Тема урока:
«Песня о Соколе» М. Горький.
Аккистауская средняя школа
Дата: 1.04. 2015г.
ФИО учителя: Каражанова Лиза
Класс: 9
Количество присутствующих:
Количество отсутствующих:
Цели обучения, которые помогают достичь данный урок:
Цель урока:
вспомнить известные биографические факты; познакомить учащихся с содержанием «Песни» и проанализировать ее, донести до учеников идейный смысл произведения, раскрыть его высокий пафос, воплощенный в контрастных образах Сокола и Ужа; объяснить, что «Песня» - произведение романтическое.
Языковые цели:
-воспитание интереса к русскому языку;
Предыдущее обучение:
Проверка домашнего задания.
Ход урока
Этапы урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1. Организационный
1 мин
Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.
Приветствуют учителя, садятся.
2. Постановка учебной задачи.
2 мин
- Сегодня на уроке я предлагаю вам поразмышлять о жизни писателя М. Горького, познакомиться с его произведением, которое позволит нам понять смысл жизни самого писателя, его героев и, возможно, вы сделаете вывод о смысле жизни человека вообще, в том числе и вашей.
Ученики слушают учителя
3. Проверка домашнего задания
8 мин
- Посмотрите на доску, вы видите портрет писателя М. Горького.
- Скажите, а почему в скобках написано другое имя и фамилия этого человека?
- Повторите биографию писателя М.Горького и приготовьтесь рассказать о его жизни
- Расскажите о жизни М. Горького
- Почему жизнь М.Горького была похожа на сказку?
- Не окончив ни одно учебное заведение, он стал образованнейшим человеком своего времени. Почему?
- Что поучительного вы нашли для себя из биографии писателя?
+ Максим Горький – псевдоним
+ жизнь его была очень трудной, горькой
+учащиеся повторяют биографию и готовятся рассказывать
+краткий пересказ о жизни писателя
+ потому, что только в сказках бедные могут дойти до такого уровня развития как М. Горький.
+ он много читал книг, занимался самообразованием
+ трудолюбие, упорство в получении знаний, целеустремлённость
4. Новый материал
4 мин
- Ребята, обратите внимание на даты жизни писателя (1868 – 1936). Это было для нашей страны время неспокойное: время бунтарей, которые готовились перекроить страну. Время, которое несло беспокойство и тревоги в жизнь обычных людей. Вот об этом времени Максим Горький написал свою знаменитую «Песню о Соколе».
Сначала он хотел назвать это произведение «Фельетон об Уже», но остановился на первом. Обратите внимание, что слова Сокол и Уж написаны с заглавной буквы.
Что здесь можно предположить?
- Напоминаю, что время тревожное, поэтому чтение песни особенное. Здесь нет рифмы, но чувствуется ощущение тревоги. Здесь два действующих лица: птица сокол и пресмыкающееся – уж. А на чьей стороне ваши симпатии вы сделаете выводы позднее. Напоминаю, что Горький утверждал две формы жизни: гниение и горение
- Учащиеся смотрят на таблицу и работают по ней.
+ подразумеваются люди
4 – а Чтение учителя вслух произведения «Песня о Соколе»
5 мин
- Сейчас вы послушайте песню, постарайтесь запомнить её содержание, приготовиться к краткому пересказу и к ответам на
вопросы
Учащиеся слушают, запоминают содержание
5. Первичное закрепление
4 мин
- Расскажите, что вы узнали из «Песни» о Соколе?
- Объясните, почему Сокол так рвётся в небо?
- Что вы узнали об уже?
+ Сокол гордая, свободолюбивая птица
+ для ужа важно тепло и сырость
8. Тренировочное чтение
10 мин
- При чтении постарайтесь передать тревогу, шипение ужа, гордость Сокола
+ чтение детей по частям (три человека)
9. Вторичное закрепление
3 мин.
- Где происходит действие?
- Найдите и прочитайте как море воспринимает смерть гордой птицы?
- Природа тоже является как бы действующим лицом этого произведения.
- На чьей стороне автор: на стороне Сокола или ужа? Почему?
- Каких людей он воспевает?
+ в горах
Стр. 168
+ Сокола
+ смелых, сильных, стойких. Те, которые горят, а не гниют
10. Задание на дом
2 мин
- Выразительное чтение 1 части песни
11. Рефлексия.
1 мин
Задает вопрос:
- С каким чувством вы уходите сегодня с урока?
Дети отвечают на вопросы учителя.
Завершают урок.