kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок – 3-й в системе уроков по творчеству М.Ю.Лермонтова. Тип урока- урок- практикум. Мы продолжаем знакомство с лирикой поэта и повторяем сведения по теории литературы.

Урок ориентирован на основную массу ребят и нацелен на то, чтобы помочь понять и выразительно прочитать стихотворение.

На уроке были поставлены и достигнуты следующие цели:

  • обучающие: продолжить обучение анализу поэтического текста; закрепить знания учащихся о тропах, их роли в речи;
  • развивающие: развивать навыки выразительного чтения; развивать творческое воображение;

воспитательная: воспитывать бережное отношение и любовь к слову, интерес к родному языку, умение видеть и слышать красоту русской природы.

Подтверждением тому служит выразительное чтение стихотворений в конце урока.

Для достижения данных целей был привлечён дополнительный материал: чтение наизусть отрывка из повести Н.В.Гоголя,  проектная работа, знакомящая учащихся с  поэтом Н.Дмитриевым, индивидуальные сообщения учащихся о синтаксических особенностях стихотворения М.Ю.Лермонтова, индивидуальные сообщения учащихся о лексических значениях слов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы»

Урок литературы в 7 классе

М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…».

Проблема гармонии человека и природы

Цели урока:

  • обучающие: продолжить обучение анализу поэтического текста; закрепить знания учащихся о тропах, их роли в речи;

  • развивающие: развивать навыки выразительного чтения; развивать творческое воображение;

  • воспитательная: воспитывать бережное отношение и любовь к слову, интерес к родному языку, умение видеть и слышать красоту русской природы.

Методические приёмы: комментарии учителя, работа с учебником, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа.

Педагогические технологии: ИКТ, проектная, личностно ориентированная, здоровьесберегающая.

Формы работы:  индивидуальная, фронтальная.

Оборудование урока: портрет М.Ю. Лермонтова, презентация, проект «Наш земляк – поэт Н.Дмитриев»



Ход урока.

I Организационный момент.

II Постановка целей урока.

1.Сегодня на уроке нам предстоит продолжить знакомство с произведениями Лермонтова, мы будем говорить о его стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…». Мы постараемся ответить на вопросы:

В чём видит поэт истинное счастье и гармонию?

Какую роль играют образы русской природы в его творчестве и в творчестве других писателей и поэтов? (Слайд 2)

III Работа по теме урока

1. Запись в тетрадь темы урока. (Слайд 3)

М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…».

Проблема гармонии человека и природы

2. Неоднократно русские поэты и писатели обращались к образам русской природы. Разные чувства и эмоции вызывала она у них. Прослушайте отрывок из произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (Чтение отрывка заранее подготовленным учеником) (Слайд4)

- Какие чувства вызывает у вас описание степи? (Писатель восхищён красотой природы степей и приглашает читателя разделить с ним чувство восторга).

3.Не только классики обращались к образам природы. У наших поэтов-земляков немало произведений о красоте Рузского края, подарившего им вдохновение.

Проект «Наш земляк- поэт Н. Дмитриев» (Слайд5)

4.Вывод. (Записывается в тетрадь)

Обращаясь к картинам русской природы, писатели и поэты восхищались её красотой, черпали вдохновение. (Слайд6)

5. Давайте обратимся к стихотворению М.Ю.Лермонтова и попытаемся понять, какую роль играют образы русской природы в его творчестве

Выразительное чтение стихотворения учителем

(Учебник литературы 7 класс, стр.126) (Слайд7)

6.Анализ поэтического текста.

  • Как вы думаете, о чем это стихотворение?

( Это стихотворение о мыслях и чувствах поэта, о природе).

  • Какие чувства выразил в нем поэт?

( Разные чувства: восторг, радость, смирение и, наконец, счастье).

  • Какие картины природы встают перед взором автора и перед нашим взором? (Слайд8)

( Желтеющая нива,

Шумящий лес,

Малиновая слива в саду,

Серебристый ландыш,

Студеный ключ в овраге).

  • Знакомы ли вам эти картины?

(Да, это картины родной природы).

  • Можно ли сказать, что это картина одного дня?

( Нет, это не однодневный сюжет не единый пейзаж. Но взяты самые яркие, характерные приметы различных проявлений природы в разное время суток и в разное время года:

для конца лета – желтеющая нива,

для начала осени – малиновая слива,

для весны – серебристый ландыш.

Поэт будто собирает самый яркий букет своих впечатлений от общения с природой).

  • Попробуем доказать, что эти встречи с природой дороги поэту.

  • Какою рисуется природа?

( Она живая!)

  • Подтвердите примерами: ( Слайд 9)

( Нива «волнуется»,

лес «шумит»,

слива «прячется»,

ландыш «качает головой»,

ключ «лепечет сагу».)

  • Какое средство выразительности использовал автор в своем стихотворении?

( Верно, это олицетворения.)

  • Чувства поэт передает и с помощью цветовой гаммы. Определите эти слова, докажите, что именно эти слова делают картину выразительнее. Как называется это образное средство? (Слайд 10)

Итак, найдем эпитеты.

( Желтеющая нива,

Свежий лес,

малиновая слива,

румяный вечер,

ландыш серебристый,

студеный ключ.)

  • Чем отличается цветовая гамма, подобранная автором в этом стихотворении?

( Неяркие, спокойные тона.)

  • А почему?

(Природа умиротворяет мятущуюся, неспокойную душу поэта.

Именно такая неброская, спокойная природа приводит человека

к каким – то мыслям, размышлениям.)

  • Обратимся к слову «Сага». Каково лексическое значение слова? (Слайд 11)

Индивидуальное задание. Сага – это жанр скандинавских народов. Это былина северных народов. Прозаическое стихотворение о богах и героях, их военных походах. Особенно были развиты в Ирландии в 8 – 13 в.в.

Даже САГА (героическое стихотворение) мыслится поэту мирной, таинственной.

  • Как вы понимаете смысл слова «гармония»? Есть ли в природе гармония? (Слайд 12)

  • Ребята, только ли о природе в стихотворении идет речь? А о чем же ещё?

  • В каких строках стихотворения, по-вашему, заключена главная мысль стихотворения? Прочитайте эти строки.

  • Как вы понимаете смысл этих строк?

  • А какой вывод можно сделать?

Вывод записываем в тетрадь. (Слайд13)

Общение с природой, погружение в её гармонию помогают

поэту разрешить свои внутренние противоречия, смирить

душевную тревогу, постичь, в чем счастье жизни на земле.

Гармония природы помогает поэту постичь божественную

гармонию.

7.РЕЛАКС МИНУТКА (Слайд 14)

“Поза покоя”

Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положит на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
 
Очень лёгкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряжение…
И становится понятно –
Расслабление приятно!

Мы немного отдохнули, а теперь продолжим нашу работу.

- Непросто построено Лермонтовым это стихотворение.

Начинается просто:

нива волнуется,

лес шумит…

Потом же характер стихотворения становится все более напряженным, торжественным.

Какие слова придают торжественность?

1 строфа – «под тенью сладостной»

2 строфа – «утра в час златой»

  1. строфа - «таинственная сага»

8.Обратим внимание и на необычный синтаксис этого стиха.

Выступление заранее подготовленного ученика. (Слайд15-16)

Что представляет этот поэтический текст?

(Все четыре строфы стихотворения составляют одно сложное предложение.

Первые три строфы объединяются анафорой "Когда".

В предложении есть ряды однородных членов (Ландыш качает головой румяным вечером иль утром. Ключ играет и лепечет.)

Есть повторяющийся союз и (И счастья я не могу постигнуть на земле, и в небесах увидеть Бога).

В стихотворении есть причастия и причастные обороты (желтеющая нива; ландыш, росой обрызганный).

Есть в тексте инверсия (обратный порядок слов) "росой обрызганный душистой"

- Всё это создаёт сложный синтаксический рисунок.

- Стихотворение кончается многоточием, это обозначает бесконечность, безмерность стремлений души.

Все 16 строк стихотворения – это одно огромное сложноподчиненное предложение, состоящее из простых. Начинается предложение с зависимых (подчинительных), а главное располагается в конце. Если задать вопросы от главного предложения к зависимым , то мы видим причинно- следственные отношения между ними. Это необходимо автору, чтобы подчеркнуть, что в природе нет ничего негармоничного, все следует друг за другом, как единая цепь. Подчёркивает это и тире, стоящее между частями сложного предложения. Наблюдение за природой, погружение в мир её гармонии рождает гармонию и в человеческой душе.)

  • У этого стихотворения нет названия, возможно, почему?

9. Прочитайте выразительно стихотворение. (Слайд17)

Давайте вспомним, что мы говорили об этом стихотворении и поработаем над интонацией

А. Это стихотворение одно предложение, в конце которого стоит многоточие, поэтому интонации конца предложения, а именно, понижения голоса и паузы, нет.

Б. В стихотворении автор использует слова, требующие торжественности в прочтении.

В. Лермонтов говорит о гармонии между человеком и природой, поэтому темп прочтения спокойный, немного замедленный.

Г.   Тире в сложном предложении указывает на следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части. Необходима пауза.

10. Самостоятельная работа. (Слайд 18)

Подготовьтесь к выразительному прочтению этого стихотворения, учитывая рекомендации.

Выразительное чтение стихотворения учащимися (1-2 человека)

  • Какие чувства оставило это стихотворение в вашей душе?

  • Можно ли так считать, что поэт абсолютно одинок в этой жизни?

( Конечно, нет. Есть светлый и чистый мир природы,

дающий мир и покой смятенной душе поэта.)

IV. Общий вывод урока. ( Делают учащиеся по записям в тетрадях.)

Обращаясь к картинам русской природы, писатели и поэты восхищались её красотой, черпали вдохновение.

Общение с природой, погружение в её гармонию помогают М.Ю.Лермонтову

разрешить свои внутренние противоречия, смирить душевную тревогу, постичь счастье жизни на земле. Гармония природы помогает поэту постичь божественную гармонию.

- Ответили ли мы на вопросы, которые ставили перед собой в начале урока?

Русские поэты часто в своих стихах обращались к миру

родной природы как к источнику красоты, вдохновения и божественной

гармонии.

V. Итог урока. Оценки.

VI. Домашнее задание.

Выучить стихотворение Лермонтова наизусть.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы

Автор: Шикова Елена Владимировна

Дата: 01.04.2016

Номер свидетельства: 313370

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Природа- это храм или мастерская, и  человек в ней..."
    ["seo_title"] => string(46) "prirodaetokhramilimastierskaiaichieloviekvniei"
    ["file_id"] => string(6) "304961"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457853290"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства