ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «ЛИЧНОСТЬ И ЭПОХА В ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
Цели урока: создать целостное представление о важнейших исторических событиях XVII—XVIII вв., о выдающихся представителях русской нации, показать связь истории и литературы на примере исторических источников и произведений А.Н. Толстого, А.С. Пушкина,.Л.Н. Толстого, сделать вывод о нравственных уроках творчества А.С. Пушкина, способствовать развитию интереса учащихся к эпохе XVII—XVIII вв.
Оборудование: портреты, плакаты, рисунки, видеоматериал, выставка поделок.
Четыре страницы, по которым предстоит путегиествовать.
-
Борис Годунов. Смутное время.
«Да, жалок тот, в ком совесть нечиста».
-
Петр Первый. Время реформ. Петербург.
«Люблю тебя, Петра творенье!»
-
Е. Пугачев. Пугачевщина. Екатерина II.
«А разве нет удачи удалому?»
-
Культура России XVII—XVIII вв.
«Пребудущим векам что мог он передать?»
Ход урока
-
Разминка.
Учитель истории.
Какие события в истории России связаны с именами С. Дежнева, Е. Хабарова, В. Пояркова? В чем их значение? (Продвижение русских на восток: в Сибирь, на Дальний Восток. Значение: открытие новых земель, расширение территории России.)
-
Назовите даты жизни А.С. Пушкина. (26 мая 1799 — 28 января 1837 г. по старому стилю.)
-
Какой важный процесс в истории России характеризуется такими событиями: «Юрьев день», пятилетний срок розыска и возврата беглых крестьян? Когда был отменен «Юрьев день»? (Процесс закрепощения крестьян в России. «Юрьев день» был отменен в 1581 г.)
-
Кому посвятил А.С. Пушкин трагедию «Борис Годунов»? Когда она была написана?(Памяти Н.М. Карамзина. 1824—1825 гг.)
-
Когда и кем был назначен тамбовским наместником Г.Р. Державин? Как долго он был на этом посту? (Екатериной II, в 80-е годы XVIII столетия, 3 года: март 1786— январь 1789.)
-
Когда случилось наводнение, описанное А.С. Пушкиным в поэме «Медный всадник»? (7 ноября 1824 г.)
-
Первая страница. Борис Годунов «Смутное время».
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
Учитель истории. Среди значений слова смута, приводимых В.И. Далем, мы встречаем «восстание, мятеж. общее неповиновение, раздор меж народами и властью». Недаром Пушкин писал: «Крамол и смут во дни кровавы». И в самом деле, начало XVII в. и впрямь «смутное время»: все в движении, все колеблется, размыты события, с невероятной быстротой меняются цари, нередко в разных частях страны и даже в соседних городах признают в один и тот же период власть разных государей, люди подчас молниеносно меняют свою политическую ориентацию: вчерашние союзники расходятся по разным лагерям, а вчерашние враги действуют сообща. Одно слово — «смутное время».
Инсценировка.
Разговор Шуйского и Воротынского (по трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»).
Воротынский. Ужасное злодейство! Слушай, верно
Губителя раскаянье тревожит:
Конечно, кровь невинного младенца
Ему ступить мешает на престол.
Шуйский. Перешагнет; Борис не так-то робок!
Какая честь для нас, для всей Руси!
Воротынский. Так родом он не знатен; мы знатнее.
Шуйский. Да, кажется.
Воротынский. Ведь Шуйский, Воротынский.
Легко сказать, природные князья.
Шуйский. Природные, и Рюриковой крови.
Воротынский. А слушай, князь, ведь мы б имели право
Наследовать Феодору.
Шуйский. Да, более,
Чем Годунов.
Когда Борис хитрить не перестанет,
Давай народ искусно волновать,
Пускай они оставят Годунова,
Своих князей у них довольно, пусть
Себе в цари любого изберут.
Вопросы 1-й команде.
-
Почему Воротынский и Шуйский считают, что Борис Годунов не достоин править страной? Согласны ли вы с этим утверждением?
-
Что, на ваш взгляд, послужило причиной недовольства широких слоев населения личностью и политикой Бориса Годунова? Что лежало в основе этого недовольства в зависимости от социальной принадлежности той или иной группы населения?
Вопросы 2-й команде.
-
Кому принадлежат эти слова? Почему он так говорит?
О страшное, невиданное горе!
Прогневали мы бога, согрешили:
Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли.
-
В каком году Григорий Отрепьев предпринял попытку захватить русский престол? Чьей поддержкой он заручился?
Вопросы 1-й команде.
-
Почему наряду с иноземцами «царевича» поддержали многие русские люди? Какие идеи, пожелания, надежды объединяли сторонников Лжедмитрия I?
-
Расскажите, как Борис Годунов спас Рязань? В каком произведении описана данная ситуация? Кто автор? (А.К. Толстой «Князь Серебряный».)
Вопросы 2-й команде.
-
Кто этот герой? Какого происхождения? Каково отношение к нему автора?
Из. галицких боярских детей. Смолоду постригся в монахи неведомо где, жил в Суздале, в Ефимьевском монастыре, ушел оттуда, шатался по разным обителям.
-
Объясните, почему события конца XVI — начала XVII в. в России получили образное название «Смута»?
Заключительное слово учителя истории.
-
Вторая страница. Петр Первый. Время реформ. Петербург.
Люблю тебя, Петра творенье!
Учитель литературы. В трагедии «Борис Годунов» А.С. Пушкин пишет: «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!» Тяжел груз ответственности за свою страну, за свой народ, груз, который взваливает царь на свои плечи.
Эта мысль не раз приходила в голову другому русскому царю — Петру I
Вторая страница нашего путешествия — эпоха Петра I.
Мы назвали ее так: «Люблю тебя, Петра творенье.»
Начинает 2-я команда. Чтение наизусть отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»:
На берегу пустынцых волн Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел.