Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе на тему «Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора».»
Урок литературы в 5 классе на тему «Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора».
Цели:
Обучающие:
а) познакомить с понятием «фольклор»;
б) углубить представление детей о жанрах фольклора;
в) повторить различие между пословицами и поговорками;
г) обогатить словарный запас учащихся.
Развивающие:
а) развитие познавательного интереса;
б) развитие умения обобщать, классифицировать, делать выводы, доказывать;
в) развитие умения различать пословицы и поговорки;
г) развитие монологической речи учащихся.
Воспитывающие
а) воспитывать интерес к культуре народа, к родному языку, к изучению литературы.
Оборудование: учебник, раздаточный материал «Литературное лото».
Тип урока: объяснение нового материала с опорой на имеющиеся знания.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Объявление темы и задач урока.
Учитель: - Сегодня на уроке мы продолжим начатое в начальных классах знакомство с устным народным творчеством, вспомним малые жанры фольклора.
Фольклор: с англ. «folk» - народ и «lore» - мудрость = народная мудрость.
Запись в тетрадь: фольклор - устное творчество народа.
III. Вступительная беседа
Учитель:
- Черты фольклора:
Устная форма, опора на традиции, непосредственность контакта исполнителя и слушателя, коллективность, народность, вариативность, сочетание слова с лементами других видов искусства. Впоследствии фольклор и литература обогащали и дополняли друг друга.
Отличие фольклора от литературных текстов:
- набор традиционных зачинов и концовок, единоначалие, повтор слов, строк, эпизодов, использование фольклорных символов, общих типических мест, формул повелевания, постоянные эпитеты.
Жанры: былины, легенды, песни, исторические песни и народные баллады, необрядовая лирика.
IV. Беседа с учащимися.
- Какие произведения фольклора вам знакомы?
- Когда и как происходило ваше знакомство с произведениями устного народного творчества?
- Встречались ли вы с произведениями фольклора, кроме уроков литературы, еще где-то?
V.Игра «Литературное лото».
1. Раздать учащимся заранее подготовленное игровое поле (Приложение 1) и карточки с текстами (Приложение 2).
2. Попросить прокомментировать слова, напечатанные на игровом поле, используя материал учебника.
3. Попросить разложить карточки с текстами на игровом поле.
4. Проверить по последовательности номеров текстов – карточек, правильно ли выполнено задание.
5. В качестве дополнительного по повторению можно задать вопрос: как в фольклорных текстах и в каких именно нашли отражение мифологические представления наших предков.
VI. Итог
Учитель: - Молодцы! Вижу, что со сложной работой вы справились отлично. Хочется пожелать вам, чтобы вы в своей речи пользовались различными фольклорными жанрами, например, пословицами и поговорками. И не только в речи, но чтобы жить они вам помогали, указывали правильный путь в трудной ситуации. Именно «правильный путь», ведь в них заключена вековая мудрость нашего народа.
VII. Домашнее задание
Учитель: подобрать свои задания для карточек лото.
Приложение 1
Пестушки
Заклички
Загадки
Считалки
Потешки
Детский фольклор
Скороговорки
Дразнилки
Колыбельные песни
Приговорки
Нескладухи
Приложение 2
Ходит сон по лавке, 2. Потягунюшки, порастунюшки!
А дремота по избе, Роток – говорунюшки,
Ищет - поищет деточку мою, Руки – хватунюшки,
Где найдет, тут и спать укладет. Ноги – ходунюшки.