Урок окружающего мира.
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Необычный царь».
Основные цели:
1) сформировать представлении об образе царя Петра I и вскрыть причины, определяющие его непохожесть на своих предшественников;
2) охарактеризовать детские и юношеские годы царя Петра I ;
3) развивать непроизвольную форму смысловой памяти, формировать приёмы логического мышления, развивать речь учащихся на лексическом уровне.
Демонстрационный материал:
1) смайлики:
2) Презентация «Детство и юность царя Петра I»
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности:
Организация учебного процесса на этапе 1:
Учитель открывает на доске запись:
"Век живи –век учись."
– Прочитайте высказывание на доске. Согласны ли вы с ним? (…)
– Приведите какой-нибудь свой пример высказывания посвященные силе знаний (Ум хорошо, а два лучше и т.д.)
– Есть ещё одно знаменитое высказывание, которое по праву можно поставить в один ряд с этими пословицами; « Я –ученик и нуждаюсь в учителях». Можете ли вы сказать кому принадлежит это высказывание? А желаете узнать?
– Давайте вспомним, а, что, значит, уметь учиться? Ответить на этот вопрос вам помогут наши смайлики. (…) (СЛАЙД 1)
– Какое самое главное слово в этих высказываний? (Сам.)
– Молодцы! На сегодняшнем уроке мы будем говорить о времени правления человека, которому принадлежит.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Организация учебного процесса на этапе 2:
- Чтобы узнать, что вы не знаете, что надо сначала сделать? (Надо повторить, что мы уже знаем.)
- А где эти знания могут вам помочь? (При открытии новых знаний.)
- Повторим материалы предыдущего урока:
- Кем сражались ополченцы в начале XVII века?
а) с монголо-татарами б) с поляками в) с немцами
2. Торговый человек Кузьма Минин был родом из города:
а) Москвы б) Ярославля в) Нижнего Новгорода
3. Памятник Минину и Пожарскому стоит:
а) в Нижнем Новгороде б) на Красной площади в) в Кремле
4. Землепроходцами называли:
а) покорители новых земель б)шахтёров в) людей, ходящих по земле
5. Какой город находится не в Сибири?
а) Якутск б Кострома в) Охотск
- Что вы сейчас повторили? (материал темы: «Спасение земли русской. Патриоты России»)
- Вы выяснили, что вы уже знаете, а, значит, вы можете выяснить, что вы не знаете? (Да.)
- Я вам предлагаю следующее задание: рассмотрите изображение этих людей. Как вы думаете, на каком рисунке изображён царь? (СЛАЙД 2)
-Почему человека на втором рисунке вы не назвали царём?
- На основание вышесказанного определите тему нашего урока.
Тема записывается на доске: «Необычный царь».
3.Работа по теме урока.
Рассказ учителя по презентации о детских и юношеских годах царя Петра I.
4. Первичное закрепление.
Работа в группах с материалом учебника.
Каждая группа получает задание. Учащиеся повторяют правила работы в группах.
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- В какой стране Петр I учился плотницкому делу?
а) Голландия б) Швеция в) Франция
2. Как называлось судно, на котором царь учился навигации?
а) ладья б) фрегат в) бот
3. В какое море Россия получила выход после победами над шведами?
а) Чёрное б) Балтийское в) Баренцево
4. Первая русская газета называлась:
а) «Новости»б) «Ведомости» в) «Россия»
5. В каком городе был открыт первый музей?
а) Москве б) Петрозаводске в) Санкт-Петербурге
Учащиеся выполняют самостоятельную работу, по окончании которой учитель на доске выставляет эталон для самопроверки.
- Проверяем первый вопрос.
- - У кого этот вопрос вызвал затруднение?
- Почему вы допустили ошибку?
- Зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?».
- Что нам поможет исправить ошибки? (Эталон.)
- Проверяем второй вопрос.
- У кого второй вопрос вызвал затруднение?
- Почему вы допустили ошибку?
- Зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?».
- Исправьте ошибки.
- Поднимите руки, у кого все верно. Вы молодцы!
6. Включение в систему знаний и повторение.
Отрывок из поэмы «Медный всадник» читает подготовленный ученик:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей.
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Назовите тему урока.
- Какова была цель урока?
- Вы достигли поставленной цели?
- У кого остались вопросы на конец урока?
- Кто хорошо разобрался в теме? Молодцы!
- А что еще нового вы узнали на уроке
- Кто может сказать, что сегодня находился в учебной деятельности?
- Отметьте в карточках те высказывания, которые для вас являются истинными высказываниями
Домашнее задание, подведение итогов урока.