Урок развития речи в 7 классе Языковые средства изображения в эпическом произведении (на примере рассказа И.С.Тургенева «Бирюк»).
Урок развития речи в 7 классе Языковые средства изображения в эпическом произведении (на примере рассказа И.С.Тургенева «Бирюк»).
Цели:
1)показать роль пейзажа, портрета, интерьера как средств создания образа в реалистическом произведении;
2)развивать речь, мышление, творческие способности учащихся, навык лингвистического анализа художественного произведения, умение делать обобщения и выводы, составлять характеристику литературного героя;
3)воспитывать у учащихся интерес и любовь к русскому языку и литературе, способствовать формированию таких качеств, как чувство долга и собственного достоинства, сострадание и готовность прийти на помощь, ненависть к рабству и угнетению, гордость за свой народ.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы.
К. Паустовский
Вам уже знакомы некоторые произведения И.С.Тургенева. В прошлом году вы прочитали рассказ «Бежин луг». Писатель показал нам обычных деревенских мальчишек, а они поведали забавные и страшноватые истории о домовых, леших, водяных, русалках…
«Бежин луг» - один из рассказов книги «Записки охотника», которая создавалась в 1847 -1852 годах. В то время крестьянская Русь была для нашей литературы неизведанной страной. Тургенев не только описал эту страну – он показал поэзию, красоту деревенской России.
1.Сообщение уч-ся о рассказах из цикла «Записки охотника» И.С.Тургенева.(с.340-341 по учебнику под ред. А.Г.Кутузова))
2.Беседа по содержанию рассказа «Бирюк».
Дома вы внимательно прочитали еще один рассказ из этого сборника – «Бирюк». Это самый маленький рассказ из цикла «Записки охотника», но в нем заключен наиболее сильный протест против крепостного гнета. Цель нашего сегодняшнего семинара – показать роль пейзажа, портрета, интерьера как средств создания образа в реалистическом произведении.
- Какие формы словесного выражения вам известны?
- Докажите, что данный текст - повествование.
(Здесь рассказывается о событии: поимке лесником бедняка-крестьянина, срубившего в барском лесу дерево).
-Проанализируйте композицию рассказа.
(Завязкой можно считать встречу автора с лесником. Конфликтную ситуацию произведения представляет столкновение лесника с мужичком-порубщиком. Кульминацией является последний разговор мужика с лесником. Развязка - неожиданное освобождение Бирюком крестьянина. Пейзажным фоном рассказа является гроза, разразившаяся в лесу).
- Прежде чем ответить на вопрос «Почему рассказ называется «Бирюк»?», давайте заглянем в толковый словарь. Кто такой бирюк?
- Почему же рассказ называется «Бирюк»?
- Кто главный герой произведения?
- Каким вы представляете его себе?
- Что лучше помогает нам понять характер героя? Какие средства создания характеристики героя вам известны? (портрет, речь, поступки, авторская характеристика, описание жилища)
- А природа помогает передать психологическое состояние героев?
Обо всем этом мы сейчас и поговорим подробнее.
4. Работа в группах.
Группа первая.
Портрет.
- Что слышал охотник о Бирюке до встречи с ним? Прочитайте.
- За что получил лесник Фома свое прозвище?
1.Найти портрет Бирюка и рассказать, что мы узнали о Бирюке благодаря этому портрету.
2. Какие слова и детали передают характер героя?
3. Как портрет помогает понять характер героя?
Индивидуальное задание.
1.Найти в рассказе портрет мужика-вора.
2.Как он помогает читателю понять поступок крестьянина?
Группа вторая.
Интерьер.
1.Найти описание избы Бирюка и подготовить его пересказ.
2.Какие слова в описании являются ключевыми?
3.С каким чувством охотник-рассказчик описывает избу?
4. Как это описание помогает понять характер героя? Мог бы Фома жить богаче?
Группа третья.
Пейзаж.
1.Подготовить чтение всех пейзажных зарисовок и прокомментировать их.
2.Какую из них можно считать ключевой для понимания образа главного героя?
3.Какова роль образа-символа грозы?
4.Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа?
5.Какие чувства и как передает Тургенев в описании природы?
2.Выделить слова, которые передают состояние природы, краски, запахи, звуки.
3.Определить преобладающие в этом фрагменте части речи и объяснить выбор писателя.
1.Анализ последних эпизодов.
- Какой эпизод и почему можно считать главным в рассказе?
- Прочитайте по ролям эпизод разговора лесника и пойманного мужика. Как меняются по ходу разговора чувства героев?
- Почему Фома отпускает мужика? Испугался угроз?
- От чьего лица ведется повествование? Охотник – зритель или участник событий?
Мы с вами говорили, что стилистические особенности языка рассказчика могут говорить о его характере, профессии, социальном положении. Что вы можете сказать о рассказчике в этом произведении?
- Почему Фома уклоняется от похвалы барина, почему недоволен собой?
- Так какой же мы сделаем вывод о главном герое рассказа? Действительно ли он такой уж плохой и злой, каким представляют его себе крестьяне?
6. Создание устной характеристики героя.
Выводы:
Сегодня на уроке мы пытались анализировать текст. Высокохудожественный текст непревзойденного мастера русского слова Ивана Сергеевича Тургенева. Только такой мастер мог так живо и эмоционально рассказать о событии, зримо представить нам портреты героев, образно нарисовать картины природы. А в целом выразить очень важную и глубокую мысль: крепостное право уродует слабых, а сильных и честных делает чуть ли не изгоями, заставляя влачить нищенское существование. Показывая страшную нужду крестьян, он поднимает свой голос в их защиту. И все же автор уверен: нельзя убить русскую душу, в ней всегда будут жить жалость и сострадание, готовность прийти на помощь и преодолеть все трудности.
В одном из знаменитых стихотворений в прозе Тургенев писал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
А мы с вами еще раз убедились, что словесные возможности изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении безграничны. Нужно только научиться ими владеть.
Домашнее задание.
Попробуйте написать маленький рассказ о том, как в силу тех или иных обстоятельств с неожиданной стороны раскрылся характер человека. Используйте при этом все возможные средства характеристики героя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 7 классе Языковые средства изображения в эпическом произведении (на примере рассказа И.С.Тургенева «Бирюк»).»
Урок развития речи в 7 классе
Языковые средства изображения в эпическом произведении
(на примере рассказа И.С.Тургенева «Бирюк»).
Цели:
показать роль пейзажа, портрета, интерьера как средств создания образа в реалистическом произведении;
развивать речь, мышление, творческие способности учащихся, навык лингвистического анализа художественного произведения, умение делать обобщения и выводы, составлять характеристику литературного героя;
воспитывать у учащихся интерес и любовь к русскому языку и литературе, способствовать формированию таких качеств, как чувство долга и собственного достоинства, сострадание и готовность прийти на помощь, ненависть к рабству и угнетению, гордость за свой народ.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы.
К. Паустовский
Вам уже знакомы некоторые произведения И.С.Тургенева. В прошлом году вы прочитали рассказ «Бежин луг». Писатель показал нам обычных деревенских мальчишек, а они поведали забавные и страшноватые истории о домовых, леших, водяных, русалках…
«Бежин луг» - один из рассказов книги «Записки охотника», которая создавалась в 1847 -1852 годах. В то время крестьянская Русь была для нашей литературы неизведанной страной. Тургенев не только описал эту страну – он показал поэзию, красоту деревенской России.
Сообщение уч-ся о рассказах из цикла «Записки охотника» И.С.Тургенева.(с.340-341 по учебнику под ред. А.Г.Кутузова))
Беседа по содержанию рассказа «Бирюк».
Дома вы внимательно прочитали еще один рассказ из этого сборника – «Бирюк». Это самый маленький рассказ из цикла «Записки охотника», но в нем заключен наиболее сильный протест против крепостного гнета. Цель нашего сегодняшнего семинара – показать роль пейзажа, портрета, интерьера как средств создания образа в реалистическом произведении.
- Какие формы словесного выражения вам известны?
- Докажите, что данный текст - повествование.
(Здесь рассказывается о событии: поимке лесником бедняка-крестьянина, срубившего в барском лесу дерево).
-Проанализируйте композицию рассказа.
(Завязкой можно считать встречу автора с лесником. Конфликтную ситуацию произведения представляет столкновение лесника с мужичком-порубщиком. Кульминацией является последний разговор мужика с лесником. Развязка - неожиданное освобождение Бирюком крестьянина. Пейзажным фоном рассказа является гроза, разразившаяся в лесу).
- Прежде чем ответить на вопрос «Почему рассказ называется «Бирюк»?», давайте заглянем в толковый словарь. Кто такой бирюк?
- Почему же рассказ называется «Бирюк»?
- Кто главный герой произведения?
- Каким вы представляете его себе?
- Что лучше помогает нам понять характер героя? Какие средства создания характеристики героя вам известны? (портрет, речь, поступки, авторская характеристика, описание жилища)
- А природа помогает передать психологическое состояние героев?
Обо всем этом мы сейчас и поговорим подробнее.
4. Работа в группах.
Группа первая.
Портрет.
- Что слышал охотник о Бирюке до встречи с ним? Прочитайте.
- За что получил лесник Фома свое прозвище?
1.Найти портрет Бирюка и рассказать, что мы узнали о Бирюке благодаря этому портрету.
2. Какие слова и детали передают характер героя?
3. Как портрет помогает понять характер героя?
Индивидуальное задание.
1.Найти в рассказе портрет мужика-вора.
2.Как он помогает читателю понять поступок крестьянина?
Группа вторая.
Интерьер.
1.Найти описание избы Бирюка и подготовить его пересказ.
2.Какие слова в описании являются ключевыми?
3.С каким чувством охотник-рассказчик описывает избу?
4. Как это описание помогает понять характер героя? Мог бы Фома жить богаче?
Группа третья.
Пейзаж.
Подготовить чтение всех пейзажных зарисовок и прокомментировать их.
Какую из них можно считать ключевой для понимания образа главного героя?
Какова роль образа-символа грозы?
Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа?
Какие чувства и как передает Тургенев в описании природы?
Выделить слова, которые передают состояние природы, краски, запахи, звуки.
Определить преобладающие в этом фрагменте части речи и объяснить выбор писателя.
Анализ последних эпизодов.
- Какой эпизод и почему можно считать главным в рассказе?
- Прочитайте по ролям эпизод разговора лесника и пойманного мужика. Как меняются по ходу разговора чувства героев?
- Почему Фома отпускает мужика? Испугался угроз?
- От чьего лица ведется повествование? Охотник – зритель или участник событий?
Мы с вами говорили, что стилистические особенности языка рассказчика могут говорить о его характере, профессии, социальном положении. Что вы можете сказать о рассказчике в этом произведении?
- Почему Фома уклоняется от похвалы барина, почему недоволен собой?
- Так какой же мы сделаем вывод о главном герое рассказа? Действительно ли он такой уж плохой и злой, каким представляют его себе крестьяне?
6. Создание устной характеристики героя.
Выводы:
Сегодня на уроке мы пытались анализировать текст. Высокохудожественный текст непревзойденного мастера русского слова Ивана Сергеевича Тургенева. Только такой мастер мог так живо и эмоционально рассказать о событии, зримо представить нам портреты героев, образно нарисовать картины природы. А в целом выразить очень важную и глубокую мысль: крепостное право уродует слабых, а сильных и честных делает чуть ли не изгоями, заставляя влачить нищенское существование. Показывая страшную нужду крестьян, он поднимает свой голос в их защиту. И все же автор уверен: нельзя убить русскую душу, в ней всегда будут жить жалость и сострадание, готовность прийти на помощь и преодолеть все трудности.
В одном из знаменитых стихотворений в прозе Тургенев писал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
А мы с вами еще раз убедились, что словесные возможности изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении безграничны. Нужно только научиться ими владеть.
Домашнее задание.
Попробуйте написать маленький рассказ о том, как в силу тех или иных обстоятельств с неожиданной стороны раскрылся характер человека. Используйте при этом все возможные средства характеристики героя.