kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок-путешествие «Личность и эпоха в исторических источниках и художественной литературе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «ЛИЧНОСТЬ И ЭПОХА В ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

Цели урока: создать целостное представление о важнейших исторических событиях XVII—XVIII вв., о выдающихся представителях русской нации, показать связь истории и литературы на примере исторических источников и произведений А.Н. Толстого, А.С. Пушкина,.Л.Н. Толстого, сделать вывод о нравственных уроках творчества А.С. Пушкина, способствовать развитию интереса учащихся к эпохе XVII—XVIII вв.

Оборудование: портреты, плакаты, рисунки, видеоматериал, выставка поделок.

Четыре страницы, по которым предстоит путегиествовать.

  1. Борис Годунов. Смутное время.

«Да, жалок тот, в ком совесть нечиста».

  1. Петр Первый. Время реформ. Петербург.

«Люблю тебя, Петра творенье!»

  1. Е. Пугачев. Пугачевщина. Екатерина II.

«А разве нет удачи удалому?»

  1. Культура России XVII—XVIII вв.

«Пребудущим векам что мог он передать?»

Ход урока

  1. Разминка.

Учитель истории.

Какие события в истории России связаны с именами С. Дежнева, Е. Хабарова, В. Пояркова? В чем их значение? (Продвижение русских на восток: в Сибирь, на Дальний Восток. Значение: открытие новых земель, расширение территории России.)

  1. Назовите даты жизни А.С. Пушкина. (26 мая 1799 — 28 января 1837 г. по старому стилю.)

  2. Какой важный процесс в истории России характеризуется такими событиями: «Юрьев день», пятилетний срок розыска и возврата беглых крестьян? Когда был отменен «Юрьев день»? (Процесс закрепощения крестьян в России. «Юрьев день» был отменен в 1581 г.)

  3. Кому посвятил А.С. Пушкин трагедию «Борис Годунов»? Когда она была написана?(Памяти Н.М. Карамзина. 18241825 гг.)

  4. Когда и кем был назначен тамбовским наместником Г.Р. Державин? Как долго он был на этом посту? (Екатериной II, в 80-е годы XVIII столетия, 3 года: март 1786— январь 1789.)

  5. Когда случилось наводнение, описанное А.С. Пушкиным в поэме «Медный всадник»? (7 ноября 1824 г.)

  1. Первая страница. Борис Годунов «Смутное время».

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

Учитель истории. Среди значений слова смута, приводимых В.И. Далем, мы встречаем «восстание, мятеж. общее неповиновение, раздор меж народами и властью». Недаром Пушкин писал: «Крамол и смут во дни кровавы». И в самом деле, начало XVII в. и впрямь «смутное время»: все в движении, все колеблется, размыты события, с невероятной быстротой меняются цари, нередко в разных частях страны и даже в соседних городах признают в один и тот же период власть разных государей, люди подчас молниеносно меняют свою политическую ориентацию: вчерашние союзники расходятся по разным лагерям, а вчерашние враги действуют сообща. Одно слово — «смутное время».

Инсценировка.

Разговор Шуйского и Воротынского (по трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»).

Воротынский. Ужасное злодейство! Слушай, верно

Губителя раскаянье тревожит:

Конечно, кровь невинного младенца

Ему ступить мешает на престол.

Шуйский. Перешагнет; Борис не так-то робок!

Какая честь для нас, для всей Руси!

Воротынский. Так родом он не знатен; мы знатнее.

Шуйский. Да, кажется.

Воротынский. Ведь Шуйский, Воротынский.

Легко сказать, природные князья.

Шуйский. Природные, и Рюриковой крови.

Воротынский. А слушай, князь, ведь мы б имели право

Наследовать Феодору.

Шуйский. Да, более,

Чем Годунов.

Когда Борис хитрить не перестанет,

Давай народ искусно волновать,

Пускай они оставят Годунова,

Своих князей у них довольно, пусть

Себе в цари любого изберут.

Вопросы 1-й команде.

  1. Почему Воротынский и Шуйский считают, что Борис Годунов не достоин править страной? Согласны ли вы с этим утверждением?

  2. Что, на ваш взгляд, послужило причиной недовольства широких слоев населения личностью и политикой Бориса Годунова? Что лежало в основе этого недовольства в зависимости от социальной принадлежности той или иной группы населения?

Вопросы 2-й команде.

  1. Кому принадлежат эти слова? Почему он так говорит?

О страшное, невиданное горе!

Прогневали мы бога, согрешили:

Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли.

  1. В каком году Григорий Отрепьев предпринял попытку захватить русский престол? Чьей поддержкой он заручился?

Вопросы 1-й команде.

  1. Почему наряду с иноземцами «царевича» поддержали многие русские люди? Какие идеи, пожелания, надежды объединяли сторонников Лжедмитрия I?

  2. Расскажите, как Борис Годунов спас Рязань? В каком произведении описана данная ситуация? Кто автор? (А.К. Толстой «Князь Серебряный».)

Вопросы 2-й команде.

  1. Кто этот герой? Какого происхождения? Каково отношение к нему автора?

Из. галицких боярских детей. Смолоду постригся в монахи неведомо где, жил в Суздале, в Ефимьевском монастыре, ушел оттуда, шатался по разным обителям.

  1. Объясните, почему события конца XVI — начала XVII в. в России получили образное название «Смута»?

Заключительное слово учителя истории.

  1. Вторая страница. Петр Первый. Время реформ. Петербург.

Люблю тебя, Петра творенье!

Учитель литературы. В трагедии «Борис Годунов» А.С. Пушкин пишет: «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!» Тяжел груз ответственности за свою страну, за свой народ, груз, который взваливает царь на свои плечи.

Эта мысль не раз приходила в голову другому русскому царю — Петру I

Вторая страница нашего путешествия — эпоха Петра I.

Мы назвали ее так: «Люблю тебя, Петра творенье.»

Начинает 2-я команда. Чтение наизусть отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»:

На берегу пустынцых волн Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Магомедов Гасан Рабазанович

Дата: 06.06.2019

Номер свидетельства: 513647


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства