Мастерская творческого письма «Весна» способствует через восприятие живописных, словесных и музыкальных впечатлений подготовить учащихся к самостоятельной творческой работе. Развивает навыки работы над исследованием текста, способствует развитию ассоциативного и творческого мышления учащихся, активизирует и развивает умение учащихся работать в группе, а также учит умению видеть прекрасное в обыденном, смотреть на мир глазами художника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастерская творческого письма "Весна" »
Мастерская
творческого письма
«ВЕСНА»
Авторы-разработчики :
учителя высшей категории
Бородачева Л.Н.(учитель биологии),
Дементьева Е.А.(учитель русского языка и литературы)
МБОУ СОШ №9
Г.Камышина Волгоградской области
2015
Цель:через восприятие живописных, словесных и музыкальных впечатлений о весне подготовить учащихся к самостоятельной творческой работе.
Задачи:
Продолжить работу над умением составлять небольшое связное высказывание.
Продолжить работу над формированием умений и навыков работы с текстом.
Развивать навыки работы над исследованием текста.
Способствовать развитию ассоциативного и творческого мышления учащихся.
Активизировать и развивать умение учащихся работать в группе
Продолжить работу над эстетическим воспитанием учащихся, учить умению видеть прекрасное в обыденном, смотреть на мир глазами художника.
Оборудование : индивидуальные технологические карты, тексты о весне, аудиозаписи с песнями о весне и «звуками весны»
1. Индуктор
УЛ: Дорогие участники, попробуйте догадаться, о чем пойдет речь в нашей мастерской, разгадав загадки:
УБ: Я раскрываю почки, в зелёные листочки. Деревья одеваю, посевы поливаю, УЛ: Движения полна, зовут меня ... ( весна)
УБ: Зеленоглаза, весела, Девица- красавица. Нам в подарок принесла, То, что всем понравится:
УЛ: Зелень - листьям, Нам - тепло, Волшебство,
чтоб все цвело. УБ: Вслед ей прилетели птицы Песни петь все мастерицы. УЛ: Догадались, кто она? Эта девица - ...(Весна)
Итак, тема нашей мастерской – весна. Ход работы в ней мы предлагаем вам отражать в индивидуальных листах ( технологических картах). Сделаем первую запись.
2.Самоконструкция
-А теперьподумайте, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ВЕСНА. Запишите 3 сущ., 3 глагола, 3 прилагательных (можно больше).
- Дополните их другим словом, чтобы получилось словосочетание.
- А теперь подумайте, на кого или что похожа весна. С чем или с кем вы сравнили бы весну(запишите в таблицу)
- Зачитайте ваши записи в группе. Поделитесь своими мыслями, ассоциациями. Понравившиеся слова и словосочетания других участников запишите в свой словарь.
- Составьте на основе всех этих записей текст о весне. ( время 5 минут. Звучит музыка Чайковского.)
3. Социализация первичного продукта ( первого текста)
-Представьте свое «произведении» в группе. Что вам показалось очень удачным, что интересным, неожиданным. Выберите один текст(лучший ) от группы для представления всей мастерской.
4. Коррекция первичного продукта
- По-моему, получилось оригинально. Вот что значит благодатная тема для творчества. Действительно, прекрасные мгновения весны рисовали художники, о весне писали ученые , поэты. Мы предлагаем вам несколько разных текстов о весне. Познакомьтесь с ними и выпишите понравившиеся слова, словосочетания из них (внесите их таблицу).
- Конечно же, весна была и остаётся неиссякаемым источником вдохновения для музыкантов. Да и сама она полна волшебных звуков. Сейчас прозвучат «Звуки весны» и песни о весне. Послушайте внимательно эту музыку, ответьте на вопросы в таблице. (Звуки весны и песни о весне)
- Вот теперь, наверное, полные мыслей, эмоций, впечатлений, мы, надеюсь, готовы к новому этапу творчества.
Напишите новый текст на тему: «Весенние мелодии» или «Письмо весны ко мне» ( или допишите 1-ый)
Социализация вторичного продукта ( второго текста)
-Представьте его в группе и в мастерской.
5.Рефлексия
-Уважаемые участники мастерской, наше совместное творчество завершается. Поразмышляйте над всем произошедшим сегодня, продолжив фразы (см. технологическую карту- лист)
УБ: Огромное спасибо за работу. Мы говорили о весне. Я бы хотела вам пожелать, чтобы вы замечали в любом времени года, да и вообще в окружающем обычном мире прекрасное и необычное.
Ул:Я бы хотела, чтобы вы развивали в себе творческие способности, стремились записывать свои наблюдения и размышления. Чтобы вы однажды вслед за Пушкиным могли сказать: «И пробуждается поэзия во мне…»
Мастерская творческого письма.
Тема занятия ______________________________________________________
Заполни таблицу
Весна
Слова – ассоциации
(3 существительных, 3 прилагательных, 3 глагола)
Словосочетания с ними
Сравнения
(весна как…
весна похожа на…)
Мой
словарь
Из словаря других
Составь текст №1 «Весна» (5 и более предложений)
Прочитай текст, заполни таблицу.
№
текста
Понравившиеся слова и словосочетания
1.
2.
3.
Прослушай « звуки весны» и песни о весне.
Заполни таблицу, ответив на вопросы.
«Звуки весны»
Песни о весне
Какая музыка свойственна весне?
Какова главная мысль песен, каким настроением они наполнены?
Составь текст №2 на тему (по выбору) «Весенние мелодии», «Письмо весны».
Рефлексия.
Мне понравилось (что делать?) _______________________________________
Пришла весна. По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех.
В садах пахнули почки деревьев. Ветви деревьев покачивались от свежего ветра и чуть слышно шептали свою весеннюю песню.
Шоколадные чешуйки лопаются, как будто выстреливают, и показываются зеленые хвостики. И лес, и сад по-особому пахнут — зеленью, оттаявшей землей, чем-то свежим. Это почки с разных деревьев разными запахами перекликаются. Понюхаешь черемуховую почку — горьковато-вкусный запах напоминает тебе белые кисточки ее цветов. А у березы свой особый аромат, нежный и легкий.
Запахи наполняют весь лес. В весеннем лесу дышится легко и свободно. И уже зазвенела короткая, но такая нежная и радостная песня малиновки. Если прислушаться к ней, то можно разобрать знакомые слова: «Славься, славься все кругом!» Свистит, переливается на все лады молодой, зеленеющий лес.
Радостно, молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека.
Владимир Набоков
Взволнован мир весенним дуновеньем,
вернулись птицы, и звенят ручьи
бубенчиками влаги. С умиленьем
я разбираю мелочи любви
на пыльных полках памяти. Прохладно
в полях, и весело в лесу, куда
ни ступишь – крупный ландыш. Как вода,
дрожит лазурь - и жалобно, и жадно
глядит на мир. Березы у реки –
там, на поляне, сердцем не забытой,
столпились и так просто, деловито
развертывают липкие листки,
как будто это вовсе и не чудо,
а в синеве два тонких журавля
колеблются, и может быть, оттуда
им кажется зеленая земля
неспелым, мокрым яблоком...
Ф.Тютчев
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят сонный брег
Бегут и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Интернет-источники
1. Педагогическая мастерская-Литература-Методический материал