Малые жанры фольклора. Урок литературы в 5 классе.
Малые жанры фольклора. Урок литературы в 5 классе.
План-конспект урока «Малые жанры фольклора» разработан на основе базового учебника «В мире литературы. 5 класс» в 2ч., авторы-составители: А.Г. Кутузов, Е.С. Романичева, А.К. Киселев. План включает в себя электронные образовательные ресурсы, размещенные в федеральных коллекциях. Структура урока представлена в табличной форме, перечень используемых на уроке ЭОР указан в приложении к плану-конспекту урока. План-конспект может быть использован при изучении названной темы и по другим базовым учебникам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Малые жанры фольклора. Урок литературы в 5 классе. »
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Малые жанры фольклора.
(Тема урока)
ФИО (полностью): Погудина Юлия Александровна
Место работы: МАОУ СОШ №1 г. Ивделя
Должность: учитель
Предмет: литература
5 класс
Тема и номер урока в теме: Малые жанры фольклора, урок 3.
Базовый учебник: В мире литературы. 5 класс. В 2ч. Авторы-составители: А.Г. Кутузов, Е.С. Романичева,
А.К. Киселев.
Цель урока: активизация у обучающихся знания жанров народного поэтического творчества, формирование представлений о малых жанрах фольклора, их своеобразии и особенностях употребления
9. Задачи:
- обучающие: закрепить знания о фольклоре, формировать умение определять жанровую природу фольклорного произведения, видеть жанровые признаки произведения;
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
1
Организационный
Приветствие учителя, проверка готовности класса к уроку.
Объявление темы урока, цели и задач; плана урока
Подготовка рабочего места. Запись в тетрадях темы урока
2
2
Актуализация знаний
Что такое фольклор (ЭОР №1)
Демонстрация учебной статьи. Приемы повторения ранее усвоенных знаний. Приемы, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний. Фронтальная беседа с обучающимися по вопросам. Организация самостоятельной работы по составлению схемы «Малые жанры фольклора»
Самостоятельное знакомство с текстом статьи, устные ответы на вопросы, самостоятельная индивидуальная работа: составление схемы «Малые жанры фольклора» в рабочей тетради.
5
Объяснение нового материала
«Пословицы и поговорки» (ЭОР № 2)
Демонстрация учебной статьи, постановка проблемного вопроса. Организация самостоятельной работы обучающихся с учебной статьей, организация фронтальной беседы по поставленным вопросам
Самостоятельное знакомство с текстом статьи, самостоятельная индивидуальная работа: формулировка выводов по проблемному вопросу
4
Первичное закрепление нового материала
Организация фронтальной беседы с обучающимися по вопросам
Устные ответы на вопросы
4
Перенос новых знаний в новые условия (применение в незнакомой ситуации)
«Распределите пословицы и поговорки по жанрам» (ЭОР № 3)
Демонстрация интерактивного задания, организация индивидуальной/ коллективной работы по выполнению интерактивного задания.
Организация индивидуальных ответов учащихся по толкованию значения пословиц
Индивидуальная/ коллективная работа по выполнению интерактивного задания, самостоятельная индивидуальная работа по толкованию значения пословиц
4
Объяснение нового материала, первичное закрепление нового материала
Фронтальная беседа с учащимися по вопросам. Организация самостоятельной индивидуальной работы обучающихся по заполнению схемы «Малые жанры фольклора»
Чтение фрагмента статьи учебника («Небылицы», «Считалки»), индивидуальные устные ответы на вопросы, дополнение схемы «Малые жанры фольклора»
5
Перенос новых знаний в новые условия (применение в незнакомой ситуации)
«Соотнесите текст с названием жанра произведения» (ЭОР № 4)
Демонстрация интерактивного задания. Организация сндивидуальное/ клора"дуальной работы обучающихся по заполнению схемы "000000000000000000000000000000000000000000000000000000000амостоятельного индивидуального/ коллективного выполнения интерактивного задания
Самостоятельное индивидуальное/ коллективное выполнение интерактивного задания
5
Объяснение нового материала, первичное закрепление нового материала
Организация фронтальной беседы с учащимися по вопросам («Скороговорки»)
Устные ответы на вопросы, самостоятельное формулирование теоретических выводов на основе имеющегося читательского опыта, дополнение схемы «Малые жанры фольклора»
4
Систематизация и обобщение
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке, и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели.
Диагностика уровня освоения учащимися нового знания и овладения предметными и универсальными учебными действиями
«Определите, какой из трёх текстов соответствует названию жанра произведения» (ЭОР № 5)
Демонстрация тестового задания, контроль формирования навыков определения жанровой природы фольклорного произведения, ведение коллективного обсуждения задания
Коллективное выполнение тестового задания
5
Приложение к плану-конспекту урока
Малые жанры фольклора.
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
Объявление темы урока, постановка цели, задач. Тему урока обучающиеся записывают в тетради.
Актуализация знаний.
Демонстрация статьи «Что такое фольклор», знакомой учащимся с первого урока по изучению устного народного творчества (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cb8464c0-8d15-4ef0-abd5-3e05c029602b/%5BLI5RK_6-01%5D_%5BTE_01%5D.htm), беседа по вопросам:
- Что такое фольклор? Каково значение этого слова в отечественном литературоведении?
- Каково значение фольклора в повседневной жизни наших предков? Какое значение имеет фольклор в наше время?
Постановка проблемного вопроса:
- Какие из перечисленных в статье жанров фольклора можно отнести к малым жанрам? Почему? Как вы отличите загадку от других произведений УНТ?
Беседа по вопросу, понятийная обработка сочетания «малые жанры фольклора», начало работы над схемой «Малые жанры фольклора» в рабочей тетради.
Объяснение нового материала.
Работа со статьей «Что такое фольклор»:
- «Эти создания коллективного ума и фантазии народа были его исторической памятью, отражали его жизнь, народное самосознание, нравственные понятия». Как вы считаете, к какому малому жанру устного народного творчества прежде всего могут быть отнесены эти слова? (Пословицы и поговорки) Почему?
- Проверим наши суждения, познакомившись с учебной статьей «Пословицы и поговорки» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9fca27ab-ca30-48b1-8a14-74340d8539b6/%5BLI5RK_8-03%5D_%5BTE_03%5D.htm). Ваша задача: во время чтения статьи определить, чем отличаются поговорки от пословиц.
Первичное закрепление нового материала.
Беседа по содержанию статьи, определение отличия поговорок от пословиц.
Перенос новых знаний в новые условия (применение в незнакомой ситуации)
Работа с интерактивным заданием «Распределите пословицы и поговорки по жанрам» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0d00b1f6-8186-491f-8e28-2068002c2cc3/%5BLI5RK_8-03%5D_%5BTR_04%5D.swf)
- Объясните значение любой понравившейся вам пословицы. В какой ситуации она может быть использована?
Объяснение нового материала, первичное закрепление нового материала.
Работа по вариантам: знакомство со статьей учебника (фрагменты):
1 вариант: «Пригород считалок, или кто съел мои вареники» (стр. 23),
2 вариант: «Небылицы» (стр. 27)
Учебная задача: выявить, как возникли считалки и небылицы, каково их назначение, в каких ситуациях они используются?
Ответы учащихся по поставленным вопросам, выявление жанровых признаков считалок и небылиц, продолжение работы в тетради (схема «Малые жанры фольклора»)
Перенос новых знаний в новые условия (применение в незнакомой ситуации)
Выполнение интерактивного задания «Соотнесите текст с названием жанра произведения» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d56de433-c240-403c-88e8-d5c4f77a616f/%5BLI5RK_8-03%5D_%5BTR_06%5D.swf)
- В нашей схеме отмечены такие малые жанры УНТ, как загадка, пословица, поговорка, небылица, считалка. Попытаемся узнать эти жанры и правильно соотнести текст с названием жанра. Будьте внимательны: вам предстоит найти произведение такого жанра, о котором мы сегодня не говорили, но который всем вам хорошо знаком. Какой это жанр?
Объяснение нового материала, первичное закрепление нового материала.
Работа со схемой в тетради, с текстом скороговорки из интерактивного задания:
- Для чего нужны скороговорки? Каково их назначение?
- Для правильного произношения каких звуков создана эта скороговорка?
- Какие скороговорки вам еще известны? Произношение каких звуков речи «отрабатывают» эти скороговорки?
9. Систематизация и обобщение.
Подведение итогов урока с одновременной проверкой схемы, составленной в тетради:
- С какими малыми жанрами УНТ мы познакомились сегодня на уроке?
- Почему пословицу можно назвать «сконцентрированная мудрость»?
- Как отличить пословицу от поговорки?
- Что такое считалка? Для чего она нужна?
- По каким признакам вы узнаете небылицу?
- Что такое скороговорка? Как вы узнаете ее среди произведений других малых жанров?
Дополнение схемы (запись в тетради названий тех жанров, изучение которых будет вынесено на следующий урок) – установление связи со следующим уроком.
10. Объяснение домашнего задания.
Домашнее задание по выбору обучающихся:
1. Мини-сочинение «Любимая пословица моей семьи» (назвать пословицу, объяснить ее значение, рассказать, в каких ситуациях она употребляется членами семьи)
2. Найти информацию и подготовить сообщение о малых жанрах фольклора: прибаутка, закличка, частушка, страшилка.
11. Диагностика уровня освоения учащимися нового знания и овладения предметными и универсальными учебными действиями.
Коллективное выполнение тестового задания «Определите, какой из трёх текстов соответствует названию жанра произведения» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d7601d71-eafd-4eb9-96f8-ecff8e1e3579/index_listing.html)