Учить работать с текстом, определять тему текста, его главную мысль.
Метапредметные:
Учить давать полный ответ на вопрос, аргументировать его;
Способствовать развитию фонематического слуха, внимания, памяти, мышления;
Участвовать в коллективном обсуждении темы;
Учиться планировать работу.
Личностные:
Воспитывать любовь к чтению;
Воспитывать правильное отношение к природе, бережное отношение к ней;
Воспитывать любовь к матери, родине, сформировать понятие «малая родина».
Реализация системно- деятельностного подхода на уроке литературного чтения в 3 «Б» классе, тема урока
М.Пришвин «Моя Родина»,учитель начальных классов МБОУ- СОШ № 4 Вишневецкая Людмила Васильевна
Планируемые результаты:
учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; сочинять на основе художественного текста.
Подготовительный этап:
Один ученик заранее готовит сообщение из толкового словаря о слове «очерк», мини-проекты
Оборудование:
таблички со словами; карточки (кроссворд), рисунки детей “Что для меня значит Родина”; выставка книг по теме урока; портрет писателя, презентация о М. М. Пришвине.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учить работать с текстом, определять тему текста, его главную мысль.
Метапредметные:
Учить давать полный ответ на вопрос, аргументировать его;
Способствовать развитию фонематического слуха, внимания, памяти, мышления;
Участвовать в коллективном обсуждении темы;
Учиться планировать работу.
Личностные:
Воспитывать любовь к чтению;
Воспитывать правильное отношение к природе, бережное отношение к ней;
Воспитывать любовь к матери, родине, сформировать понятие «малая родина».
Реализация системно- деятельностного подхода на уроке литературного чтения в 3 «Б» классе, тема урока
М.Пришвин «Моя Родина»,учитель начальных классов МБОУ- СОШ № 4 Вишневецкая Людмила Васильевна
Планируемые результаты:
учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; сочинять на основе художественного текста.
Подготовительный этап:
Один ученик заранее готовит сообщение из толкового словаря о слове «очерк», мини-проекты
Оборудование:
таблички со словами; карточки (кроссворд), рисунки детей “Что для меня значит Родина”; выставка книг по теме урока; портрет писателя, презентация о М. М. Пришвине.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Дома вы составили текст об одном из животных. Послушаем их.
III. Актуализация знаний. Введение в тему
- Наш урок я хочу начать с разгадывания кроссворда.
1. Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь.)
2. По нему и рана. (Зверю, мн. ч. звери.)
3. Дерево или кустарник семейства розоцветных с белыми душистыми цветками, собранными в кисти, а также черные, терпкого вкуса ягоды этого дерева. (Черемуха.)
4. Крупное хищное животное семейства кошачьих с пятнистой шерстью, леопард. (Барс.)
5. Когда я черен - я кусаю, я проворен, а лишь покраснею, так и присмирею. (Рак, мн. ч.раки.)
6. Стелющийся болотный кустарничек семейства брусничных с красными кислыми ягодами, а также его ягоды. (Клюква.)
7. Без нее разум туп. (Памяти.)
8. Она всех кормит, поит, носит. (Река.)
Реализация системно- деятельностного подхода на уроке литературного чтения в 3 «Б» классе, тема урока
М.Пришвин «Моя Родина»,учитель начальных классов МБОУ- СОШ № 4 Вишневецкая Людмила Васильевна
9. Живет в лесу, ухает, как разбойник, люди его боятся, а он людей боится. (Филин.)
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось, мн. ч. лоси.)
13. В синей чашке алый мяч, он и светел и горяч. (Солнце.)
— Прочитайте, что получилось в выделенных клеточках. (Михаил Пришвин.)
— Как вы думаете, по какому принципу я составляла кроссворд? (Это все названия рассказов.)
Да, это названия рассказов, но некоторые из них нужно уточнить.
— Под номером 7, память чья? (Беличья.)
— Под номером 13, узнайте сказку-быль по слову «солнце». («Кладовая солнца».)
- Ребята, а какова главная мысль этих рассказов?
Тема родной природы и Родины является одной из самых важных в творчестве поэтов, писателей, композиторов.
Вы в своих рисунках отразили значение для вас слова Родина (выставка рисунков) ( Приложение №1)
– А обобщат всё сказанное ребята в своих стихах:
1 ученик
Родина слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес!
2 ученик
В нём умещается ровно полмира: Мама и папа, соседи, друзья. Город родимый, родная квартира, Бабушка, школа, котёнок......и я.
Реализация системно- деятельностного подхода на уроке литературного чтения в 3 «Б» классе, тема урока
М.Пришвин «Моя Родина»,учитель начальных классов МБОУ- СОШ № 4 Вишневецкая Людмила Васильевна
3 ученик
Зайчик солнечный в ладошке, Куст сирени за окошком. И на щёчке родинка – Это тоже Родина!
– Как вы понимаете смысл слова “Родина”? (Место, где родился и т.д.) – Давайте посмотрим с вами в толковом словаре значение слова Родина(….)
“Охранять природу – значит охранять Родину”. Родина и природа неразделимы.
– В какой стране мы с вами живем? (Россия) – Что вы знаете о нашем крае? Родной станице?
Учитель: поработаем в группах и создадим мини- проекты о замечательных просторах нашей Родины, крае, станицы…
IV. Работа в микро-группах. Проектная деятельность
Проектная работа «Моя станица»
( см. Приложение 2)
ПРОЕКТ
( см. Приложение 3)
«Нет в мире краше Родины нашей»
( см. Приложение 4)
V. Работапотемеурока
– Посмотрите, у доски на столе разложены книги.
- Прочтём их названия.
- А кто их автор?
(Выставка книг по творчеству М. Пришвина)
Реализация системно- деятельностного подхода на уроке литературного чтения в 3 «Б» классе, тема урока
М.Пришвин «Моя Родина»,учитель начальных классов МБОУ- СОШ № 4 Вишневецкая Людмила Васильевна
– Значит, о каком удивительном человеке, страстно любящим природу мы будем говорить? (О М.М. Пришвине.) – Несколько слов о М. Пришвине говорят дети.
Михаил Михайлович Пришвин (1873—1954) - автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей. Рассказы Пришвина о природе получили широкое признание, они являются классикой как образцы народного сказа и языка.
VI. Физкультминутка
На горе стоит лесокон не низок, не высок Удивительная птица подает нам голосок По тропинке два туриста шли домой издалека.
Говорят: “ Такого свиста мы не слышали пока”.
VII. Тренировочные упражнения
– В его рассказах путешествуя весной по лесу можно услышать пение птиц.
(Голоса птиц)
– Мы удивимся такому пению и скажем удивлённо: “Ого” – Вдруг показался ёж и мы радостно воскрикнем: “ Ух ты ” – А сейчас поиграем в игру “Скороговорка” – Сначала читаем скороговорку медленно, протяжно, затем в среднем темпе, выразительно, а потом в скороговорном, быстром темпе.
Встретил в чаще ёж ежа – Как погода, ёж? – Свежа, – И пошли домой, дрожа, Сгорбясь, съежась два ежа.
VIII. Продолжениеработыпотемеурока
1. Чтение рассказа- очерка М. Пришвина «Моя Родина»
- Это, ребята, очерк. – Что же такое очерк?
(Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе)
– Понравился ли вам рассказ? Что именно? – Какие слова вам встретились в рассказе, которые вызвали затруднение?
Реализация системно- деятельностного подхода на уроке литературного чтения в 3 «Б» классе, тема урока
М.Пришвин «Моя Родина»,учитель начальных классов МБОУ- СОШ № 4 Вишневецкая Людмила Васильевна
2. Словарная работа
Со/кро/ви/ща Кла/до/ваяя
– Что такое сокровища? (Ответы детей.)
Давайте посмотрим в толковом словаре значение этого слова
Драгоценность, дорогая вещь
Так говорят о ком-то, о чем-то ценном, дорогом
Ценности духовной и материальной культуры
– Что такое кладовая? (Ответы детей.)
1). Помещение для хранения материалов, товаров 2) Место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности,(например подземные кладовые)
3. Работа над текстом
— Окаких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин? (Примерный ответ). Он вспоминает о том, как мама его вставала рано, до восхода солнца. Он однажды тоже встал рано. Мама угостила его чаем с молоком. Молоко это было кипяченое. Кипятили его в глиняном горшочке, и сверху оно всегда покрывалось румяной пенкой. А под пенкой этой оно было очень вкусное, и чай от него был прекрасным. После этого Михаил Пришвин стал вставать до солнца каждый день, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. К этому он так привык, что стал вставать до солнца каждый день , даже когда стал взрослым.)
— Прочитайте предложения, где автор объясняет, на какую охоту он уходил. (Моя охота была и тогда и теперь — в находках . Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел , и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался...)
— Почему слова «мама», «солнце», «природа», «Родина» Пришвин объединил в одном рассказе? Почему писатель назвал свое произведение «Моя Родина»? (Ответы детей.)
— Прочитайте обращение писателя к детям. Как он вас называет?
(Дети читают два последних абзаца.)
Реализация системно- деятельностного подхода на уроке литературного чтения в 3 «Б» классе, тема урока
М.Пришвин «Моя Родина»,учитель начальных классов МБОУ- СОШ № 4 Вишневецкая Людмила Васильевна
— Проверьте себя, внимательно ли вы читали рассказ М. Пришвина. Вставьте пропущенные слова.
1. Я однажды встал тоже....
2. Молоко было необыкновенно вкусное, и чай от него делался....
3. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию уже привык, что уже не мог проспать....
4. Моя охота была и тогда и теперь — ....
5. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо... и....
6. И охранять природу — значит....
Выразительное чтение учащимися по цепочке
5. Деление текста на части и составление плана учащимися (проверка учителем).
– Запишите или нарисуйте.
IX. Закрепление
1.Работа в тетрадях на печатной основе. (стр.65)
Назовите “важные слова”
(Охранять природу – значит охранять Родину)
Какими являются эти слова для рассказа? (главными, главная мысль этого рассказа)
Какие пословицы или поговорки вы знаете, которые подошли бы по смыслу к произведению “Моя Родина”.
(Береги землю родную, как мать любимую)
Реализация системно- деятельностного подхода на уроке литературного чтения в 3 «Б» классе, тема урока
М.Пришвин «Моя Родина»,учитель начальных классов МБОУ- СОШ № 4 Вишневецкая Людмила Васильевна
Что можете вы сделать, чтобы сберечь природу? (сажать деревья, убирать мусор, не загрязнять водоёмы, не рвать цветы)
X. Итог урока. Рефлексия.
— Родиной мы называем землю отцов, предков. У каждого человека есть Родина — край, где он родился и где все кажется особенным, прекрасным, родным.
— Какие однокоренные слова можно подобрать к слову «Родина»? (Рождение, родители, родство, род, родимый, родной, родинка, родительский, отроду, родовитый, безродный и др.)
Какова главная мысль рассказа?
Мне бы хотелось подвести итог урока обращением к человеку, и помогут в этом ребята.
1 ученик: Природа богата, но её богатства не бесконечны, и человек должен пользоваться ими как разумный и заботливый хозяин.
2 ученик: Закон об охране природы обязывает всех людей беречь природные богатства Родины, чтобы природа не истощилась и ещё долго служила людям.
3 ученик:
Мы любим лес в любое время года Мы слышим речек медленную речь Всё это называется природа Давайте же всегда её беречь!
4 ученик:
В лугах ромашки солнечного цвета Такие, что светлей на свете жить Природой называется всё это, Давайте же с природою дружить!
5 ученик:
Летят, звеня, снежинки с небосвода Клубится на заре тумана дым.
Реализация системно- деятельностного подхода на уроке литературного чтения в 3 «Б» классе, тема урока
М.Пришвин «Моя Родина»,учитель начальных классов МБОУ- СОШ № 4 Вишневецкая Людмила Васильевна
Всё это называется природа, Давайте же сердца ей отдадим!
6 ученик:
Прощальный вальс танцует с ветром лето, Дрожит в окне вечерняя заря Природой называется всё это, Давайте же любить её всегда.
Нарисуйте солнышко на рисунке, если вам было весело,
тучку – грустно,
солнышко с облаками (тучкой), если переменное настроение.
У вас замечательное настроение.
Реализация системно- деятельностного подхода на уроке литературного чтения в 3 «Б» классе, тема урока
М.Пришвин «Моя Родина»,учитель начальных классов МБОУ- СОШ № 4 Вишневецкая Людмила Васильевна
Список использованной литературы
«Литературное чтение», учебник 3 класс УМК «Школа России», 2 часть