kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ поэтического текста А. С. Пушкина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель и задачи урока:

1.Знакомство с некоторыми фактами биографии Арины Родионовны Яковлевой, няни А.С. Пушкина, определение ее роли в духовном становлении поэта; выявление глубокой человечности лирического героя стихотворения «Няне», проявляющейся в чувстве вины, сыновней нежности и любви к няне.

2.Формирование навыка выразительного чтения наизусть, умения выделять главное в прослушанном сообщении; определять роль художественно-изобразительных средств в лирическом тексте.

3.Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слова человечность

Основные виды деятельности учителя и учащихся: сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение (в т.ч. наизусть); работа со  слайдовой презентацией,  сообщение  о бабушке (няне или других пожилых родственниках или близких людях).

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):

1.    Метапредметные результаты:

·       Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность: учителем и сверстниками

·       Владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

·       Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста

2.    Предметные результаты:

·       Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

·       Владение литературоведческим термином «риторическое обращение».

·       Понимание авторской позиции и умение сформулировать свое отношение к ней.

·       Умение вести диалог.

·       Эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса

3.    Личностные результаты:

·       Формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности

·       гуманизма.

·       Образное представление состояния няни как отражение глубины души самого поэта, его человечности.

Технология: системно-деятельностный метод

Лексическая работа: «человечность»

Межпредметные и внутрипредметные связи: портреты Арины Род

Цель и задачи урока:

1.Знакомство с некоторыми фактами биографии Арины Родионовны Яковлевой, няни А.С. Пушкина, определение ее роли в духовном становлении поэта; выявление глубокой человечности лирического героя стихотворения «Няне», проявляющейся в чувстве вины, сыновней нежности и любви к няне.

2.Формирование навыка выразительного чтения наизусть, умения выделять главное в прослушанном сообщении; определять роль художественно-изобразительных средств в лирическом тексте.

3.Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слова человечность

Основные виды деятельности учителя и учащихся: сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение (в т.ч. наизусть); работа со  слайдовой презентацией,  сообщение  о бабушке (няне или других пожилых родственниках или близких людях).

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):

1.    Метапредметные результаты:

·       Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность: учителем и сверстниками

·       Владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

·       Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста

2.    Предметные результаты:

·       Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

·       Владение литературоведческим термином «риторическое обращение».

·       Понимание авторской позиции и умение сформулировать свое отношение к ней.

·       Умение вести диалог.

·       Эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса

3.    Личностные результаты:

·       Формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности

·       гуманизма.

·       Образное представление состояния няни как отражение глубины души самого поэта, его человечности.

Технология: системно-деятельностный метод

Лексическая работа: «человечность»

Межпредметные и внутрипредметные связи: портреты Арины Род

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ поэтического текста А. С. Пушкина»

Конспект урока литературы в 5 классе, проведённого 26 октября 2015 г,

по теме: « Стихотворение А. С. Пушкина «Няне». Анализ поэтического текста»

« Подруга дней моих суровых…»


Всё было мудро предназначено судьбой….

Николай Диризо



Цель и задачи урока:

1.Знакомство с некоторыми фактами биографии Арины Родионовны Яковлевой, няни А.С. Пушкина, определение ее роли в духовном становлении поэта; выявление глубокой человечности лирического героя стихотворения «Няне», проявляющейся в чувстве вины, сыновней нежности и любви к няне.

2.Формирование навыка выразительного чтения наизусть, умения выделять главное в прослушанном сообщении; определять роль художественно-изобразительных средств в лирическом тексте.

3.Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слова человечность

Основные виды деятельности учителя и учащихся: сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение (в т.ч. наизусть); работа со слайдовой презентацией, сообщение о бабушке (няне или других пожилых родственниках или близких людях).

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):

  1. Метапредметные результаты:

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность: учителем и сверстниками

  • Владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

  • Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста

  1. Предметные результаты:

  • Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

  • Владение литературоведческим термином «риторическое обращение».

  • Понимание авторской позиции и умение сформулировать свое отношение к ней.

  • Умение вести диалог.

  • Эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса

  1. Личностные результаты:

  • Формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности

  • гуманизма.

  • Образное представление состояния няни как отражение глубины души самого поэта, его человечности.

Технология: системно-деятельностный метод

Лексическая работа: «человечность»

Межпредметные и внутрипредметные связи: портреты Арины Родионовны, А.С. Пушкина, Я.П. Серяков «Арина Родионовна Яковлева — няня А.С. Пушкина» (барельеф), виртуальная экскурсия «Домик няни» в Кобрино стихотворению «Няне», романс «Зимний вечер», фото с. Михайловское.

Оборудование: учебник, портрет А.С.Пушкина (любого художника), компьютер, проектор, колонки, медиапрезентация, экран.


Ход урока.


1 этап. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: эмоциональная и психологическая подготовка.

Приветствие учащихся.

2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Постановка учебной проблемы.

Цель: воспроизведение понятий, необходимых для открытия нового знания; фиксирование затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

- Мы продолжаем изучение творчества А. С. Пушкина. Сегодня мы вновь погружаемся в мир лирики поэта.

Слайд №1

Посмотрите на слайд презентации и подумайте, о ком мы будем говорить?

(О любимой няне поэта)

-О няне Пушкина мы знаем уже с детства. Кто не помнит посвящённого ей стихотворения «Зимний вечер»?

Включаю запись стихотворения «Зимний вечер». Ребята прослушивают.

- Какое чувство у вас возникло при прослушивании этого стихотворения?

(Чувство нежности, щемящей грусти по няне)

3 этап. Постановка темы урока, формулирование учебной задачи.

Цель: формулирование темы, проговаривание цели урока.

Поставим цель нашего урока.

( Какую роль сыграла няня в судьбе А. С. Пушкина, больше узнать о судьбе няни, её биографию).

- Мы попытаемся воссоздать облик вошедшей в русскую историю женщины по крупицам биографических сведений, стихам Пушкина и его друзей. Облик той, с именем которой связана не только жизнь великого поэта, но и его творчество.

Слайд 2.

Итак, няня! В одном из лицейских стихотворений («Сон») Пушкин так вспоминает о своей няне, называя её «мамушкой».

Что вы знаете о няне поэта?

-Послушаем внимательно сообщения учеников, т. к. нам предстоит ответить на вопросы теста.

Сообщения учеников: Георгицы Карины, Смирнова Алексея, Чистякова Ильи.

Обобщим: с младенческих лет няня лелеяла Сашу. Благодаря ей он окунулся в мир волшебных сказок, которые она замечательно рассказывала. С детских лет мы знаем о

трогательной любви великого поэта к простой безграмотной крестьянке.

Слайд 3, 4

Насколько вы внимательно прослушали сообщения, предлагаю вам ответить на вопросы в группах. Посовещайтесь.

4 этап. Этап усвоения знаний и способов действия (работа в группах).

Цель: усвоение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала, развитие умения обобщать и делать выводы.


Слайд 5 . Мини-тест.

5 этап. Физкультминутка.

Цель: снятие умственного и физического напряжения.

Слайд 6: Маленькая деревушка с господским домом привлекает особое внимание всех пришедших поклониться Арине Родионовне.

Слайд 7: В домике няни всегда тепло, уютно, тепло от неё, нянюшки, мамушки, голубушки.

Слайд 9. Вглядитесь ещё раз в её лицо. «Это была старушка почтенная, лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца». Так говорили друзья поэта из Тригорского.

11 лет они жили душа в душу.

Проплывали перед спящим мальчиком невиданные царства-государства, колдуны, избушки на курьих ножках.

От ужаса замрёт, не шелохнётся, едва дышит, не чувствуя ни рук, ни ног. Этот момент и запечатлил художник на картине «Пушкин слушает сказки няни».

Слайд 10 .Любовь к Арине Родионовне, зародившаяся в детстве, окрепла в трудные для его заточения дни в селе Михайловском.

Слайд 11. В письме из ссылки он писал брату Льву:

« После обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!. Она - единственная моя подруга, только с нею мне не скучно. « Эти строки говорят о той огромной роли, которую играла в то время для Пушкина няня.

Для Пушкина Арина Родионовна была не просто доброй заботливой няней и талантливой сказочницей. Она была первой слушательницей и критиком в годы ссылки. На слайде - Пушкин читает няне стихи.

- Поделитесь, а кто в вашей жизни сыграл значительную роль в воспитании, кто пел вам колыбельные песни, какие, словом, кто оставил заметный след?


( Георгица Карина рассказывает о своей бабушке, напевает колыбельную «Ложкой снег мешая..», подробно рассказывает Журавлёва Катя, также напевая колыбельную, которую ей пела мама; рассказывает Смирнов Алексей и все остальные ребята, вспоминая о своём детстве и о своих родных, кто сыграл важную роль в их детстве).


А как любила Арина Родионовна друзей Пушкина! Светлой, доброй, любящей осталась няня в памяти его друзей.

11 января Иван Пущин- лицейский друг поэта – приехал в Михайловское. Вот как он описывает встречу с няней: «Прибежавшая старушка застала нас в объятиях друг друга в том самом виде, как мы попали в дом – один почти голый (Пушкин выскочил на крыльцо, услышав звон колокольчика, в ночной сорочке), другой весь забрызганный снегом.

Не знаю, за кого она приняла меня, только, ничего не спрашивая, бросилась обнимать. Я тотчас догадался, что это его добрая няня, столько раз им воспетая, и чуть не задушил её в объятиях».

Светлой, доброй, чуткой, любящей осталась няня в памяти его друзей. Русская крестьянка с щедрым сердцем, переполненная любовью к Александру Сергеевичу и его друзьям, она была для поэта и матерью, и подругой, и музой. Как материнское молоко,


впитал он её образ, её голос, её песни и сказки, древнюю культуру народа и навеки запечатлел свою мамушку в стихотворении «Няне».


6 этап. Первичное закрепление изученного материала

Цель: выявить пробелы первичного осмысления изученного материала


- Стихотворение было написано в 1826 году, когда поэту исполнилось 27 лет- как вы думаете, почему в столь взрослом возрасте поэт пишет стихотворение няне?

-Как вы думаете, почему стихотворение называется «Няне» а не «Няня»?

- Как вы понимаете значение слова «человечность»?

- В чём заключается человечность Арины Родионовны?

7 этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.


Анализ стихотворения «Няне».

-Итак, знаменитое стихотворение «Няне».

Прочитает его наизусть Георгица Карина.

- Понравилось, как Карина читала стихотворение?

(Да, она вложила в него всю свою душу)

-Постараемся проанализировать стихотворение.

-Каким чувством проникнуто стихотворение?

(Грустное, печальное, тоскливое)

- Какие чувства владели поэтом, когда он создавал эти стихи?

(Чувство вины за долгое отсутствие, страдание от разлуки).

- Каков жанр стихотворения?

(Послание - письмо)

Композиция стихотворения способствует выражению настроения.

- Составим в группах план стихотворения.

(1. Обращение к няне.

2. Забытый домик няни в глуши лесов.

3. Герой мысленно возвращается туда.

4. Беспокойство.)

- Отметим средства выразительности языка

Работа в группах.

(эпитеты - дряхлая голубка, наморщенные руки, забытые вороты, суровые дни;

сравнения – горюешь, будто на часах;

олицетворения – медлят спицы и др.)

Группы обмениваются мнениями.

- Почему дни суровые?

(Поэт в ссылке)

- Обратите внимание на слово глушь. Почему?

( Безлюдное место, где человек чувствует себя одиноким)

В такие минуты хочется поддержки близкого человека, в трудный момент жизни он обращается к няне.

- Что такое светлица? Каждый ли дом можно назвать светлицей?

-Почему Арина Родионовна горюет, будто на часах?

(Беспокоится, переживает)

-Почему спицы медлят?

(Она задумывается, работа замедляется)

- Почему руки няни наморщенные?

(Много трудилась, была крепостной)

Как понимаете последние строки? Какое настроение они создают?

(Стихотворение не завершено. Оно обрывается на щемящей ноте- «то чудится тебе..»

-Что могло почудится няне?

-Как удалось Пушкину в столь небольшом стихотворении передать любовь к столь удивительной женщине?

(Приёмы: обращения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, олицетворения, эпитеты, однородные члены).

- Как вы думаете, почему к уроку я взяла именно такой эпиграф?

(Может быть, Александр Сергеевич и не был бы им, если бы его няня не сыграла в его жизни столь значительную роль)

В послании всего 12 строчек. Я бы назвала стихотворение хвалебной песнью всем няням, бабушкам, мамам. В ней любовь к тем, кто нам дал жизнь. Лишь на несколько лет поэт пережил свою няню. Так и не довелось бедной няне закрыть глаза своему любимцу и оплакать его. А, может быть, и к лучшему.

8 этап. Итог урока. Самооценка.


Рефлексия деятельности.

Цель: осознание учащимися учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

Завершение работы-синквейн.

(Подруга

Любящая, заботливая

Волнуется, ждёт, надеется

Очень любит своего воспитанника

Тоска.)

Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я узнал, научился…»

9 этап. Домашнее задание:

«Какую роль играет бабушка в моей жизни и чем она похожа на няню Пушкина», или нарисовать домик няни и выучить стихотворение (по желанию).

Индивидуальное задание.

Лексическая работа: объясните лексическое значение слов приданое, терем, подворье.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ:

  1. Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч.1/Г.С.Меркин.-М.:ООО «Русское слово» - учебник, 2013.-(ФГОС.Инновационная школа).

  2. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы к учебнику Г.С.Меркина «Литература».5 класс: методическое пособие.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013 г.- (ФГОС.Инновационная школа).

  3. Романс «Зимний вечер» в исполнение С.Лемешева http://www.youtube.com/watch?v=pQ4VDzc5rKA









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Анализ поэтического текста А. С. Пушкина

Автор: Смирнова Нелли Борисовна

Дата: 08.12.2015

Номер свидетельства: 263753

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Лексический анализ поэтического текста"
    ["seo_title"] => string(45) "lieksichieskii_analiz_poetichieskogho_tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "426856"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1504118464"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Презентация по лирике А.С.Пушкина "
    ["seo_title"] => string(39) "priezientatsiia-po-lirikie-a-s-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "125934"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415097704"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока "Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»"."
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekturokaanalizstikhotvorieniiaaspushkinazimnieieutro"
    ["file_id"] => string(6) "273068"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452143379"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "А.С.Пушкин "Уж небо осенью дышало". "Зимнее утро"."
    ["seo_title"] => string(52) "a-s-pushkin-uzh-niebo-osien-iu-dyshalo-zimnieie-utro"
    ["file_id"] => string(6) "274791"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452442501"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока литературы по теме А.С.Пушкин о любви "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-litieratury-po-tiemie-a-s-pushkin-o-liubvi"
    ["file_id"] => string(6) "125937"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415098146"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства