1.Организационный момент -Здравствуйте, ребята! Урок у нас сегодня необычный, и начнём мы его не так, как всегда это делаем! -Насладитесь песней в исполнении Полины Гагариной. 2.Актуализация знаний -Не правда ли, красиво? Душевно? - А каким, ребята, вы представляете человека, создавшего эти строчки? -Автор строк, на музыку которого положена эта песня, Николай Михайлович Рубцов. Поэт с необыкновенным даром. Сейчас его считают одним из наиболее выдающихся лирических поэтов. За свою жизнь он успел издать лишь 4 поэтические сборника, но оставил свой неповторимый, добрый и прекрасный след в поэзии (обращаюсь к портрету). В течение урок будем обращаться к материалам в папке! 3.Объяснение нового материала -Посмотрите, как он говорит о своей поэзии! -Ребята, а каким синонимом можно заменить слово позиция? -И сегодня на уроке мы постараемся понять: о чём с нами говорит поэт, какова его жизненная позиция. -Запишите число, тему урока. - А какой смысл вкладывает каждый человек в слово родина? - ……, в твоём понимании родина это что? Какие образы ты представляешь, когда слышишь слово родина? -Запишите свои представления о родине в тетрадь. А начните со слов: Моя родина – это -______, что у тебя получилось? -______, а у тебя? -Вот как Николай Рубцов писал о своей Родине! - Это стихотворение Рубцов посвятил своему другу Василию Белову (вы его знаете как автора рассказа «Скворцы»), который тоже писал о родине, родных местах. Каждый из них хотел донести до нас своё видение и понимание слова «родина». -Продолжим работу над стихотворением «Тихая моя родина…» Группа экспертов получает отдельное задание ( -В стихотворении, а оно у вас в папке на ____странице, встретились устаревшие слова. Может быть их кто-то услышал? Эти слова записаны на доске. Попробуйте объяснить значение. Не забывайте в тетради делать записи!!! -Прочитайте вполголоса стихотворение и найдите ответы на вопросы, которые расположены ниже. -Так какие картины увидели? -А что услышали? Звуки какие переданы в стихотворении? -Какие уловили запахи? Что почувствовали? -Ещё раз просмотрите стихотворение и скажите, какие элементы прошлой жизни поэт видит в родном селе? -Как надо читать эти строки? С каким настроением? -А почему? С чем это связано? -_____, прочитай предпоследнюю строфу! Какое лексическое средство выразительности здесь использует автор? -А что этот литературный приём нам показывает? -А для чего используется повтор «бежать и бежать»? -Найдите строфу, в которой выражена главная мысль стихотворения! -Так о чём нам говорит поэт, какова его жизненная позиция? 4.Закрепление -Любимым композитором Рубцова был Петр Ильич Чайковский («к которому он ни разу не мог остаться равнодушным»). Может быть однажды, слушая эту музыку, поэт написал такие строчки: -Как бы вы озаглавили это стихотворение? -А разрешил бы нам поэт назвать это стихотворение «Тихая моя родина…»? 5.Контроль -Давайте немножко побудем поэтами. Попробуем восстановить стихотворение Николая Рубцова. Ниже даны слова для справок. Я так люблю осенний___________ Над ним - сияние___________ Что я хотел бы превратиться Или в багряный тихий__________, Иль в дождевой весёлый_______, Но, превратившись, возродиться И возвратиться в отчий___________, Чтобы однажды в__________ том Перед дорогою____________ Сказать: - я был в лесу_________! Сказать: _ я был в лесу__________! Поверьте мне: я чист__________. Слова для справок: небес, лес, свист, лист, дом, душою, большою, дождём. -Кто готов? - Оцените работу! -А какова главная мысль этого стихотворения? -И слово группе экспертов.! 6.Итог урока (рефлексия деятельности) -У Рубцова есть шутливое стихотворение «Экспромт»: Я уплыву на пароходе, Потом поеду на подводе, Потом ещё на чём-то вроде, Потом верхом, потом пешком Пройду по волоку с Мешком – И буду жить в своём народе. Он, конечно, будет жить в своём народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос, призывающий нас с вами любить свою родину – Россию. Последние слова звучат на фоне песни на слова Рубцова «Тихая моя родина…» -Что сегодня открыли для себя? -Какие трудности возникли? -Довольны ли участием в уроке? Дом. задание: выучить понравившееся стихотворение. | Слушают песню «В горнице» Дают ответ на вопрос. 1.Учащийся выразительно читает: «Я считаю, что моя позиция, то есть мои привязанности, моя любовь, должны быть поняты по моим стихам, которые я пишу искренне…». Дают ответ. Записывают число, тему урока. Дают устный ответ. Делают записи в тетради Зачитывают получившиеся высказывания. Чтение наизусть стихотворения «Тихая моя родина» (1 ученик) Группа экспертов самостоятельно знакомится с заданием и приступает к выполнению. Работают с устаревшими словами, используя толковый словарь ПОГОСТ (сельское кладбище в старину) ОБОЗ (повозки, едущие друг за другом) ОБИТЕЛЬ (монастырь-храм-церковь) Читают самостоятельно стихотворение. Дают аргументированные ответы. 2 ученика читают стихотворение «У сгнившей лесной избушки…» на фоне музыки Дают краткий ответ. Учащиеся делают записи в тетради, восстанавливая стихотворение (используют материал для справок) Читают стихотворение вслух. Анализируют работу через самооценку. Отвечают на вопрос учителя. Группа экспертов соотносит с творчеством Н.М.Рубцова иллюстрации, представляет одну в цвете, аргументирует свой выбор. Дают ответ на вопрос. Записывают домашнее задание. |