kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Технологическая карта урока "Способы создания комического в рассказе М. Зощенко "Беда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данная технологическая карта является продолжением уже напечатанного  паспорта урока по указанной теме

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Способы создания комического в рассказе М. Зощенко "Беда"»

Технологическая карта хода урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.)

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.



Приветствуют учителя стоя


II. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (10-12 мин.)

Практическая работа. Задание. Прочитайте эпиграф к уроку:

«Постараться рассмеяться

(Ведь смеяться не грешно),

Рассмеявшись, докопаться,

Почему нам так смешно?»



Вводная беседа:

- О чём будем говорить? С какой целью?

- Как можно объяснить выделенное слово?

Вывод: в поиске решений будем глубоко «вникать» в смысл слова, работая над текстом рассказа «Беда"

- Посмотрите фрагмент из мультфильма, поставленного по басне С. Михалкова и ответьте на вопрос: что общего с рассказом М. Зощенко имеет этот фрагмент?

- Как вы считаете, что объединяет двух писателей? - - -- Какими качествами, на ваш взляд, должен обладать писатель, создающий юмористическик произведения?

-Какое определение « комическому» даётся в литературоведческом словаре учебника?

Задание. В чём разница понятий юмор, сатира, ирония? Чем они нам могут помочь в работе?

Вывод: знание теоретико-литературных понятий помогут определить особенности творческой манеры автора

Главный вопрос урока. Какие способы создания комического эффекта использует М. Зощенко в рассказе «Беда»? Какие дополнительные языковые средства он для этого применяет?

Задание: запишите в столбик важные, на ваш взгляд, языковые средства достижения комического эффекта в рассказе писателя.
























2-3 человека перечитывают текст эпиграфа, отвечают на вопрос, высказывают свои мнения





4-5 человек обосновывают свой выбор



2-3 ученика сравнивают и отвечают









Работа с кратким литературоведческим словарём учебника











Обосновывают свою позицию, работают в тетрадях, записывают тему урока и авторские приёмы- примеры, которые заметили в процессе чтения.

ПУД 1-2

























РУД-2

























РУД-4

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (15 мин.)

Исследовательский метод

1.Работа над содержанием рассказа с использованием иллюстраций, выполненных учащимися.

Задания.

- Перескажите рассказ с максимальной компрессией текста

-Рассмотрите иллюстрации и попытайтесь по картинкам, выполненных вами, восстановить ход событий одного из грустных рассказов М.Зощенко

Выводы. Да, писатель ревностно критикует общественный порок – пьянство. К сожалениию, общество и сейчас от него не избавилось. Крестьянин из деревни Гнилые Прудки мало чем отличается от некоторых наших современников.

-Оправдались ли ваши ожидания после знакомства со всем содержанием рассказа? Как бы вы сами назвали такой рассказ?




2. Аналитическая беседа

-Какую особенность рассказа можем отметить, учитывая

высказывание самого писателя: « Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая. Доступная бедным. Может быть, поэтому у меня много читателей»

- От какого лица идет рассказ? Как называется этот прием в литературе?

Задание. Найдите в тексте доказательства к утверждению писателя и сформулируйте определения к ним.









Продолжение аналитической беседы

-Что же на самом деле произошло с мужиком?

-Действительно ли с Глотовым произошла беда, трагедия? Подтвердите текстом.

Какой приём помогает понять состояние мужика?

Зачем они понадобились автору в таком количестве? Проверка: перечислите все авторские языковые приёмы, замеченные вами

Вывод. Действительно, автор как бы «заставляет» читателя самому представить вместо многоточий и то, как выглядит мужик в этот момент, т. е. его мимику, жесты, и то, что он мог бы подумать и сказать, но у него нет слов выражения своих мыслей






























Пересказывают содержание.

Несколько человек поочерёдно, обращаясь к стенду с рисунками, комментиру-ют эпизоды и стараются прояснить замысел автора рисунка предлагают варианты названия.


Фронтально (учащиеся отмечают объекты авторского смеха, записывают

в тетради особенности повествования: краткость, простота сюжета, сказовая манера

Сравнивают с изученными сказами Бажова и Лескова





Отвечают на вопросы, работают с текстом- ищут цитаты и формулируют приёмы создания комического



Фронтально.





Выбирают короткий фрагмент рассказа и читают по ролям, доказыва правильность выводов

ЛР-2

















РУД-3



































ПР-4























ПР-3






















IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (5-7 мин.)

Самостоятельная работа:

-Почему же Глотову так обидно и досадно?

-Вспомните, чего стоило ему купить лошадь?

-Какие слова он постоянно повторяет, дабы подчеркнуть всю сложность этого предприятия?

-Как понимать буквально эти слова?

-Но кто же в этом виноват? Кого он в этом винит?

А почему не себя?!

Задание.

В начале урока мы вспомнили, что такое ирония, юмор, сатира.

Как вы думаете, чего в этом рассказе больше?

Но какая это ирония? Поясните!

А присутствует ли здесь сатира?

В чём её предназначение, что она обличает?

( привычка всё новое- отпраздновать)

Задание. Прочитайте отмеченные вами в тетради приёмы создания комического. Докажите их наличие в тексте рассказа.
























Работают с текстом рассказа, ищут ответы на вопросы учителя.









Групповое обсуждение, формулировка выводов, наблюдения за собственной монологической речью





Доказывают текстом, что писатель использует именно эти приёмы для критики недостатков

несуразица,

нелепость.

неожиданность,

антитеза,

сочные эпитеты,

говорящие названия,

сниженная лексика,

невнятная речь.


ЛР-1

КУД-1

ПР-3

КУД-2

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.)

Рефлексия и самооценка.

- Обратитесь вновь к эпиграфу урока и попытайтесь определить, как приёмы создания комического помогают нам понять смысл рассказа и авторскую позицию?

Оцените, правильно ли вы поняли смысл рассказа?

- Вспомните, какой он, герой рассказа? Что за человек и какая беда у него случилась?

- Почему он отказывается от покупки лошади у мужика из соседнего села?

- Как вы оцениваете действия героя на базаре?

- Какие аргументы приводит Егор Иваныч, чтобы купить лошадь?

- Как герой осматривает лошадь? Что при этом происходит с лошадью?

- Как ведет торг покупатель?

- Как вы думаете, от каких «обывательских черт» надо было бы избавиться мужику? - Почему «долго и с сожалением пересчитал их и подал торговцу, слегка отвернув голову»?

- Над чем смеётся и над чем горюет автор рассказа?

- Кто виноват в том, что всё так печально закончилось?



Выводы: Глотов шел к своей мечте- купить лошадь, уже воплотил ее, но решил похвастаться. Вот и приключилась такая беда с ним. Крестьянин в недоумении. Он чувствует себя обманутым. Зачем вообще торгуют вином? Чтобы умножать людское горе, потери? Используя свои неповторимые приёмы комического, изображая почти анекдотическую ситуацию, сатирик заставляет нас задуматься над общественными пороками, такими, как невежество и пьянство. Но за горькой иронией писателя мы видим его сердечную боль за простого русского мужика, за его бестолковость и легкомыслие.

Домашнее задание

Задание исследовательского типа №1

  1. Какие известные особенности стиля М. Зощенко вы можете отметить в детских рассказах писателя? (Рассказы выбираются самостоятельно)

Задание исследовательского типа №2

  1. Составьте небольшое высказывание на тему « Какие общие мотивы объединяют творчество Н.В.Гоголя и М.Зощенко»?




Читают по ролям

Сцену торга на базаре и отвечают на вопросы (фронтально)

Рассуждают.



















Работают над обобщённым образом сельского мужика и делают выводы











Записывают вывод сжато

ЛР-2

РУД-2

ПР-3












































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока "Способы создания комического в рассказе М. Зощенко "Беда"

Автор: Касаткина Людмила Юрьевна

Дата: 10.09.2018

Номер свидетельства: 477421

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства