1.Знакомство с некоторыми фактами биографии Арины Родионовны Яковлевой, няни А.С. Пушкина, определение ее роли в духовном становлении поэта; выявление глубокой человечности лирического героя стихотворения «Няне», проявляющейся в чувстве вины, сыновней нежности и любви к няне.
2.Формирование навыка выразительного чтения наизусть, умения выделять главное в прослушанном сообщении; определять роль художественно-изобразительных средств в лирическом тексте.
3.Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слова человечность
Основные виды деятельности учителя и учащихся: сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение (в т.ч. наизусть); работа со слайдовой презентацией, сообщение о бабушке (няне или других пожилых родственниках или близких людях).
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):
1. Метапредметные результаты:
· Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность: учителем и сверстниками
· Владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
· Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста
2. Предметные результаты:
· Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.
· Владение литературоведческим термином «риторическое обращение».
· Понимание авторской позиции и умение сформулировать свое отношение к ней.
· Умение вести диалог.
· Эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса
3. Личностные результаты:
· Формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности
· гуманизма.
· Образное представление состояния няни как отражение глубины души самого поэта, его человечности.
Технология: системно-деятельностный метод
Лексическая работа: «человечность»
Межпредметные и внутрипредметные связи: портреты Арины Род
Цель и задачи урока:
1.Знакомство с некоторыми фактами биографии Арины Родионовны Яковлевой, няни А.С. Пушкина, определение ее роли в духовном становлении поэта; выявление глубокой человечности лирического героя стихотворения «Няне», проявляющейся в чувстве вины, сыновней нежности и любви к няне.
2.Формирование навыка выразительного чтения наизусть, умения выделять главное в прослушанном сообщении; определять роль художественно-изобразительных средств в лирическом тексте.
3.Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слова человечность
Основные виды деятельности учителя и учащихся: сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение (в т.ч. наизусть); работа со слайдовой презентацией, сообщение о бабушке (няне или других пожилых родственниках или близких людях).
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):
1. Метапредметные результаты:
· Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность: учителем и сверстниками
· Владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
· Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста
2. Предметные результаты:
· Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.
· Владение литературоведческим термином «риторическое обращение».
· Понимание авторской позиции и умение сформулировать свое отношение к ней.
· Умение вести диалог.
· Эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса
3. Личностные результаты:
· Формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности
· гуманизма.
· Образное представление состояния няни как отражение глубины души самого поэта, его человечности.
Технология: системно-деятельностный метод
Лексическая работа: «человечность»
Межпредметные и внутрипредметные связи: портреты Арины Род
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Анализ поэтического текста А. С. Пушкина»
Конспект урока литературы в 5 классе, проведённого 26 октября 2015 г,
по теме: « Стихотворение А. С. Пушкина «Няне». Анализ поэтического текста»
« Подруга дней моих суровых…»
Всё было мудро предназначено судьбой….
Николай Диризо
Цель и задачи урока:
1.Знакомство с некоторыми фактами биографии Арины Родионовны Яковлевой, няни А.С. Пушкина, определение ее роли в духовном становлении поэта; выявление глубокой человечности лирического героя стихотворения «Няне», проявляющейся в чувстве вины, сыновней нежности и любви к няне.
2.Формирование навыка выразительного чтения наизусть, умения выделять главное в прослушанном сообщении; определять роль художественно-изобразительных средств в лирическом тексте.
3.Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения словачеловечность
Основные виды деятельности учителя и учащихся: сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение (в т.ч. наизусть); работа со слайдовой презентацией, сообщение о бабушке (няне или других пожилых родственниках или близких людях).
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):
Метапредметные результаты:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность: учителем и сверстниками
Владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста
Предметные результаты:
Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.
Владение литературоведческим термином «риторическое обращение».
Понимание авторской позиции и умение сформулировать свое отношение к ней.
Умение вести диалог.
Эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса
Личностные результаты:
Формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности
гуманизма.
Образное представление состояния няни как отражение глубины души самого поэта, его человечности.
1 этап. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: эмоциональная и психологическая подготовка.
Приветствие учащихся.
2 этап.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Постановка учебной проблемы.
Цель: воспроизведение понятий, необходимых для открытия нового знания; фиксирование затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.
- Мы продолжаем изучение творчества А. С. Пушкина. Сегодня мы вновь погружаемся в мир лирики поэта.
Слайд №1
Посмотрите на слайд презентации и подумайте, о ком мы будем говорить?
(О любимой няне поэта)
-О няне Пушкина мы знаем уже с детства. Кто не помнит посвящённого ей стихотворения «Зимний вечер»?
Включаю запись стихотворения «Зимний вечер». Ребята прослушивают.
- Какое чувство у вас возникло при прослушивании этого стихотворения?
(Чувство нежности, щемящей грусти по няне)
3 этап. Постановка темы урока, формулирование учебной задачи.
Цель: формулирование темы, проговаривание цели урока.
Поставим цель нашего урока.
( Какую роль сыграла няня в судьбе А. С. Пушкина, больше узнать о судьбе няни, её биографию).
- Мы попытаемся воссоздать облик вошедшей в русскую историю женщины по крупицам биографических сведений, стихам Пушкина и его друзей. Облик той, с именем которой связана не только жизнь великого поэта, но и его творчество.
Слайд 2.
Итак, няня! В одном из лицейских стихотворений («Сон») Пушкин так вспоминает о своей няне, называя её «мамушкой».
Что вы знаете о няне поэта?
-Послушаем внимательно сообщения учеников, т. к. нам предстоит ответить на вопросы теста.
Сообщения учеников: Георгицы Карины, Смирнова Алексея, Чистякова Ильи.
Обобщим: с младенческих лет няня лелеяла Сашу. Благодаря ей он окунулся в мир волшебных сказок, которые она замечательно рассказывала. С детских лет мы знаем о
трогательной любви великого поэта к простой безграмотной крестьянке.
Слайд 3, 4
Насколько вы внимательно прослушали сообщения, предлагаю вам ответить на вопросы в группах. Посовещайтесь.
4 этап. Этап усвоения знаний и способов действия (работа в группах).
Цель: усвоение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала, развитие умения обобщать и делать выводы.
Слайд 5 . Мини-тест.
5 этап. Физкультминутка.
Цель: снятие умственного и физического напряжения.
Слайд 6: Маленькая деревушка с господским домом привлекает особое внимание всех пришедших поклониться Арине Родионовне.
Слайд 7: В домике няни всегда тепло, уютно, тепло от неё, нянюшки, мамушки, голубушки.
Слайд 9. Вглядитесь ещё раз в её лицо. «Это была старушка почтенная, лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца». Так говорили друзья поэта из Тригорского.
11 лет они жили душа в душу.
Проплывали перед спящим мальчиком невиданные царства-государства, колдуны, избушки на курьих ножках.
От ужаса замрёт, не шелохнётся, едва дышит, не чувствуя ни рук, ни ног. Этот момент и запечатлил художник на картине «Пушкин слушает сказки няни».
Слайд 10 .Любовь к Арине Родионовне, зародившаяся в детстве, окрепла в трудные для его заточения дни в селе Михайловском.
Слайд 11. В письме из ссылки он писал брату Льву:
« После обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!. Она - единственная моя подруга, только с нею мне не скучно. « Эти строки говорят о той огромной роли, которую играла в то время для Пушкина няня.
Для Пушкина Арина Родионовна была не просто доброй заботливой няней и талантливой сказочницей. Она была первой слушательницей и критиком в годы ссылки. На слайде - Пушкин читает няне стихи.
- Поделитесь, а кто в вашей жизни сыграл значительную роль в воспитании, кто пел вам колыбельные песни, какие, словом, кто оставил заметный след?
( Георгица Карина рассказывает о своей бабушке, напевает колыбельную «Ложкой снег мешая..», подробно рассказывает Журавлёва Катя, также напевая колыбельную, которую ей пела мама; рассказывает Смирнов Алексей и все остальные ребята, вспоминая о своём детстве и о своих родных, кто сыграл важную роль в их детстве).
А как любила Арина Родионовна друзей Пушкина! Светлой, доброй, любящей осталась няня в памяти его друзей.
11 января Иван Пущин- лицейский друг поэта – приехал в Михайловское. Вот как он описывает встречу с няней: «Прибежавшая старушка застала нас в объятиях друг друга в том самом виде, как мы попали в дом – один почти голый (Пушкин выскочил на крыльцо, услышав звон колокольчика, в ночной сорочке), другой весь забрызганный снегом.
Не знаю, за кого она приняла меня, только, ничего не спрашивая, бросилась обнимать. Я тотчас догадался, что это его добрая няня, столько раз им воспетая, и чуть не задушил её в объятиях».
Светлой, доброй, чуткой, любящей осталась няня в памяти его друзей. Русская крестьянка с щедрым сердцем, переполненная любовью к Александру Сергеевичу и его друзьям, она была для поэта и матерью, и подругой, и музой. Как материнское молоко,
впитал он её образ, её голос, её песни и сказки, древнюю культуру народа и навеки запечатлел свою мамушку в стихотворении «Няне».
6 этап. Первичное закрепление изученного материала
Цель: выявить пробелы первичного осмысления изученного материала
- Стихотворение было написано в 1826 году, когда поэту исполнилось 27 лет- как вы думаете, почему в столь взрослом возрасте поэт пишет стихотворение няне?
-Как вы думаете, почему стихотворение называется «Няне» а не «Няня»?
- Как вы понимаете значение слова «человечность»?
- В чём заключается человечность Арины Родионовны?
7 этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Анализ стихотворения «Няне».
-Итак, знаменитое стихотворение «Няне».
Прочитает его наизусть Георгица Карина.
- Понравилось, как Карина читала стихотворение?
(Да, она вложила в него всю свою душу)
-Постараемся проанализировать стихотворение.
-Каким чувством проникнуто стихотворение?
(Грустное, печальное, тоскливое)
- Какие чувства владели поэтом, когда он создавал эти стихи?
(Чувство вины за долгое отсутствие, страдание от разлуки).
( Безлюдное место, где человек чувствует себя одиноким)
В такие минуты хочется поддержки близкого человека, в трудный момент жизни он обращается к няне.
- Что такое светлица? Каждый ли дом можно назвать светлицей?
-Почему Арина Родионовна горюет, будто на часах?
(Беспокоится, переживает)
-Почему спицы медлят?
(Она задумывается, работа замедляется)
- Почему руки няни наморщенные?
(Много трудилась, была крепостной)
Как понимаете последние строки? Какое настроение они создают?
(Стихотворение не завершено. Оно обрывается на щемящей ноте- «то чудится тебе..»
-Что могло почудится няне?
-Как удалось Пушкину в столь небольшом стихотворении передать любовь к столь удивительной женщине?
(Приёмы: обращения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, олицетворения, эпитеты, однородные члены).
- Как вы думаете, почему к уроку я взяла именно такой эпиграф?
(Может быть, Александр Сергеевич и не был бы им, если бы его няня не сыграла в его жизни столь значительную роль)
В послании всего 12 строчек. Я бы назвала стихотворение хвалебной песнью всем няням, бабушкам, мамам. В ней любовь к тем, кто нам дал жизнь. Лишь на несколько лет поэт пережил свою няню. Так и не довелось бедной няне закрыть глаза своему любимцу и оплакать его. А, может быть, и к лучшему.
8 этап. Итог урока. Самооценка.
Рефлексия деятельности.
Цель: осознание учащимися учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.
Завершение работы-синквейн.
(Подруга
Любящая, заботливая
Волнуется, ждёт, надеется
Очень любит своего воспитанника
Тоска.)
Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я узнал, научился…»
9 этап. Домашнее задание:
«Какую роль играет бабушка в моей жизни и чем она похожа на няню Пушкина», или нарисовать домик няни и выучить стихотворение (по желанию).
Индивидуальное задание.
Лексическая работа: объясните лексическое значение слов приданое, терем, подворье.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ:
Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч.1/Г.С.Меркин.-М.:ООО «Русское слово» - учебник, 2013.-(ФГОС.Инновационная школа).
Соловьева Ф.Е. Уроки литературы к учебнику Г.С.Меркина «Литература».5 класс: методическое пособие.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013 г.- (ФГОС.Инновационная школа).
Романс «Зимний вечер» в исполнение С.Лемешева http://www.youtube.com/watch?v=pQ4VDzc5rKA