Познакомить с творчеством писателя; выявить сатирическую направленность рассказа; совершенствовать умение анализа литературного произведения.
Знают автора и сведения о его биографии, творчестве, содержание рассказа, авторскую позицию в оценке поступков героев. Умеют видеть смешное и грустное в произведении, «сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона» (М. Горький), передают содержание в соответствии с речевыми особенностями произведения (просторечная лексика героев).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«М. М. ЗОЩЕНКО. РАССКАЗ «БЕДА»»
Урок по литературе 7 класс
Тема: М. М. ЗОЩЕНКО. РАССКАЗ «БЕДА»
Цели:познакомить с творчеством писателя; выявить сатирическую направленность рассказа; совершенствовать умение анализа литературного произведения.
Методические приемы: рассказ учителя,выразительное чтение, беседа по вопросам.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Сообщение темы и целей урока.
IV. Изучение новой темы.
1. Слово учителя.
Сегодня мы познакомимся с одним из сатирических рассказов М. Зощенко. Однажды писатель заметил: «Почти 20 лет взрослые считали, что я писал для их забавы. А я для забавы никогда не писал». Юмор предполагает веселый, доброжелательный смех, а в рассказах Зощенко к смеху примешивается досада, грусть. Автор высмеивает нелепость жизни, пошлость и никчемность существования обывателей, изображает героев в карикатурном виде. Это признаки сатиры. Высмеивая зло, автор утверждает добро.
2. Чтение статьи учебника о М. Зощенко.
3. Беседа по прочитанному.
– Чем вас удивила личность писателя?
– Чем объяснить тот факт, что к Зощенко пришла громкая слава почти сразу после выхода его рассказов?
– Кем были его основные читатели?
– Почему писатель считал, что над его рассказами надо не только смеяться но и плакать?
4. Работа в тетради.
Юмор – изображение чего-то в смешном, комическом виде; юмор – смех веселый и доброжелательный.
Сатира – обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности; беспощадное осмеяние.
5. Чтение учителем рассказа «Беда».
6. Беседа по вопросам.
– Какой он, герой рассказа? Что за человек?
– Почему он отказывается от покупки лошади у мужика из соседнего села?
– Как вы охарактеризуете действия героя на базаре? Почему он себя так вел?
– Вспомните, как герой шел со своей покупкой домой. Что же с ним произошло и почему?
– Зачем автор показал в рассказе равнодушие окружающих к радости и горю героя?
– Что в тексте указывает на глубину его переживаний?
– Что вызывает в этой истории смех, раздражение, слезы?
– Кто виноват в том, что все так печально закончилось?
– Как вы думаете, от каких «обывательских черт» надо было бы избавиться мужику?
– Каким языком говорит герой Зощенко? (В рассказе много просторечий, так называемой «сниженной» лексики, грамматических неправильностей: «а тут на-кося», «сомневаюсь я, милый, в смысле лошадиного цвету», «пущай уж», «вспрыснуть», «за какое самое это… вином торгуют».)
– Какую роль играет язык в рассказе? (Речь говорит о человеке многое. Например, мы понимаем, что перед нами человек недалекий и не очень-то грамотный.)
– Над чем смеется и над чем горюет автор рассказа?
– Как вы думаете, актуальны ли рассказы М. Зощенко сегодня и почему?
– Так что же характерно для рассказа М. Зощенко: юмор или сатира?
V. Подведение итогов урока.
М. Зощенко смеялся в своих рассказах над безобразием и глупостью, чтобы убедить людей жить умнее, достойнее. «Не злорадное потирание рук при виде подмеченных в жизни всякого рода нелепостей гонит его [сатирика] к столу, а любовь и боль. Любовь к людям, боль за несовершенства их жизни», – отмечал Ю. Томашевский. Высмеивая зло, М. Зощенко показывает, учит, разъясняет, обращаясь к уму и совести читателя.
Домашнее задание: подготовить по группам чтение по ролям одного из понравившихся эпизодов.