kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Великая Отечественная война в произведениях писателей XX века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цели:

создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне.

 Задачи: Развивать интерес обучающихся к историческому прошлому нашей страны, военной истории Отечества. 
 

1 ведущий: 9 мая 2020 года исполняется 75 лет со дня Великой Победы.

Что знаем мы, молодое поколение, о той далекой войне? К сожалению, очень мало.

Ведущий 2:

Нам об этой  войне  на уроках расскажут,

Фотоснимки живых и погибших покажут.

Если помнит еще поколенье  войну,

Не нарушит оно никогда тишину.

Ведущий 1:

Я выстрела не слышала ни разу,

И взрывов не пришлось увидеть мне.

По книгам, да по фильмам, по рассказам –

Я очень мало знаю о войне.

Ведущий 2:

 Да, каждый из нас узнаёт о войне по-разному. Кто-то услышал рассказ ветерана, кто-то посмотрел фильм, кто-то прочитал книгу писателя-фронтовика.   

Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата - героя, освободителя, гуманиста. Слово писателя на войне и о войне трудно переоценить.

Ведущий 1:

Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, рассказ, яркий героический образ бойца или командира - все это вдохновляло воинов на подвиги, вело к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.

Ведущий 2:

Как вы поняли, наше сегодняшнее мероприятие посвящено Великой Отечественной войне. Мы будем говорить о книгах военной тематики. Вы знакомы с писателями, знавшими войну не из архивных документов. Эти писатели были на войне.

Ведущий 1:

Сегодня вашему вниманию будут представлены инсценировки отрывков из произведений о Великой Отечественной войне.

Ведущий 2:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту,  всегда.

И если когда-то кому-то

Поможет твоя доброта,

Улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря! 

Ведущий 1:

Да, и на войне люди  не забывали о добре, о милосердии и о самом прекрасном чувстве – любви.

Cценка из рассказа В.П.Астафьева «Солдат и мать»в  исполнении учащихся 10 класса

( Солдат возвращается из госпиталя в свою часть. Решил заночевать в деревне, разрушенной, сожженной. Стучится в окно первой избы)

Женщина: — Чего надо? — недружелюбно и настороженно спросила женщина,

разглядывая меня глубоко ввалившимися глазами.

Солдат: — Я из госпиталя. Мне бы переночевать.

Женщина — У меня ночевать не останавливаются, — глухо сказала женщина и отвела

глаза в сторону, — не то место.

Солдат: — Да не стесню ведь, — настаивал я.

Женщина: — Иди вон на тот конец, там изба чище.

Солдат: — Да уж ноги не идут, тетенька.

Женщина: — Дойдут, молодой еще.

Солдат: — Солдата раненого гоните, эх вы!.

( Эти слова подействовали на женщину).

Женщина: — Ну как знаешь, — обронила она и отодвинулась в сторону, пропуская

меня в избу.

( Я вошел в переднюю, вытер ноги о старые ватные брюки, лежавшие у порога, и, как полагается, произнес):

Солдат: — Здравствуйте, люди добрые!

(Мне никто не ответил. Я стянул шинель, пережившую не одного солдата, и пристроился на скамье под божницей, на которой не было икон. На их месте светлели квадратные пятна).

Вошла хозяйка.

Солдат: — Народу много осталось в деревне?

Женщина: — Много. А целых изб — с полдюжины. Забиты людьми, прямо сказать,

доверху.

Солдат: — А у вас почему нет?

Женщина: — А у меня нету, — отрезала она с раздражением и принялась чистить

картошку.

Солдат: — Родных тоже, значит, нет?.

Женщина: — Ты знаешь что, пришел ночевать, так ложись!

( Женщина взяла топор и пошла на улицу. Я догнал ее в сенцах):

Солдат: — Секундочку, мамаша! Дайте я разомнусь.

Женщина: — Ну что тебе надо? Пришел спать, так спи.

Солдат:— Давайте, давайте, мамаша! Солдат должен помогать гражданскому

населению.

Женщина: — Вот ведь надоедный какой.

( Она все-таки отдала мне топор и возвратилась в избу.

Я схватил топор и принялся торопливо рубить дрова. Рубил, рубил, секира

сорвалась с топорища да чуть не в лоб мне).

Солдат: — Вот так хозяйство!

( Позади меня кто-то захихикал. Я обернулся. За низким плетнем стоял парнишка в живописно залатанной рубахе. Ноги у него были до того вымазаны грязью, что казались обутыми в ичиги).

Солдат:— Ты чего тут подглядываешь? — спросил я. — Вот попало бы топором в

котелок-то, и загремел бы к Богу в рай.

( Мальчишка шмыгнул носом, почесал ногу об ногу):

Парнишка:— Не больно пужай, не из пужливых!

Солдат: — Смотри, какой отчаянный!

( В ответ на это мальчишка выпалил):

Парнишка: — Ты зачем тута на ночь встал? Тута фашистиха живет!

Солдат: — Постой, постой, — опешил я. — Как — фашистиха?

Парнишка: — Так, фашистиха! Не знаешь, так не лезь, куда не полагается. Ейный

сын с фронта смылся и в полицаи наладил. Его наши стукнули во-он

тама, — махнул мальчишка в поле.

Солдат: — Ты вот что, малыш, чем болтать, принес бы лучше топоришко какой-

нибудь.

(Парнишка озадаченно глянул на меня и исчез, но тут снова появился и протянул мне аккуратненький топорик).

Парнишка: — Только не поломай. Он дедкин, — пробормотал мальчишка и почему-то

посмотрел на мои руки.

Солдат: — Ладно, не зажилю, — буркнул я и принялся вытесывать клинышки для

хозяйского топора.

Парнишка:— Пор-рядок! — восхищенно прошептал мальчишка и, видимо, от избытка

чувств снова почесал ногу об ногу. — Дядь, а дядь, айдате к нам ночевать,

а? У нас на полатях теплы-ынь! И яблочки моченые есть. Айдате,а? Солдат:— Не заманивай, малый, не пойду,

(Постель она мне приготовила на кровати, а сама забралась на печь На столе,

привернутая, горела лампа. Около нее, будто окаменелая, сидела хозяйка с

шерстяной шалью на плечах. Она смотрела на меня).

Солдат: — Вы что не спите?

( Хозяйка вздрогнула, подхватила свалившуюся с плеча шаль и сказала,

закручивая пальцами кисточку):

Женщина: — Не спится. Нетути мне сна.

( Было невыносимо тягостно смотреть на нее. Но еще тяжелее молчать. Я кивнул головой на портрет, с которого, еле заметный, глядел в сумрачную избу мужчина, и спросил):

Солдат— Муж, да?

Женщина: — Мой. Данила. Садовником был, за год до войны помер. А я птичницей

работала, на выставку как-то ездила. Давно это было.

Солдат: — Теперь в саду вместо мужа?

Женщина: — Не-е. Я с колхоза вышла.

Солдат: — Чего так?

Женщина: — Бабы проходу не дают.

Сам-то женатый? Детки есть?

Солдат: — Нет еще. Не успел жениться.

Женщина :— А-а,— с сочувствием и, как мне показалось, даже с сожалением протянула

она и раздумчиво продолжала: — Придет время, женишься, детки пойдут.

Солдат: — Это еще на воде вилами..

Женщина: — Иной раз и живой человек, а мертвому завидует. Вот у меня сынок

был, — выдавила она. — Он покойный, а я за него казнь от людей

принимаю. — Женщина задумалась, глядя мимо, за окно.— Ветер

начинается, разнесет тучи с дождем, легче тебе идти будет, — тихо произнесла

она.

Солдат: — Да-а, может, и легче, — неопределенно протянул я. И снова хозяйка быстро и

пристально взглянула на меня.

— И затяжная непогодь проходит, — заторопился я. — У вас тоже все пройдет. Ваша-то вина какая?

Женщина: — Мир понапрасну не судит! — Женщина запахнула шаль на груди, и

закрыла глаза. — Говорят, гадюка когда родит, то пожирает гадят, если

они не расползутся. А я вот вроде бы и не змея, а тоже.

— Одно дите — свет в окошке, так в народе говорят. А мое дите мне весь свет застило. Чуть чего бывало нашкодит, я его, как курица-парунья, под крылышко. Школу бросил — под крыло, пить взялся — обратно туда же. Девушку-невесту изобидел — шито-крыто сделала, и все это мне шалостями ребячьими представлялось. Только уж когда он товарищей в черные дни спокинул, когда чужеземцу в услужение нанялся, я очнулась и вижу: ничего-то он не любит — ни родную деревню, ни мать. Ему бы, как таракану, в щель какую засунуться. Да только спутал он дом родной со щелью. Выковырнула я его, просила, молила, чтобы свою часть настигал. Послушался вроде бы, пошел, да не туда пошел. От меня потом все прятался. Видно, чувствовал: зарублю я его. Другие люди упокоили его, уберегли меня от этого тяжкого дела.

( Хозяйка опять поднесла кружку ко рту. Посудина стучала о зубы.— Э-эх, кабы прежние годы вернуть, кабы сызнова все начать.. — без всякого перехода снова заговорила она).

— Ты с госпиталя на фронт или как? — донесся через некоторое время голос женщины с печи.

( Вопрос был таким неожиданным, так он меня ужалил, что я, сам того не замечая, подскочил и оскорбление, грубо бухнул):

Солдат: — А куда же я могу еще?

Женщина: — Да мало ли куда? Свет велик. Ох-хо-хо, война! Многим она очи

позакрывала, но многим и открыла. Ну, спи, спи, мешаю я, а путь

долог.

( Я вытянулся, закрыл глаза

Утро. Я быстро собрался в путь).

Женщина: Сядь за стол да поешь хорошенько на дорожку.

( Я ел. Она со скрещенными на груди руками стояла возле печи и, сколько я ни упрашивал ее поесть вместе со мной, за стол не садилась. Она смотрела на меня жадно, с большой и доброй печалью)

Солдат: Спасибо, мать, за ночлег и за хлеб – соль

Потом помогла мне надеть на плечи вещмешок, мимоходом застегнула крючок

шинели и проводила до калитки.

Я протянул ей руку. Она удивленно уставилась на меня своими до дна выплаканными глазами. Хозяйка осторожно подала мне руку, ровно боялась, как бы тут не было какого-нибудь подвоха).

Солдат: — Ничего, мать, все перемелется, — сказал я и никак не мог подобрать других

нужных слов. Я помолчал, еще раз тряхнул ее руку и тверже повторил: —

Перемелется. Отойдут наши люди сердцем и простят тех, кто прощения

заслуживает, — незлопамятные.

Женщина:— Этим и живу, — ответила женщина, глядя в сторону.

( Уже за околицей я оглянулся и посмотрел на приземистую избушку.

Над давно не стриженным орешником покачивалась худая рука. Не понять было: машет ли она или, по старому обычаю, — благословляет). 

.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Великая Отечественная война в произведениях писателей XX века"»

МБОУ «Селекционная средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области









Внеурочное мероприятие по литературе















Подготовила и провела

Сайкова Татьяна Александровна

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ «Селекционная СОШ»



Цели:

создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне.

Задачи: Развивать интерес обучающихся к историческому прошлому нашей страны, военной истории Отечества. 

1 ведущий: 9 мая 2020 года исполняется 75 лет со дня Великой Победы.

Что знаем мы, молодое поколение, о той далекой войне? К сожалению, очень мало.

Ведущий 2:

Нам об этой  войне  на уроках расскажут,

Фотоснимки живых и погибших покажут.

Если помнит еще поколенье  войну,

Не нарушит оно никогда тишину.

Ведущий 1:

Я выстрела не слышала ни разу,

И взрывов не пришлось увидеть мне...

По книгам, да по фильмам, по рассказам –

Я очень мало знаю о войне.

Ведущий 2:

 Да, каждый из нас узнаёт о войне по-разному. Кто-то услышал рассказ ветерана, кто-то посмотрел фильм, кто-то прочитал книгу писателя-фронтовика.   

Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата - героя, освободителя, гуманиста. Слово писателя на войне и о войне трудно переоценить.


Ведущий 1:

Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, рассказ, яркий героический образ бойца или командира - все это вдохновляло воинов на подвиги, вело к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.

Ведущий 2:

Как вы поняли, наше сегодняшнее мероприятие посвящено Великой Отечественной войне. Мы будем говорить о книгах военной тематики. Вы знакомы с писателями, знавшими войну не из архивных документов. Эти писатели были на войне.

Ведущий 1:

Сегодня вашему вниманию будут представлены инсценировки отрывков из произведений о Великой Отечественной войне.


Ведущий 2:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту,  всегда.

И если когда-то кому-то

Поможет твоя доброта,

Улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря! 


Ведущий 1:

Да, и на войне люди не забывали о добре, о милосердии и о самом прекрасном чувстве – любви.

Cценка из рассказа В.П.Астафьева «Солдат и мать»в исполнении учащихся 10 класса


( Солдат возвращается из госпиталя в свою часть. Решил заночевать в деревне, разрушенной, сожженной. Стучится в окно первой избы)


Женщина: — Чего надо? — недружелюбно и настороженно спросила женщина,

разглядывая меня глубоко ввалившимися глазами.

Солдат: — Я из госпиталя... Мне бы переночевать...

Женщина — У меня ночевать не останавливаются, — глухо сказала женщина и отвела

глаза в сторону, — не то место.

Солдат: — Да не стесню ведь, — настаивал я.

Женщина: — Иди вон на тот конец, там изба чище.

Солдат: — Да уж ноги не идут, тетенька.

Женщина: — Дойдут, молодой еще.

Солдат: — Солдата раненого гоните, эх вы!..

( Эти слова подействовали на женщину).

Женщина: — Ну как знаешь, — обронила она и отодвинулась в сторону, пропуская

меня в избу.

( Я вошел в переднюю, вытер ноги о старые ватные брюки, лежавшие у порога, и, как полагается, произнес):

Солдат: — Здравствуйте, люди добрые!

(Мне никто не ответил.. Я стянул шинель, пережившую не одного солдата, и пристроился на скамье под божницей, на которой не было икон. На их месте светлели квадратные пятна).

Вошла хозяйка.

Солдат: — Народу много осталось в деревне?

Женщина: — Много. А целых изб — с полдюжины. Забиты людьми, прямо сказать,

доверху.

Солдат: — А у вас почему нет?

Женщина: — А у меня нету, — отрезала она с раздражением и принялась чистить

картошку.

Солдат: — Родных тоже, значит, нет?.

Женщина: — Ты знаешь что, пришел ночевать, так ложись!

( Женщина взяла топор и пошла на улицу. Я догнал ее в сенцах):

Солдат: — Секундочку, мамаша! Дайте я разомнусь...

Женщина: — Ну что тебе надо? Пришел спать, так спи...

Солдат:— Давайте, давайте, мамаша! Солдат должен помогать гражданскому

населению.

Женщина: — Вот ведь надоедный какой...

( Она все-таки отдала мне топор и возвратилась в избу.

Я схватил топор и принялся торопливо рубить дрова. Рубил, рубил, секира

сорвалась с топорища да чуть не в лоб мне).

Солдат: — Вот так хозяйство!

( Позади меня кто-то захихикал. Я обернулся. За низким плетнем стоял парнишка в живописно залатанной рубахе. Ноги у него были до того вымазаны грязью, что казались обутыми в ичиги).

Солдат:— Ты чего тут подглядываешь? — спросил я. — Вот попало бы топором в

котелок-то, и загремел бы к Богу в рай.

( Мальчишка шмыгнул носом, почесал ногу об ногу):

Парнишка:— Не больно пужай, не из пужливых!

Солдат: — Смотри, какой отчаянный!

( В ответ на это мальчишка выпалил):

Парнишка: — Ты зачем тута на ночь встал? Тута фашистиха живет!

Солдат: — Постой, постой, — опешил я. — Как — фашистиха?

Парнишка: — Так, фашистиха! Не знаешь, так не лезь, куда не полагается. Ейный

сын с фронта смылся и в полицаи наладил. Его наши стукнули во-он

тама, — махнул мальчишка в поле.

Солдат: — Ты вот что, малыш, чем болтать, принес бы лучше топоришко какой-

нибудь.

(Парнишка озадаченно глянул на меня и исчез, но тут снова появился и протянул мне аккуратненький топорик).

Парнишка: — Только не поломай. Он дедкин, — пробормотал мальчишка и почему-то

посмотрел на мои руки.

Солдат: — Ладно, не зажилю, — буркнул я и принялся вытесывать клинышки для

хозяйского топора.

Парнишка:— Пор-рядок! — восхищенно прошептал мальчишка и, видимо, от избытка

чувств снова почесал ногу об ногу. — Дядь, а дядь, айдате к нам ночевать,

а? У нас на полатях теплы-ынь! И яблочки моченые есть. Айдате,а? Солдат:— Не заманивай, малый, не пойду,

(Постель она мне приготовила на кровати, а сама забралась на печь На столе,

привернутая, горела лампа. Около нее, будто окаменелая, сидела хозяйка с

шерстяной шалью на плечах. Она смотрела на меня).

Солдат: — Вы что не спите?

( Хозяйка вздрогнула, подхватила свалившуюся с плеча шаль и сказала,

закручивая пальцами кисточку):

Женщина: — Не спится. Нетути мне сна.

( Было невыносимо тягостно смотреть на нее. Но еще тяжелее молчать. Я кивнул головой на портрет, с которого, еле заметный, глядел в сумрачную избу мужчина, и спросил):

Солдат— Муж, да?

Женщина: — Мой. Данила. Садовником был, за год до войны помер. А я птичницей

работала, на выставку как-то ездила. Давно это было...

Солдат: — Теперь в саду вместо мужа?

Женщина: — Не-е... Я с колхоза вышла...

Солдат: — Чего так?

Женщина: — Бабы проходу не дают.

Сам-то женатый? Детки есть?

Солдат: — Нет еще. Не успел жениться...

Женщина :— А-а,— с сочувствием и, как мне показалось, даже с сожалением протянула

она и раздумчиво продолжала: — Придет время, женишься, детки пойдут...

Солдат: — Это еще на воде вилами...

Женщина: — Иной раз и живой человек, а мертвому завидует. Вот у меня сынок

был, — выдавила она. — Он покойный, а я за него казнь от людей

принимаю. — Женщина задумалась, глядя мимо, за окно.— Ветер

начинается, разнесет тучи с дождем, легче тебе идти будет, — тихо произнесла

она.

Солдат: — Да-а, может, и легче, — неопределенно протянул я. И снова хозяйка быстро и

пристально взглянула на меня.

— И затяжная непогодь проходит, — заторопился я. — У вас тоже все пройдет. Ваша-то вина какая?

Женщина: — Мир понапрасну не судит! — Женщина запахнула шаль на груди, и

закрыла глаза. — Говорят, гадюка когда родит, то пожирает гадят, если

они не расползутся. А я вот вроде бы и не змея, а тоже...

— Одно дите — свет в окошке, так в народе говорят. А мое дите мне весь свет застило. Чуть чего бывало нашкодит, я его, как курица-парунья, под крылышко. Школу бросил — под крыло, пить взялся — обратно туда же. Девушку-невесту изобидел — шито-крыто сделала, и все это мне шалостями ребячьими представлялось. Только уж когда он товарищей в черные дни спокинул, когда чужеземцу в услужение нанялся, я очнулась и вижу: ничего-то он не любит — ни родную деревню, ни мать... Ему бы, как таракану, в щель какую засунуться. Да только спутал он дом родной со щелью. Выковырнула я его, просила, молила, чтобы свою часть настигал. Послушался вроде бы, пошел, да не туда пошел. От меня потом все прятался. Видно, чувствовал: зарублю я его. Другие люди упокоили его, уберегли меня от этого тяжкого дела...

( Хозяйка опять поднесла кружку ко рту. Посудина стучала о зубы.— Э-эх, кабы прежние годы вернуть, кабы сызнова все начать... — без всякого перехода снова заговорила она).

— Ты с госпиталя на фронт или как? — донесся через некоторое время голос женщины с печи.

( Вопрос был таким неожиданным, так он меня ужалил, что я, сам того не замечая, подскочил и оскорбление, грубо бухнул):

Солдат: — А куда же я могу еще?

Женщина: — Да мало ли куда? Свет велик. Ох-хо-хо, война! Многим она очи

позакрывала, но многим и открыла... Ну, спи, спи, мешаю я, а путь

долог...

( Я вытянулся, закрыл глаза

Утро. Я быстро собрался в путь).

Женщина: Сядь за стол да поешь хорошенько на дорожку.

( Я ел. Она со скрещенными на груди руками стояла возле печи и, сколько я ни упрашивал ее поесть вместе со мной, за стол не садилась. Она смотрела на меня жадно, с большой и доброй печалью)

Солдат: Спасибо, мать, за ночлег и за хлеб – соль

Потом помогла мне надеть на плечи вещмешок, мимоходом застегнула крючок

шинели и проводила до калитки.

Я протянул ей руку. Она удивленно уставилась на меня своими до дна выплаканными глазами. Хозяйка осторожно подала мне руку, ровно боялась, как бы тут не было какого-нибудь подвоха).

Солдат: — Ничего, мать, все перемелется, — сказал я и никак не мог подобрать других

нужных слов. Я помолчал, еще раз тряхнул ее руку и тверже повторил: —

Перемелется. Отойдут наши люди сердцем и простят тех, кто прощения

заслуживает, — незлопамятные...

Женщина:— Этим и живу, — ответила женщина, глядя в сторону.

( Уже за околицей я оглянулся и посмотрел на приземистую избушку.

Над давно не стриженным орешником покачивалась худая рука. Не понять было: машет ли она или, по старому обычаю, — благословляет). 


Ведущий 2:

Говорят у войны не женское лицо, и с этим трудно не согласиться. У войны лицо пожарищ и артобстрелов, авиационных бомбёжек и танковых сражений, концлагерей для военнопленных, голода, холода, миллионов смертей и нескончаемое море человеческих страданий. Но, к сожалению, пришлось воевать и женщинам.

Ведущий 1:


Женщину природа создала,
Чтобы та матерью была,
Чтобы детей достойно воспитала,
Семью и дом свой берегла.
Но если уж пришла война,
Уходят на смерть сыновья.
А женщины не остаются в стороне,
В тылу они с мужчиной наравне...
Забыв про красоту, одета грубо,
И ночь проводит на снегу, 
И храбро бьёт врага, скрывая тошноту.


Отрывок из произведения Бориса Васильева «А зори здесь тихие» в исполнении 9 класса


Ведущая . Шел май сорок второго года… Война по-своему распоряжается человеческими жизнями, и судьбы людей переплетаются причудливо и непонятно. Старшина Васков после ранения был назначен комендантом 171-го разъезда. Трижды в день он обходил объект и делал в тетради одну и ту же запись: объект осмотрен, нарушений нет. Спокойно служилось старшине Васкову до тех пор, пока для охраны объекта на разъезд не прибыли зенитчицы – стайка шумных и задиристых девах, которые ночами азартно лупили из всех восьми стволов по пролетающим немецким самолетам, а днем разводили бесконечные постирушки… И не знал старшина Васков, что директива имперской службы СД за номером С219/702 с грифом “Только для командования” уже подписана и принята к исполнению…. А зори здесь были тихими-тихими…


Звучит тревожная музыка. На пустую сцену выходит Лиза Бричкина.


Лиза. Первой погибла Лиза Бричкина. Болото… Последний кусок до сухой земли оставался. Огромный пузырь вспучился перед ней так неожиданно, что она рванула в сторону. Всего шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору. Тропа была где-то рядом – шаг, полшага от нее, но эти полшага уже было невозможно сделать. “Помогите! На помощь!..” Жуткий одинокий крик долго звенел над равнодушным ржавым болотом и взлетал к безоблачному майскому небу. Над деревьями медленно всплыло солнце, и Лиза в последний раз увидела его свет – теплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для нее…

Лиза делает шаг в сторону, снимает пилотку, опускает голову.


Выходит Соня Гурвич.

Соня. Ждали немцы Соню Гурвич или она случайно на них напоролась? Бежала без опаски по дважды пройденному пути, торопясь притащить ему, старшине Васкову, забытый на пеньке кисет, махорку ту, трижды проклятую. Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительной, яркой болью рванулось вдруг сердце. Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал нож до ее сердца с первого удара… Две узких дырочки виднелись на Сониной гимнастерке: одна в грудь, другая пониже – в сердце.

Соня делает шаг в сторону, встает рядом с Лизой, снимает пилотку и опускает голову.


Выходит Галя Четвертак.

Галя. Немцы шли молча, пригнувшись и выставив автоматы. Васков успел, толкнул Галю Четвертак в кусты и шепнул: “Замри!” Сам за валун завалился, поймал ее взгляд – и словно оборвалось в нем что-то. Боится она. По-плохому боится, изнутри. Перед глазами Гали всплыло мертвое лицо Сони. Она физически, до дурноты, чувствовала тяжелый запах крови, и это рождало у нее тупой, чугунный ужас. А-а-а! Она выскочила из кустов, метнулась через поляну, наперерез диверсантам, уже ничего не видя и не соображая. Коротко ударил автомат. Последний крик ее затерялся в булькающем хрипе, а ноги еще бежали, еще бились, вонзаясь в мох носками солдатских сапог.

Также встает рядом с Лизой и Соней.


Выходит Женя Комелькова.

Женя. Женька… Она всегда верила в себя… Она верила в себя и сейчас, уводя немцев от раненой Риты Осяниной. Ни на мгновение не сомневалась, что всё окончится благополучно. И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно умирать в девятнадцать лет. ...А немцы ранили ее вслепую, и она могла бы затаиться, переждать. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти красивое лицо

Встает в ряд с девушками.


Выходит Рита Осянина.

Рита. Рита знала, что ее рана смертельна и что умирать она будет долго и трудно. Пока боли почти не было, только всё сильнее пекло в животе, и хотелось пить. Васков, уйдя в разведку, оставил ей наган, два патрона в нём, но всё-таки спокойнее с ним. Он скорее почувствовал, чем расслышал этот слабый выстрел. Рита выстрелила в висок, и крови почти не было. Синие порошинки густо окаймили пулевое отверстие, и Васков почему-то особенно долго смотрел на них

Подходит к остальным.


Последним на авансцену выходит старшина Васков.

Васков. Покачиваясь и оступаясь, Васков шел к избе, он знал, что там немцы. Сил уже не было. Он рванул дверь и крикнул: “Хенде хох! Лягайт!”. Нет, не крика они испугались, не гранаты, которой размахивал старшина. Просто подумать не могли, в мыслях представить даже, что один он, на много верст один. Не вмещалось это в их фашистские мозги, и потому на пол легли, мордами вниз, и повязали друг друга ремнями. “Что, взяли? Взяли, да? Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро! А не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете! Лично, каждого убью! А там пусть судят меня, пусть судят…” Тот последний путь он уже никогда не мог вспомнить. Колыхались впереди немецкие спины, сознание уходило от него, и чудились ему в белесом мареве его девчата, все пятеро, а он всё время шептал что-то и горестно качал головой.


Встает, склонив голову и сняв пилотку вместе с девчатами.


Ведущий. Солдаты знали, что многих ожидает смерть - может быть, уже завтра. Но все же звучали на войне шутки, пелись песни. Чувство юмора на фронте создавало хорошее настроение, облегчало трудности походов, поднимало дух солдат. Юмор рождался вопреки и наперекор опасности. Каких только курьёзов не происходило с русским солдатом на войне, из каких переплётов выбирались. Аж дух захватывало!


Сценка из поэмы Александра Твардовского «Василий Тёркин» (5 класс)

1 солдат – Расскажу вам братцы, как я однажды за “языком” ходил.

Вот сижу я, значит, братцы.
Под покровом темноты.
Слышу шорох. Вижу братцы, Немец лезет,

2 солдат - Но, а ты?

1 солдат. Но, а я конечным делом,
Притаился меж сосён,
Белый снег, и я, весь в белом.
Жду бандита...

2 солдат - Но, а он?

1 солдат. Ну а он. Ползёт по лесу.
Только вижу, братцы я.
Много, в том фашисте весу,
Как бугай он...

2 солдат - ну а ты?

1 солдат. Ну, а я по весу муха,  как полезешь на рожон?
Ах ты, думаю, поруха,
Как с ним сладить?

2 солдат - Ну, а он?

1 солдат. Ну, а он всё ближе, ближе... вижу только братцы я
Брюхом он лежит на ложе,
Снег глубокий...

2 солдат Ну, а ты?

1 солдат. Ну, а я решил упрямо;
Взять живым его должен,
Автомат наставил прямо.
Будь что будет...

2 солдат - Ну, а он?

1 солдат. Ну, а он совсем уж рядом,
Норовит вильнут в кусты.
Водит, вижу, волчьим взглядом.
Подползает...

2 солдат - Ну, а ты?

1 солдат - Тут меня и осенило! Взял я в бок одним прыжком.
И на фрица, на верзилу, Прямо с маху сел верхом.
“Хальт”, - кричу, - не то стреляю! Ходу, чертова душа!
И к затылку приставляю свой заветный “пэ-пэ-ша”.

2 солдат - Ну, а он?

1 солдат - Куда ж деваться?  Подчинился мне, подлец,
И повёз меня он, братцы, как хороший жеребец.
Ох, уж утром было смеху!
Из лесочка под уклон
Так на пленном я и въехал
В свой гвардейский батальон. (солдаты уходят )

Ведущий: Человеческая память. Время не властно над ней. И сколько бы лет и десятилетий не прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе.

Ведущий:

Мы вас помним, солдаты

Пусть известны не все имена,

Но войны той жестокой раскаты

Не умолкнут во все времена.


Ведущий:

Чашу страданья испив всю до дна,

Вы из жизни ушли молодыми,

Но в памяти нашей во все времена

Останетесь вечно живыми.


Ведущий:

Нет, время не властно над нами

Нашей скорби ему не убить.

Омоем ваш прах мы слезами

Учась благодарными быть.


Ведущий: Литература о войне – это дань памяти подвигу русского народа, подвигу русского солдата. Эту эстафету памяти мы должны передать следующим поколениям.



Заключительная песня

«О той весне» 

Кино идёт,

Воюет взвод,

Далёкий год

На плёнке старой...

Нелёгкий путь,

Ещё чуть-чуть

И догорят войны пожары...

Счастливый май,

Любимый край,

Своих солдат встречай скорее...

От ран обид

Земля дрожит

Теплом души её согреем...


ПРИПЕВ:

И всё о той весне

Увидел я во сне,

Пришёл рассвет и миру улыбнулся,

Что вьюга отмела,

Что верба расцвела,

И прадед мой с войны домой вернулся...


В лихом бою,

В чужом краю

Пусть берегут

Любовь и вера,

Чтоб больше их

Пришло живых

И рядовых,

И офицеров...

Придут весной,

Как прадед мой,

И в дом родной

Откроют двери...

Я помню свет

Далеких лет,

В свою страну

Я буду верить...


ПРИПЕВ 2 раза:

И всё о той весне

Увидел я во сне,

Пришёл рассвет и миру улыбнулся,

Что вьюга отмела,

Что верба расцвела,

И прадед мой с войны домой вернулся...






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Великая Отечественная война в произведениях писателей XX века"

Автор: Сайкова Татьяна Александровна

Дата: 16.06.2020

Номер свидетельства: 553432

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Викторина к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
    ["seo_title"] => string(66) "viktorina-k-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "136379"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417098448"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока по теме:"Поэты и музыканты XX века о Великой Отечественной войне" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-po-tiemie-poety-i-muzykanty-xx-vieka-o-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "207856"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430665869"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект внеклассного мероприятия "Поэты Великой Отечественной войны" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-poety-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "209016"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1430999024"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Урок литературы "Поэзия XXвека о Великой отечественной войне""
    ["seo_title"] => string(68) "urok-litieratury-poeziia-xxvieka-o-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "175439"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424270943"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "обзор литературы о Великой Отечественной войне "Свет Великой победы" "
    ["seo_title"] => string(76) "obzor-litieratury-o-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie-sviet-vielikoi-pobiedy"
    ["file_id"] => string(6) "191062"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427266378"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства