия символизирует ход событий романа «Герой нашего времени»  (сюжет 5 глав). Второй знак бесконечности символизирует литературное развитие сущности «герой века» (продолжение традиций в будущем). Данный график наглядно отображает не только сюжет произведения, но и его психологизм. Вместе с героями произведения мы переживаем, движемся по волнам жизни Г. Печорина. Вывод:  данный график наглядно свидетельствует о развитии теории «странного» или «лишнего» человека, к которой еще не одно поколение писателей будет обращаться, т.к. лишние люди были и будут во все времена, не зависимо от социального уровня и политического строя в стране. 

Далее я  решил узнать отношение сверстников и взрослых к роману и их мнение, кого они считают героем современности. В опросе участвовало 27 ровесников, 30 учителей, 25 родителей. Нужно отметить, что все респонденты знакомы с выражением «герой нашего времени». На вопрос «Как вы понимаете выражение «герой нашего времени»? Все участники опроса, сказали, что герой времени – это человек, вобравший в себя лучшие моральные качества человечества. Опрошенные назвали качества героя современности: активная жизненная позиция, коммуникабельность, постоянство, способность любить, умение адаптироваться к условиям. Следующий вопрос (Кого из современности можете назвать как героя века?) заставил респондентов задуматься. 50% участников  опроса назвали Первого Президента РК, Лидера нации Н.А.Назарбаева; 35% - близких и родных; 15% - политических деятелей и спортсменов.  

Получив результаты опроса и сделав для себя выводы, я решил узнать, актуален ли сегодня роман М. Лермонтова, интересен ли он взрослым и юношеству 21 века.    (Приложение Г)  Данный опрос способствовал заинтересованности к роману.

Чтобы привлечь внимание к осознанному чтению и изучению романа М.Ю. Лермонтова я решил написать сценарий телеспектакля, в экранизации которого принимали бы участие мои одноклассники. (Приложение Д)  Многие решат, что фильмы уже сняты, но ведь намного интересней смотреть видео, в котором принимали бы  участие твои знакомые, а может,  и ты сам. Далее я определил срок для составления сценария. Сценарий должен быть готов к сентябрю 2014 года, т.к. в октябре празднуется 200-летие Лермонтова, а к этому времени мне необходимо было ознакомить ребят со сценарием, провести кастинг на роли героев спектакля,  т.е. заинтересовать их к внимательному прочтению романа. Желающих участвовать в кастинге оказалось больше, чем я планировал.  На сегодня проведен кастинг среди учащихся 9-х классов, отобраны артисты, дано задание прочитать роман, просмотреть фильм «Герой нашего времени»; ведутся репетиции.

Заключение

Данное произведение своеобразно не только сюжетом, характером главных героев и невероятным талантом автора передать все это читателю, но и интересной и не совсем понятной структурой. А еще тем, что роман живет вне времени. Уже сколько лет, и даже веков прошло, а Печорин жив. И среди каждого поколения большинство молодых людей именно такие:

  • вроде бы и смелые, но совсем не решительные;
  • вроде бы и самостоятельные,  но без помощи более опытного наставника и родителей шагу не сделают;
  • вроде бы и способны на настоящую любовь, но ни жениться, ни взять на себя ответственность за семью не могут;

В этом весь Печорин. Характер типичен, причем максимально. И название «Герой нашего времени» именно подходит для эпохи читающего. На данный момент этот герой НАШЕГО времени, а в 19 веке был их. Поменялись только декорации, а люди все те же. Пороки и слабости тоже те же. Так будет и в будущем.  Таком образом, роман имеет временное и вечное значение.

Произведение "Герой нашего времени" - это целая эпоха, запечатленная в строках. Это книга, которая не может оставить равнодушным, книга, которая заставляет задуматься.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ученический проект "Герой нашего времени"временное и вечное »

Ученический проект «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова: временное и вечное.

Введение

«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова находится у истоков нового русского романа, является одним из «трёх китов» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Н.В. Гоголь «Мертвые души»), на которых стоит вся последующая русская романистика второй половины XIX столетия, принесшая мировую славу русской словесности. Как всякое подлинно классическое произведение, «Герой нашего времени» вот уже на протяжении более 170 лет живёт интенсивной художественной жизнью, постоянно обновляясь в сознании новых поколений. О подобных произведениях В.Г. Белинский говорил, что они принадлежат «к вечно живущим и движущимся явлениям… Каждая эпоха произносит о них своё суждение. И как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна и никогда не скажет всего». Говоря же непосредственно о «Герое нашего времени», великий критик утверждал: «Вот книга, которой суждено никогда не состариться, потому что, при самом рождении, она была вспрыснута живою водою поэзии».

Роман Лермонтова весь как бы соткан из противоположностей, которые сливаются в единое гармоническое целое. Он классически прост, доступен каждому читателю, вместе с тем необыкновенно сложен и многозначен и в то же время глубок и непостижимо загадочен. Всё это порождало и продолжает порождать постоянные споры и дискуссии о нем – с момента появления в свет и вплоть до наших дней. А может быть, это и хорошо, что споры не умолкают? Возможно, так и должно быть, как предполагал В.Г. Белинский. Действительно, каждая эпоха, при всех издержках в истолковании и оценках этого великого произведения, в чем-то, пусть на небольшой шаг, но приблизилась к его более глубокому прочтению и пониманию. Можно, видимо, утверждать, что не исключение в этом плане и наш век всемирной компьютеризации и глобализации.

Актуальность данной работы заключается в осмыслении проблем, затронутых Лермонтовым в его произведении «Герой нашего времени»: взаимоотношения с Кавказом, проблемы «цивилизации» и глобализации, борьба с естественным укладом простой, природной жизни. Проблема человека, который разочаровывается в жизни, его саморазрушение и эгоизм, безразличие по отношению к окружающему миру. Всё это — и о героях НАШЕГО времени.



Задачи исследования:

1. раскрыть в образе главного героя Печорина не только конкретно-исторического, но и общечеловеческого, непреходящего содержания, вечного, актуального и в наше время;

2. провести анкетирование среди учащихся и взрослых об отношении к роману;

3. заинтересовать сверстников в прочтении и участии в экранизации данного произведения;

4. создать сценарий телеспектакля и в дальнейшем по нему снять телеспектакль (после прочтения романа и его анализа).

Методы исследования: анализ литературы, опрос учащихся, учителей и родителей, интервью, составление сценария телеспектакля.

Предлагаемая работа имеет, с одной стороны, научно-обобщающий характер, что предусматривает развитие в ней многого из того в постижении лермонтовского вершинного произведения, что выдержало испытание временем – самым строгим и объективным критиком и ценителем; с другой же – она носит научно-поисковый характер, что обуславливает и её нередкую полемичность и дискуссионность как в постановке, так и в решении отдельных проблем, а так же помощи при современном прочтении романа.

Анализ лермонтовского романа дается в единстве его формы и содержания, социально-исторической, нравственно-философской и художественно-эстетической проблематики. В работе исследуется история создания «Героя нашего времени», его жанровое своеобразие как первого прозаического социально-психологического и вместе с тем философского романа в русской литературе. Идёт трактовка структуры повествования романа, соотнесение в ней позиций автора, повествователя и героя. Значительное место отведено в работе рассмотрению системы образов романа, его композиционно-сюжетного мастерства. В центре внимания исследования стоит образ Печорина как идейно-художественного ядра «Героя нашего времени», с наибольшей полнотой и глубиной воплотившего лермонтовскую концепцию человека и в то же время вплоть до сегодняшнего дня вызывающего противоположные мнения и оценки.

В итоге всё это должно способствовать уточнению представлений о месте лермонтовского «Героя нашего времени» в истории русской романистики, о значении романа в культуре и духовной жизни моих современников.



Глава 1.Творческая история романа.

Лермонтовский роман – явление не только русской литературы, но и всего мирового литературного процесса. Это «одна из самых удивительных книг во всей мировой литературе» (И. Андроников).

«Герой нашего времени» впитал в себя многообразные традиции предшествующей мировой литературы в изображении «героя века». Эти традиции восходят к таким произведения, как «Исповедь» Ж-Ж. Руссо, «Рене» Ф.Р. Шатобриана, «Оберман» Э. Сенанкура, «Паломничество Чайльд Гарольда» Дж.Г.Байрона, «Адольф» Б. Констана, «Исповедь сына века» А. Мюссе, «Красное и черное» Стендаля. Образ Печорина как героя времени имел своих предшественников и в русской литературе.

И вместе с тем «Герой нашего времени», наследуя богатейшие традиции в постижении сущности «героя века», явился новым словом в русской и мировой литературе. Это вершинное творение Лермонтова имеет глубокие корни в творчестве самого писателя. Всего четыре года на глазах изумленных современников развертывалось творчество Лермонтова. Никто в русской литературе не дебютировал столь блистательно. Зрелость, глубина, художественное совершенство первых же увидевших свет произведений Лермонтова были беспримерны. Одно за другим появлялись стихотворения поражающей силы и красоты: «Смерть поэта», «Бородино», «Дума», «Поэт», «Три пальмы». В то время мало кто знал, что этому предшествовала целеустремленная подготовка: в период 1827-1837гг Лермонтовым было создано более 300 стихотворений, 20 поэм, 6 драм, 1 незаконченный роман в стихах, 2 незаконченных романа в прозе. Зная об этом, можно лучше понять, почему для большинства произведений Лермонтова характерна глубокая выношенность, их подготовленность как историко-литературным процессом, так и его собственным идейно-творческим развитием.



1.1. К творческой предыстории лермонтовского романа.

Когда речь заходит о литературной родословной образа Печорина как «героя века», чаще ссылаются на «Евгения Онегина» Пушкина и на упоминания произведений западноевропейской литературы. А ведь В.Г. Белинский отмечал: «Мысль изобразить в романе героя нашего времени не принадлежит исключительно Лермонтову… Мысль эта принадлежит Карамзину. Он первый сделал не одну попытку для её осуществления».

Тип «странного», а затем и «лишнего» человека становился главным объектом изображения в таких повестях и романах, как «Рыцарь нашего времени» (1802—03) Н. М. Карамзина, «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова и «Евгений Онегин» (1823—31) А. С. Пушкина. И вместе с тем это совершенно новое слово в русской и мировой литературе. В этом произведении Лермонтов явился творцом так же, как и в своих стихотворениях. Роман был написан не из желания заинтересовать публику уже любимым ею родом литературы, не из слепого подражания делать то, что делают все, а из глубины творческой натуры, чуждой всяких побуждений кроме вдохновения. Во всех повестях одна мысль, и эта мысль выражена в одном лице, которое есть герой всех рассказов. Эта полнота впечатлений заключается в единстве мысли, которая выразилась в романе, и от которой произошла эта гармоническая соответственность частей с целым, законченность и замкнутость целого.

Печорин не только закономерный итог и дельнейшее развитие типа «странного человека», но и один из наиболее органичных для творчества Лермонтова образов. Как отражение реального героя эпохи «безвременья», он обретает свои первоначальные очертания у Лермонтова уже в его ранней лирике (в стихотворении «1831-го июня 11 дня») Печорин не в ладу со светом, не терпящим «в кругу своём … ничего, что бы могло обличить характер и волю». А в Печорине они в избытке. Его привычки и вкусы подчеркивает «любовь к странному, оригинальному». Его необычность, исключительность проявляются во внешнем облике, отражением которого является развёрнутый портрет, предвосхищающий психологический портрет Печорина в «Герое нашего времени». Особенно подчеркивается необычность улыбки и выражения глаз героя: «Толпа … говорила, что в его улыбке, в его странно блестящих глазах есть что-то…». Печорин ещё в юности «получил такую охоту к перемене мест, что если бы жил в Германии, то сделался бы странствующим студентом». Жизнь постепенно отрезвляет его, избавляет от иллюзий и заблуждений. В конце концов он приходит к убеждению в непреодолимости законов реальной действительности, о которые разбиваются все его романтические мечты.

Печорин изображён как натура незаурядная, волевая, действенная, однако он не только не самообольщается насчёт истинной ценности и значения своих действий, сводящихся к светским любовным интригам, проявляет действенность характера и силу воли, непримиримость с действительностью, бунтарски-индивидуалистический протест.

1.2. Искусство архитектоники романа.

Сюжетно-композиционная структура «Героя нашего времени» самобытна и совершенна по уравновешенности всех его элементов и частей. Вместе с тем она глубоко содержательна.

Роман состоит из пяти самостоятельных новелл и повестей, но даже чисто композиционно он не воспринимается как собрание разрозненных произведений, объединенных лишь фигурой главного героя. Роман чётко разграничивается на две части. Одна представляет собою объективное повествование о Печорине в записках странствующего офицера («Бела», «Максим Максимыч», «Предисловие», к «Журналу Печорина»); другая – раскрытие героя в его «Журнале» («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). Таким образом, в каждой «половине» оказывается по три своеобразных «главы».

«Составленный» из отдельных самостоятельных повестей и рассказов, роман в целом представляет собою систему разрозненных между собой эпизодов из жизни героя.

«Разорванность» романа, построение его как слабо связанных между собой эпизодов и периодов жизни героя по-своему отражают «разорванность» жизни героя, отсутствие в ней единого объединяющего начала, большой цели, в движении к которой выстраивался бы тот или иной его «путь жизни». В том-то и суть, что такого единого пути у Печорина нет, вся его жизнь проходит на «перепутьях», в погоне каждый раз за новой целью, к мерцающей где-то вдали надежде на полноту человеческой жизни, которой так жаждет душа героя. С другой стороны, этот вечный поиск, беспрестанно кочевая жизнь героя отражают не только его особенности как конкретного исторического характера определённой эпохи, со свойственной этому типу «охотой к перемене мест», но и самому переходную эпоху, больше того – движение человеческого духа, его развитие и искания во все эпохи. Каждая новая глава романа показывает или приезд, отъезд героя, или его дорожную жизнь – «странствующего офицера, да ещё по казённой надобности». Исследователями давно установлено, что главы романа расположены не в хронологической последовательности изображаемых событий, а в порядке, внутренне оправданном задачами наиболее полного и глубокого раскрытия героя. Попробую восстановить хронологию жизни Печорина. Печорин, проведя бурную молодость в Петербурге, за какую-то историю (возможно, дуэль) был выслан на Кавказ. По дороге туда он останавливается в Тамани, где переживает приключение, едва не стоившее ему жизни («Тамань»). После недолгого пребывания на месте службы и участия в военной экспедиции ему было разрешено пользоваться минеральными водами в Пятигорске и Кисловодске, где и произошла дуэль с Грушницким («Княжна Мери»), за которую он был направлен в дальнюю крепость, где комендантом был Максим Максимыч. Во время службы в крепости он похищает горянку («Бела»), а во время двухнедельной отлучки от нее в казачью станицу, возможно, до знакомства с Белой, он становится свидетелем и участником истории с Вуличем («Фаталист»).

Потом Печорин был переведён в Грузию, оттуда, видимо, вышел в отставку и возвратился в Петербург. Лет пять спустя по дороге из Петербурга в Персию Печорин встретился с Максимом Максимычем и его случайным попутчиком-офицером, ведшим путевые записи о своих впечатлениях («Максим Максимыч»). Возвращаясь из Персии в Россию, Печорин где-то в дороге умирает («Предисловие» к «Журналу Печорина»). (Приложение А)

Но некоторые исследователи всё же полагают, что события, изображённые в «Фаталисте», произошли раньше тех, которые запечатлены в «Беле». В этом случае неожиданно вскрывается графическая чёткость, смысловая ёмкость и значимость элементов архитектоники романа, обусловленной характером героя и особенностям его истолкования

автором. (Приложение Б)

Постановка автором в финал романа «Фаталист» самым существенным образом влияет не только на более углубленное понимание личности Печорина, но и истолкование социально-философского смыла всего романа.

Глава 2. Проблемы типологии жанра произведения

2.1. Жанровая природа «Героя нашего времени»

Правомерно говорить о каких-то жанровых проблемах применительно к «Герою нашего времени»? Кто не знает, что это роман, а если быть точнее, психологический роман, один из первых, возможно, даже первый психологический роман в русской прозе...

Э. Г. Герштейн в книге о «Герое нашего времени» в самом начале своего разговора о нем сразу же ставит вопрос: «Да и роман ли это: можно ли так назвать собрание повестей: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»?..». В самом деле, все это вполне самостоятельные законченные произведения, каждое из которых и отдельно взятое имеет свою непреходящую художественную ценность. Не случайно Л. Толстой на вопрос, какое произведение в русской прозе не задумываясь ответил: «Тамань» Лермонтова».

Лермонтов «Герою нашего времени» определения роман почему-то не дал. Опубликованная в 1839 г. в журнале «Отечественные записки» повесть «Бэла» имела подзаголовок «Из записок офицера о Кавказе». Когда же в следующем, 1840 г. «Герой нашего времени» вышел отдельной книгой, то и тут в подзаголовке значилось весьма «нейтральное» в жанровом отношении определение: «Сочинение М. Лермонтова». В тексте новеллы «Максим Максимыч» автор-повествователь, рассказывая о своей вынужденно затянувшейся остановке во Владикавказе, говорит: «...и я для развлечения подумал записывать рассказ Максима Максимыча о Бэле, не воображая, что он будет первым звеном длинной цепи повестей».

Создается впечатление, что Лермонтов сознательно не желает называть свое детище романом, обозначая его в то же время очень по-разному: как «записки», «сочинение», «длинная цепь повестей». Но уже в последнем определении усматривается некий скрытый и более определенный акцент: перед читателем не просто повести, собранные в одной книге, а их неразрывная цепь, составляющая единое художественное целое. Видимо, Лермонтов полагал, что это не традиционный жанр романа, не одна из его привычных разновидностей, а нечто новое, не укладывающееся в общепризнанные рамки романа.



2.2. Оригинальность произведения Лермонтова .

Белинский сразу оценил оригинальность произведения Лермонтова, новизну и самобытность его романной формы. В первой своей рецензии на роман он пророчески писал: «Герой нашего времени» принадлежит к тем явлениям истинного искусства, которые, занимая... внимание публики как литературная новость, обращаются в прочный капитал, который с течением времени все более и более увеличивается верными процентами».

Чем выше новаторство художника, тем глубже лежащие в его основании традиции. И в данном случае жанровые открытия Лермонтова зиждились на усвоении и творческой переработке огромного опыта русской и мировой литературы.

Лермонтовский роман вобрал в себя такие жанровые формы, как исповедь героя, его дневник, «журнал», как тогда говорили.

2.3. Психологизм «Героя нашего времени»

«Герой нашего времени» не просто психологический, а в первую очередь социально-психологический роман - и по характеру психологизма в раскрытии главного героя, и по широте и многообразию отображенной в нем социальной действительности, представленной выписанными образами персонажей, каждый из которых является определенным социально-психологическим типом. Однако психологизм «Героя нашего времени» не только социален, но и в то же время глубоко философичен.

Отношения человека с человеком, личности с обществом и природой, с миром, человеческие устремления, возможности и действительность, свобода воли и необходимость все эти философские проблемы ставятся в «Герое нашего времени».

Роман «Герой нашего времени» как необыкновенно емкая жанровая система, «открытая» не только в прошлое, но и в будущее историко-литературного процесса, является при всей своей структурно-художественной неповторимости глубоко закономерным и важным звеном в цепи русской и мировой романистики.



Глава 3. «История души человеческой»: образ Григория Печорина.

3.1. Психологический портрет Григория Александровича Печорина

Представленная в романе Лермонтова судьба отдельной личности, изображенная во всей ее конкретной социально-исторической, национальной обусловленности и в то же время в индивидуальной неповторимости суверенного, духовно свободного родового существа, обретала вместе с тем общечеловеческий смысл. Печорин, говорится в предисловии к роману, - тип «современного человека», каким автор «его понимает» и каким «слишком часто встречал». Вместе с тем это не «массовидный» тип, а «типическое исключение», разновидность «странного человека».

По мнению Лермонтова, трагедия его времени не только в том, что «люди терпеливо страдают», но и в том, что «большинство страдает, не сознавая этого». В этом смысле в Печорине запечатлен акт интенсивного развития общественного и личного самосознания в России 30-х годов.

Печорин - типический характер, но особого рода. С одной стороны, он порождение определенных социальных обстоятельств, среды и в этом смысле представляет собою социальный тип «героя своего времени». С другой, как личность с ее внесословной ценностью, он выходит за пределы, породивших его обстоятельств, социальных ролей, то есть за пределы социального типа, порожденного определенной эпохой и конкретной средой. Личность Печорина шире, целостнее и избыточнее того жизненного содержания, которое вмещает его социальные роли, его социальный статус в целом. Сочетание определенности и неуловимости не закрытости в личности и характере героя Лермонтова, дало основание Белинскому сказать: « Он скрывается от нас таким же неполным и неразгаданным существом, как и является нам в начале романа». Когда вышел из печати роман «Герой нашего времени», охранительная критика уверяла читателей в том, что в романе нет ничего русского, что его «порочный» герой списан автором у западноевропейских романистов. Дошло дело до того, что вскоре после роковой гибели поэта барон Е.Розен выразил свою «радость» по поводу того, что Лермонтов убит и уже не напишет «второго Печорина». Немало было в отзывах подобных «критиков» полунамеков и прямых намеков на то, что в герое романа автор изобразил самого себя.

Социален ли «Герой нашего времени» несомненно, социален - объективно и субъективно. Объективно потому, что все действия психология Печорина детерминированы временем, условиями существования его поколения среды; многие поступки и свойства характера Печорина зависимы - в большей или меньшей степени - от общественных отношений и нравов, как он сам это и признает. Субъективно потому, что социальный вопрос наличествует в романе как один из объектов исследования. Рядом с центральной фигурой ставится то «простой человек» Максим Максимыч, то «дети гор», то «честные контрабандисты». И все же им не исчерпывается художественная задача писателя. Глубина замысла произведения в том и состоит, что разные стороны общественной жизни ставятся здесь в прямую зависимость от самого человека, как и судьба каждого отдельного человека - от общественно-исторических обстоятельств.

Создавая крупным планом психологический портрет Печорина, писатель в монологах и дневнике набрасывает картину ожесточения души героя, но одновременно он создает образ «простого человека», с одной стороны, корректирующего поведение Печорина, как это справедливо отмечал Д.Е.Максимов, а с другой - олицетворяющего своей судьбой нравственное оправдание Печорина.

В целом «Герой нашего времени» сочетал в себе философскую концепцию с живым аналитическим изображением национальной жизни, как глубоких нравственно-психологических противоречий.

3.2. Трагизм Печорина.

В истории жизни Печорина отразилась судьба поколения молодых людей 30-х годов XIX века. По словам самого Лермонтова, Печорин является образом его современника, каким автор его «понимает и... часто встречал». Это «портрет, составленный из пороков... поколения в полном их развитии». Создавая образ Печорина, Лермонтов хотел найти ответы на вопросы, почему одаренные, выделяющиеся из общей массы люди не могут найти себе места в жизни, зачем они растрачивают свои силы на пустяки, почему они одиноки. Для того, чтобы полнее раскрыть суть и причины трагедии таких людей, как Печорин, автор показывает нам своего героя в разных жизненных обстоятельствах. Кроме того, Лермонтов специально помещает своего героя в отличающиеся друг от друга слои общества (горцы, контрабандисты, «водяное общество»). И везде Печорин приносит людям одни страдания. Почему так происходит? Ведь этот человек наделен большим умом и талантом, в его душе таятся «силы необъятные». Для того чтобы найти ответ, нужно поближе познакомиться с главным героем романа. Выходец из дворянской семьи, он получил типичное для своего круга воспитание и образование. Из исповеди Печорина мы узнаем, что, выйдя из-под опеки родных, он пустился в погоню за удовольствиями. Попав в большой свет, Печорин заводит романы со светскими красавицами. Но он очень быстро разочаровывается во всем этом, и им овладевает скука. Тогда Печорин пытается заняться наукой, читать книги. Но ничто не приносит ему удовлетворения, и в надежде, что «скука не живет под чеченскими пулями», он отправляется на Кавказ. Однако где бы Печорин ни появился, он становится «топором в руках судьбы». В повести «Тамань» поиски героем опасных приключений приводят к неприятным изменениям в налаженной жизни «мирных контрабандистов». В повести «Бэла» Печорин рушит жизнь не только самой Бэлы, но и ее отца и Казбича. То же самое происходит и с героями повести «Княжна Мери». В «Фаталисте» сбывается мрачное предсказание Печорина (смерть Вулича), а в повести «Максим Максимыч» он подрывает веру старика в молодое поколение. На мой взгляд, основная причина трагедии Печорина кроется в системе ценностей этого человека. В своем дневнике он признается, что смотрит на страдания и радости людей, как на пищу, поддерживающую его силы. В этом Печорин раскрывается как эгоист. Складывается такое впечатление, что он, общаясь с людьми, проводит серию неудавшихся экспериментов. Например, он откровенно признается Максиму Максимычу, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». В разговоре с Вернером он говорит, что «из жизненной бури... вынес только несколько идей — и ни одного чувства». «Я давно уже живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия», признается герой. Если Печорин «без участия» относится к своей собственной жизни, то, что можно говорить о его отношении к другим людям? Герой романа не может найти своего места в жизни именно из-за своего равнодушия к людям. Его разочарование и скука вызваны тем, что он действительно уже не способен чувствовать. Сам Печорин так оправдывает свои поступки: «...такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились... я стал скрытен... я стал злопамятен... я сделался завистлив... я выучился ненавидеть... я начал обманывать... я сделался нравственным калекой...»

М. Ю. Лермонтов свой ответ на вопрос, в чем трагедия Печорина, дает в самом названии романа: «Герой нашего времени». С одной стороны, название говорит о типичности этого персонажа для 30-х годов XIX века, а с другой — указывает на то, что Печорин является порождением своего времени. Лермонтов дает нам понять, что трагедия Печорина в не востребованности временем его ума, талантов и жажды деятельности. «Герой нашего времени» - одно из самых значимых произведений русской классической литературы, а Печорин - один из самых ярких и запоминающихся образов. Личность Печорина неоднозначна и может восприниматься с разных точек зрения, вызывать неприязнь или симпатию. Но в любом случае нельзя отрицать трагичность данного образа. Печорин - человек, раздираемый противоречиями, предающийся постоянному самоанализу, непонятый окружающими и не понимающий их. Лермонтов дает очень подробное описание внешности Печорина, которое позволяет глубже раскрыть его характер. Облик главного героя написан очень любовно, с большой тщательностью. Это позволяет увидеть Печорина как наяву. Внешность его сразу производит впечатление. Даже такие, казалось бы незначительные, черты, как темные брови и усы при светлых волосах, говорят о неординарности, противоречивости и в то же время — аристократичности. Глаза у Печорина никогда не смеются и блестят холодным стальным блеском. Всего несколько фраз, но как много этим сказано!

Внешность главного героя описывается только во второй главе и дополняет то, что мы уже знаем о нем. Первая глава посвящена истории мимолетного увлечения Печорина и трагической гибели молодой женщины, похищенной им. Все заканчивается печально, но надо признать, что Печорин не стремился к этому и не знал, что так будет. Он искренне хотел сделать Бэлу счастливой. Однако его постигло очередное разочарование. Он просто не может испытывать длительных чувств. На смену им приходит скука — его извечный враг. Что бы ни делал Печорин — это делается от желания чем-то занять себя. Но уже ничто не приносит удовлетворения. Читатель начинает понимать, что за человек перед ним. Печорину скучно жить, он постоянно ищет остроты ощущений, не находит и страдает от этого. Он готов рискнуть всем ради исполнения собственной прихоти. При этом он губит всех, кто встречается ему на пути. Раздвоенность личности Печорина в том, что первоначально он обуреваем самыми благими намерениями и начинаниями, но, в конце концов, разочаровывается и отворачивается от людей. Так случилось с Бэлой, которой он увлекся, похитил, а затем стал тяготиться ею. С Максимом Максимычем, с которым он поддерживал теплые отношения, пока это было нужно, а затем холодно отвернулся от старого друга. С Мери, которую он заставил влюбиться в себя из чистого эгоизма. С Грушницким, молодым и восторженным, которого он убил так, как будто совершил нечто обыденное. Беда в том, что Печорин прекрасно понимает, как заставляет страдать окружающих. Он холодно, рассудительно анализирует свое поведение. Зачем он добивается любви труднодоступной женщины? Да просто потому, что его прельщает тяжесть задачи. Ему совершенно неинтересна женщина, которая уже любит его и на все готова. Почему-то в своих недостатках Печорин склонен обвинять общество. Он говорит, что окружающие читали на его лице признаки «дурных свойств». Именно поэтому, считает Печорин, он и стал обладать ими. Ему и в голову не приходит винить себя. Интересно то, что Печорин действительно может довольно объективно оценить себя. Он постоянно подвергает анализу свои собственные мысли и переживания. И делает это с каким-то научным интересом, как будто проводит над самим собой эксперимент. Печорин, вращаясь в обществе, стоит вне его. Он наблюдает за людьми со стороны, как и за собой. Он лишь свидетель жизни, но не ее участник. Он пытается найти хоть какой-то смысл в своем существовании. Но смысла нет, нет Цели, к которой следовало бы стремиться. И Печорин приходит к горькому выводу, что единственное его назначение на земле — разрушение чужих надежд. Все эти печальные раздумья приводят Печорина к тому, что он становится равнодушен даже к собственной смерти. Мир, в котором он живет, опостылел. Нет ничего, что привязывало бы к земле, нет человека, который понял бы метания этой странной души. Да, были люди, которые любили Печорина. Он умел производить впечатление, был интересен, язвителен, изыскан. Кроме того, он обладал эффектной внешностью, что не могло остаться незаметным для женщин. Но, несмотря на всеобщее внимание, не было никого, кто понимал бы его. И это сознание было тяжело для Печорина. Ни мечты, ни желаний, ни чувств, ни планов на будущее — ничего не было у Печорина, ни одной нити из тех, что привязывают людей к этому миру. Зато было полное и ясное осознание своей никчемности. Печорина остается только жалеть. Ведь срок человека на земле короток и любому хочется познать как можно больше радостей. Но Печорину это не удавалось. Он искал этих радостей, но не мог найти, потому что не умел их чувствовать. В этом не только его трагедия. Это беда всей эпохи. Ведь Лермонтов сам говорил, что Печорин — лишь портрет, «составленный из пороков всего нашего поколения».



3.3. Герой в системе образов романа.

Система образов «Героя нашего времени», как и вся художественная структура романа подчинена, прежде всего, раскрытию центрального персонажа, в чем есть определенный отзвук романтической поэтики. Однако второстепенные действующие лица имеют и вполне самостоятельное значение как полнокровные художественные типы. Тем не менее, в некоторых из них реализм уживается с более или менее ярко выраженными элементами и традициями романтизма.

Таковы, в частности образы горцев в повести «Бела». Они уже не походят на романтических героев. Он даёт в них сплав обычной внешней повседневности с внутренней, постепенно раскрываемой исключительностью.

В первоначальной характеристике Казбича, которую ему даёт Максим Максимыч, нет ни приподнятости, ни нарочитой сниженности: «Он, знаете, был не то чтоб мирной, не то чтоб не мирной. Подозрений на него было много, хотя он ни в какой шалости не был замешан». И затем упоминается о таком будничном занятии Казбича, как продажа баранов, хотя вскользь замечается, что торговаться он не любил; говорится о его неказистом наряде, хотя и обращает внимание на его пристрастие к богатому оружию и своему коню. Правда, Максим Максимыч отмечает, что «рожа у него была самая разбойничья», но последующая расшифровка пристрастного этого определения ничего не оставляет в нём ни от высокого («разбойничья»), ни от низкого («рожа»): оказывается, Казбич был «маленький, сухой, широкоплечий». В дальнейшем образ Казбича получает своё раскрытие в острых сюжетных ситуациях. В целом же Лермонтов решительно отказывается от романтической традиции в обрисовке горцев как гармонических «детей природы». Бела, Казбич, Азамат – это не только разновидности естественного человека, но и сложные, противоречивые характеры. Рисуя их ярко выраженные общечеловеческие качества, глубину чувств, силу страстей, активную деятельность, целостность натуры, Лермонтов показывает и присущую им социально-видовую ограниченность, обусловленную неразвитостью их жизни. Их гармония со средой, которой так не хватает Печорину, основывается на силе обычаев, традиций, а не на развитом самосознании, и в этом одна из причин хрупкости и недолговечности этой гармонии в столкновении с «цивилизацией». Образам горцев во многом противостоит глубоко реалистический художественный тип Максима Максимыча. Максим Максимыч, по определению Белинского, «тип чисто русский». Это единственный персонаж, сопутствующий Печорина на протяжении всего романа (исключая новеллу «Тамань»). Правота Печорина и Максима Максимыча постоянно подвергаются испытанию, проверке другими жизненными позициями. В новелле «Тамань» происходит столкновение двух стихий романа: реализма и романтизма. Печорин с его глубоким трезвым умом лучше, чем кто-либо другой, понимает невозможность обретения в среде «честных контрабандистов» той полноты жизни, красоты и счастья, которых так жаждет его мятущаяся душа. Он понимает с самого начала безрассудность своих поступков, всей истории с «ундиной» и другими контрабандистами. Но в том-то и «странность» его характера. Подсмеиваясь и иронизируя над собой, он всё же не может не откликнуться на зов загадочно манящей, свободной, наполненной опасностями и тревогами жизни контрабандистов. В новелле есть образы, полностью выдержанные в реалистических тонах. Их назначение – создать реально-бытовой фон повествования (урядник, десятник и др.) Более сложным образом является денщик Печорина. Рисуя контрабандистов, Печорин обнаруживает свои личные взгляды, симпатии, склонности, черты характера. Печорин видит в них смелость, отвагу и ловкость. «Янко не боится ни моря, ни ветров, ни тумана, ни береговых сторожей», ему везде дорога, «где только ветер дует и море шумит». Слепой мальчик не менее отважен. Девушка-контрабандистка - натура сильная, волевая, самоотверженная и цельная. Занимаясь опасным делом, являясь ближайшей и верной помощницей Янко, она подстать ему и характером.

Система образов в «Княжне Мери» глубоко продуманна. В первых же записях Печорина от 11 и 13 мая мы узнаём о Грушницком и Мери, о Вере и Вернере. Сразу же намечен круг основных персонажей, дана их полная экспозиция. По одну сторону от Печорина – Грушницкий и Мери, в отношениях с которыми раскрываются в основном внешняя сторона его жизни. По другую – Вернер и Вера, из отношений с которыми мы узнаём о подлинном Печорине, лучшей части его души. Все образы в повести даются в соотнесении с героем; одни персонажи сочувствуют Печорину и понимают его (их немного: это Вера и доктор Вернер); другим он импонирует своей аристократичностью (Лиговские); все же остальные – это откровенно враждебные и завидующие Печорину: Грушницкий, драгунский капитан, господин с «красной рожей» и т.д., олицетворяющие дворянское общество на водах. Не ограничиваясь зарисовкой «водяного общества», Лермонтов расширяет представление о типичной для Печорина среде показом офицерского общества в повести «Фаталист». Основное занятие офицеров казачьей станицы – карты по вечерам и пустые разговоры. Вулич, натура столь же волевая, как Печорин, в отличие от него, не сомневается в существовании предопределения.

Таким образом, Печорин - человек противоречивый, неоднозначный. В нем сочетаются настолько много различных качеств, что нам очень сложно определить, отрицательный Печорин персонаж или положительный. Но ведь настоящий человек не бывает исключительно хорошим.



Глава 4. «Он мыслью с нашим веком слился...»

Выражение «герой нашего времени» сразу же вызывает ассоциацию с одним из известных романов М.Ю. Лермонтова. Каким же мы представляем героя нашей эпохи? Какими качествами он обладает? Кто он, герой века? Имеется ли общее между героем романа М.Ю. Лермонтова и героем 21 века?

Герой современности – это человек с таким характером, в котором отражается общественная жизнь эпохи, в которой он живет. Конечно, личности вершат историю, но и исторические события накладывают отпечаток на ум и сознание людей, живущих в определенное время. Можно сказать, что «герой нашего времени» - собирательный образ, но ведь нельзя говорить о человеке в общих чертах. Поэтому ниже я постараюсь описать конкретную современную личность, образ жизни, его мысли и чувства.

21 век – век технологий, больших объемов информации, невероятных скоростей и быстрых изменений. В 20 веке семья, в которой ты родился, и образование были решающими факторами в жизни молодого человека. Сейчас недостаточно получить те или иные знания и просто уметь их применять. Жизнь меняется настолько быстро, что нужно учиться быстро отслеживать изменения, приобретать новые умения и навыки, другими словами, постоянно быть «на волне». Чтобы идти в ногу со временем, нужно постоянно делать шаги вперед. Небольшая остановка в развитии – и все, ты безнадежно отстанешь. Поэтому первая черта героя 21 века – привычка всегда двигаться вперед, быстро меняться, не останавливаться надолго на чем-то одном. С одной стороны, это хорошо, потому что жизнь – есть движение и развитие. С другой, эта черта порождает поверхностное отношение ко многим важным вещам в жизни. Современный герой не может представить себе, как можно работать на одном месте 15 лет или жить всю жизнь в одной и той же квартире. Картинки меняются слишком быстро, не оставляя места глубине и основательности.

Следующая черта современного человека – способность воспринимать большие объемы информации. Это очень важная и хорошая особенность характера, но не всегда количество переходит в качество. Чем занимается пространство в голове современного человека? Новостями, фильмами, книгами, сериалами, сводками погоды, рекламой? По большей части информация, которая приходит к нам из СМИ – развлекательная. А нужна ли эта информация на самом деле? Оставлю этот вопрос открытым.

Следующая черта, о которой я хочу сказать, спорная. Но, на мой взгляд, современный человек слишком зависим от технических средств коммуникации, или, проще говоря, от виртуального общения. Забыть дома мобильный телефон или прожить без интернета неделю – для него это сравнимо с концом света. Да, это не очень хорошо, большое количество общения уходит из реальной жизни в виртуальные сети. Но таким образом расширяется круг друзей, сотни и даже тысячи километров не являются преградой для поддерживания связей. Печорину в начале 19 века такое не снилось!

Есть у героя современности яркие положительные черты. Он смело готов изменять мир вокруг себя к лучшему. Он готов не только виртуально поддержать настоящего друга, но и совершенно реально приехать к нему, чтобы помочь в трудную минуту. Он живет в большом городе, где есть все удобства. Но тем приятнее ему оказаться на природе, тем контрастней и ярче получается переход от техники к естеству, от скорости к размеренности, от урбанистической суеты к лесной тишине и спокойствию.

В романе «Герой нашего времени» рассказывается о чувствах и переживаниях Печорина. Герою современности тоже не чужды чувства. Только выражаются они немного иначе. Вряд ли молодой человек в 21 веке будет объясняться в любви так, как это делали в 19 веке. Но любовь и дружба всегда были, есть и сейчас. Разница в том, что Печорин разочаровался в любви, когда его попытки не увенчались успехом. А современный герой не будет долго зацикливаться на проблеме, он сделает ее отправной точкой для следующего витка развития. Встанет, вытрет слезы, улыбнется, и пойдет дальше пробовать что-то новое, менять мир вокруг себя и искать единомышленников на просторах бескрайней всемирной паутины.

Как видим, многое объединяет нас с героем романа М.Ю. Лермонтова. Можно ли нас назвать «странными» людьми? Думаю, что нет, ведь странность человека рассматривается в сравнении с другими людьми. Таким образом, изучение романа М.Лермонтова актуальна и сегодня. Каждый из современников увидит в образе Печорина что-то своё, близкое и волнительное.

Глава 5 Великий и загадочный мир романа.

После прочтения романа «Герой нашего времени» и изучения научной литературы я решил представить композицию романа в виде графика(Приложение В)

Первый знак бесконечности обозначает истоки выражения « герой века» (от «Исповеди» Ж-Ж. Руссо и «Рыцаря нашего времени» Н. М. Карамзина до «Евгения Онегина» А. С. Пушкина). Кривая линия символизирует ход событий романа «Герой нашего времени» (сюжет 5 глав). Второй знак бесконечности символизирует литературное развитие сущности «герой века» (продолжение традиций в будущем). Данный график наглядно отображает не только сюжет произведения, но и его психологизм. Вместе с героями произведения мы переживаем, движемся по волнам жизни Г. Печорина. Вывод: данный график наглядно свидетельствует о развитии теории «странного» или «лишнего» человека, к которой еще не одно поколение писателей будет обращаться, т.к. лишние люди были и будут во все времена, не зависимо от социального уровня и политического строя в стране.

Далее я решил узнать отношение сверстников и взрослых к роману и их мнение, кого они считают героем современности. В опросе участвовало 27 ровесников, 30 учителей, 25 родителей. Нужно отметить, что все респонденты знакомы с выражением «герой нашего времени». На вопрос «Как вы понимаете выражение «герой нашего времени»? Все участники опроса, сказали, что герой времени – это человек, вобравший в себя лучшие моральные качества человечества. Опрошенные назвали качества героя современности: активная жизненная позиция, коммуникабельность, постоянство, способность любить, умение адаптироваться к условиям. Следующий вопрос (Кого из современности можете назвать как героя века?) заставил респондентов задуматься. 50% участников опроса назвали Первого Президента РК, Лидера нации Н.А.Назарбаева; 35% - близких и родных; 15% - политических деятелей и спортсменов.

Получив результаты опроса и сделав для себя выводы, я решил узнать, актуален ли сегодня роман М. Лермонтова, интересен ли он взрослым и юношеству 21 века. (Приложение Г) Данный опрос способствовал заинтересованности к роману.

Чтобы привлечь внимание к осознанному чтению и изучению романа М.Ю. Лермонтова я решил написать сценарий телеспектакля, в экранизации которого принимали бы участие мои одноклассники. (Приложение Д) Многие решат, что фильмы уже сняты, но ведь намного интересней смотреть видео, в котором принимали бы участие твои знакомые, а может, и ты сам.

Я считаю, что волевая натура Печорина привлекает и сегодня, он нам близок по своей натуре, его максимализм присущ юношеству. Печорин – порождение эпохи, это тип «золотой молодёжи». Он, как и автор произведения всегда в движении, в поиске. В наш век глобализации мы имеем две стороны: положительную и отрицательную. Так и в романе М. Лермонтова мы видим умного, чувствительного героя, который не смог реализовать свои способности, стал «лишним человеком». Мне бы хотелось заставить своих ровесников задуматься о судьбе героя и своей тоже, чтобы не оказаться «странным человеком».

Далее я определил срок для составления сценария. Сценарий должен быть готов к сентябрю 2014 года, т.к. в октябре празднуется 200-летие Лермонтова, а к этому времени мне необходимо было ознакомить ребят со сценарием, провести кастинг на роли героев спектакля, т.е. заинтересовать их к внимательному прочтению романа. Желающих участвовать в кастинге оказалось больше, чем я планировал. На сегодня проведен кастинг среди учащихся 9-х классов, отобраны артисты, дано задание прочитать роман, просмотреть фильм «Герой нашего времени»; ведутся репетиции.

Он мыслью с нашим веком слился

Былых времен великий пленник,

И в наш творящий век явился

Как самый яркий современник.

И.Молчалин.































Заключение

Данное произведение своеобразно не только сюжетом, характером главных героев и невероятным талантом автора передать все это читателю, но и интересной и не совсем понятной структурой. А еще тем, что роман живет вне времени. Уже сколько лет, и даже веков прошло, а Печорин жив. И среди каждого поколения большинство молодых людей именно такие:

  • вроде бы и смелые, но совсем не решительные;

  • вроде бы и самостоятельные, но без помощи более опытного наставника и родителей шагу не сделают;

  • вроде бы и способны на настоящую любовь, но ни жениться, ни взять на себя ответственность за семью не могут;

  • вроде бы и принимают важные и правильные решения, но логики в поступках нет;

  • вроде бы и здоровы, но от легкого ветерка падают в изнеможении с температурой.

В этом весь Печорин. Характер типичен, причем максимально. И название «Герой нашего времени» именно подходит для эпохи читающего. На данный момент этот герой НАШЕГО времени, а в 19 веке был их. Поменялись только декорации, а люди все те же. Пороки и слабости тоже те же. Так будет и в будущем. Таком образом, роман имеет временное и вечное значение.

Произведение "Герой нашего времени" - это целая эпоха, запечатленная в строках. Это книга, которая не может оставить равнодушным, книга, которая заставляет задуматься.

















Список литературы

  1. Белинский В. Г, «Герой нашего времени»: Сочинение М. Лермонтова//Полн. собр., соч.—М., 1954.—Т. IV

  2. Андронов И. Лермонтов: Исследования и находки. – М., 1977

  3. Виноградов В. В. Стиль прозы Лермонтова//Лит, наследство.— М, 1991.—№ 43—44.

  4. Виноградов И. Философский роман Лермонтова//Новый мир.— 1964.—№ 10

  5. Герштейн Э. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова.—М., 1976

  6. Григорьян К. Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени».—Л., 1975

  7. Долинина Н. Печорин и наше время.— Л., 1970

  8. Дурылин С, Н. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова.— М., 1990

  9. Коровин В. И. Творческий путь М. Ю. Лермонтова.— М., 1973

  10. Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова.—М.; Л., 1964

  11. Мануйлов В. А. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Комментарий.— 2-е изд.— 1995

  12. Маркович В. М. «Герой нашего времени» и становление реализма в русском романе//Рус. лит.—1967

  13. Михайлова Е. Н. Проза Лермонтова.— М., 1957

  14. Осьмаков Н. Е. «Герой нашего времени» Лермонтова в историко-функциональном аспекте//Лермонтов и литература народов Советского Союза.— Ереван, 1974

  15. Рез 3. Я. М. Ю. Лермонтов в школе.—2-е изд.—Л., 1963.

  16. Тойбин И. М. К проблематике новеллы Лермонтова «Фаталист»// Уч. Курского гос. пед. ин-та, 1999.—Вып. IX

  17. Удодов Б. Т. «Герой нашего времени»//Лермонтовская энциклопедия,—М„ 1981

  18. Удодов Б. Т. М. Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы.— Воронеж, 1973

  19. Усок И. Е. К спорам о художественном методе М. Ю. Лермонтова//истории русского романтизма.— М., 1973

  20. Фридлендер Г. М. Лермонтов и русская повествовательная проза /Рус, лит.—1965,—№ 1

  21. Эйхенбаум Б. М. «Герой нашего времени»//Эйхенбаум Б. М, Статьи о Лермонтове,—М.; Л., 1961

8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Ученический проект "Герой нашего времени"временное и вечное

Автор: Хамидуллина Кульшара Темиргалиевна

Дата: 17.11.2014

Номер свидетельства: 131911


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства