А. М. Горький «Песня о Соколе»
Абилова Шолпан Антаевна,
учитель русского языка и литературы
СШ №24, г.Астана
Предмет: русская литература
Класс: 8
Задача: анализируя произведение писателя, содействовать развитию личности ученика, вхождению его в мир социальных отношений
Цели урока:
1.Развивающая : выявить в совместной деятельности авторскую позицию, основную идею произведения.;
2. Образовательная : актуализировать комплекс знаний и способов деятельности по данной теме;
3. Воспитательная: способствовать нравственному воспитанию учащихся: сформировать понятие о предназначения человека в мире; воспитывать активную гражданскую позицию, стремление жить не обывательскими интересами, а высокими идеалами.
Ожидаемый результат: Усвоение учебного материала по требованиям норматива - 63% учащихся на уроке
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, слайды, литература из школьной библиотеки и интернет-ресурсы к теме урока
Технология: «Биоинформатика и Синергетика»
Тип урока: карта «Устный урок -1»
Ход урока
I. Актуализация знаний учащихся
Девиз урока: «Человек создан для счастья как птица для полета». В. Короленко
II. Работа по технологической карте «Устный урок -1»
Введение в тему урока
Эпиграф урока: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую» (М.Горький «Часы»)
Алексей Максимович Горький — талантливый писатель, работавший во многих литературных жанрах. Его «Песня о Соколе» подобна народной героической песне, и в то же время — это притча, написанная по канонам жанра: повествование удаляется от современного автору мира, вообще от конкретного времени и обстановки, а затем, как бы двигаясь по кривой, снова возвращается к основному предмету и дает его философско-этическое осмысление и оценку. В этой «надвременности» содержится характеристика современного писателю мира, завуалировано передается весь комплекс противоречий и отношение автора к ним. Открывается повествование картиной величественной южной ночи. «Море — огромное, лениво вздыхающее у берега,— уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собой золотых узоров звезд». Незаметно автор переходит к поэтической песне о Соколе — отважном бойце, мечтающем о схватке. Небо — его стихия; потеряв возможность летать, Сокол гибнет. Он встречает смерть отважно, не боясь ее холодных объятий. Могилой Соколу становится бурное море, столь же мятежное, как и погибший боец. «А волны моря с печальным ревом о камень бились. И трупа птицы не видно было в морском пространстве.» Смелому Соколу противопоставлен трусливый и самодовольный Уж. Он не может реально оценить свои возможности, а намного завышает их. Это льстит его самолюбию. Но автор беспощаден в приговоре над Ужом: «Рожденный ползать — летать не может!» Уж находит себе красивое оправдание, прикрываясь патриотизмом: «Пусть те, кто землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье — землей живу я». Автор же на стороне отважных безумцев, которые двигают жизнь вперед. Они гибнут, но благодаря им человечество идет, а не стоит на месте. Писатель восторгается Соколом, посвящает ему гимн. «О, смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью. Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!» Такой всплеск фантазии и эмоций не может оставить равнодушным читателя. И вслед за автором с восторгом повторяешь: «Безумству храбрых поем мы песню!» А перед глазами «молчит опаловая даль моря.». В такую волшебную ночь веришь в любые чудеса, легенды и песни. Хочешь стать лучше и добрее, смелее и самоотверженнее, как Сокол.
III. Организация восприятия.
Развитие внимания и памяти. Запись по памяти ключевых слов:
храбрость, стремление к свободе, высокие идеалы, гражданская позиция.
Введение первых отметок в МПМ (матрица посадочных мест)
IV. Самостоятельное чтение текста А. М. Горький «Песня о Соколе» стр.306-310
Перекрёстный опрос
- Кто является главными героями произведения?
- В чем правда жизни для Ужа?
- В чем правда жизни для Сокола?
- Почему герои выбрали себе совершенно разную жизнь?
- Уж и Сокол – это не имена собственные, но в произведении они пишутся с большой буквы. Почему?
- Кого имел в виду автор, описывая персонажей?
- В чем смысл жизни Ужа?
- В чем видит смысл жизни Сокол?
- Чья жизнь ближе вам: Ужа или Сокола? Почему?
- А чью сторону принимает автор? С чем это связано?
- Поему в песне прославляется безумство?
- Какой смысл вкладывает автор в это слово?
- В чем мудрость безумства?
- Из скольких частей состоит Песня?
- Что изображается в первой части?
- Что изображается во второй части?
- О чем же идет спор между Ужом и Соколом?
- Что значит «жить» для Сокола и Ужа?
- Что значит небо для сокола?
- Какие эпитеты характеризуют Сокола?
- Прошла ли бесследно для Ужа встреча с Соколом?
- Почему Уж во 2 части песни осуждает тех, кто стремится высоко?
- О чём заставляет задуматься «Песня о соколе»?
- С чем можно сравнить жизнь Сокола и Ужа?
- Горький - псевдоним писателя. Назовите его настоящую фамилию
- Как давно зародился жанр песни, где берет начало?
- Почему Горький определяет жанр произведения как «Песню.»?
- Какие фольклорные представления несет образ Сокола?
- Найдите метафоры, эпитеты в описании природы в начале и конце «Песни». Какова их роль?
- Какой пафос пронизывает произведение?
Введение вторых отметок в МПМ
V. Критический опрос
1. Произведение проникнуто страстным призывом к борьбе за свободу.
2. Ярким и смелым призывом прозвучала появившаяся в конце девяностых годов “Песня о Соколе” Алексея Максимовича Горького.
3. В аллегорических фигурах Ужа и Сокола автор противопоставляет две точки зрения, два взгляда на мир.
4. Два взгляда на мир: мещанское всезнайство и уверенность в своей непогрешимости и самоотверженность во имя счастья людей.
5. Сокол счастлив тем, что имеет: “Мне здесь прекрасно. тепло и сыро”.
6. Уж стремится ввысь за Соколом, туда, где жизнь, где упоение битвы.
7. Автор противопоставляет успокоенности болота рвущийся к свободе мятежный и неукротимый дух бойца — Сокола.
8. Мещанское благоразумие Ужа торжествует.
9. Победный голос автора, воздающий хвалу безумцам, отдавшим свою жизнь во имя счастья и прогресса.
10. В словах автора звучат бодрые, жизнеутверждающие ноты, призывы к движению вперед.
11. Политический смысл слов автора еще неясен.
12. В ранних романтических произведениях Максим Горький прибегает к испытанному способу “рассказ в рассказе”.
13. Автор слушает мудрого Надыр-Рагим-Оглы, старого крымского чабана, рассказывающего ему легенды и сказки, поющего странные песни, а потом красивым языком передает читателям услышанное.
14. Автору не надо убеждать читателя в достоверности событий, потому что не важно — сказка перед нами или быль.
15. Уж противопоставляет “низкие истины”, он прикрывается показным патриотизмом.
16. “Пусть те, кто землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье — землей живу я”. Это слова Сокола. –
17. Автор соглашается с мещанской философией.
18. Горький приглашает читателя самого сделать выбор, а не решает все за него.
19. Рассказ Максима Горького “Песня о Соколе” написан по законам романтизма.
20. Отважный Сокол тоскует по небу, куда ему уже никогда не подняться. Он умирает отважным бойцом, мечтающим о новой схватке с врагами.
21. Побежденный, но не сломленный, Сокол гибнет, смутив покой Ужа, усомнившегося на мгновение в своей правоте, счастье, знании жизни.
22. Сокол погиб, но он заронил искру сомнения в душу самоуверенного Ужа, поколебал его самодовольство.
23. Необычность тематики и гражданственный пафос произведения выдвинули его в разряд неординарных, интереснейших творений писателя.
24. Многие фразы из “Песни о Соколе” стали крылатыми словами, а это удел лишь гениальных произведений. 25. Максим Горький приходит в литературу страстным романтиком, зовущим к высоким и сильным страстям. 26. Уж вызывает симпатию своей самоотверженностью и храбростью, неукротимой волей к победе. 27. Уж говорит здравые вещи: “Пусть те, кто землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду». 28. Только “мещане духа” ни в чем не сомневаются, всегда уверены в своей непогрешимости. 29. Сокол погиб, и противоречить Ужу некому, но автор приглашает всех читателей принять участие в этом принципиальном споре.
30. “Песня о Соколе” подобна народной героической песне и в то же время — это притча, написанная по канонам жанра.
Введение третьих отметок в МПМ
VI. Тематический словарный запас
Эссе «Жизненная позиция Ужа и Сокола».
Введение четвёртых отметок в МПМ
VII. Итоги урока.
Выставление оценок за урок.
VIII. Домашнее задание : стр.310, зад. 10