kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Люблю тебя, Петра творенье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по литературе и физике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Люблю тебя, Петра творенье"»


Конспект

открытого интегрированного урока

по физике и литературе в 7Б классе

Тема урока «Люблю тебя, Петра творенье…»

(по поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»)

Тип урока – урок систематизации знаний.

Цели урока:

  • образовательный аспект: осознание взаимосвязи исторического, литературного и художественного процессов; обучение выразительному чтению средствами анализа лиро-эпического произведения; определение уровня знаний по теме «Плотность вещества», «Сила тяжести»,выработка умений применять полученные знания при решении задач, формирование навыков работы с информационно–образовательными ресурсами.

  • развивающий аспект: развитие познавательного интереса к физике и литературе, навыков самостоятельной и исследовательской работы, анализа своей работы, развитие устной речи, совершенствование навыков анализа художественного текста; развитие способностей находить значимые основания для сопоставления, анализа исторических событий с реалиями современной жизни.

  • воспитательный аспект: воспитание уважения к историческому наследию России, умения высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формирование способности к позитивному сотрудничеству.

  • Оборудование: компьютер, плазма, презентация урока, музыка Глиэра «Гимн Петербургу» из балета «Медный всадник», лист оценивания «Мое настроение на уроке».



Слайд1

Ход урока

1.Оргмомент.

- Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания учащихся.

Учитель литературы

2.Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности. Вызов интереса (3 мин.)

- Сегодня у нас необычный урок.

Давайте попытаемся провести параллель между такими понятиями как физика и литература.


Слайд 2


Еще Л.Н. Толстой писал, что «Наука и искусство также тесно связаны между собой, как легкие и сердце». Согласны ли вы с этим мнением?


Аргументируйте свой ответ (учащиеся в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы: согласны. Высказывают свою точку зрения.)



3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. Определение темы и цели (3 мин.)

Слайд

Постановка цели и задач урока

Давайте посмотрим на экран (на фоне музыки Глиэра идет показ презентации с видами Санкт-Петербурга, среди слайдов и фотографии Пушкина, Петра I, Медный всадник).

(Слайды 4 – 19)

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (о Петербурге, о памятнике Петру I,о Медном всаднике.)


Слайд

Итак, тема нашего мастер-класса «Люблю тебя, Петра творенье…» (по поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»).


ЦЕЛЬ

- А как Вы думаете, почему сегодняшний урок будут вести два учителя? (Данная тема может объединить эти два учебных предмета, и нам нужно найти связь между наукой и искусством.)


По ходу урока придется выполнять задания как по физике, так и по литературе. Поэтому вам необходимы большая концентрация внимания и умение быстро переключаться от одного вида деятельности к другому. Желаем вам успешной работы.


4. Освоение нового материала


А. С. Пушкин неоднократно в своем творчестве обращался к историческому прошлому России с тем, чтобы в минувших событиях найти ответы на вопросы современности.

Обратимся к художественному тексту – вступлению к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». По мере прослушивания отрывка, прошу вас обратить внимание на слова, значение которых вам непонятно.

Слайд (видео)20

(прослушивание отрывка 4 мин.)

- Понравился вам данный отрывок?

- Значение каких слов неясно? (словарная работа).


Слайд21


Блат – болот;

Порфироносная – облеченная в порфиру, пурпурную мантию, надеваемую монархами в торжественных случаях; царственная.

Чухонцы – дореволюционное название эстонцев и карело – финского населения.

Чёлн - лодка.

Полнощные страны – северные страны.

Пасынок – неродной сын (о ком-нибудь, обделённом мем-нибудь, испытывающим невзгоды).

Государственность, державность – способность мыслить широко, мудро, в масштабах государства, державы


Вступление к поэме занимает четвертую часть всего произведения. Как вы думаете, почему оно такое «массивное»?

(здесь автор прославляет город)


- Действительно, автор славит Петербург, восхищается им, говорит о Петре I как о великом императоре и властителе.

Слайд22

- В чем видит Пушкин заслугу Петра I в строительстве Петербурга?

(Петр построил город там, где посчитал нужным. Он сумел развернуть российское государство лицом к Европе)

Учитель: Найдите строки, подтверждающие ваши слова.

Ученик: .Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море. (метафора)


Учитель: Как понимаете строки:

3.Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам… 

Ученик:
- Корабли разных стран приплывут в город на Неве.

Учитель:

- С какой целью А. С. Пушкин употребляет местоимение «мы»?

Ученик:

-А.С. Пушкин подчёркивает единство Петра со страной, с народом, устремление всех его замыслов на процветание России, государственную мудрость, патриотизм Петра.

Учитель:

Прочитаем текст II части (со слов «Прошло сто лет…»)

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхой невод, ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.

мы видим результаты деятельности Петра I, во всей красе перед нами детище Петра - город Санкт-Петербург. Образ Петербурга вырисовывается ярче благодаря антитезе – противопоставлению того, что было, тому, что стало через 100 лет.

Учитель:

Как изображает поэт прошлое и настоящее «северной столицы»?

Найдите примеры того, что было.

Ученик:

-«…из тьмы лесов, из топи блат», «неведомые воды»…)

Учитель:

- Найдите строки во II части, рисующие образ Петербурга. Каков Петербург через сто лет?

Ученики:

1)… и юный градПолнощных стран краса и диво
2) Вознёсся пышно, горделиво
3) По оживлённым берегам
    Громады стройные теснятся
    Дворцов и башен; корабли
    Толпой со всех концов земли
    К богатым пристаням стремятся


Учитель:

Какие эпитеты автор подбирает, описывая город? Давайте вспомним, что такое эпитет?

Слайд (эпитеты)

А теперь найдем их в тексте?

(« Юный град. Пышно, горделиво. Оживленные берега. Громады стройные. Богатые пристани. Гранитные берега.»)


Учитель:

В каких строках выражает автор свое отношение к городу Петра?

(«Люблю, тебя Петра творенье…)

За что любит А.С. Пушкин Петербург?


Слайд

(За строгость стройных строений, за бесчисленные мосты с чугунной оградой, за северное сияние, которое освещает его комнату, где он читает без свечи, без лампады. Восхищается он спящими громадами домов на пустынных улицах и медленным, величавым и мощным течением Невы.)


Учитель:

Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» стала вечным гимном Петербургу, городу, в котором слилось воедино его прошлое и настоящее.

Многие поэты и писатели, художники и композиторы, скульпторы воспевали Великий Город и его творца в своих произведениях.

В начале урока вы услышали музыку Рейнгольда Глиэра - Гимн Великому Городу (из балета «Медный всадник»), ставшую гимном Петербурга.


Слайд

А вот один из символов Петербурга - величественный памятник основателю города Петру I работы французского скульптора Этьена-Мориса Фальконе. 

Одному из учащихся было дано задание изучить историю возникновения памятника.

А знаете ли вы историю возникновения этого памятника? И зачем нужен был этот монумент?

Выступление ученика с исследованием «История возникновения памятника «Медный всадник»

Памятник Петру I неотъемлемая часть архитектурного ансамбля и один из самых ярких символов Санкт-Петербурга…

Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената.

Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив «Медный всадник» ближе к Неве.

Скульптор писал:

«Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной. Он поднимается наверх скалы, служащей ему пьедесталом,— это эмблема побеждённых им трудностей».

Слайд

Над моделью памятника в натуральную величину Фальконе работал три года. Работа велась на участке бывшего временного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. В 1769 году прохожие могли здесь наблюдать, как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы. Так продолжалось по несколько часов в день.

По замыслу скульптора основанием памятника служит естественная скала в виде волны, что служит напоминанием о том, что именно Пётр I вывел Россию к морю.

Слайд

Обнаружена эта глыба была местным крестьянином Вишняковым. Глыбу называли Гром-камнем, так как в него однажды ударила молния, отбив большой осколок. Доставили ее в Петербург с берега Финского залива из деревни Лахти.

Учитель физики:

Как же в XVIII веке, не имея ни мощных тягачей, ни подъемных кранов, люди могли совершить такое чудо? (ответы учеников)

Выступление учащегося на тему «Как Гром-камень попал в Петербург.»

Невиданный проект передвижения Гром-камня дал кузнец из казенных мужиков, оставшийся, к сожалению, неизвестным. От места нахождения камня до берега залива прорубили просеку, укрепили грунт. Скалу освободили от лишних наслоений, она сразу полегчала на 600 тонн. Гром-камень рычагами водрузили на деревянную платформу, опиравшуюся на медные шары. Эти шары передвигались по деревянным желобчатым рельсам, обитым медью.

А зачем нужны были эти шары? (чтобы уменьшить силу трения)

Несколько мужиков должны были все время смазывать шары говяжьим салом и переставлять их вперед. 120 дней путешествовал так по суше Гром-камень. Далее по Финскому заливу её везли на барже. Во время перевозки десятки каменотёсов придавали ей необходимую форму.
Доставленный в Петербург и обработанный мастерами-каменотесами, он стал прекрасным пьедесталом памятника Петру.

Слайд

Это событие было отмечено особой медалью, на которой была вычеканена надпись: «Дерзновению подобно, 1770 год».

Слайд

Учитель литературы

Поэт Василий Рубин в этом же году написал:

Нерукотворная здесь Росская гора,
Вняв гласу Божию из уст Екатерины,
Прешла во град Петров чрез Невския пучины.

И пала под стопы Великого Петра.

Знаете ли вы, В кого влюблён «Медный всадник»? (При подготовке к такому уроку ребятам заранее был задан вопрос)



Статуя Петра I на коне таит в себе любопытный сюрприз. Петербуржцы и гости города, хоть и глядели на Медного всадника не одно столетие, но в глаза ему естественно, не заглядывали.

Слайд 30
Во время реставрации выяснилось, что зрачки в глазах императора выполнены в форме сердечек. По легенде, Фальконе несколько раз переделывал модели головы скульптуры, но Екатерина II все варианты забраковывала. Отчаявшийся скульптор перепоручил работу по изготовлению макета своей ученице Мари-Анне Колло.
Благодаря влюблённой душе скульпторши (а влюблена она была в самого Фальконе), Пётр «обзавёлся» глазами со зрачками-сердечками. Голова императора Екатерине понравилась чрезвычайно. Именно так и получилось, что Петр I теперь смотрит на созданный им город влюблёнными глазами.

Учитель физики


Слайд31


Каменный пьедестал, на котором воздвигнут памятник, имеет массу 1600 т. «Гром-камень», как называли ранее пьедестал, в своём первоначальном виде весил около 2000 тонн, имея размеры порядка 13 м в длину, 8 м в высоту и 6 м в ширину. Позднее часть его была стёсана.

- А известно ли вам, из какого металла вылит сам памятник?(из бронзы)


- Сам монумент был отлит из бронзы высотой более 5 м и весит он 8 т. Сколько это в килограммах? (8000 кг)

- А можно ли узнать плотность бронзы? Учащиеся, используя справочный материал, пытаются найти плотность бронзы.


- И какова же плотность бронзы?

Учащиеся, используя справочный материал, пытаются найти плотность бронзы. (Не находят в таблице)

- И какой вывод вы можете сделать? (Бронза это сплав)


Предварительно подготовленный ученик представляет краткое сообщение о бронзе.

Слайд32

Заслушивают краткое сообщение ученика:

Бронза - самый древний из известных составов включает в себя медь и олово, а также другие компоненты, содержание которых незначительно (цинк, свинец, фосфор, железа и др.) Материал, где доля меди составляет более 90%, имеет красноватый цвет, до 85% – желтый, а сплав с долей меди в 35% отличается серо-стальным цветом.

Поэтому плотность бронзы составляет 7800-8700 кг/м³ и мы не можем найти её в таблице.


Слайд33

  • Бронзовые составы могут быть литьевыми и деформируемыми. То есть, для определенных целей можно получить сплав, подвергающийся холодной ковке – деформация при нормальной температуре, и сплав, который можно отливать.

  • Бронзовые отливки дает минимальную усадку – от 0,5 до 1,5%. Это свойство объясняет популярность материала не только среди скульпторов, но и в сфере приборо- и станкостроения.

  • Бронза – материал, который можно использовать и второй раз, и третий. Сплав отлично переносит повторные плавки.

  • Сплав безопасен. Если при изготовлении его некоторые компоненты могут быть опасными – бериллий, например, то готовый материал совершенно нетоксичен.

  • Она отличается исключительной коррозийной стойкостью: ни городской загазованный воздух, ни морская вода не вызывают деформации материала или снижения его качеств.


Слайд34


А теперь рассчитаем вес памятника. По какой формуле мы это сделаем рассчитать? (по формуле: P= mg)

Масса скульптуры – 8 т, масса камня 1600 т

1600+8=1608т=1608000 кг

P= 16080000 Н


Какое самое близкое к нам небесное тело? (Луна – спутник нашей Земли).


Масса Луны в 81 раз меньше массы Земли, а ускорение свободного падения на поверхности Луны в 6 раз меньше,чем на Земле.



Вычислите, сколько весит «Медный всадник» на поверхности Луны?

(Решают поставленную задачу в тетрадях и один ученик у доски)


Слайд 35

Из наших расчетов, мы видим, что памятник на поверхности Луны весит много меньше, чем на Земле.


Рефлексия.

Учитель литературы

Сегодня на уроке вы смогли побывать в роли физиков и в роли лириков. И, может быть, кто-то из лириков признал, что физика – совсем не скучный предмет, а физики прониклись красотой пушкинских строк.

-Что нового вы узнали на уроке? Что было для вас самым трудным? Какие моменты урока были для вас наиболее интересными?


Урок хотелось бы закончить словами, которыми я его начала:

Сегодня у нас необычный урок.

Решать задачи можно вечно,

Вселенная ведь бесконечна.

Спасибо всем нам за урок,

А главное, чтоб он был впрок.

Спасибо за работу и сотрудничество.


Слайд36

- В атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. Просим вас оставить отзыв о данном мероприятии и оценить свое настроение с помощью светофора.

Зелёный – все понравилось, настроение отличное, узнал много нового, побольше бы таких занятий

Жёлтый – Понравилось, но не всё

Красный - ничего не понравилось, было не интересно



















Приложение1

Вступление

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный челн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел.



И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

На зло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,(1)

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.



Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов,

Печальный пасынок природы,

Один у низких берегов

Бросал в неведомые воды

Свой ветхой невод, ныне там

По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Темно-зелеными садами

Ее покрылись острова,

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова.



Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса(2).

Люблю зимы твоей жестокой

Недвижный воздух и мороз,

Бег санок вдоль Невы широкой,

Девичьи лица ярче роз,

И блеск, и шум, и говор балов,

А в час пирушки холостой

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

Люблю воинственную живость

Потешных Марсовых полей,

Пехотных ратей и коней

Однообразную красивость,

В их стройно зыблемом строю

Лоскутья сих знамен победных,

Сиянье шапок этих медных,

На сквозь простреленных в бою.

Люблю, военная столица,

Твоей твердыни дым и гром,

Когда полнощная царица

Дарует сына в царской дом,

Или победу над врагом

Россия снова торжествует,

Или, взломав свой синий лед,

Нева к морям его несет

И, чуя вешни дни, ликует.



Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо как Россия…



11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Люблю тебя, Петра творенье"

Автор: Лебикова Александра Вячеславовна

Дата: 24.02.2023

Номер свидетельства: 626508

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Традиции Пушкина, Гоголя, Некрасова. "
    ["seo_title"] => string(116) "obraz-pietierburgha-v-romanie-f-m-dostoievskogho-priestuplieniie-i-nakazaniie-traditsii-pushkina-gogholia-niekrasova"
    ["file_id"] => string(6) "165365"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422800858"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Интегрированный урок-путешествие «Личность и эпоха в исторических источниках и художественной литературе»"
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_puteshestvie_lichnost_i_epokha_v_istoricheskikh_istochnikak"
    ["file_id"] => string(6) "513647"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1559823959"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Тест "Выразительные средства" "
    ["seo_title"] => string(31) "tiest-vyrazitiel-nyie-sriedstva"
    ["file_id"] => string(6) "183058"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1425710623"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока  на тему: "Необычный царь". "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-na-tiemu-nieobychnyi-tsar"
    ["file_id"] => string(6) "101441"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402417496"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Презентация к уроку по теме: " Необычный царь". "
    ["seo_title"] => string(50) "priezientatsiia-k-uroku-po-tiemie-nieobychnyi-tsar"
    ["file_id"] => string(6) "101471"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402418326"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства