kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М. М. ЗОЩЕНКО. РАССКАЗ «БЕДА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с творчеством писателя; выявить сатирическую направленность рассказа; совершенствовать умение анализа литературного произведения.

Знают автора и сведения о его биографии, творчестве, содержание рассказа, авторскую позицию в оценке поступков героев. Умеют видеть смешное и грустное в произведении, «сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона» (М. Горький), передают содержание в соответствии с речевыми особенностями произведения (просторечная лексика героев).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М. М. ЗОЩЕНКО. РАССКАЗ «БЕДА»»

Урок по литературе 7 класс



Тема: М. М. ЗОЩЕНКО. РАССКАЗ «БЕДА»

Цели: познакомить с творчеством писателя; выявить сатирическую направленность рассказа; совершенствовать умение анализа литературного произведения.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Изучение новой темы.

1. Слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с одним из сатирических рассказов М. Зощенко. Однажды писатель заметил: «Почти 20 лет взрослые считали, что я писал для их забавы. А я для забавы никогда не писал». Юмор предполагает веселый, доброжелательный смех, а в рассказах Зощенко к смеху примешивается досада, грусть. Автор высмеивает нелепость жизни, пошлость и никчемность существования обывателей, изображает героев в карикатурном виде. Это признаки сатиры. Высмеивая зло, автор утверждает добро.

2. Чтение статьи учебника о М. Зощенко.

3. Беседа по прочитанному.

– Чем вас удивила личность писателя?

– Чем объяснить тот факт, что к Зощенко пришла громкая слава почти сразу после выхода его рассказов?

– Кем были его основные читатели?

– Почему писатель считал, что над его рассказами надо не только смеяться но и плакать?

4. Работа в тетради.

Юмор – изображение чего-то в смешном, комическом виде; юмор – смех веселый и доброжелательный.

Сатира – обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности; беспощадное осмеяние.

5. Чтение учителем рассказа «Беда».

6. Беседа по вопросам.

– Какой он, герой рассказа? Что за человек?

– Почему он отказывается от покупки лошади у мужика из соседнего села?

– Как вы охарактеризуете действия героя на базаре? Почему он себя так вел?

– Вспомните, как герой шел со своей покупкой домой. Что же с ним произошло и почему?

– Зачем автор показал в рассказе равнодушие окружающих к радости и горю героя?

– Что в тексте указывает на глубину его переживаний?

– Что вызывает в этой истории смех, раздражение, слезы?

– Кто виноват в том, что все так печально закончилось?

– Как вы думаете, от каких «обывательских черт» надо было бы избавиться мужику?

– Каким  языком  говорит  герой  Зощенко?  (В  рассказе  много  просторечий, так называемой «сниженной» лексики, грамматических неправильностей: «а тут на-кося», «сомневаюсь я, милый, в смысле лошадиного цвету», «пущай уж», «вспрыснуть», «за какое самое это… вином торгуют».)

– Какую роль играет язык в рассказе? (Речь говорит о человеке многое. Например, мы понимаем, что перед нами человек недалекий и не очень-то грамотный.)

– Над чем смеется и над чем горюет автор рассказа?

– Как вы думаете, актуальны ли рассказы М. Зощенко сегодня и почему?

– Так что же характерно для рассказа М. Зощенко: юмор или сатира?

V. Подведение итогов урока.

М. Зощенко смеялся в своих рассказах над безобразием и глупостью, чтобы убедить людей жить умнее, достойнее. «Не злорадное потирание рук при виде подмеченных в жизни всякого рода нелепостей гонит его [сатирика] к столу, а любовь и боль. Любовь к людям, боль за несовершенства их жизни», – отмечал Ю. Томашевский. Высмеивая зло, М. Зощенко показывает, учит, разъясняет, обращаясь к уму и совести читателя.

Домашнее задание: подготовить по группам чтение по ролям одного из понравившихся эпизодов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
М. М. ЗОЩЕНКО. РАССКАЗ «БЕДА»

Автор: Ищенко Анна Николаевна

Дата: 12.04.2016

Номер свидетельства: 318032

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Индивидуальная рабочая программа по литературе с использованием ИКТ для 7 класса "
    ["seo_title"] => string(88) "individual-naia-rabochaia-proghramma-po-litieraturie-s-ispol-zovaniiem-ikt-dlia-7-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "170563"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423570908"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "«Развитие критического мышления  через чтение и письмо  на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(109) "razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-1"
    ["file_id"] => string(6) "229502"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441743137"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Паспорт урока "Способы создания комического в рассказе М.Зощенко «Беда»"
    ["seo_title"] => string(73) "pasport_uroka_sposoby_sozdaniia_komicheskogo_v_rasskaze_m_zoshchenko_beda"
    ["file_id"] => string(6) "476094"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1534781291"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Технологическая карта урока "Способы создания комического в рассказе М. Зощенко "Беда""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_sposoby_sozdaniia_komicheskogo_v_rasskaze_m_zoshc"
    ["file_id"] => string(6) "477421"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1536557455"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Разработка урока по теме: Художественные особенности рассказа Михаила Зощенко «Беда»."
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_po_teme_khudozhestvennye_osobennosti_rasskaza_mikhaila_zoshchen"
    ["file_id"] => string(6) "627133"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1678212705"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства