kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Максим Горький. "Песня о Соколе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

- обеспечить глубину восприятия произведения М Горького «Песня о Соколе» учащимися;
- работать над основной частью, над ее образным содержанием;
- выявить главную идею произведения, авторскую позицию;
- развивать умения работать с текстом, анализировать его, находить художественные особенности произведения;
- воспитывать активную гражданскую позицию, стремление жить не обывательскими интересами, а высокими идеалами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Максим Горький. "Песня о Соколе". »


Тема урока: «Безумству храбрых поем мы славу!». Идейно - тематическое содержание «Песни о Соколе».

Цели:

- обеспечить глубину восприятия произведения М Горького «Песня о Соколе» учащимися;
- работать над основной частью, над ее образным содержанием;
- выявить главную идею произведения, авторскую позицию;
- развивать умения работать с текстом, анализировать его, находить художественные особенности произведения;
- воспитывать активную гражданскую позицию, стремление жить не обывательскими интересами, а высокими идеалами.

Оборудование: портрет  М. Горького

Ход урока

Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, а мужественные и и щедрые – вторую. М.Горький.

I.  Организационный  момент. Обратимся к эпиграфу.

II. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня  мы   поговорим  о   людях:   храбрых  и   безумных  в  своих стремлениях и трусливых, живущих мелкими насущными интересами.

III. Работа с заголовком произведения. Вопрос о жанре.

- Ребята, самостоятельно сформулируйте вопросы для анализа заглавия. Как много может рассказать о себе заглавие? (Почему песня? Почему о Соколе?)

- Как давно зародился жанр песни, где берет начало? (В древности, берет начало в устном народном творчестве).

- К какому роду литературы относится жанр песни? (К лирике, значит песня - лирическое произведение).

- Почему Горький определяет жанр произведения как «Песню...»? (Все в этом произведении подчинено идее прославления подвига во имя свободы. Песня хранит память о герое, помогает жить и верить).

- Какие фольклорные представления несет образ Сокола? (Сокол - любимый герой устной поэзии русского и других народов, олицетворение смелости, удали, страсти к свободе).

- Кого называли Соколами в народных песнях? (Вольных людей).

- Почему сокол стал символом мужества, бесстрашия, свободы?

«...Они отличаются значительной величиной, большой силой, способностью необыкновенно скоро пролетать огромные пространства, а при нападении низвергаются с высоты так быстро, что глаз не в состоянии различать их фигуры. По характеру своему они принадлежат к самым страшным хищникам, - добавляет он далее, - но человек прощает вред, причиняемый ими, ради того удивления, которое внушает ему вся жизнь этих птиц. Сила, ловкость, отвага, жажда охоты, благородный вид…», - так писал о благородных соколах известный зоолог, автор «Жизни животных» А.Брем.

Словарь: Символ (греч. - знак, опознавательная примета) - в художественной литературе образ, отличающейся неисчерпаемой многозначностью своего содержания.

Вывод: Горький рисовал героев «Песни...», следуя традициям устной народной поэзии, это лиро-эпическое произведение. Оно наделено дыханием лирики, эмоциональностью тона повествования.


V. Чтение «Песни…». Определить пафос и композицию.


VI. Анализ произведения.

1. Пафос произведения.

- Итак, вы прослушали «Песню...», на каком фоне развиваются события? Действие происходит на фоне картины гор и моря. Всё в этой картине живет, движется, всё как бы охвачено борьбою, стремлением к свободе: «бились волны внизу о камень», «поток стремился навстречу морю, гремя камнями», «он резал гору и падал в море, сердито воя…». На фоне безмерно свободного неба, гремящего моря появляется Сокол, сраженный в бою. Не отчаяние, не упадок сил испытывает он, а чувство гнева, жажду борьбы: «С коротким криком он пал на землю и бился грудью в бессильном гневе о твердый камень… - Я славно пожил… (см. цитату)». В контексте его речи слова жизнь, счастье, небо, битва стоят рядом и не оставляют сомнений в благородстве и высоте его стремлений.

- какой эмоциональный настрой преобладает в этом произведении? (комический, трагический, героический)? Да, героический пафос пронизывает произведение.

Словарь: Пафос - эмоциональное звучание, эмоциональный настрой произведения, определяющий его общую тональность.


2. Композиция. Тема.

- С чего начинается и чем заканчивается «Песня…»? (Повторить понятие «композиция художественного произведения». Определить роль пейзажного обрамления в начале и конце «Песни»... )

- Из скольких частей состоит она? (Из 2)

- Что изображается в первой части? (Гибель Сокола)

- А во второй? (Размышления о смысле жизни, счастье с разных сторон - Ужа и автора)

- Как вы думаете, что больше всего волнует Горького в «Песне о Соколе», какая тема? (Тема подвига, бесстрашия, жажды борьбы, готовности к самопожертвованию).


3. Идейное содержание. Выявление жизненных позиций Ужа и Сокола.

- Как мы с вами выяснили, главные герои произведения – Уж и Сокол.

- Уж и Сокол – это не имена собственные, но в произведении они пишутся с большой буквы. Почему?

- Кого имел в виду автор, описывая персонажей? (В образе животных выступают люди. Горький не первый применил прием одушевления животных, до него мы читали Басни Крылова. Уж и Сокол - это образы-символы).

-  Выписать эпитеты, характеризующие Сокола. (Смелый, свободная птица, гордая птица).

- Подберите эпитеты к образу Ужа.

- Став свидетелем последних минут жизни Сокола, Уж не проявляет враждебности к нему, сочувствует, пытается помочь советом. Но мы ощущаем несовместимость их позиций, полярную противоположность отношения.   О чем же идет спор между Ужом и Соколом? (О смысле жизни, о счастье).

- Я предлагаю вам поработать в группах и дать им характеристику по плану (1 группа работает с образом Ужа, 2 – с образом Сокола):

а) среда обитания

б) небо

в) жизненная позиция, смысл существования, «в чем правда жизни?»

А) Уж живет в ущелье, где темно, пахнет гнилью, душно. Для него теплое и сырое ущелье – земля обетованная: «Мне здесь прекрасно – тепло и сыро». Сокол задыхается в мрачной и теплой сырости. Жить в такой обстановке хуже смерти. Как о величайшем благе он мечтает о «счастье битвы».

Б)   Что значит небо? Для Ужа небо - пустое место, пустыня без дна и края. Сокол выбирает небесную даль, что «вечно ласкает очи мечтой о счастье».


В) Какова жизненная позиция, смысл существования Ужа и Сокола?  Что значит «жить» для Сокола и Ужа? Для Сокола жить - значит храбро биться, видеть небо. Счастье он видит в борьбе, и каждую минуту жизни хотел бы сделать яркой, насыщенной активным действием победы над врагом. Уж живет без стремлений, без идеала: «Мне здесь прекрасно, тепло и сыро»…. «Все в землю лягут, все прахом будет?»

Сокол: «Я славно бился. Я знаю счастье…»

- Подберите афоризмы, выражающие суть противоположных позиций героев.


СОКОЛ

УЖ

1. Я знаю счастье!... Я храбро бился! … Я видел небо!

1. Ну что же небо – пустое место…

2. О, если б в небо хоть раз подняться! О, счастье битвы…

2. Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, всё прахом будет…

3. Безумству храбрых поём мы песню!

3. Рожденный ползать – летать не может!

4. Безумство храбрых – вот мудрость жизни!

4. Земли творенье – землёй живу я.


- Прекрасен подвиг во имя свободы. Но Сокол погиб. И заключительные строки 1 части проникнуты печалью. Прочитаем их.

-  В этих строках вопрос: «Какой же след останется от героического деяния?» Может быть, прав Уж, твердящий:  «Все в землю лягут, все прахом будет?»

- Но  даже  для  самого  Ужа  эта встреча  не  прошла  бесследно.  Он спрашивает: «Зачем такие, как он, умерши, смущают душу...»

«Песня…» построена на антитезе - антитезе бесстрашия и трусости, высоких идеалов и мещанского благополучия, подвига и размеренно-тусклого, приземленного существования, жажды битвы и стремления к покою, готовности к самопожертвованию и эгоистического страха за свою жизнь.


4. Работа над идеей произведения.

-  Почему Уж во 2 части песни осуждает тех, кто стремится высоко в небо? (Они обманывают, прикрывают безумство своих желаний и скрывают за этим негодность для дела жизни)

- Я сам все знаю, я видел небо, - так говорит Уж. Так ли это? Знает ли он правду? (Нет, он не знает правды)

- Какую правду знает Уж, а какую Сокол? (Уж - прелесть полетов - в паденье, Сокол - безумство храбрых - вот мудрость жизни).

Во 2-й главе выясняется широкий смысл противопоставления Ужа и Сокола. Есть в мире две правды: одна из них – «правда» обывательского, эгоистического существования, самодовольства и довольства всем окружающим, «правда» сытых и равнодушных. С их точки зрения, те, кто стремится к борьбе, и свободе, непригодны «для дела жизни», «живут обманом»: «Смешные птицы!... Но не обманут теперь уж больше меня их речи! Я сам всё знаю! … Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье – землей живу я». Другая, подлинная правда - презрение к смерти, безграничность и дерзновенность стремлений, мужество и смелость борцов. «Безумство желаний», осуждаемое и осмеиваемое ужами, на самом деле – это «безумство храбрых», а «безумство храбрых» - вот мудрость жизни!» Именно сокол олицетворяет в народной поэзии воинственную доблесть и качество богатыря, человека вольной жизни. Уж, оберегающий своё никому не нужное, эгоистическое существование, мертв при жизни. По его мнению, всякие стремления бесплодны, ибо « все в землю лягут, всё прахом будет…». Нет, не все, отвечает писатель. Он утверждает, что бессмертие человека в памяти, которую он о себе оставит. Гибель Сокола – это продолжение его жизни. Его смерть – призыв к борьбе, начало бессмертия: «Пускай ты умер! (см. цитату).

И если даже такие, как Сокол, пока одиноки (речь идет о времени написания «Песни…»), их подвиг не пройдет бесследно, «капли крови» их горячей, «как искры вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!». (Горький здесь обыгрывает два значения слова безумный: 1) безрассудный – таков, с точки зрения Ужа, подвиг Сокола; 2) очень сильный, напряженный.

-  Для Ужа стремления Сокола - бредни, безумство. В концовке песни Горький тоже говорит о безумстве храбрых. Какой смысл имеет слово безумство в устах Ужа и Сокола? (Для Ужа – это глупость, для Сокола - мудрость, знак равенства, это слово приобретает иной смысл: дерзание, исключительная смелость, бесстрашие).

Подвиг Сокола – в активной ненависти к обывательскому покою, в стремлении к свободе, которая выше жизни, в борьбе с врагами до последней капли крови. И трагедия Сокола – это не трагедия прощания с жизнью, а трагедия борца, вынужденного покинуть поле боя.

Горьковский Сокол - символ   свободолюбия,   бесстрашия,   беззаветного   служения   высоким идеалам. Уж - символ приземленности, бескрылости, самодовольства, общественной пассивности.

- Идея произведения: Горький прославляет героев, людей, предпочитающих битву, высокие устремления спокойному и сытому обывательскому житью. Прославление подвига - жизни мятежных, бесстрашных, свободолюбивых.


5. В чем же смысл человеческой жизни? Для этого мы сформулируем высказывания в виде суждений:

  • живем, чтобы быть успешными в делах, семье

  • живем, чтобы нести ответственность за себя, за других

  • живем, чтобы найти себя

  • живем, чтобы жить

  • живем, чтобы действовать

  • живем, чтобы работать

  • живем, чтобы быть счастливыми

- А какое высказывание ближе вам? Почему?

VI. Выявление авторской позиции.

– Вернемся к нашим персонажам - Ужу и Соколу. Чья позиция вам более близка: Ужа или Сокола?

- Почему? А автор на чьей стороне? С чем это связано? Вспомните его биографию, то, в какое время он жил. Максим Горький жил в то время, когда в стране была революция, шли тяжелые бои, восстанавливали хозяйство. И если бы люди вели как ужи, возможно, мы жили бы совсем по – другому. И, возможно, если бы не люди – соколы, которые умирали, чтобы доказать, что не надо опускать руки, надо бороться, стараться изменить жизнь к лучшему. В жизни бывают разные ситуации. Порой мы ведем себя, как ужи, иногда – как соколы. И в повседневной жизни можно различить тех, кто подобно Соколу устремляется ввысь, и тех, кто живет «мудростью» Ужа. Но это не значит, что все сразу должны стать соколами сейчас. Можно быть обыкновенным, но помнить, что мы – люди, и должны ими оставаться.

 

VII. Рефлексия.

На этом уроке вы получили начальное представление о «Песне» М.Горького. Что понравилось?

Что нового узнали?


Домашнее задание.  Учить наизусть отрывок.



































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Максим Горький. "Песня о Соколе".

Автор: Рачинская Надежда Петровна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 171246

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "А. М. Горький  «Песня о Соколе», 8 класс "
    ["seo_title"] => string(37) "a-m-gor-kii-piesnia-o-sokolie-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210754"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431497742"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "урок на тему: "В жизни всегда есть место подвигу" по произведению А.М.Горького "Песня о Соколе" "
    ["seo_title"] => string(103) "urok-na-tiemu-v-zhizni-vsieghda-iest-miesto-podvighu-po-proizviedieniiu-a-m-gor-kogho-piesnia-o-sokolie"
    ["file_id"] => string(6) "104024"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402658749"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Песня о Соколе» М. Горький разработка плана по новой технологии "
    ["seo_title"] => string(67) "piesnia-o-sokolie-m-gor-kii-razrabotka-plana-po-novoi-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "201030"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428948854"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "конспект урока по русскому языку на тему"Понятие о косвенной речи. Замена прямой речи косвенной" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-poniatiie-o-kosviennoi-riechi-zamiena-priamoi-riechi-kosviennoi"
    ["file_id"] => string(6) "228577"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441388295"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Тестовые задания по русской литературе для 9 класса"
    ["seo_title"] => string(57) "tiestovyie-zadaniia-po-russkoi-litieraturie-dlia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "263247"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1449505638"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства