kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 11 классе "Н. Гумилев и А. Ахматова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Н. Гумилев и А. Ахматова

Цели урока:

обучающая: познакомить учащихся со своеобразием поэтической манеры Н.С.Гумилева, показать связь его творчества с традициями романтизма;

развивающая: развитие навыков анализа поэтического текста, сопоставительных умений учащихся при работе с произведениями разных видов искусства;

воспитательная: способствовать воспитанию литературного вкуса и любви к поэзии, нравственных качеств старшеклассников (ответственности за свои поступки, уважения к человеческой личности и чувствам другого человека).

Ход урока

1. Вступление учителя:

– Каждый из поэтов “Серебряного века” имел своеобразный “нерв” творчества. Таким нервом” поэзии Николая Гумилева стал поиск красоты в пространстве и во времени. Не случайно издатель журнала “Аполлон” С.Маковский назвал Николая Гумилева “бредящим красотой”.

И вот вся жизнь!
Круженье, пенье,
Моря, пустыни, города.
Мелькающее отраженье
Потерянного навсегда.
Бушует пламя, трубят трубы,
И кони рыжие летят,
Потом волнующие губы
О счастье, кажется, твердят.
И вот опять восторг и горе.
Опять, как прежде, как всегда.
Седою гривой машет море,
Встают пустыни, города.

Учитель: – Друг юности Э. Голлербах вспоминал о Н. Гумилеве:

“Неисправимый романтик, бродяга-авантюрист, “конквистадор”, неутомимый искатель опасностей и сильных ощущений, – таков был он. Многие зачитываются в детстве Майн Ридом, Жюлем Верном, Гюставом Эмаром, но почти никто не осуществляет впоследствии, в своей “взрослой” жизни героического авантюризма, толкающего на опасные затеи, далекие экспедиции. Он осуществил. Упрекали его в позерстве, в чудачестве. А ему просто всю жизнь было шестнадцать лет”.

Уже в первых сборниках стихов Н.Гумилева были намечены чисто “гумилевские” черты, которые в конечном итоге составят неповторимый облик его поэтики. И.Анненский так напишет о стихах своего ученика в рецензии на сборник “Романтические цветы”: “ Не только искания красоты, но и красота исканий”.

– В чем же особенности поэтической манеры Н.Гумилева? Какие черты русского романтизма присущи его произведениям? (Цель урока.)

2. Анализ поэтического текста

– Характерная особенность многих стихотворений Н.Гумилева – пристрастие к экзотике, интерес к африканскому континенту.

– Каковы истоки экзотики в поэзии Н.Гумилева?

(Н.Гумилев несколько раз путешествовал в Африку. Цель путешествий носила творческий характер: “…в новой обстановке найти новые слова” (из письма В.Брюсову).

Своеобразной лирической дилогией, где выражен авторский идеал и найдены “новые слова”, стали стихотворения “Жираф” и “Озеро Чад”.

(Выразительное чтение стихотворения “Жираф” учащимся).

– К кому обращено стихотворение?

– Как-то С.Есенин, поэт иных устремлений, восхищался первыми строками этого стихотворения. Чем, по-вашему, они необычны?

(1-я строка – инверсия, 2-я строка – нарушение грамматической нормы).

– Что это? Ошибка поэта?

(Это сделано намеренно: от этого выигрывают смысл и картинность, так поэт передает настроение тончайшего очарования).

– Как это настроение передано лексически?

(“Особенно тонки”, “особенно грустен”).

– Как поэт пытается передать грусть любимой?

(Уводит в экзотический мир Африки, где чувствует себя комфортно, этот мир хорошо знаком ему).

– Где это подчеркнуто?

(Повторяется дважды “я знаю”, “я тебе расскажу”).

– Какой яркий зрительный образ рисует поэт?

(Жираф, иллюстрация А. Бычковой).

– Какие художественные средства использует Н.Гумилев для его создания?

(“Пышные” эпитеты: изысканный (жираф), грациозная (стройность), волшебный (узор шкуры), плавный (бег);
“зрительные” сравнения: шкура, как Луна; жираф, как цветные паруса корабля; бег, как радостный птичий полет;
олицетворение: Луна осмелится равняться).

– Еще какие образы использует поэт?

(Озера, закат, мраморный грот, Луна : перед нами мир не тронутой цивилизацией природы, мир естественной красоты. Он достоин восхищения и описания).

– Почему поэт сомневается, что будет понят любимой?

(Она отравлена городом, между ними нет духовной близости).

– Как это подтверждают последние строки?

(Героиня плачет, “сады души” поэта остались для нее недоступны, восторг героя перед земной красотой не тронул ее сердце, рассказ об Африке не вызвал интереса).

Вывод: в выборе художественных средств Н.Гумилев ориентируется на романтизм (яркая образная система, “пышные эпитеты”, “зрительные” сравнения).

(Выразительное чтение учащимся стихотворения “Озеро Чад”).

– Какой романтический жанр напоминает это стихотворение?

(Баллада, так как есть сюжет).

– Какой художественный прием в основе стихотворения?

(Антитеза).

– Кто же противопоставлен?

(“Дочь властительного Чада” и европеец).

– Какие качества олицетворяет героиня?

(Красота, искренность, глубина чувств, страстность, доверчивость).

– Каким показан европеец? (Безнравственный, лживый).

– Чем стала для француза девушка? (Минутной прихотью, экзотической игрушкой).

– На что обречена героиня в цивилизованном мире? (На унижения и страдания).

– Где она была по-настоящему счастлива?

– Какова поэтическая идея стихотворения? Как она связана с философией романтизма?

(В цивилизованном мире, где царит культ наслаждений, участь человека, живущего сердцем, трагична).

– На чьей стороне симпатия автора? А ваша? С каким произведением русской прозы можно провести параллель?

(А.И.Куприн “Олеся”).

Вывод: “местный колорит”, повествовательный элемент роднят произведения Н.Гумилева с произведениями поэтов-романтиков.

3. Совершенство поэтической формы.

“Начиная с “Пути конквистадоров” и заканчивая “Огненным столпом”, – писал критик В.Жирмунский в статье “Преодолевшие символизм” (1916), – Гумилев …неизменно шел одной и той же дорогой: к совершенству формы, к магии слова…”.

Как поэт достигал художественной красоты? Попробуем проникнуть в тайну его поэтического мастерства.

(Выразительное чтение учащимся стихотворения “Мореплаватель Павзаний”).

Мореплаватель Павзаний
С берегов далеких Нила
В Рим привез и шкуры ланей,
И египетские ткани,
И большого крокодила.
Это было в дни безумных
Извращений Каракаллы.
Бог веселых и безумных
Изукрасил цепью шумных
Толп причудливые скалы.
В золотом невинном горе
Суетились у галеры
Бородатые скитальцы,
И изящные гетеры
Поднимали в честь Венеры
Точно мраморные пальцы.

Комментарий учителя: Павзаний – древнегреческий путешественник, живший во ІІ веке нашей эры. Сюжетная канва стихотворения такова: после опасного плавания в Африку Павзаний возвращается к берегам Римской империи. Римский император в час заката осматривает заморские подарки.

Стихотворение интересно с точки зрения фонетики и лексики.

– В чем особенности фонетики? (Индивидуальное задание учащегося).

(Звуковой повтор гласного [у] : 2-3 строфы (картина моря) – 9 раз, 5 строфа (описание крокодила) – 7 раз.)

Звуковой повтор гласного (ассонанс) наполняет стихотворение зеленым цветом.

(Н.Гумилев. Перевод стихотворения А.Рембо “Рождение гласных”.

А – черно, бело – Е, У – зелено, О – сине, И – красно…
Я хочу открыть рожденье гласных…)

Звуковой повтор согласного [л] (аллитерация) : 1–2 строфы – 13 раз. Так поэт воспроизводит звук ударяющихся о борт корабля волн. Во 2-3 строфах – 14 раз встречается [р]. Этот звук передает скрип мачт и корабельных снастей.

Учитель: По жемчужине собирает Н.Гумилев свое поэтическое ожерелье, превращая его в сокровище удивительной красоты!

– В чем особенность лексики? (Индивидуальное задание учащегося).

(В стихотворении много прилагательных, обозначающих цвет: “золотой”, “пурпурный”, “мраморный”, “изумрудный”, “серебряный”: чтобы описать красоту, создать картину земного рая, который спасает от серой скуки городов, поэт не жалеет красок.

Существительные тоже вызывают цветовые ассоциации: море – синий, зеленый; крокодил – зеленый. Существительные повторяются несколько раз, что способствует созданию сильного эффекта).

Вывод: гармония звуковых повторов, ясность и точность в передаче красоты земного рая, ритмическая четкость стиха свойственны поэтике Н.Гумилева.

– В русской поэзии “Серебряного века” многие авторы увлекались созданием акростихов (начальные буквы каждой строки составляют имя).

– Отгадайте литературную загадку: кому посвящены следующие строки?

Аддис-Абеба, город роз,
На берегу ручьев прозрачных,
Небесный див тебя принес,
Алмазный, средь ущелий мрачных.
Армидин сад… Там пилигрим
Хранит обет любви неясной.
Мы все склоняемся пред ним,
А розы душны, розы красны.
Там смотрит в душу чей-то взор,
Отравы полный и обманов,
В садах высоких сикомор,
Аллеях сумрачных платанов.

Аддис-Абеба, город роз,
На берегу ручьев прозрачных,
Небесный див тебя принес,
Алмазный, средь ущелий мрачных.
Армидин сад… Там пилигрим
Хранит обет любви неясной.
Мы все склоняемся пред ним,
А розы душны, розы красны.
Там смотрит в душу чей-то взор,
Отравы полный и обманов,
В садах высоких сикомор,
Аллеях сумрачных платанов.

Аддис-Абеба, город роз,
На берегу ручьев прозрачных,
Небесный див тебя принес,
Алмазный, средь ущелий мрачных.
Армидин сад… Там пилигрим
Хранит обет любви неясной.
Мы все склоняемся пред ним,
А розы душны, розы красны.
Там смотрит в душу чей-то взор,
Отравы полный и обманов,
В садах высоких сикомор,
Аллеях сумрачных платанов.

Аддис-Абеба, город роз,
На берегу ручьев прозрачных,
Небесный див тебя принес,
Алмазный, средь ущелий мрачных.
Армидин сад… Там пилигрим
Хранит обет любви неясной.
Мы все склоняемся пред ним,
А розы душны, розы красны.
Там смотрит в душу чей-то взор,
Отравы полный и обманов,
В садах высоких сикомор,
Аллеях сумрачных платанов.

Аддис-Абеба, город роз,
На берегу ручьев прозрачных,
Небесный див тебя принес,
Алмазный, средь ущелий мрачных.
Армидин сад… Там пилигрим
Хранит обет любви неясной.
Мы все склоняемся пред ним,
А розы душны, розы красны.
Там смотрит в душу чей-то взор,
Отравы полный и обманов,
В садах высоких сикомор,
Аллеях сумрачных платанов.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе "Н. Гумилев и А. Ахматова" »

АННА АХМАТОВА

АННА АХМАТОВА

А.Ахматова в старших классах гимназии

А.Ахматова в старших классах гимназии

Какой была Анна Ахматова?  «Характерный рот с резко выраженной верхней губой. Тонкая и гибкая, как ивовый прутик, с очень белой кожей» В. Срезневская  « У Ахматовой наметилась одна главная черта ее личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость» К.Чуковский

Какой была Анна Ахматова?

«Характерный рот с резко выраженной верхней губой. Тонкая и гибкая, как ивовый прутик, с очень белой кожей»

В. Срезневская

« У Ахматовой наметилась одна главная черта ее личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость»

К.Чуковский

Живописные портреты Анны Ахматовой В искусстве начала века идеалом становится артистический образ поэта. Романтический характер культуры серебряного века стремился выразить себя в женском портрете, возрождая тему вечной женственности. Образ Анны Ахматовой в живописи 20-х годов олицетворял собой тему прощания с петербургской эпохой русской культуры.

Живописные портреты Анны Ахматовой

В искусстве начала века идеалом становится артистический образ поэта. Романтический характер культуры серебряного века стремился выразить себя в женском портрете, возрождая тему вечной женственности. Образ Анны Ахматовой в живописи 20-х годов олицетворял собой тему прощания с петербургской эпохой русской культуры.

Н.Альтман. Портрет Анны Ахматовой.1914. Портрет Альтмана не сразу приняли современники. Некоторым казалось, что портрет разрушает представления о художественном идеале и женском обаянии модели.

Н.Альтман. Портрет Анны Ахматовой.1914.

Портрет Альтмана не сразу приняли современники. Некоторым казалось, что портрет разрушает представления о художественном идеале и женском обаянии модели.

Ю.Анненков. Анна Ахматова. 1921. Анненков на портрете придает своей модели скорбное выражение. Художник своим острым , как бритва, пером резко заостряет образ поэтессы. Строгость и лаконичность, удивительное единство облика поэта и его поэзии сделали этот портрет одним из самых популярных.

Ю.Анненков. Анна Ахматова. 1921.

Анненков на портрете придает своей модели скорбное выражение. Художник своим острым , как бритва, пером резко заостряет образ поэтессы. Строгость и лаконичность, удивительное единство облика поэта и его поэзии сделали этот портрет одним из самых популярных.

К. Петров – Водкин. Портрет Анны Ахматовой 1922. На портрете образ Ахматовой напоминает иконописный лик. Но этот портрет оказался очень далек от образа вечной женственности, олицетворением которого и была Анна Ахматова

К. Петров – Водкин. Портрет Анны Ахматовой 1922.

На портрете образ Ахматовой напоминает иконописный лик. Но этот портрет оказался очень далек от образа вечной женственности, олицетворением которого и была Анна Ахматова

Н.С.Гумилев, Лев Гумилев, А.Ахматова

Н.С.Гумилев, Лев Гумилев, А.Ахматова

Мужество  Блокада застала Ахматову в родном Ленинграде. Она мужественно переносила тяготы жизни в осажденном городе.

Мужество

Блокада застала Ахматову в родном Ленинграде. Она мужественно переносила тяготы жизни в осажденном городе.

… Я была тогда с моим народом  Там, где мой народ, к несчастью был…  Она вобрала в свое сердце боль всего народа и полностью отдала его родине.

Я была тогда с моим народом Там, где мой народ, к несчастью был…

Она вобрала в свое сердце боль всего народа и полностью отдала его родине.

Мировое признание

Мировое признание

Анна всея Руси” - так называла  ее Марина Цветаева.

Анна всея Руси” - так называла

ее Марина Цветаева.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы в 11 классе "Н. Гумилев и А. Ахматова"

Автор: Яковенко Светлана Николаевна

Дата: 16.04.2015

Номер свидетельства: 202340

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "План-конспект урока литературы в 11 классе. Жизнь и творчество Анны Ахматовой "Она была поэтом""
    ["seo_title"] => string(84) "plankonspiekturokalitieraturyv11klassiezhiznitvorchiestvoannyakhmatovoionabylapoetom"
    ["file_id"] => string(6) "289336"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454780228"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "ТРАГИЧЕСКОЕ ЗВУЧАНИЕ «РЕКВИЕМА» А. АХМАТОВОЙ"
    ["seo_title"] => string(49) "tragichieskoie-zvuchaniie-riekviiema-a-akhmatovoi"
    ["file_id"] => string(6) "266142"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450101006"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Урок-лекция "Общая характеристика литературного процесса 20х годов в России""
    ["seo_title"] => string(89) "urok-liektsiia-obshchaia-kharaktieristika-litieraturnogho-protsiessa-20kh-ghodov-v-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "288507"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454646543"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "урок внеклассного чтения " Горька судьба поэтов...""
    ["seo_title"] => string(43) "urokvnieklassnoghochtieniiagorkasudbapoetov"
    ["file_id"] => string(6) "288914"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454690746"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства