kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме: Художественные особенности рассказа Михаила Зощенко «Беда».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока. Анализ текста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: Художественные особенности рассказа Михаила Зощенко «Беда».»

Конспект урока. Тема Художественные особенности рассказа Михаила Зощенко «Беда».


Цель: 1) Знать содержание рассказа, определение понятий «юмор», «сатира»; понимать смысл названия рассказа.

2) Развивать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение и делать выводы.

3) Воспитывать чувство толерантности по отношению к окружающим.

Оборудование: презентация о творчестве М.Зощенко, фонохрестоматия с рассказом «Беда», высказывание Н.В. Гоголя:

 «О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха.… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила».

Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Слово учителя.

Определение темы и цели урока:

- Тема нашего сегодняшнего урока «Художественные особенности и юмор в рассказе М. Зощенко «Беда».

3. Рассказ о писателе.

- С писателем  Михаилом  Зощенко вы мало знакомы, и мне очень хочется, чтобы сегодня  вы познакомились с ним поближе и  заинтересовались его творчеством.

Родился Михаил Михайлович Зощенко в небогатой интеллигентской семье. Отец его был художником, а мать — писательницей. Иногда она печатала свои рассказы в газете «Копейка». Один из биографов писателя замечал, что тогда родился человек, над книгами которого смеялось много людей, от природы ни очень-то и смешливых. 

В 20 лет, прервав учебу в университете, Зощенко ушел на фронт. Первыми его произведениями стали литературно-критические статьи, помещенные в книге «На переломе». Но книга осталась не завершенной. В 1921 году был опубликован его первый рассказ в «Петербургском альманахе». Для своих произведений он избрал форму небольшого рассказа (всего 100—150 строк), героем которого стал обыкновенный человек.

- Показ слайдов с фотографиями М. Зощенко и его книг.

- Чем вас удивила личность писателя?

-  Чем объяснить тот факт, что к Зощенко пришла громкая слава почти сразу после выхода его рассказов?

- Какими были его рассказы?

Почему нам так смешно, мы сможем понять,  познакомившись с его рассказом «Беда».

4. Литературоведческая подготовка.

- А чтобы наша работа была успешной, давайте вспомним  определения понятий «сатира» и «юмор» (записаны на доске).    

САТИРА - обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.
ЮМОР - изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает.

- В чем существенная разница этих понятий?

- Эти понятия помогут нам выяснить, каков смех в рассказе М.Зощенко «Беда».

5. Анализ рассказа  М.Зощенко «Беда».

- Понравился рассказ? Смешной?

- Зощенко писал о своём языке: « Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая.  Доступная  бедным.  Может   быть, поэтому у меня много читателей»  Итак, какую особенность  можем выделить?  – краткость

- Рассказ несложный по сюжету, напомните его кратко. (Небогатый  человек  копит деньги на лошадь.  Покупает её и пропивает).

- А теперь давайте вспомним, какой он, герой рассказа? Что за человек?

- Почему он отказывается от покупки лошади у мужика из соседнего села?

Клоуз – тест

Это что ж, милый, лошадь-то, я говорю, это самое, продаёшь …?

Лошадь-то? — небрежно спросил торговец.— Да уж продаю, ладно. Конечно, продаю.

Егор Иваныч тоже хотел сделать вид, что он не нуждается в лошади, но не утерпел и сказал, … :

Лошадь-то мне, …, вот как требуется. До … нужна мне лошадь. Я, милый ты мой, … … солому жрал, прежде чем купить её. Вот как мне нужна лошадь... А какая между тем цена будет этой твоей лошади? Только делом говори.

Торговец сказал цену, а Егор Иваныч, зная, что цена эта не настоящая и сказана, по правилам торговли, так, между прочим, не стал спорить. Он принялся осматривать лошадь. Он неожиданно … ей в глаза и в уши, …, … языком, … головой перед самой лошадиной мордой и до того … … клячу, что та, … до сего времени, начала тихонько …, не стараясь, впрочем, попасть в Егора Иваныча.

Когда лошадь была осмотрена, Егор Иваныч снова … деньги в сапоге и, … торговцу, сказал:

Продаётся, значится... лошадь-то?

Можно продать,— сказал торговец, несколько обижаясь.

Так... А какая ей цена-то будет? Лошади-то?

Торговец сказал цену, и тут начался торг.

Егор Иваныч … себя по голенищу, дважды … сапог, … деньги, и дважды … снова, …, … рукой слёзы, говорил, что он шесть лет … … и что ему до зарезу нужна лошадь,— торговец сбавлял цену понемногу. Наконец в цене сошлись.

Бери уж, ладно,— сказал торговец.— Хорошая лошадь. И масть крупная, и цвет, обрати внимание, какой заманчивый.

Цвет-то... Сомневаюсь я, милый, в смысле лошадиного цвету,— сказал Егор Иваныч.— … цвет... Сбавь немного.

А на что тебе цвет? — сказал торговец.— Тебе что, пахать цветом-то?

Сражённый этим аргументом, мужик оторопело посмотрел на лошадь, бросил шапку наземь, задавил её ногой и крикнул:

Пущай уж, ладно!

Потом сел на камень, снял сапог и вынул деньги. Он … и с … пересчитывал их и подал торговцу, … … голову. Ему было невыносимо смотреть, как скрюченные пальцы разворачивали его деньги.

Наконец торговец спрятал деньги в шапку и сказал, обращаясь уже на вы:

Ваша лошадь... Ведите...

И Егор Иваныч повёл. Он вёл …, … … и называл лошадь …. И только, когда прошёл площадь и очутился на боковой улице — понял, какое событие произошло в его жизни. Он вдруг скинул с себя шапку и в восторге стал давить её ногами, вспоминая, как хитро и умно он торговался. Потом пошёл дальше, размахивая от восторга руками и бормоча:

Купил!.. Лошадь-то... … … ... …  его... Торговца-то...

- Как вы охарактеризуете действия героя на базаре?

- Как он обращается к продавцу лошади?

- Какие аргументы приводит Егор Иваныч, чтобы купить лошадь?

- Как герой осматривает лошадь? Что при этом происходит с лошадью?

- Как ведет торг покупатель?

- Почему он несколько раз ощупывает деньги в сапоге?

- Как он расплачивается за лошадь?

- Почему «долго и с сожалением пересчитал их и подал торговцу, слегка отвернув голову»?

6. Работа над обобщённым образом сельского мужика.

- Вспомните, как герой шел домой со своей покупкой?

- Зачем автор показал равнодушие окружающих к радости героя? (Так ему хотелось соблюсти ритуал и поторговаться на рынке)

- Что же с ним произошло и почему?

- Что вызывает в этой истории смех, раздражение, слёзы? (Изменилось время, но люди остались теми же, со своими пороками, разменивают жизнь на пустяки, дорожат никчёмными вещами, живут мелкими интересами, не доверяют друг другу и самим себе. Это и высмеивает М. Зощенко в людях, рисуя именно сатирические ситуации).

- Кто виноват в том, что всё так печально закончилось? (Глотов шел к своей мечте, уже воплотил ее, но решил похвастаться. Вот и приключилась такая беда с ним)

- Как вы думаете, от каких «обывательских черт» надо было бы избавиться мужику? (Образ героя неживой, тусклый, язык его не имеет ничего общего с реальным народным языком).

- Над чем смеётся и над чем горюет автор рассказа? (Над обобщённым образом сельского мужика. Как бы говоря: «Все мужики дурные, глупые и жадные». Если это крестьянин, то бестолковый, хоть и упрямый, хитроватый и упорный).

- Почему Зощенко назвал рассказ «Беда»? (Весь рассказ М. Зощенко растянутый анекдот, написанный для людей, относящихся к крестьянству, как к серой, бестолковой, но упрямой, упорной и враждебной массе).

7. Рефлексия.

Работа с эпиграфом.

- Как вы думаете, актуальны ли рассказы М.Зощенко сегодня и почему?

- Так что же характерно для рассказа М.Зощенко: юмор или сатира?

- Почему писатель считал, что над его рассказами надо не только смеяться, но и плакать?

- Над чем можно плакать в этом рассказе? (Сквозь смех писателя мы видим его сердечную боль за простого русского мужика, за его бестолковость и легкомысленность.

- Как вы понимаете высказывание Н.В. Гоголя:

 «О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха.… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила».

- На что надеется М.Зощенко, смеясь над героем рассказа? (Писатель не только смешит нас, но и, высмеивая те или иные недостатки, учит не быть смешными, учит жить так, как достойно и подобает человеку.)

- Изменилось время, но люди остались теми же, со своими пороками, разменивают жизнь на пустяки, дорожат никчёмными вещами, живут мелкими интересами, не доверяют друг другу и самим себе. Это и высмеивает М.Зощенко в людях, рисуя именно сатирические ситуации.

- Удалось мне вас заинтересовать творчеством Михаила Зощенко?

Домашнее задание.

- Написать мини-сочинение «Встречается ли подобный герой в наше время»?






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по теме: Художественные особенности рассказа Михаила Зощенко «Беда».

Автор: Шиндина Валентина Ивановна

Дата: 07.03.2023

Номер свидетельства: 627133


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства