Многие поэты и писатели посвятили свои произведения красотам русской природы. Воспитывая чувство прекрасного через произведение М.Пришвина "Моя Родина", старалась показать любовь к своей Родине всеми доступными средствами на уроке, привить интерес к познаниям и гордость за свою великую Родину и за малую ее часть, где живешь сам. Уметь видеть, слушать, беречь и любить свою отчизну.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Моя Родина в произведениях писателей »
У Р О К Л И Т Е Р А Т У Р Н О Г О Ч Т ЕН И Я.
ТЕМА: Михаил Михайлович Пришвин «Моя Родина».
Литературный род – эпос.
ЦЕЛИ: а) продолжение знакомства учащихся с творчеством М.М. Пришвина;
б) развитие навыков правильного и осознанного чтения, обогащение словарного запаса;
в) привитие бережного и чуткого отношения к природе, любви к своей Родине.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, выставка книг, репродукции о природе.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ: песня «С чего начинается Родина» (музыка В. Баснера, слова М. Матусовского,)
ХОД УРОКА
Организационный момент
Прозвенел звонок. Протяните руки
Начинается урок. друг другу, почувствуйте теплоту ваших рук и улыбнитесь.
Ушки, глазки, голова-
За работу вам пора.
Изучение нового материала.
а) подготовка восприятия учащихся к изучению нового материала.
- Мы начинаем тему, которая называется… (А чтобы это узнать, надо решить кроссворд, отгадав загадки). 1
2
3 8
4 5
9
6
7
л
ю
б
и
ж
и
в
о
е
1. Что вверх корнем растет? (сосулька)
2. Стоит мальчик, скривив пальчик? (крюк)
3. Сто березовых солдат, взявшись за руки
стоят. Днем и ночью, круглый год, охраняют
огород. (забор)
4.Маленький, удаленький, сквозь землю прошел,
красну шапочку нашел. (гриб)
5. Все лето стояли, зимы ожидали.
Дождались поры, помчались с горы. (лыжи)
6. Много дыр, а вылезти некуда. (сито)
7. Без крыльев, а летает. (время)
8. Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз? (мороз)
9. Без рук, без ног - под окном стучится,
В дом просится. (ветер)
И эту тему мы начинаем с писателя М.М. Пришвина ( портрет, годы жизни)
- Посмотрите ребята, как много книг у нас сегодня на уроке, и это далеко не все произведения, которые написал Пришвин. А герои его книг – звери и птицы. Значит, эпиграфом к этой теме могут быть его слова. ( Открывается запись на доске)
ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ.
- Прочитайте эти слова. Как вы их понимаете? ( ответы_
- А что вы можете делать для охраны природы? (ответы)
- Да, любой человек может помочь природе. Но, к сожалению, не всегда бывает так. Послушайте
стихотворение С.В. Михалкова «Будь человеком»
В лесу мурашки – муравьи Покой и труд большой семьи
Живут своим трудом, Нарушила беда.
У них обычаи свои В дыму метались муравьи,
И муравейник – дом. Спасаясь кто куда.
Миролюбивые жильцы Трещала хвоя. Тихо тлел
Без дела не сидят; Сухой опавший лист.
С утра на пост бегут бойцы, Спокойно сверху вниз смотрел
А няньки в детский сад. Жестокий эгоист…
Рабочий муравей спешит За то, что так тебя назвал,
Тропинкой трудовой, Себя я не виню,-
С утра до вечера шуршит Ведь ты того не создавал,
В траве и под листвой. Что предавал огню.
Ты с палкой по лесу гулял Живешь ты в атомный наш век,
И муравьиный дом И сам - не муравей.
Шутя до дна расковырял Учитель выдерживает паузу, чтобы дети высказались.
И подпалил потом БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ, ЧЕЛОВЕК,
ТЫ НА ЗЕМЛЕ СВОЕЙ,
- Какие слова выражают главную мысль стихотворения?
- Что бы вы сказали мальчику, погубившему муравейник, если бы встретили его?
ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА
б) Работа над произведением. ( Звучит песня «С чего начинается Родина)
- А вот так рассказал Пришвин о Родине в своем произведении «Моя Родина» ( возьмите карандаши и отметьте трудные и непонятные слова.)
- О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин? Важны ли они для писателя? Почему?
-Перечитайте еще раз рассказ и найдите слова, которые выражают основную мысль рассказа.
(Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.
…Человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.)
Закрепление
- Прочитайте предложение, где автор объясняет, на какую охоту он ходил.
- А у вас бывают такие находки?
- Почему слова МАМА, СОЛНЦЕ, ПРИРОДА, РОДИНА Пришвин объединил в одном рассказе?
- Почему писатель назвал свое произведение «Моя Родина»?
- Какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина: рождение, родители, родство, родимый, родной? Продолжи этот ряд.
- Как вы думаете, слова природа и Родина имеют общий корень?
-Какой совет дает писатель …» что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем!
Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!»
- Посмотрите репродукции о природе. ЭТО И МЫ ЕСТЬ РОДИНА!
- Попробуйте и вы, ребята, воспользоваться советом писателя.
Итог урока
- У вас на столах бумажные цветы. Красный цвет – очень понравился урок.
Синий цвет – понравился урок.
Желтый цвет – не очень
Черный цвет – плохой урок
С каким настроением ты пойдешь с урока, такой цветок и прилепи к «Вазе познаний».
Домашнее задание:
а) перечитать еще раз рассказ М. Пришвина «Моя Родина» ( с.58-59)
б) сделать рисунок своего любимого уголка природы;
в) подобрать материал с помощью родителей на тему «Моя Родина» для классного сочинения.