kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи в 7 классе Языковые средства изображения в эпическом произведении (на примере рассказа И.С.Тургенева «Бирюк»).

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цели:

1)показать роль пейзажа, портрета, интерьера как средств создания образа в реалистическом произведении;

2)развивать речь, мышление, творческие способности учащихся, навык лингвистического анализа художественного произведения, умение делать обобщения и выводы, составлять характеристику литературного героя;

3)воспитывать у учащихся интерес и любовь к русскому языку и литературе, способствовать формированию таких качеств, как чувство долга и собственного достоинства, сострадание и готовность прийти на помощь, ненависть к рабству и угнетению, гордость за свой народ.

 

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы.

К. Паустовский

Вам уже знакомы некоторые произведения И.С.Тургенева. В прошлом году вы прочитали рассказ «Бежин луг». Писатель показал нам обычных деревенских мальчишек, а они поведали забавные и страшноватые истории о домовых, леших, водяных, русалках…

«Бежин луг» - один из рассказов книги «Записки охотника», которая создавалась в 1847 -1852 годах. В то время крестьянская Русь была для нашей литературы неизведанной страной. Тургенев не только описал эту страну – он показал поэзию, красоту деревенской России.

1.Сообщение уч-ся о рассказах из цикла «Записки охотника» И.С.Тургенева.(с.340-341 по учебнику под ред. А.Г.Кутузова))

2.Беседа по содержанию рассказа «Бирюк».

 Дома вы внимательно прочитали еще один рассказ из этого сборника – «Бирюк». Это самый маленький рассказ из цикла «Записки охотника», но в нем заключен наиболее сильный протест против крепостного гнета. Цель нашего сегодняшнего семинара – показать роль пейзажа, портрета, интерьера как средств создания образа в реалистическом произведении.

- Какие формы словесного выражения вам известны?

- Докажите, что данный текст -  повествование.

 (Здесь рассказывается о событии: поимке лесником бедняка-крестьянина, срубившего в барском лесу дерево).

-Проанализируйте композицию рассказа.

(Завязкой можно считать встречу автора с лесником. Конфликтную ситуацию произведения представляет столкновение лесника с мужичком-порубщиком. Кульминацией является последний разговор мужика с лесником. Развязка - неожиданное освобождение Бирюком крестьянина. Пейзажным фоном рассказа является гроза, разразившаяся в лесу).

- Прежде чем ответить на вопрос «Почему рассказ называется «Бирюк»?», давайте заглянем в толковый словарь. Кто такой бирюк?

- Почему же рассказ  называется «Бирюк»?

- Кто  главный герой произведения?

- Каким вы представляете его себе?

- Что лучше помогает нам понять характер героя? Какие средства создания характеристики героя вам известны? (портрет, речь, поступки, авторская характеристика, описание жилища)

- А природа помогает передать психологическое состояние героев?

Обо всем этом мы сейчас и поговорим подробнее.

 

 

 

4. Работа в группах.

Группа первая.

Портрет.

- Что слышал охотник о Бирюке до встречи с ним? Прочитайте.

- За что получил лесник Фома свое прозвище?

1.Найти портрет Бирюка и рассказать, что мы узнали о Бирюке благодаря этому портрету.

2. Какие слова и детали передают характер героя?

3. Как портрет помогает понять характер героя?

Индивидуальное задание.

1.Найти в рассказе портрет мужика-вора.

2.Как он помогает читателю понять поступок крестьянина?

 

 

Группа вторая.

Интерьер.

1.Найти описание избы Бирюка и подготовить его пересказ.

2.Какие слова в описании являются ключевыми?

3.С каким чувством охотник-рассказчик описывает избу?

4. Как это описание помогает понять характер героя?  Мог бы Фома жить богаче?

Группа третья.

Пейзаж.

1.Подготовить чтение всех пейзажных зарисовок и прокомментировать их.

2.Какую из них можно считать ключевой для понимания образа главного героя?

3.Какова роль образа-символа грозы?

4.Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа?

5.Какие чувства и как передает Тургенев в описании природы?

 

Индивидуальное задание.

1.Подготовить выразительное чтение фрагмента («Гроза надвигалась… Дождь полил ручьями»).

2.Выделить слова, которые передают состояние природы, краски, запахи, звуки.

3.Определить преобладающие в этом фрагменте части речи и объяснить выбор писателя.

1.Анализ последних эпизодов.

- Какой эпизод и почему можно считать главным в рассказе?

- Прочитайте по ролям эпизод разговора лесника и пойманного мужика. Как меняются по ходу разговора чувства героев?

- Почему Фома отпускает мужика? Испугался угроз?

- От чьего лица ведется повествование? Охотник – зритель или участник событий?

Мы с вами говорили, что стилистические особенности языка рассказчика могут говорить о его характере, профессии, социальном положении. Что вы можете сказать о рассказчике в этом произведении?

- Почему Фома уклоняется от похвалы барина, почему недоволен собой?

- Так какой же мы сделаем вывод о главном герое рассказа? Действительно ли он такой уж плохой и злой, каким представляют его себе крестьяне?

6. Создание устной характеристики героя.

Выводы:

Сегодня на уроке мы пытались анализировать текст. Высокохудожественный текст непревзойденного мастера русского слова Ивана Сергеевича Тургенева. Только такой мастер мог так живо и эмоционально рассказать о событии,  зримо представить нам портреты героев, образно нарисовать картины природы. А в целом выразить очень важную и глубокую мысль: крепостное право уродует слабых, а сильных и честных делает чуть ли не изгоями, заставляя влачить нищенское существование. Показывая страшную нужду крестьян, он поднимает свой голос в их защиту. И все же автор уверен: нельзя убить русскую душу, в ней всегда будут жить жалость и сострадание, готовность прийти на помощь и преодолеть все трудности.

В одном из знаменитых стихотворений в прозе Тургенев писал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

А мы с вами еще раз убедились, что словесные возможности изображения жизни и выражения точки зрения автора  в эпическом произведении безграничны. Нужно только научиться ими владеть.

 

 

Домашнее задание.

     Попробуйте написать маленький рассказ о том, как в силу тех или иных обстоятельств с неожиданной стороны раскрылся характер человека. Используйте при этом все возможные средства характеристики героя.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 7 классе Языковые средства изображения в эпическом произведении (на примере рассказа И.С.Тургенева «Бирюк»).»

Урок развития речи в 7 классе

Языковые средства изображения в эпическом произведении

(на примере рассказа И.С.Тургенева «Бирюк»).


Цели:

  1. показать роль пейзажа, портрета, интерьера как средств создания образа в реалистическом произведении;

  2. развивать речь, мышление, творческие способности учащихся, навык лингвистического анализа художественного произведения, умение делать обобщения и выводы, составлять характеристику литературного героя;

  3. воспитывать у учащихся интерес и любовь к русскому языку и литературе, способствовать формированию таких качеств, как чувство долга и собственного достоинства, сострадание и готовность прийти на помощь, ненависть к рабству и угнетению, гордость за свой народ.


Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы.

К. Паустовский

Вам уже знакомы некоторые произведения И.С.Тургенева. В прошлом году вы прочитали рассказ «Бежин луг». Писатель показал нам обычных деревенских мальчишек, а они поведали забавные и страшноватые истории о домовых, леших, водяных, русалках…

«Бежин луг» - один из рассказов книги «Записки охотника», которая создавалась в 1847 -1852 годах. В то время крестьянская Русь была для нашей литературы неизведанной страной. Тургенев не только описал эту страну – он показал поэзию, красоту деревенской России.

  1. Сообщение уч-ся о рассказах из цикла «Записки охотника» И.С.Тургенева.(с.340-341 по учебнику под ред. А.Г.Кутузова))

  2. Беседа по содержанию рассказа «Бирюк».

Дома вы внимательно прочитали еще один рассказ из этого сборника – «Бирюк». Это самый маленький рассказ из цикла «Записки охотника», но в нем заключен наиболее сильный протест против крепостного гнета. Цель нашего сегодняшнего семинара – показать роль пейзажа, портрета, интерьера как средств создания образа в реалистическом произведении.

- Какие формы словесного выражения вам известны?

- Докажите, что данный текст - повествование.

(Здесь рассказывается о событии: поимке лесником бедняка-крестьянина, срубившего в барском лесу дерево).

-Проанализируйте композицию рассказа.

(Завязкой можно считать встречу автора с лесником. Конфликтную ситуацию произведения представляет столкновение лесника с мужичком-порубщиком. Кульминацией является последний разговор мужика с лесником. Развязка - неожиданное освобождение Бирюком крестьянина. Пейзажным фоном рассказа является гроза, разразившаяся в лесу).

- Прежде чем ответить на вопрос «Почему рассказ называется «Бирюк»?», давайте заглянем в толковый словарь. Кто такой бирюк?

- Почему же рассказ называется «Бирюк»?

- Кто главный герой произведения?

- Каким вы представляете его себе?

- Что лучше помогает нам понять характер героя? Какие средства создания характеристики героя вам известны? (портрет, речь, поступки, авторская характеристика, описание жилища)

- А природа помогает передать психологическое состояние героев?

Обо всем этом мы сейчас и поговорим подробнее.




4. Работа в группах.

Группа первая.

Портрет.

- Что слышал охотник о Бирюке до встречи с ним? Прочитайте.

- За что получил лесник Фома свое прозвище?

1.Найти портрет Бирюка и рассказать, что мы узнали о Бирюке благодаря этому портрету.

2. Какие слова и детали передают характер героя?

3. Как портрет помогает понять характер героя?

Индивидуальное задание.

1.Найти в рассказе портрет мужика-вора.

2.Как он помогает читателю понять поступок крестьянина?




Группа вторая.

Интерьер.

1.Найти описание избы Бирюка и подготовить его пересказ.

2.Какие слова в описании являются ключевыми?

3.С каким чувством охотник-рассказчик описывает избу?

4. Как это описание помогает понять характер героя? Мог бы Фома жить богаче?

Группа третья.

Пейзаж.

  1. Подготовить чтение всех пейзажных зарисовок и прокомментировать их.

  2. Какую из них можно считать ключевой для понимания образа главного героя?

  3. Какова роль образа-символа грозы?

  4. Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа?

  5. Какие чувства и как передает Тургенев в описании природы?


Индивидуальное задание.

  1. Подготовить выразительное чтение фрагмента («Гроза надвигалась… Дождь полил ручьями»).

  2. Выделить слова, которые передают состояние природы, краски, запахи, звуки.

  3. Определить преобладающие в этом фрагменте части речи и объяснить выбор писателя.

  1. Анализ последних эпизодов.

- Какой эпизод и почему можно считать главным в рассказе?

- Прочитайте по ролям эпизод разговора лесника и пойманного мужика. Как меняются по ходу разговора чувства героев?

- Почему Фома отпускает мужика? Испугался угроз?

- От чьего лица ведется повествование? Охотник – зритель или участник событий?

Мы с вами говорили, что стилистические особенности языка рассказчика могут говорить о его характере, профессии, социальном положении. Что вы можете сказать о рассказчике в этом произведении?

- Почему Фома уклоняется от похвалы барина, почему недоволен собой?

- Так какой же мы сделаем вывод о главном герое рассказа? Действительно ли он такой уж плохой и злой, каким представляют его себе крестьяне?

6. Создание устной характеристики героя.

Выводы:

Сегодня на уроке мы пытались анализировать текст. Высокохудожественный текст непревзойденного мастера русского слова Ивана Сергеевича Тургенева. Только такой мастер мог так живо и эмоционально рассказать о событии, зримо представить нам портреты героев, образно нарисовать картины природы. А в целом выразить очень важную и глубокую мысль: крепостное право уродует слабых, а сильных и честных делает чуть ли не изгоями, заставляя влачить нищенское существование. Показывая страшную нужду крестьян, он поднимает свой голос в их защиту. И все же автор уверен: нельзя убить русскую душу, в ней всегда будут жить жалость и сострадание, готовность прийти на помощь и преодолеть все трудности.

В одном из знаменитых стихотворений в прозе Тургенев писал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

А мы с вами еще раз убедились, что словесные возможности изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении безграничны. Нужно только научиться ими владеть.



Домашнее задание.

Попробуйте написать маленький рассказ о том, как в силу тех или иных обстоятельств с неожиданной стороны раскрылся характер человека. Используйте при этом все возможные средства характеристики героя.















4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Горбунова Елена Ивановна

Дата: 22.05.2016

Номер свидетельства: 329399


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства