Просмотр содержимого документа
«"Малые жанры фольклора"»
Разработка урока по литературе в 5 классе, автор учебника В. Я. Коровина
Тема урока: «Фольклор. Малые жанры фольклора.»
Цель: дать понятие о фольклоре, его особенностях, разновидностях малых жанров.
Задачи: повторить материал об устном народном творчестве, изученный ранее, продолжить работу по развитию монологической речи учащихся, научить составлять загадки самостоятельно, воспитывать чувство гордости за родную литературу.
Ход урока
Организационный момент.
Разминка. Найти четвертое «лишнее»
Безоблачное небо,
бегут ручьи,
непроходимый лес,
бескрайние поля
(Предполагается, что учащиеся увидят три примера, в которых использован эпитет, и один пример с олицетворением. Параллельно провести небольшой фронтальный опрос об известных из курса начальной школы языковых средствах художественной выразительности: гиперболе, литоте, метафоре)
Проверка (выборочно) домашнего задания.
Работа по теме урока.
Рождение фольклора или устного народного творчества затерялось где-то в глубине веков. Что значит «устное»? (Уста – губы, рот.) Передававшиеся из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, загадки всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в устном народном творчестве.В наши дни этот вид творчества продолжает развиваться, он отражает фантастичность и реалистичность современных сюжетов.6. Работа по учебнику. Чтение статьи о фольклоре.
Беседа по вопросам:
1. Что такое «фольклор»?
2. Устное народное творчество – это жанр (genre – (фр.) вид) литературы. Назовите малые жанры этого творчества. (Пестушка, потешка, закличка, прибаутка, считалка, приговорка, скороговорка, загадка, частушка, сказка.) Закрепление:выполнение задания по учебнику № 4.
7. Беседа о малом жанре устного творчества – загадке.
«Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки»- в свое время так сказал Ю. Г. Круглов. Так что же такое «загадки»? (Работа по высказыванию и определению, выведенным на интерактивной доске)
Загадки – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.
Но все загадки разные, и иносказательность есть не во всех. Вот, например, в загадке «Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат» иносказательно представлены небо, звезды, месяц. А в загадке «Маленькая, легонькая, а за хвост не поднимешь» нет иносказания, а есть описание ящерицы и момента в ее поведении.
Есть загадки-вопросы. «Без чего человеку жить нельзя?» – «Без имени». Такие загадки требуют неординарного мышления. Нужно из громадного количества возможных ответов дать один, с каким согласились бы все. Да! Человек не может жить без еды, без воды, без воздуха. Но ведь не только человек не может обойтись без еды, воды и воздуха. Животные тоже не могут обходиться без них! Но только человеку дается имя. Значит, с ответом – «Без имени» – согласятся все.
Еще один вид загадки-задачки. Вот, например, такая: «Шел охотник по лесу. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько ворон осталось на дереве?» Ответ: «Осталось две вороны». Но это не так. Одну он убил, а остальные улетели.
Сходство всех четырех видов загадок – в их построении. Композиция состоит из двух частей: первая – вопрос, вторая – ответ. Загадки-иносказания и загадки-описания отличаются от загадок-вопросов и загадок-задач тем, что они созданы на основе поэтической образности, большого количества художественных деталей.
Загадки-вопросы и загадки-задачи сильны своей логикой, игрой ума.
Физкультминутка.
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь- богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво;
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и ещё
Через правое плечо.
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце- руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Ребята, эти строки о богатырях я взяла не случайно для физкультминутки. Как вы думаете почему? ( в ответах учащихся должна прозвучать информация о сказках, в которых героем были богатыри)
8. Практикум. Обучение составлению своей загадки.
1. Загадка-иносказание
Представьте себе гриб-мухомор, крупный, нагнувшийся под тяжестью своей шляпки. Мы с вами можем сделать вывод, что гриб уже давно вырос, ему тяжело стоять прямо, значит, этот гриб – старожил леса, или «старичок». Согласитесь, что его шляпку можно сравнить с колпачком. А теперь посмотрите, как наша загадка уже почти сложилась:
Стоит в лесу старичок,
Надел красный колпачок.
2. Загадка-описание.
Ребята представьте себе горную реку. Подберите глаголы-синонимы, характеризующие движение реки, например: бежит, катится, шумит, несется. Обращаю ваше внимание на то, что поток никогда не кончается. И вновь происходит рождение загадки:
Бежит – бежит, шумит – шумит, а все никак не вытечет. (Река.)
Подведение итогов урока, комментарий отметок.
Узнал ли ты на уроке то, что тебе пригодится в жизни?
Какие пожелания ребятам, учителю?
Комфортно ли ты чувствовал себя на этом уроке?
Что нового вынес с занятия? Хотелось бы тебе еще присутствовать на похожем уроке?
10. Домашнее задание: письменно ответить на вопрос №2 из учебника стр. 7, выполнить задание раздела «Обогащаем устную речь» стр.7