kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока Моя малая родина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация системно - деятельностного подхода

на уроке литературного чтения в 3  классе УМК «Школа России».

Тема: М. Пришвин «Моя Родина».

Цель:  ввести в круг чтения новое произведение М. М. Пришвина

           «Моя Родина».

                                                       Задачи:

Предметные:

Познакомить с понятием «очерк»;

Развивать навыки осознанного, правильного, выразительного чтения;

Учить работать с текстом, определять тему текста, его главную мысль.

Метапредметные:

Учить давать полный ответ на вопрос, аргументировать его;

Способствовать развитию фонематического слуха, внимания, памяти, мышления;

Участвовать в коллективном обсуждении темы;

Учиться планировать работу.

Личностные:

Воспитывать любовь к чтению;

Воспитывать правильное отношение к природе, бережное отношение к ней;

Воспитывать любовь к матери, родине, сформировать понятие «малая родина».

      Реализация системно- деятельностного подхода на  уроке  литературного  чтения  в 3 «Б» классе, тема урока

    М.Пришвин «Моя Родина»,учитель начальных классов МБОУ- СОШ № 4 Вишневецкая Людмила Васильевна

Планируемые результаты:

 учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; сочинять на основе художественного текста.

Подготовительный этап:

Один ученик  заранее готовит сообщение из толкового словаря о слове «очерк», мини-проекты

Оборудование:

таблички со словами; карточки (кросс­ворд),  рисунки детей “Что для меня значит Родина”; выставка книг по теме урока; портрет писателя, презентация о М. М. Пришвине.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Моя малая родина»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа № 4

Краснодарский край Калининский район

станица Старовеличковская

Краевой конкурс

методических сценариев уроков

с реализацией системно - деятельностного подхода

в начальной школе



Номинация:

« Лучшая разработка методического сценария урока

по литературному чтению »

3 класс , УМК « Школа России ». Тема : М. Пришвин «Моя Родина».

Разработка

Вишневецкой Людмилы Васильевны

учителя начальных классов

МБОУ – СОШ № 4

Калининского района

Телефон: 8 (861) 63- 26-1-31

Эл. адрес: e-mail: [email protected]


ст. Старовеличковская, 2014 г.


Реализация системно- деятельностного подхода на уроке литературного чтения в 3 «Б» классе, тема урока

М.Пришвин «Моя Родина»,учитель начальных классов МБОУ- СОШ № 4 Вишневецкая Людмила Васильевна


Реализация системно - деятельностного подхода

на уроке литературного чтения в 3 классе УМК «Школа России».


Тема: М. Пришвин «Моя Родина».


Цель: ввести в круг чтения новое произведение М. М. Пришвина

«Моя Родина».

Задачи:

Предметные:

Познакомить с понятием «очерк»;

Развивать навыки осознанного, правильного, выразительного чтения;

Учить работать с текстом, определять тему текста, его главную мысль.

Метапредметные:

Учить давать полный ответ на вопрос, аргументировать его;

Способствовать развитию фонематического слуха, внимания, памяти, мышления;

Участвовать в коллективном обсуждении темы;

Учиться планировать работу.

Личностные:

Воспитывать любовь к чтению;

Воспитывать правильное отношение к природе, бережное отношение к ней;

Воспитывать любовь к матери, родине, сформировать понятие «малая родина».








Реализация системно- деятельностного подхода на уроке литературного чтения в 3 «Б» классе, тема урока

М.Пришвин «Моя Родина»,учитель начальных классов МБОУ- СОШ № 4 Вишневецкая Людмила Васильевна



Планируемые результаты:


учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; сочинять на основе художественного текста.

Подготовительный этап:

Один ученик заранее готовит сообщение из толкового словаря о слове «очерк», мини-проекты

Оборудование:

таблички со словами; карточки (кросс­ворд), рисунки детей “Что для меня значит Родина”; выставка книг по теме урока; портрет писателя, презентация о М. М. Пришвине.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Дома вы составили текст об одном из живот­ных. Послушаем их.

III. Актуализация знаний. Введение в тему

- Наш урок я хочу начать с разгадывания кроссворда.

1. Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь.)

2. По нему и рана. (Зверю, мн. ч. звери.)

3. Дерево или кустарник семейства розоцветных с белыми ду­шистыми цветками, собранными в кисти, а также черные, терпкого вкуса ягоды этого дерева. (Черемуха.)

4. Крупное хищное животное семейства кошачьих с пятни­стой шерстью, леопард. (Барс.)

5. Когда я черен - я кусаю, я проворен, а лишь покраснею, так и присмирею. (Рак, мн. ч.раки.)

6. Стелющийся болотный кустарничек семейства брусничных с красными кислыми ягодами, а также его ягоды. (Клюква.)

7. Без нее разум туп. (Памяти.)

8. Она всех кормит, поит, носит. (Река.)



Реализация системно- деятельностного подхода на уроке литературного чтения в 3 «Б» классе, тема урока

М.Пришвин «Моя Родина»,учитель начальных классов МБОУ- СОШ № 4 Вишневецкая Людмила Васильевна


9. Живет в лесу, ухает, как разбойник, люди его боятся, а он людей боится. (Филин.)

10. Выпуча глаза, сидит, по-французски говорит, по- блошьи прыгает, по-человечьи плавает. (Лягушка, маленький — ля­гушонок.)

11. Кто ни разу шага не сделал? (Воробей.)

12.Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось, мн. ч. лоси.)

13. В синей чашке алый мяч, он и светел и горяч. (Солнце.)

— Прочитайте, что получилось в выделенных клеточках. (Ми­хаил Пришвин.)

— Как вы думаете, по какому принципу я составляла кросс­ворд? (Это все названия рассказов.)

Да, это названия рассказов, но некоторые из них нужно уточнить.

— Под номером 7, память чья? (Беличья.)

— Под номером 13, узнайте сказку-быль по слову «солнце». («Кладовая солнца».)

- Ребята, а какова главная мысль этих рассказов?

Тема родной природы и Родины является одной из самых важных в творчестве поэтов, писателей, композиторов.

Вы в своих рисунках отразили значение для вас слова Родина (выставка рисунков) ( Приложение №1)

– А обобщат всё сказанное ребята в своих стихах:

1 ученик

Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

2 ученик

В нём умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котёнок......и я.





Реализация системно- деятельностного подхода на уроке литературного чтения в 3 «Б» классе, тема урока

М.Пришвин «Моя Родина»,учитель начальных классов МБОУ- СОШ № 4 Вишневецкая Людмила Васильевна



3 ученик

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком.
И на щёчке родинка – 
Это тоже Родина!

– Как вы понимаете смысл слова “Родина”? (Место, где родился и т.д.)
– Давайте посмотрим с вами в толковом словаре значение слова Родина(….)

Охранять природу – значит охранять Родину”.
Родина и природа неразделимы.


– В какой стране мы с вами живем? (Россия)
– Что вы знаете о нашем крае? Родной станице?

Учитель: поработаем в группах и создадим мини- проекты о замечательных просторах нашей Родины, крае, станицы…

IV. Работа в микро-группах. Проектная деятельность

Проектная работа «Моя станица»

( см. Приложение 2)


ПРОЕКТ

( см. Приложение 3)



«Нет в мире краше Родины нашей»

( см. Приложение 4)



V. Работа по теме урока

– Посмотрите, у доски на столе разложены книги.

- Прочтём их названия.

- А кто их автор?

(Выставка книг по творчеству М. Пришвина)



Реализация системно- деятельностного подхода на уроке литературного чтения в 3 «Б» классе, тема урока

М.Пришвин «Моя Родина»,учитель начальных классов МБОУ- СОШ № 4 Вишневецкая Людмила Васильевна



– Значит, о каком удивительном человеке, страстно любящим природу мы будем говорить? (О М.М. Пришвине.)
– Несколько слов о М. Пришвине говорят дети. 

Михаил Михайлович Пришвин (1873—1954) - автор произведе­ний о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей. Рассказы Пришвина о природе получили широкое признание, они являются классикой как образцы народного сказа и языка.


VI. Физкультминутка

На горе стоит лесок он не низок, не высок
Удивительная птица  подает нам голосок
По тропинке два туриста шли домой издалека.

Говорят: “ Такого свиста мы не слышали пока”.

VIIТренировочные упражнения

– В его рассказах путешествуя весной по лесу можно услышать пение птиц.

(Голоса птиц)

– Мы удивимся такому пению и скажем удивлённо: “Ого”
– Вдруг показался ёж и мы радостно воскрикнем: “ Ух ты ”
– А сейчас поиграем в игру “Скороговорка”
– Сначала читаем скороговорку медленно, протяжно, затем в среднем темпе, выразительно, а потом в скороговорном, быстром темпе. 

Встретил в чаще ёж ежа
– Как погода, ёж?
– Свежа,
– И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съежась два ежа.

VIII. Продолжение работы по теме урока

1. Чтение рассказа- очерка М. Пришвина «Моя Родина»

- Это, ребята, очерк.
– Что же такое очерк?

(Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе)

– Понравился ли вам рассказ? Что именно?
– Какие слова вам встретились в рассказе, которые вызвали затруднение?

Реализация системно- деятельностного подхода на уроке литературного чтения в 3 «Б» классе, тема урока

М.Пришвин «Моя Родина»,учитель начальных классов МБОУ- СОШ № 4 Вишневецкая Людмила Васильевна



2. Словарная работа

Со/кро/ви/ща
Кла/до/ваяя

– Что такое сокровища? (Ответы детей.)

Давайте посмотрим в толковом словаре значение этого слова

  1. Драгоценность, дорогая вещь

  2. Так говорят о ком-то, о чем-то ценном, дорогом

  3. Ценности духовной и материальной культуры

– Что такое кладовая? (Ответы детей.)

1). Помещение для хранения материалов, товаров
2) Место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности,(например подземные кладовые)

3. Работа над текстом

— О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин? (Примерный ответ). Он вспоминает о том, как мама его вста­вала рано, до восхода солнца. Он однажды тоже встал рано. Мама угостила его чаем с молоком. Молоко это было ки­пяченое. Кипятили его в глиняном горшочке, и сверху оно всегда покрывалось румяной пенкой. А под пенкой этой оно было очень вкусное, и чай от него был прекрасным. После этого Михаил Пришвин стал вставать до солнца каж­дый день, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. К этому он так привык, что стал вставать до солнца каждый день , даже когда стал взрослым.)

— Прочитайте предложения, где автор объясняет, на ка­кую охоту он уходил. (Моя охота была и тогда и теперь — в находках . Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел , и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался...)

— Почему слова «мама», «солнце», «природа», «Родина» При­швин объединил в одном рассказе? Почему писатель назвал свое произведение «Моя Родина»? (Ответы детей.)

— Прочитайте обращение писателя к детям. Как он вас назы­вает?

(Дети читают два последних абзаца.)




Реализация системно- деятельностного подхода на уроке литературного чтения в 3 «Б» классе, тема урока

М.Пришвин «Моя Родина»,учитель начальных классов МБОУ- СОШ № 4 Вишневецкая Людмила Васильевна


— Проверьте себя, внимательно ли вы читали рассказ М. При­швина. Вставьте пропущенные слова.

1. Я однажды встал тоже....

2. Молоко было необыкновенно вкусное, и чай от него делался....

3. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию уже привык, что уже не мог проспать....

4. Моя охота была и тогда и теперь — ....

5. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо... и....

6. И охранять природу — значит....


  1. Выразительное чтение учащимися по цепочке

5. Деление текста на части и составление плана учащимися (проверка учителем).

– Запишите или нарисуйте.

IX. Закрепление

1. Работа в тетрадях на печатной основе. (стр.65)

  • Назовите “важные слова”

(Охранять природу – значит охранять Родину)

  • Какими являются эти слова для рассказа? (главными, главная мысль этого рассказа)

  • Какие пословицы или поговорки вы знаете, которые подошли бы по смыслу к произведению “Моя Родина”.

(Береги землю родную, как мать любимую)



Реализация системно- деятельностного подхода на уроке литературного чтения в 3 «Б» классе, тема урока

М.Пришвин «Моя Родина»,учитель начальных классов МБОУ- СОШ № 4 Вишневецкая Людмила Васильевна



  • Что можете вы сделать, чтобы сберечь природу? (сажать деревья, убирать мусор, не загрязнять водоёмы, не рвать цветы)

X. Итог урока. Рефлексия.

— Родиной мы называем землю отцов, предков. У каждого че­ловека есть Родина — край, где он родился и где все кажется особенным, прекрасным, родным.

— Какие однокоренные слова можно подобрать к слову «Ро­дина»? (Рождение, родители, родство, род, родимый, родной, родинка, родительский, отроду, родовитый, безродный и др.)

  • Какова главная мысль рассказа?

Мне бы хотелось подвести итог урока обращением к человеку, и помогут в этом ребята.

1 ученик: Природа богата, но её богатства не бесконечны, и человек должен пользоваться ими как разумный и заботливый хозяин.

2 ученик: Закон об охране природы обязывает всех людей беречь природные богатства Родины, чтобы природа не истощилась и ещё долго служила людям.

3 ученик:

Мы любим лес в любое время года
Мы слышим речек медленную речь
Всё это называется природа 
Давайте же всегда её беречь!

4 ученик:

В лугах ромашки солнечного цвета
Такие, что светлей на свете жить
Природой называется всё это,
Давайте же с природою дружить!

5 ученик:

Летят, звеня, снежинки с небосвода
Клубится на заре тумана дым.


Реализация системно- деятельностного подхода на уроке литературного чтения в 3 «Б» классе, тема урока

М.Пришвин «Моя Родина»,учитель начальных классов МБОУ- СОШ № 4 Вишневецкая Людмила Васильевна


Всё это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!

6 ученик:

Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя заря
Природой называется всё это,
Давайте же любить её всегда.



Нарисуйте солнышко на рисунке, если вам было весело,

тучку – грустно,

солнышко с облаками (тучкой), если переменное настроение.

У вас замечательное настроение.















Реализация системно- деятельностного подхода на уроке литературного чтения в 3 «Б» классе, тема урока

М.Пришвин «Моя Родина»,учитель начальных классов МБОУ- СОШ № 4 Вишневецкая Людмила Васильевна



Список использованной литературы



    1. «Литературное чтение», учебник 3 класс УМК «Школа России», 2 часть

Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина

Москва, «Просвещение»,2013 с. 58-59

    1. Рабочая тетрадь «Литературное чтение»

М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская; 3 класс

УМК «Школа России»

Москва, «Просвещение»,2013 с. 65

    1. Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой

    2. Сеть Интернет

    3. Фото учащихся класса

    4. Выставка книг М. Пришвина

«Глоток молока»

«Делушкин валенок»

«Ёж»

«Вася Весёлкин»

«Белая радуга»

«Времена года»

    1. Словарь Ожегова.

    2. Пётр Ткаченко «Кубанские пословицы и поговорки»

Краснодар: Издательство «Традиция», 2008г

9. http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока Моя малая родина

Автор: Вишневецкая Людмила Васильевна

Дата: 02.01.2016

Номер свидетельства: 271677

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Конспект урока «Моя малая Родина»."
    ["seo_title"] => string(33) "konspekt_uroka_moia_malaia_rodina"
    ["file_id"] => string(6) "510790"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1558115477"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока. «Моя малая Родина – Чемал. Уникумы Чемала.» "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-moia-malaia-rodina-chiemal-unikumy-chiemala"
    ["file_id"] => string(6) "102133"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402480792"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "конспект занятия "Моя малая Родина город Светлоград" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-zaniatiia-moia-malaia-rodina-ghorod-svietloghrad"
    ["file_id"] => string(6) "118285"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413098312"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "«Моя малая родина. Мой двор»"
    ["seo_title"] => string(23) "moiamalaiarodinamoidvor"
    ["file_id"] => string(6) "269566"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450865503"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока "Моя малая Родина""
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekturokamoiamalaiarodina1"
    ["file_id"] => string(6) "298704"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456393110"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства