kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А. М. Горький «Песня о Соколе», 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                      А. М. Горький  «Песня о Соколе»

                                                                           Абилова Шолпан Антаевна,

                                                 учитель русского языка и литературы

                                                                             СШ  №24, г.Астана

Предмет: русская литература

Класс: 8

Задача: анализируя произведение писателя, содействовать  развитию личности ученика, вхождению его в мир социальных отношений

Цели урока:

1.Развивающая : выявить в совместной деятельности авторскую позицию, основную идею произведения.;

2. Образовательная : актуализировать комплекс знаний и способов деятельности по данной теме; 

 3. Воспитательная: способствовать нравственному воспитанию учащихся: сформировать понятие о предназначения человека в мире; воспитывать активную гражданскую позицию, стремление жить не обывательскими интересами, а высокими идеалами.

Ожидаемый результат:   Усвоение учебного материала по требованиям норматива - 63% учащихся на уроке

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, слайды, литература из школьной библиотеки и интернет-ресурсы к теме урока

Технология:   «Биоинформатика и Синергетика»

Тип урока:  карта «Устный урок -1»

                                       Ход урока

I. Актуализация знаний учащихся

Девиз урока: «Человек создан для счастья как птица для полета». В. Короленко

II. Работа по технологической карте «Устный урок -1»

Введение в тему урока

Эпиграф урока: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую» (М.Горький «Часы»)

           Алексей Максимович Горький — талантливый писатель, работавший во многих литературных жанрах. Его «Песня о Соколе» подобна народной героической песне, и в то же время — это притча, написанная по канонам жанра: повествование удаляется от современного автору мира, вообще от конкретного времени и обстановки, а затем, как бы двигаясь по кривой, снова возвращается к основному предмету и дает его философско-этическое осмысление и оценку. В этой «надвременности» содержится характеристика современного писателю мира, завуалировано передается весь комплекс противоречий и отношение автора к ним. Открывается повествование картиной величественной южной ночи. «Море — огромное, лениво вздыхающее у берега,— уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собой золотых узоров звезд». Незаметно автор переходит к поэтической песне о Соколе — отважном бойце, мечтающем о схватке. Небо — его стихия; потеряв возможность летать, Сокол гибнет. Он встречает смерть отважно, не боясь ее холодных объятий. Могилой Соколу становится бурное море, столь же мятежное, как и погибший боец. «А волны моря с печальным ревом о камень бились. И трупа птицы не видно было в морском пространстве.» Смелому Соколу противопоставлен трусливый и самодовольный Уж. Он не может реально оценить свои возможности, а намного завышает их. Это льстит его самолюбию. Но автор беспощаден в приговоре над Ужом: «Рожденный ползать — летать не может!» Уж находит себе красивое оправдание, прикрываясь патриотизмом: «Пусть те, кто землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье — землей живу я». Автор же на стороне отважных безумцев, которые двигают жизнь вперед. Они гибнут, но благодаря им человечество идет, а не стоит на месте. Писатель восторгается Соколом, посвящает ему гимн. «О, смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью. Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!» Такой всплеск фантазии и эмоций не может оставить равнодушным читателя. И вслед за автором с восторгом повторяешь: «Безумству храбрых поем мы песню!» А перед глазами «молчит опаловая даль моря.». В такую волшебную ночь веришь в любые чудеса, легенды и песни. Хочешь стать лучше и добрее, смелее и самоотверженнее, как Сокол.

III. Организация восприятия.

Развитие внимания и памяти. Запись по памяти ключевых слов:

            храбрость, стремление к свободе, высокие идеалы, гражданская позиция.

Введение первых отметок в МПМ (матрица посадочных мест)

IV.   Самостоятельное чтение текста   А. М. Горький «Песня о Соколе»   стр.306-310

Перекрёстный опрос

  1. Кто является главными героями произведения?
  2. В чем правда жизни для Ужа?
  3. В чем правда жизни для Сокола?
  4. Почему герои выбрали себе совершенно разную жизнь?
  5. Уж и Сокол – это не имена собственные, но в произведении они пишутся с большой буквы. Почему?
  6. Кого имел в виду автор, описывая персонажей?
  7. В чем смысл жизни Ужа?
  8. В чем видит смысл жизни Сокол?
  9. Чья жизнь ближе вам: Ужа или Сокола? Почему?
  10. А чью сторону принимает автор? С чем это связано?
  11. Поему в песне прославляется безумство?
  12. Какой смысл вкладывает автор в это слово?
  13. В чем мудрость безумства?
  14. Из скольких частей состоит Песня?
  15. Что изображается в первой части?
  16. Что изображается во второй части?
  17. О чем же идет спор между Ужом и Соколом?
  18. Что значит «жить» для Сокола и Ужа?
  19. Что значит небо для сокола?
  20. Какие эпитеты характеризуют Сокола?
  21. Прошла ли бесследно для Ужа встреча с Соколом?
  22. Почему Уж во 2 части песни осуждает тех, кто стремится высоко?
  23. О чём заставляет задуматься «Песня о соколе»?
  24. С чем можно сравнить жизнь Сокола и Ужа?
  25. Горький - псевдоним писателя. Назовите его настоящую фамилию
  26. Как давно зародился жанр песни, где берет начало?
  27. Почему Горький определяет жанр произведения как «Песню.»?
  28. Какие фольклорные представления несет образ Сокола?
  29. Найдите метафоры, эпитеты в описании природы в начале и конце «Песни». Какова их роль?
  30. Какой пафос пронизывает произведение?

Введение вторых отметок в МПМ

V. Критический опрос

1. Произведение проникнуто страстным призывом к борьбе за свободу.

2. Ярким и смелым призывом прозвучала появившаяся в конце девяностых годов “Песня о Соколе” Алексея Максимовича Горького.

3. В аллегорических фигурах Ужа и Сокола автор противопоставляет две точки зрения, два взгляда на мир.

4. Два взгляда на мир: мещанское всезнайство и уверенность в своей непогрешимости и самоотверженность во имя счастья людей.

5. Сокол счастлив тем, что имеет: “Мне здесь прекрасно. тепло и сыро”.

6.  Уж стремится ввысь за Соколом, туда, где жизнь, где упоение битвы.

7.  Автор противопоставляет успокоенности болота рвущийся к свободе мятежный и неукротимый дух бойца — Сокола.

8. Мещанское благоразумие Ужа торжествует.

9. Победный голос автора, воздающий хвалу безумцам, отдавшим свою жизнь во имя счастья и прогресса.

10. В словах автора звучат бодрые, жизнеутверждающие ноты, призывы к движению вперед.

11. Политический смысл  слов автора еще неясен.

12. В ранних романтических произведениях Максим Горький прибегает к испытанному способу “рассказ в рассказе”.

13. Автор слушает мудрого Надыр-Рагим-Оглы, старого крымского чабана, рассказывающего ему легенды и сказки, поющего странные песни, а потом красивым языком передает читателям услышанное.

14. Автору не надо убеждать читателя в достоверности событий, потому что не важно — сказка перед нами или быль.

15. Уж противопоставляет “низкие истины”, он прикрывается показным патриотизмом.

16. “Пусть те, кто землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье — землей живу я”. Это слова Сокола. –

17. Автор соглашается с мещанской философией.

18. Горький приглашает читателя самого сделать выбор, а не решает все за него.

19. Рассказ Максима Горького “Песня о Соколе” написан по законам романтизма.

20. Отважный Сокол тоскует по небу, куда ему уже никогда не подняться. Он умирает отважным бойцом, мечтающим о новой схватке с врагами.

21. Побежденный, но не сломленный, Сокол гибнет, смутив покой Ужа, усомнившегося на мгновение в своей правоте, счастье, знании жизни.

22. Сокол погиб, но он заронил искру сомнения в душу самоуверенного Ужа, поколебал его самодовольство.

23. Необычность тематики и гражданственный пафос произведения выдвинули его в разряд неординарных, интереснейших творений писателя.

24. Многие фразы из “Песни о Соколе” стали крылатыми словами, а это удел лишь гениальных произведений.        25. Максим Горький приходит в литературу страстным романтиком, зовущим к высоким и сильным страстям.     26. Уж вызывает симпатию своей самоотверженностью и храбростью, неукротимой волей к победе.         27. Уж говорит здравые вещи: “Пусть те, кто землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду». 28. Только “мещане духа” ни в чем не сомневаются, всегда уверены в своей непогрешимости.      29. Сокол погиб, и противоречить Ужу некому, но автор приглашает всех читателей принять участие в этом принципиальном споре.

30. “Песня о Соколе” подобна народной героической песне и в то же время — это притча, написанная по канонам жанра.

Введение третьих отметок в МПМ

VI. Тематический словарный запас

Эссе «Жизненная позиция Ужа и Сокола».

Введение четвёртых отметок в МПМ

VII.   Итоги урока.

 Выставление оценок за урок.

VIII. Домашнее задание : стр.310,  зад. 10

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А. М. Горький «Песня о Соколе», 8 класс »

А. М. Горький «Песня о Соколе»

Абилова Шолпан Антаевна,

учитель русского языка и литературы

СШ №24, г.Астана

Предмет: русская литература

Класс: 8

Задача: анализируя произведение писателя, содействовать развитию личности ученика, вхождению его в мир социальных отношений

Цели урока:

1.Развивающая : выявить в совместной деятельности авторскую позицию, основную идею произведения.;

2. Образовательная : актуализировать комплекс знаний и способов деятельности по данной теме;

3. Воспитательная: способствовать нравственному воспитанию учащихся: сформировать понятие о предназначения человека в мире; воспитывать активную гражданскую позицию, стремление жить не обывательскими интересами, а высокими идеалами.

Ожидаемый результат: Усвоение учебного материала по требованиям норматива - 63% учащихся на уроке

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, слайды, литература из школьной библиотеки и интернет-ресурсы к теме урока

Технология: «Биоинформатика и Синергетика»

Тип урока: карта «Устный урок -1»

Ход урока

I. Актуализация знаний учащихся

Девиз урока: «Человек создан для счастья как птица для полета». В. Короленко

II. Работа по технологической карте «Устный урок -1»

Введение в тему урока

Эпиграф урока: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую» (М.Горький «Часы»)

Алексей Максимович Горький — талантливый писатель, работавший во многих литературных жанрах. Его «Песня о Соколе» подобна народной героической песне, и в то же время — это притча, написанная по канонам жанра: повествование удаляется от современного автору мира, вообще от конкретного времени и обстановки, а затем, как бы двигаясь по кривой, снова возвращается к основному предмету и дает его философско-этическое осмысление и оценку. В этой «надвременности» содержится характеристика современного писателю мира, завуалировано передается весь комплекс противоречий и отношение автора к ним. Открывается повествование картиной величественной южной ночи. «Море — огромное, лениво вздыхающее у берега,— уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собой золотых узоров звезд». Незаметно автор переходит к поэтической песне о Соколе — отважном бойце, мечтающем о схватке. Небо — его стихия; потеряв возможность летать, Сокол гибнет. Он встречает смерть отважно, не боясь ее холодных объятий. Могилой Соколу становится бурное море, столь же мятежное, как и погибший боец. «А волны моря с печальным ревом о камень бились... И трупа птицы не видно было в морском пространстве...» Смелому Соколу противопоставлен трусливый и самодовольный Уж. Он не может реально оценить свои возможности, а намного завышает их. Это льстит его самолюбию. Но автор беспощаден в приговоре над Ужом: «Рожденный ползать — летать не может!» Уж находит себе красивое оправдание, прикрываясь патриотизмом: «Пусть те, кто землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье — землей живу я». Автор же на стороне отважных безумцев, которые двигают жизнь вперед. Они гибнут, но благодаря им человечество идет, а не стоит на месте. Писатель восторгается Соколом, посвящает ему гимн. «О, смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью... Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!» Такой всплеск фантазии и эмоций не может оставить равнодушным читателя. И вслед за автором с восторгом повторяешь: «Безумству храбрых поем мы песню!» А перед глазами «молчит опаловая даль моря...». В такую волшебную ночь веришь в любые чудеса, легенды и песни. Хочешь стать лучше и добрее, смелее и самоотверженнее, как Сокол.

III. Организация восприятия.

Развитие внимания и памяти. Запись по памяти ключевых слов:

храбрость, стремление к свободе, высокие идеалы, гражданская позиция.

Введение первых отметок в МПМ (матрица посадочных мест)

IV. Самостоятельное чтение текста А. М. Горький «Песня о Соколе» стр.306-310

Перекрёстный опрос

  1. Кто является главными героями произведения?

  2. В чем правда жизни для Ужа?

  3. В чем правда жизни для Сокола?

  4. Почему герои выбрали себе совершенно разную жизнь?

  5. Уж и Сокол – это не имена собственные, но в произведении они пишутся с большой буквы. Почему?

  6. Кого имел в виду автор, описывая персонажей?

  7. В чем смысл жизни Ужа?

  8. В чем видит смысл жизни Сокол?

  9. Чья жизнь ближе вам: Ужа или Сокола? Почему?

  10. А чью сторону принимает автор? С чем это связано?

  11. Поему в песне прославляется безумство?

  12. Какой смысл вкладывает автор в это слово?

  13. В чем мудрость безумства?

  14. Из скольких частей состоит Песня?

  15. Что изображается в первой части?

  16. Что изображается во второй части?

  17. О чем же идет спор между Ужом и Соколом?

  18. Что значит «жить» для Сокола и Ужа?

  19. Что значит небо для сокола?

  20. Какие эпитеты характеризуют Сокола?

  21. Прошла ли бесследно для Ужа встреча с Соколом?

  22. Почему Уж во 2 части песни осуждает тех, кто стремится высоко?

  23. О чём заставляет задуматься «Песня о соколе»?

  24. С чем можно сравнить жизнь Сокола и Ужа?

  25. Горький - псевдоним писателя. Назовите его настоящую фамилию

  26. Как давно зародился жанр песни, где берет начало?

  27. Почему Горький определяет жанр произведения как «Песню...»?

  28. Какие фольклорные представления несет образ Сокола?

  29. Найдите метафоры, эпитеты в описании природы в начале и конце «Песни». Какова их роль?

  30. Какой пафос пронизывает произведение?

Введение вторых отметок в МПМ



V. Критический опрос

1. Произведение проникнуто страстным призывом к борьбе за свободу.

2. Ярким и смелым призывом прозвучала появившаяся в конце девяностых годов “Песня о Соколе” Алексея Максимовича Горького.

3. В аллегорических фигурах Ужа и Сокола автор противопоставляет две точки зрения, два взгляда на мир.

4. Два взгляда на мир: мещанское всезнайство и уверенность в своей непогрешимости и самоотверженность во имя счастья людей.

5. Сокол счастлив тем, что имеет: “Мне здесь прекрасно... тепло и сыро”.

6. Уж стремится ввысь за Соколом, туда, где жизнь, где упоение битвы.

7. Автор противопоставляет успокоенности болота рвущийся к свободе мятежный и неукротимый дух бойца — Сокола.

8. Мещанское благоразумие Ужа торжествует.

9. Победный голос автора, воздающий хвалу безумцам, отдавшим свою жизнь во имя счастья и прогресса.

10. В словах автора звучат бодрые, жизнеутверждающие ноты, призывы к движению вперед.

11. Политический смысл слов автора еще неясен.

12. В ранних романтических произведениях Максим Горький прибегает к испытанному способу “рассказ в рассказе”.

13. Автор слушает мудрого Надыр-Рагим-Оглы, старого крымского чабана, рассказывающего ему легенды и сказки, поющего странные песни, а потом красивым языком передает читателям услышанное.

14. Автору не надо убеждать читателя в достоверности событий, потому что не важно — сказка перед нами или быль.

15. Уж противопоставляет “низкие истины”, он прикрывается показным патриотизмом.

16. “Пусть те, кто землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье — землей живу я”. Это слова Сокола. –

17. Автор соглашается с мещанской философией.

18. Горький приглашает читателя самого сделать выбор, а не решает все за него.

19. Рассказ Максима Горького “Песня о Соколе” написан по законам романтизма.

20. Отважный Сокол тоскует по небу, куда ему уже никогда не подняться. Он умирает отважным бойцом, мечтающим о новой схватке с врагами.

21. Побежденный, но не сломленный, Сокол гибнет, смутив покой Ужа, усомнившегося на мгновение в своей правоте, счастье, знании жизни.

22. Сокол погиб, но он заронил искру сомнения в душу самоуверенного Ужа, поколебал его самодовольство.

23. Необычность тематики и гражданственный пафос произведения выдвинули его в разряд неординарных, интереснейших творений писателя.

24. Многие фразы из “Песни о Соколе” стали крылатыми словами, а это удел лишь гениальных произведений. 25. Максим Горький приходит в литературу страстным романтиком, зовущим к высоким и сильным страстям. 26. Уж вызывает симпатию своей самоотверженностью и храбростью, неукротимой волей к победе. 27. Уж говорит здравые вещи: “Пусть те, кто землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду». 28. Только “мещане духа” ни в чем не сомневаются, всегда уверены в своей непогрешимости. 29. Сокол погиб, и противоречить Ужу некому, но автор приглашает всех читателей принять участие в этом принципиальном споре.

30. “Песня о Соколе” подобна народной героической песне и в то же время — это притча, написанная по канонам жанра.

Введение третьих отметок в МПМ





VI. Тематический словарный запас

Эссе «Жизненная позиция Ужа и Сокола».

Введение четвёртых отметок в МПМ



VII. Итоги урока.

Выставление оценок за урок.



VIII. Домашнее задание : стр.310, зад. 10








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
А. М. Горький «Песня о Соколе», 8 класс

Автор: Абилова Шолпан Антаевна

Дата: 13.05.2015

Номер свидетельства: 210754

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Тест к уроку чтения в 9 классе М. Горький «Песня о Соколе» (часть 1)"
    ["seo_title"] => string(65) "test_k_uroku_chteniia_v_9_klasse_m_gorkii_pesnia_o_sokole_chast_1"
    ["file_id"] => string(6) "646921"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1710080694"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Тест к уроку чтения в 9 классе М. Горький «Песня о Соколе» (часть 2)"
    ["seo_title"] => string(65) "test_k_uroku_chteniia_v_9_klasse_m_gorkii_pesnia_o_sokole_chast_2"
    ["file_id"] => string(6) "646923"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1710080805"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Тест к уроку чтения в 9 классе М. Горький «Песня о Соколе»"
    ["seo_title"] => string(57) "test_k_uroku_chteniia_v_9_klasse_m_gorkii_pesnia_o_sokole"
    ["file_id"] => string(6) "650561"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1715754542"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "А.М Горкий " Песня о Соколе""
    ["seo_title"] => string(28) "a-m-gorkii-piesnia-o-sokolie"
    ["file_id"] => string(6) "315619"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459931973"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "урок на тему: "В жизни всегда есть место подвигу" по произведению А.М.Горького "Песня о Соколе" "
    ["seo_title"] => string(103) "urok-na-tiemu-v-zhizni-vsieghda-iest-miesto-podvighu-po-proizviedieniiu-a-m-gor-kogho-piesnia-o-sokolie"
    ["file_id"] => string(6) "104024"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402658749"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства