kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Малые жанры фольклора. Урок литературы в 5 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока «Малые жанры фольклора»   разработан на основе базового учебника «В мире литературы. 5 класс» в 2ч., авторы-составители: А.Г. Кутузов, Е.С. Романичева, А.К. Киселев. План включает в себя электронные образовательные ресурсы, размещенные в федеральных коллекциях. Структура урока представлена в табличной форме, перечень используемых на уроке ЭОР указан в приложении к плану-конспекту урока. План-конспект может быть использован при изучении названной темы и по другим базовым учебникам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Малые жанры фольклора. Урок литературы в 5 классе. »

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Малые жанры фольклора.

(Тема урока)


ФИО (полностью): Погудина Юлия Александровна


Место работы: МАОУ СОШ №1 г. Ивделя


Должность: учитель


Предмет: литература


5 класс


Тема и номер урока в теме: Малые жанры фольклора, урок 3.


Базовый учебник: В мире литературы. 5 класс. В 2ч. Авторы-составители: А.Г. Кутузов, Е.С. Романичева,

А.К. Киселев.


  1. Цель урока: активизация у обучающихся знания жанров народного поэтического творчества, формирование представлений о малых жанрах фольклора, их своеобразии и особенностях употребления

9. Задачи:

- обучающие: закрепить знания о фольклоре, формировать умение определять жанровую природу фольклорного произведения, видеть жанровые признаки произведения;

-развивающие: развивать внимание, наблюдательность, связную речь, навыки анализа;

-воспитательные: воспитывать чуткое, бережное отношение к устной народной словесности.

  1. Тип урока: изучение нового материала.

  2. Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные.

  3. Необходимое техническое оборудование: интерактивный аппаратно-программный комплекс, классная доска, интернет-модем

  4. Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1

Организационный


Приветствие учителя, проверка готовности класса к уроку.

Объявление темы урока, цели и задач; плана урока


Подготовка рабочего места. Запись в тетрадях темы урока

2

2

Актуализация знаний

Что такое фольклор (ЭОР №1)

Демонстрация учебной статьи. Приемы повторения ранее усвоенных знаний. Приемы, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний. Фронтальная беседа с обучающимися по вопросам. Организация самостоятельной работы по составлению схемы «Малые жанры фольклора»

Самостоятельное знакомство с текстом статьи, устные ответы на вопросы, самостоятельная индивидуальная работа: составление схемы «Малые жанры фольклора» в рабочей тетради.

5


Объяснение нового материала

«Пословицы и поговорки» (ЭОР № 2)

Демонстрация учебной статьи, постановка проблемного вопроса. Организация самостоятельной работы обучающихся с учебной статьей, организация фронтальной беседы по поставленным вопросам

Самостоятельное знакомство с текстом статьи, самостоятельная индивидуальная работа: формулировка выводов по проблемному вопросу

4


Первичное закрепление нового материала


Организация фронтальной беседы с обучающимися по вопросам

Устные ответы на вопросы

4


Перенос новых знаний в новые условия (применение в незнакомой ситуации)

«Распределите пословицы и поговорки по жанрам» (ЭОР № 3)

Демонстрация интерактивного задания, организация индивидуальной/ коллективной работы по выполнению интерактивного задания.

Организация индивидуальных ответов учащихся по толкованию значения пословиц

Индивидуальная/ коллективная работа по выполнению интерактивного задания, самостоятельная индивидуальная работа по толкованию значения пословиц

4


Объяснение нового материала, первичное закрепление нового материала


Фронтальная беседа с учащимися по вопросам. Организация самостоятельной индивидуальной работы обучающихся по заполнению схемы «Малые жанры фольклора»

Чтение фрагмента статьи учебника («Небылицы», «Считалки»), индивидуальные устные ответы на вопросы, дополнение схемы «Малые жанры фольклора»

5


Перенос новых знаний в новые условия (применение в незнакомой ситуации)

«Соотнесите текст с названием жанра произведения» (ЭОР № 4)

Демонстрация интерактивного задания. Организация сндивидуальное/ клора"дуальной работы обучающихся по заполнению схемы "000000000000000000000000000000000000000000000000000000000амостоятельного индивидуального/ коллективного выполнения интерактивного задания

Самостоятельное индивидуальное/ коллективное выполнение интерактивного задания

5


Объяснение нового материала, первичное закрепление нового материала


Организация фронтальной беседы с учащимися по вопросам («Скороговорки»)

Устные ответы на вопросы, самостоятельное формулирование теоретических выводов на основе имеющегося читательского опыта, дополнение схемы «Малые жанры фольклора»

4


Систематизация и обобщение


Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке, и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели.


Рефлексия, выводы.

5


Объяснение домашнего задания


Объяснение домашнего задания: способы выполнения, оформления

Запись домашнего задания

2


Диагностика уровня освоения учащимися нового знания и овладения предметными и универсальными учебными действиями

«Определите, какой из трёх текстов соответствует названию жанра произведения» (ЭОР № 5)

Демонстрация тестового задания, контроль формирования навыков определения жанровой природы фольклорного произведения, ведение коллективного обсуждения задания

Коллективное выполнение тестового задания

5


Приложение к плану-конспекту урока

Малые жанры фольклора.

(Тема урока)


Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Что такое фольклор

Информационный ЭОР

Статья

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cb8464c0-8d15-4ef0-abd5-3e05c029602b/%5BLI5RK_6-01%5D_%5BTE_01%5D.htm

Учебная статья "Пословицы и поговорки"


Информационный ЭОР

Статья

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9fca27ab-ca30-48b1-8a14-74340d8539b6/%5BLI5RK_8-03%5D_%5BTE_03%5D.htm

Распределите пословицы и поговорки по жанрам

Практический ЭОР

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0d00b1f6-8186-491f-8e28-2068002c2cc3/%5BLI5RK_8-03%5D_%5BTR_04%5D.swf

Соотнесите текст с названием жанра произведения

Практический ЭОР

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d56de433-c240-403c-88e8-d5c4f77a616f/%5BLI5RK_8-03%5D_%5BTR_06%5D.swf

Задание: определите, какой из трёх текстов соответствует названию жанра произведения

Контрольный ЭОР

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d7601d71-eafd-4eb9-96f8-ecff8e1e3579/index_listing.html




План-конспект урока.

Малые жанры фольклора.


  1. Организационный этап.

Объявление темы урока, постановка цели, задач. Тему урока обучающиеся записывают в тетради.

  1. Актуализация знаний.

Демонстрация статьи «Что такое фольклор», знакомой учащимся с первого урока по изучению устного народного творчества (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cb8464c0-8d15-4ef0-abd5-3e05c029602b/%5BLI5RK_6-01%5D_%5BTE_01%5D.htm), беседа по вопросам:

- Что такое фольклор? Каково значение этого слова в отечественном литературоведении?

- Каково значение фольклора в повседневной жизни наших предков? Какое значение имеет фольклор в наше время?

Постановка проблемного вопроса:

- Какие из перечисленных в статье жанров фольклора можно отнести к малым жанрам? Почему? Как вы отличите загадку от других произведений УНТ?

Беседа по вопросу, понятийная обработка сочетания «малые жанры фольклора», начало работы над схемой «Малые жанры фольклора» в рабочей тетради.

  1. Объяснение нового материала.

Работа со статьей «Что такое фольклор»:

- «Эти создания коллективного ума и фантазии народа были его исторической памятью, отражали его жизнь, народное самосознание, нравственные понятия». Как вы считаете, к какому малому жанру устного народного творчества прежде всего могут быть отнесены эти слова? (Пословицы и поговорки) Почему?

- Проверим наши суждения, познакомившись с учебной статьей «Пословицы и поговорки» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9fca27ab-ca30-48b1-8a14-74340d8539b6/%5BLI5RK_8-03%5D_%5BTE_03%5D.htm). Ваша задача: во время чтения статьи определить, чем отличаются поговорки от пословиц.

  1. Первичное закрепление нового материала.

Беседа по содержанию статьи, определение отличия поговорок от пословиц.

  1. Перенос новых знаний в новые условия (применение в незнакомой ситуации)

Работа с интерактивным заданием «Распределите пословицы и поговорки по жанрам» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0d00b1f6-8186-491f-8e28-2068002c2cc3/%5BLI5RK_8-03%5D_%5BTR_04%5D.swf)

- Объясните значение любой понравившейся вам пословицы. В какой ситуации она может быть использована?

  1. Объяснение нового материала, первичное закрепление нового материала.

Работа по вариантам: знакомство со статьей учебника (фрагменты):

1 вариант: «Пригород считалок, или кто съел мои вареники» (стр. 23),

2 вариант: «Небылицы» (стр. 27)

Учебная задача: выявить, как возникли считалки и небылицы, каково их назначение, в каких ситуациях они используются?

Ответы учащихся по поставленным вопросам, выявление жанровых признаков считалок и небылиц, продолжение работы в тетради (схема «Малые жанры фольклора»)

  1. Перенос новых знаний в новые условия (применение в незнакомой ситуации)

Выполнение интерактивного задания «Соотнесите текст с названием жанра произведения» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d56de433-c240-403c-88e8-d5c4f77a616f/%5BLI5RK_8-03%5D_%5BTR_06%5D.swf)

- В нашей схеме отмечены такие малые жанры УНТ, как загадка, пословица, поговорка, небылица, считалка. Попытаемся узнать эти жанры и правильно соотнести текст с названием жанра. Будьте внимательны: вам предстоит найти произведение такого жанра, о котором мы сегодня не говорили, но который всем вам хорошо знаком. Какой это жанр?

  1. Объяснение нового материала, первичное закрепление нового материала.

Работа со схемой в тетради, с текстом скороговорки из интерактивного задания:

- Для чего нужны скороговорки? Каково их назначение?

- Для правильного произношения каких звуков создана эта скороговорка?

- Какие скороговорки вам еще известны? Произношение каких звуков речи «отрабатывают» эти скороговорки?

9. Систематизация и обобщение.

Подведение итогов урока с одновременной проверкой схемы, составленной в тетради:

- С какими малыми жанрами УНТ мы познакомились сегодня на уроке?

- Почему пословицу можно назвать «сконцентрированная мудрость»?

- Как отличить пословицу от поговорки?

- Что такое считалка? Для чего она нужна?

- По каким признакам вы узнаете небылицу?

- Что такое скороговорка? Как вы узнаете ее среди произведений других малых жанров?

Дополнение схемы (запись в тетради названий тех жанров, изучение которых будет вынесено на следующий урок) – установление связи со следующим уроком.

10. Объяснение домашнего задания.

Домашнее задание по выбору обучающихся:

1. Мини-сочинение «Любимая пословица моей семьи» (назвать пословицу, объяснить ее значение, рассказать, в каких ситуациях она употребляется членами семьи)

2. Найти информацию и подготовить сообщение о малых жанрах фольклора: прибаутка, закличка, частушка, страшилка.

11. Диагностика уровня освоения учащимися нового знания и овладения предметными и универсальными учебными действиями.

Коллективное выполнение тестового задания «Определите, какой из трёх текстов соответствует названию жанра произведения» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d7601d71-eafd-4eb9-96f8-ecff8e1e3579/index_listing.html)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Малые жанры фольклора. Урок литературы в 5 классе.

Автор: Погудина Юлия Александровна

Дата: 15.11.2014

Номер свидетельства: 130926

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока литературы на тему: "Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-litieratury-na-tiemu-malyie-zhanry-fol-klora-poslovitsy-i-poghovorki"
    ["file_id"] => string(6) "117417"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412783995"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) ""Малые жанры фольклора.Загадки.Пословицы.Поговорки". "
    ["seo_title"] => string(54) "malyie-zhanry-fol-klora-zaghadki-poslovitsy-poghovorki"
    ["file_id"] => string(6) "197815"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428319304"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Урок литературы в 5 классе на тему «Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора»."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_literatury_v_5_klasse_na_temu_folklor_kollektivnoe_ustnoe_narodnoe_tvorches"
    ["file_id"] => string(6) "586995"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1632068369"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Презентация на тему "Малые жанры фольклора""
    ["seo_title"] => string(42) "priezientatsiianatiemumalyiezhanryfolklora"
    ["file_id"] => string(6) "324824"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1462700485"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Тема урока: "Загадка как малый жанр УНТ" "
    ["seo_title"] => string(40) "tiema-uroka-zaghadka-kak-malyi-zhanr-unt"
    ["file_id"] => string(6) "103824"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402639763"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства