kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лексический анализ поэтического текста

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен лексический анализ поэтического текста, за основу которого было взято стихотворение А.С. Пушкина "Октябрь уж наступил-уж роща отряхает." При анализе учитывались основные лексические единицы, его можно использовать для примера на уроке

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лексический анализ поэтического текста»

Лексический анализ поэтического текста А.С. Пушкина «Октябрь уж наступил - уж роща отряхает…»

Работу выполнила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №3 г. Нефтегорска Мартынова Людмила Владимировна


Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад, дорога промерзает,

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы…

(А.С. Пушкин)

 

1. Дохнул — здесь: «подул, повеял (холодом)». (Др. знач.: дохнуть на кого-н. перегаром).

Застыл — здесь: «замерз, покрылся льдом». (Др. знач.: застыть на месте («замереть»), лицо его застыло («стало неподвижным»).

Страждут - здесь: «страдают, терпят ущерб, урон от чего-либо». (Др. знач.: «испытывать страдание»; « болеть»; «переживать»).

2. Нагие (ветви) -перен.: «без листьев». Метафора (перенос по сходству).

Бежит (ручей) -перен.: «быстро литься, течь». Метафора. Роль в тексте — в обоих случаях — олицетворение природы, средство выразительности.

Бешеная (забава) -перен.: «большой силы, напряжения; яростный». Метонимия (перенос по смежности).

3. Наступил (октябрь) -«пришел, начался (о времени, состоянии)» — значение лексически связанное: реализуется только с определенной группой слов, что отмечено и в толковании.

Отъезжее (поле) -только со словом поле: «отдаленное, предназначенное для охоты» -значение фразеологически связанное, реализуется в сочетании с определенным словом.

4. Слова ЛСГ «водоем»: пруд, ручей. Интегральная сема - «водоем». Дифференциальные семы: «искусственный», «стоячий» (пруд); «естественный», «текущий» (ручей).

5. Синонимы: дубрава, роща - «лиственный лес». Синонимы стилистические (дубрава -высок.) и оттеночные (дубрава -чаще дубовый лес). Их роль - стилистическая, как средство выразительности.

Промерзать, застывать - синонимы оттеночные (тождественны компоненты «замерзнуть», но: промерзнуть « насквозь», застыть - «превратиться в лед»). Их роль -дифференцирующая оттенки смысла.

Уж, уже — стилистические синонимы.

Антонимы: уже (застыл) — еще (бежит). Антитеза: стоячий пруд уже застыл, а бегущий ручей еще бежит, т.е. еще не застыл.

6. Заимствованные слова:

собака — иранское или скифское,

октябрь — латинское через греческое,

хлад, страждут — старославянизмы.

Первые два — освоенные заимствования нейтрального стиля; старославянизмы — устарели, носят высокую, поэтическую стилистическую окраску и используются как средство языковой выразительности.

7. Слова охота («свора собак для охоты») и отъезжие поля («отдаленные поля, предназначенные для охоты»)можно отнести к специальной (охотничьей) лексике.

Использованы для придания достоверности, точности изображения картины мира, подробностей помещичьего быта (охота — любимое занятие помещика в осеннее время).

8. Устаревшие слова: хлад, страждут, отряхает, листы, поспешает — архаизмы, использованы как художественное средство в поэтическом тексте.

Слова охота и отъезжие поля — историзмы, характерны для предшествующей эпохи, называют утраченные теперь понятия.

9. Стилистически окрашенная лексика:

высокая, книжная, поэтическая — хлад, страждут, листы, дубрава, нагие;

сниженная, разговорная — застыл, поспешает, отряхает.

Использованы как определенное стилистическое средство.

10. Устойчивый оборот: отъезжие поля — фразеологическое сочетание.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лексический анализ поэтического текста

Автор: Мартынова Людмила Владимировна

Дата: 30.08.2017

Номер свидетельства: 426856

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Анализ поэтического текста А. С. Пушкина"
    ["seo_title"] => string(43) "analiz-poetichieskogho-tieksta-a-s-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "263753"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449591409"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Методика комплексного анализа текста на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(63) "mietodika-komplieksnogho-analiza-tieksta-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "149696"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420290319"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Семиотический метод формирования исследования"
    ["seo_title"] => string(49) "siemiotichieskiimietodformirovaniiaissliedovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "340550"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1472033631"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Урок литературы в  11 классе "Н. Гумилев и А.  Ахматова" "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-litieratury-v-11-klassie-n-gumiliev-i-a-akhmatova"
    ["file_id"] => string(6) "202340"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429212379"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы"
    ["seo_title"] => string(88) "miuliermontovkoghdavolnuietsiazhieltieiushchaianivaprobliemagharmoniichieloviekaiprirody"
    ["file_id"] => string(6) "313370"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459480836"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства