kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Паспорт урока "Способы создания комического в рассказе М.Зощенко «Беда»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект урока с применением технологии развивающего обучения в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Паспорт урока "Способы создания комического в рассказе М.Зощенко «Беда»»

Паспорт урока литературы в 7 «А» классе

Тема урока:

Способы создания комического в рассказе М. Зощенко «Беда»

Учитель


Образовательная цель

Формирование читательской культуры личности, развитие теоретического мышления семиклассников на основе осмысления способов реализации авторской позиции М. Зощенко через понятие «комического» в литературе.



Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

ЛР-1: объясняет необходимость и значимость ценностного отношения к слову в процессе установления связей;

ЛР-2: понимает необходимость творческого подхода к заданию;

ПУД-1: называет существенные признаки изучаемых понятий, формулирует их определения;

ПУД-2: выделяет основную мысль в тексте, делает логические выводы;

ПУД-3: создаёт самостоятельно способы решения проблем поискового и творческого характера;

ПУД-4: устанавливает причинно-следственные связи;

ПУД:-5: строит логические рассуждения, делает умозаключения и выводы

КУД-1: выполняет учебные задания в сотрудничестве с учителем и одноклассниками

КУД-2: отстаивает свою точку зрения и приводит убедительные доказательства;

РУД-1: формулирует цель и учебную задачу урока с помощью вопросов;

РУД-2: проводит самооценку и рефлексию собственной УПД;

РУД-4: осуществляют целеполагание предстоящей деятельности;

ПР-1: выразительно читает, владеет видами пересказа (подробный, сжатый, выборочный и др.)

ПР-2: создаёт словесный портрет героя;

ПР-3: выявляет способы создания комического персонажа.

Программные требования к образовательным результатам раздела «Писатели улыбаются»






Ученик получит возможность научиться: писать отзыв о произведении, видеть связь между различными видами искусства, воспроизводить содержание произведения, определять его жанр, находить связь между произведением и временем его написания, выразительно читать фрагменты прозы или стихотворения, давать оценку героя, использовать сведения по теории литературы для анализа произведения, пересказывать и читать по ролям эпизоды изучаемого произведения




Программное содержание

Писатели улыбаются

М. М. Зощенко. «Беда». Смешное  и грустное в рассказах писателя.



Мировоззренческая идея

Обличение общественных пороков средствами художественного слова


Ценностно-смысловые ориентиры

Человек. Здоровье. Культура. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

План изучения учебного материала

1. Понятие о комическом и его роли в процессе создания художественного образа.

2.Работа с текстом, иллюстрациями и фрагментами мультфильма.

3. Определение способов создания комического

Основные понятия

Комическое и его формы: юмор, ирония, сатира


Авторская позиция


Формы комического, используемые М. Зощенко


Словесный и живописный портрет

Тип урока

Урок изучения нового материала

Форма урока

Урок-исследование

Образовательная технология

Технология развивающего обучения

Оснащение урока

Учебник, мультимедийные средства, тексты, рисунки учащихся

Автор и название учебника

.Коровина В.Я. Литература 7 кл. Учеб. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2017

Мизансцена урока

Парты стоят по кругу

Предварительная подготовка к уроку учащихся

Чтение рассказа М. Зощенко «Беда», чтение по ролям отдельных сцен, рисунки учащихся, отражаюцие их ассоциации с текстом рассказа

Домашнее задание

Сочинение- миниатюра « Если бы я был другом главного героя…»






















Технологическая карта хода урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.)

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.



Приветствуют учителя стоя


II. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (10-12 мин.)

Практическая работа. Задание. Прочитайте эпиграф к уроку:

«Постараться рассмеяться

(Ведь смеяться не грешно),

Рассмеявшись, докопаться,

Почему нам так смешно?»


Вводная беседа:

- О чём будем говорить? С какой целью?

- Как можно объяснить выделенное слово?

Вывод: в поиске решений будем глубоко «вникать» в смысл слова, работая над текстом рассказа «Беда"

- Посмотрите фрагмент из мультфильма, поставленного по басне С. Михалкова и ответьте на вопрос: что общего с рассказом М. Зощенко имеет этот фрагмент?

- Как вы считаете, что объединяет двух писателей? - - -- Какими качествами, на ваш взляд, должен обладать писатель, создающий юмористическик произведения?

-Какое определение « комическому» даётся в литературоведческом словаре учебника?

Задание. В чём разница понятий юмор, сатира, ирония? Чем они нам могут помочь в работе?

Вывод: знание теоретико-литературных понятий помогут определить особенности творческой манеры автора

Главный вопрос урока. Какие способы создания комического эффекта использует М. Зощенко в рассказе «Беда»? Какие дополнительные языковые средства он для этого применяет?

Задание: запишите в столбик важные, на ваш взгляд, языковые средства достижения комического эффекта в рассказе писателя.













2-3 человека перечитывают текст эпиграфа, отвечают на вопрос, высказывают свои мнения



4-5 человек обосновывают свой выбор


2-3 ученика сравнивают и отвечают





Работа с кратким литературоведческим словарём учебника






Обосновывают свою позицию, работают в тетрадях, записывают тему урока и авторские приёмы- примеры, которые заметили в процессе чтения.

ПУД 1-2













РУД-2













РУД-4

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (15 мин.)

Исследовательский метод

1.Работа над содержанием рассказа с использованием иллюстраций, выполненных учащимися.

Задания.

- Перескажите рассказ с максимальной компрессией текста

-Рассмотрите иллюстрации и попытайтесь по картинкам, выполненных вами, восстановить ход событий одного из грустных рассказов М.Зощенко

Выводы. Да, писатель ревностно критикует общественный порок – пьянство. К сожалениию, общество и сейчас от него не избавилось. Крестьянин из деревни Гнилые Прудки мало чем отличается от некоторых наших современников.

-Оправдались ли ваши ожидания после знакомства со всем содержанием рассказа? Как бы вы сами назвали такой рассказ?



2. Аналитическая беседа

-Какую особенность рассказа можем отметить, учитывая

высказывание самого писателя: « Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая. Доступная бедным. Может быть, поэтому у меня много читателей»

- От какого лица идет рассказ? Как называется этот прием в литературе?

Задание. Найдите в тексте доказательства к утверждению писателя и сформулируйте определения к ним.




Продолжение аналитической беседы

-Что же на самом деле произошло с мужиком?

-Действительно ли с Глотовым произошла беда, трагедия? Подтвердите текстом.

Какой приём помогает понять состояние мужика?

Зачем они понадобились автору в таком количестве? Проверка: перечислите все авторские языковые приёмы, замеченные вами

Вывод. Действительно, автор как бы «заставляет» читателя самому представить вместо многоточий и то, как выглядит мужик в этот момент, т. е. его мимику, жесты, и то, что он мог бы подумать и сказать, но у него нет слов выражения своих мыслей
















Пересказывают содержание.

Несколько человек поочерёдно, обращаясь к стенду с рисунками, комментиру-ют эпизоды и стараются прояснить замысел автора рисунка предлагают варианты названия.


Фронтально (учащиеся отмечают объекты авторского смеха, записывают

в тетради особенности повествования: краткость, простота сюжета, сказовая манера

Сравнивают с изученными сказами Бажова и Лескова



Отвечают на вопросы, работают с текстом- ищут цитаты и формулируют приёмы создания комического


Фронтально.



Выбирают короткий фрагмент рассказа и читают по ролям, доказыва правильность выводов

ЛР-2









РУД-3


















ПР-4












ПР-3












IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (5-7 мин.)

Самостоятельная работа:

-Почему же Глотову так обидно и досадно?

-Вспомните, чего стоило ему купить лошадь?

-Какие слова он постоянно повторяет, дабы подчеркнуть всю сложность этого предприятия?

-Как понимать буквально эти слова?

-Но кто же в этом виноват? Кого он в этом винит?

А почему не себя?!

Задание.

В начале урока мы вспомнили, что такое ирония, юмор, сатира.

Как вы думаете, чего в этом рассказе больше?

Но какая это ирония? Поясните!

А присутствует ли здесь сатира?

В чём её предназначение, что она обличает?

( привычка всё новое- отпраздновать)

Задание. Прочитайте отмеченные вами в тетради приёмы создания комического. Докажите их наличие в тексте рассказа.












Работают с текстом рассказа, ищут ответы на вопросы учителя.





Групповое обсуждение, формулировка выводов, наблюдения за собственной монологической речью



Доказывают текстом, что писатель использует именно эти приёмы для критики недостатков

несуразица,

нелепость.

неожиданность,

антитеза,

сочные эпитеты,

говорящие названия,

сниженная лексика,

невнятная речь.


ЛР-1

КУД-1

ПР-3

КУД-2

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.)

Рефлексия и самооценка.

- Обратитесь вновь к эпиграфу урока и попытайтесь определить, как приёмы создания комического помогают нам понять смысл рассказа и авторскую позицию?

Оцените, правильно ли вы поняли смысл рассказа?

- Вспомните, какой он, герой рассказа? Что за человек и какая беда у него случилась?

- Почему он отказывается от покупки лошади у мужика из соседнего села?

- Как вы оцениваете действия героя на базаре?

- Какие аргументы приводит Егор Иваныч, чтобы купить лошадь?

- Как герой осматривает лошадь? Что при этом происходит с лошадью?

- Как ведет торг покупатель?

- Как вы думаете, от каких «обывательских черт» надо было бы избавиться мужику? - Почему «долго и с сожалением пересчитал их и подал торговцу, слегка отвернув голову»?

- Над чем смеётся и над чем горюет автор рассказа?

- Кто виноват в том, что всё так печально закончилось?


Выводы: Глотов шел к своей мечте- купить лошадь, уже воплотил ее, но решил похвастаться. Вот и приключилась такая беда с ним. Крестьянин в недоумении. Он чувствует себя обманутым. Зачем вообще торгуют вином? Чтобы умножать людское горе, потери? Используя свои неповторимые приёмы комического, изображая почти анекдотическую ситуацию, сатирик заставляет нас задуматься над общественными пороками, такими, как невежество и пьянство. Но за горькой иронией писателя мы видим его сердечную боль за простого русского мужика, за его бестолковость и легкомыслие.


Читают по ролям

Сцену торга на базаре и отвечают на вопросы (фронтально)

Рассуждают.










Работают над обобщённым образом сельского мужика и делают выводы






Записывают вывод сжато

ЛР-2

РУД-2

ПР-3
































Приложение 1

Слайдовая презентация

Приложение 2

Раздаточные материалы

Задание исследовательского типа №1

  1. Какие известные особенности стиля М. Зощенко вы можете отметить в детских рассказах писателя? (Рассказы выбираются самостоятельно)

Задание исследовательского типа №2

  1. Составьте небольшое высказывание на тему « Какие общие мотивы объединяют творчество Н.В.Гоголя и М.Зощенко»?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Паспорт урока "Способы создания комического в рассказе М.Зощенко «Беда»

Автор: Касаткина Людмила Юрьевна

Дата: 20.08.2018

Номер свидетельства: 476094

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства