М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы
М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы
Данный урок – 3-й в системе уроков по творчеству М.Ю.Лермонтова. Тип урока- урок- практикум. Мы продолжаем знакомство с лирикой поэта и повторяем сведения по теории литературы.
Урок ориентирован на основную массу ребят и нацелен на то, чтобы помочь понять и выразительно прочитать стихотворение.
На уроке были поставлены и достигнуты следующие цели:
обучающие: продолжить обучение анализу поэтического текста; закрепить знания учащихся о тропах, их роли в речи;
воспитательная: воспитывать бережное отношение и любовь к слову, интерес к родному языку, умение видеть и слышать красоту русской природы.
Подтверждением тому служит выразительное чтение стихотворений в конце урока.
Для достижения данных целей был привлечён дополнительный материал: чтение наизусть отрывка из повести Н.В.Гоголя, проектная работа, знакомящая учащихся с поэтом Н.Дмитриевым, индивидуальные сообщения учащихся о синтаксических особенностях стихотворения М.Ю.Лермонтова, индивидуальные сообщения учащихся о лексических значениях слов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование урока: портрет М.Ю. Лермонтова, презентация, проект «Наш земляк – поэт Н.Дмитриев»
Ход урока.
I Организационный момент.
II Постановка целей урока.
1.Сегодня на уроке нам предстоит продолжить знакомство с произведениями Лермонтова, мы будем говорить о его стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…». Мы постараемся ответить на вопросы:
В чём видит поэт истинное счастье и гармонию?
Какую роль играют образы русской природы в его творчестве и в творчестве других писателей и поэтов? (Слайд 2)
III Работа по теме урока
1. Запись в тетрадь темы урока. (Слайд 3)
М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…».
Проблема гармонии человека и природы
2. Неоднократно русские поэты и писатели обращались к образам русской природы. Разные чувства и эмоции вызывала она у них. Прослушайте отрывок из произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (Чтение отрывка заранее подготовленным учеником) (Слайд4)
- Какие чувства вызывает у вас описание степи? (Писатель восхищён красотой природы степей и приглашает читателя разделить с ним чувство восторга).
3.Не только классики обращались к образам природы. У наших поэтов-земляков немало произведений о красоте Рузского края, подарившего им вдохновение.
Проект «Наш земляк- поэт Н. Дмитриев» (Слайд5)
4.Вывод. (Записывается в тетрадь)
Обращаясь к картинам русской природы, писатели и поэты восхищались её красотой, черпали вдохновение. (Слайд6)
5. Давайте обратимся к стихотворению М.Ю.Лермонтова и попытаемся понять, какую роль играют образы русской природы в его творчестве
Выразительное чтение стихотворения учителем
(Учебник литературы 7 класс, стр.126) (Слайд7)
6.Анализ поэтического текста.
Как вы думаете, о чем это стихотворение?
( Это стихотворение о мыслях и чувствах поэта, о природе).
Какие чувства выразил в нем поэт?
( Разные чувства: восторг, радость, смирение и, наконец, счастье).
Какие картины природы встают перед взором автора и перед нашим взором? (Слайд8)
( Желтеющая нива,
Шумящий лес,
Малиновая слива в саду,
Серебристый ландыш,
Студеный ключ в овраге).
Знакомы ли вам эти картины?
(Да, это картины родной природы).
Можно ли сказать, что это картина одного дня?
( Нет, это не однодневный сюжет не единый пейзаж. Но взяты самые яркие, характерные приметы различных проявлений природы в разное время суток и в разное время года:
для конца лета – желтеющая нива,
для начала осени – малиновая слива,
для весны – серебристый ландыш.
Поэт будто собирает самый яркий букет своих впечатлений от общения с природой).
Попробуем доказать, что эти встречи с природой дороги поэту.
Какою рисуется природа?
( Она живая!)
Подтвердите примерами: ( Слайд 9)
( Нива «волнуется»,
лес «шумит»,
слива «прячется»,
ландыш «качает головой»,
ключ «лепечет сагу».)
Какое средство выразительности использовал автор в своем стихотворении?
( Верно, это олицетворения.)
Чувства поэт передает и с помощью цветовой гаммы. Определите эти слова, докажите, что именно эти слова делают картину выразительнее. Как называется это образное средство? (Слайд 10)
Итак, найдем эпитеты.
( Желтеющая нива,
Свежий лес,
малиновая слива,
румяный вечер,
ландыш серебристый,
студеный ключ.)
Чем отличается цветовая гамма, подобранная автором в этом стихотворении?
( Неяркие, спокойные тона.)
А почему?
(Природа умиротворяет мятущуюся, неспокойную душу поэта.
Именно такая неброская, спокойная природа приводит человека
к каким – то мыслям, размышлениям.)
Обратимся к слову «Сага». Каково лексическое значение слова? (Слайд 11)
Индивидуальное задание. Сага – это жанр скандинавских народов. Это былина северных народов. Прозаическое стихотворение о богах и героях, их военных походах. Особенно были развиты в Ирландии в 8 – 13 в.в.
Даже САГА (героическое стихотворение) мыслится поэту мирной, таинственной.
Как вы понимаете смысл слова «гармония»? Есть ли в природе гармония? (Слайд 12)
Ребята, только ли о природе в стихотворении идет речь? А о чем же ещё?
В каких строках стихотворения, по-вашему, заключена главная мысль стихотворения? Прочитайте эти строки.
Как вы понимаете смысл этих строк?
А какой вывод можно сделать?
Вывод записываем в тетрадь. (Слайд13)
Общение с природой, погружение в её гармонию помогают
поэту разрешить свои внутренние противоречия, смирить
душевную тревогу, постичь, в чем счастье жизни на земле.
Гармония природы помогает поэту постичь божественную
гармонию.
7.РЕЛАКС МИНУТКА (Слайд 14)
“Поза покоя”
Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положит на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Все умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать, Но пока не все умеют Расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая – Очень лёгкая, простая, Замедляется движенье, Исчезает напряжение… И становится понятно – Расслабление приятно!
Мы немного отдохнули, а теперь продолжим нашу работу.
- Непросто построено Лермонтовым это стихотворение.
Начинается просто:
нива волнуется,
лес шумит…
Потом же характер стихотворения становится все более напряженным, торжественным.
Какие слова придают торжественность?
1 строфа – «под тенью сладостной»
2 строфа – «утра в час златой»
строфа - «таинственная сага»
8.Обратим внимание и на необычный синтаксис этого стиха.
Выступление заранее подготовленного ученика. (Слайд15-16)
Что представляет этот поэтический текст?
(Все четыре строфы стихотворения составляют одно сложное предложение.
Первые три строфы объединяются анафорой "Когда".
В предложении есть ряды однородных членов (Ландыш качает головой румяным вечером иль утром. Ключ играет и лепечет.)
Есть повторяющийся союз и (И счастья я не могу постигнуть на земле, и в небесах увидеть Бога).
В стихотворении есть причастия и причастные обороты (желтеющая нива; ландыш, росой обрызганный).
Есть в тексте инверсия (обратный порядок слов) "росой обрызганный душистой"
- Всё это создаёт сложный синтаксический рисунок.
- Стихотворение кончается многоточием, это обозначает бесконечность, безмерность стремлений души.
Все 16 строк стихотворения – это одно огромное сложноподчиненное предложение, состоящее из простых. Начинается предложение с зависимых (подчинительных), а главное располагается в конце. Если задать вопросы от главного предложения к зависимым , то мы видим причинно- следственные отношения между ними. Это необходимо автору, чтобы подчеркнуть, что в природе нет ничего негармоничного, все следует друг за другом, как единая цепь. Подчёркивает это и тире, стоящее между частями сложного предложения. Наблюдение за природой, погружение в мир её гармонии рождает гармонию и в человеческой душе.)
У этого стихотворения нет названия, возможно, почему?
Давайте вспомним, что мы говорили об этом стихотворении и поработаем над интонацией
А. Это стихотворение одно предложение, в конце которого стоит многоточие, поэтому интонации конца предложения, а именно, понижения голоса и паузы, нет.
Б. В стихотворении автор использует слова, требующие торжественности в прочтении.
В. Лермонтов говорит о гармонии между человеком и природой, поэтому темп прочтения спокойный, немного замедленный.
Г. Тире в сложном предложении указывает на следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части. Необходима пауза.
10. Самостоятельная работа. (Слайд 18)
Подготовьтесь к выразительному прочтению этого стихотворения, учитывая рекомендации.
Какие чувства оставило это стихотворение в вашей душе?
Можно ли так считать, что поэт абсолютно одинок в этой жизни?
( Конечно, нет. Есть светлый и чистый мир природы,
дающий мир и покой смятенной душе поэта.)
IV. Общий вывод урока. ( Делают учащиеся по записям в тетрадях.)
Обращаясь к картинам русской природы, писатели и поэты восхищались её красотой, черпали вдохновение.
Общение с природой, погружение в её гармонию помогают М.Ю.Лермонтову
разрешить свои внутренние противоречия, смирить душевную тревогу, постичь счастье жизни на земле. Гармония природы помогает поэту постичь божественную гармонию.
- Ответили ли мы на вопросы, которые ставили перед собой в начале урока?
Русские поэты часто в своих стихах обращались к миру
родной природы как к источнику красоты, вдохновения и божественной