Просмотр содержимого документа
«Лягушка - путешественница»
Тема: В.М. Гаршин "Лягушка–путешественница"
Цель: формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
УУД:
Личностные:
-учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам;
-учиться определять свою позицию;
-мотивация к изучению предмета через межпредметную связь окружающего мира и литературного чтения;
-формирование нравственного сознания и эстетического вкуса; понимание духовной сущности произведения
Коммуникативные:
-учиться четко, правильно высказывать свое мнение, доказывать его, выявлять точку зрения автора и выражать свою,
- сотрудничать в паре, группе для решения учебной задачи.
Регулятивные:
-учиться выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
-использовать установленные правила в контроле способа решения;
-продолжить работу по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание (о чём) и форму (как) художественного произведения;
Познавательные:
-учиться находить информацию в тексте;
-фиксировать ее в виде плана;
-проводить анализ и синтез объектов;
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении; воспитание интереса к чтению и книге.
Предметные:
-формирование полноценного восприятия художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи);
-обучение самостоятельной работе над текстом произведения (самостоятельно читать, выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль)
Горецкого, М.В. Головановой: Литературное чтение, 3 класс, часть 1
выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль)
Оборудование: таблицы со словами, проектор, компьютер. Учебник Л.Ф. Климановой, В.Г.
Горецкого, М.В. Головановой: Литературное чтение, 3 класс, часть 1
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности.
-Вот звенит для нас звонок –
начинается урок, ровно встали,
подтянулись и друг другу улыбнулись.
II. Психологический настрой.
1"Обмен настроением".
- Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?
Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы откроем тайну литературного произведения. Удачи вам и новых открытий!
III. Самоопределение к деятельности.
1.Постановка проблемы. Сообщение темы и цели урока.
- Соберите слово и вы узнаете фамилию автора произведения, которое мы сегодня будем читать.
а р Г н и ш
– Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством В. М. Гаршина.
– Были мы знакомы ранее с его творчеством?
2. Краткий рассказ о писателе
Всеволод Михайлович Гаршин, выдающийся русский прозаик. Родился 2 февраля 1855 года в имении Приятная Долина Бахмутского уезда. В дворянской офицерской семье. Любимым занятием Гаршина были наблюдения за природой. Этот интерес он сохранил на всю жизнь. Печататься он стал еще в студенческие годы, в историю литературы он вошел как мастер рассказа. К огромному сожалению, он умер очень рано 24 марта 1888 года, прожив всего лишь 33 года. Последней его работой была сказка: «Лягушка- путешественница», написанная за год до смерти. В городе Старобельске благодарные потомки поставили ему памятник.
3.Речевая разминка
- Мы сегодня мы познакомимся со сказкой В. М. Гаршина. А для того чтобы узнать как называется она прочитайте и отгадайте загадку.
Зелёная, но не трава.
Холодная, но не лёд.
Поёт, но не птица
-Вот такая небылица.
- Так о ком же мы будем читать?
- Cегодня мы прочитаем сказку «Лягушка- путешественница»
IV. Знакомство с текстом.
1.Игра «Предвидение».
- Как вы думаете, о ком будет идти речь в сказке с таким заглавием?
- Можно ли по названию произведения определить главного героя?
- А может ли лягушка быть путешественницей? (проблемный вопрос)
-Кого мы называем путешественником?
- А как она может путешествовать?
- Как вы думаете, это литературная сказка или народная?
-Почему её можно отнести к литературной сказке?
-Вы правы. Сказку «Лягушка-путешественница» можно назвать литературной, авторской. Автором этой сказки является Всеволод Михайлович Гаршин. Её он написал в 1878 году.
2.Словарная работа.
Эту удивительную сказку написал автор очень давно, поэтому в ней нашли отражение слова того времени, прочитаем их.
СКИРДЫ - стога сена.
ЦЕП - ручное орудие для молотьбы.
ПАЯЦ – клоун в цирке
ВЕРСТА- старинная русская мера равная 1 км. 6 м.
3. Первичное усвоение текста
Чтение учителем до слов «И утки окружили лягушку».
- Какое время года описывается в сказке?
- Как жилось лягушке на болоте?
-Была ли она довольна своей жизнью?
- С кем она встретилась?
Чтение сильными учащимися сказки до слов «А утки летели вслед…..»
- Что рассказали утки лягушке о юге?
- О чем она попросила уток?
- Что придумала лягушка?
- Легко ли переносила лягушка путешествие?
Самостоятельное чтение учащимися до конца сказки.
Придумайте вопросы, задайте их своим товарищам.
- Как встречали путешественницу крестьяне?
Какие чувства испытывала лягушка во время полета?
Какая черта ее характера начнет проявляться в дальнейшем?
Действительно ли у лягушки от высоты кружилась голова? Для чего она тогда пригласила уток лететь пониже?
Как же случилось, что лягушка сорвалась и оказалась на земле?
- Что помешало сбыться ее мечте?
Физкультминутка
4. Работа над фразеологическими оборотами:
присутствие духа -
полетела вверх тормашками -
закричала во всё горло
V.Закрепление изученного
1.Работа с иллюстрациями к сказке.
— Я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации к сказке, найти и прочитать в тексте отрывок, соответствующий им.
2.Расположите на ленте времени части сказки «Лягушка-путешественница».
2. Встреча с утками
4. Находчивость Лягушки
7.Разбитые мечты
1.Жизнь лягушки на болоте
3. Рассказ о жизни на юге
5.Лягушка в небе
6.Падение лягушки
3 Работа над образом лягушки
-Почему так печально закончилась удивительная история лягушки
-Кто виноват в том, что лягушка так и не увидит никогда тёплых стран?
-Что вам понравилось в поведении лягушки?
-Какая черта характера этому соответствует?
- Что ещё можно рассказать о поведении лягушки?
-Давайте запишем положительные и отрицательные черты героини.
Образ лягушки
Положительные Отрицательные
Смелая Хвастливая
Любознательная
Находчивая
Сообразительная
На какую басню похожа эта сказка?
-Можно ли сказать, что люди тоже обладают отдельными достоинствами и недостатками, которые характерны для главного действующего лица сказки – лягушки?
-Прочитайте пословицы и выберите ту, которая отображает главную мысль этой сказки.
1. Глупому лучше молчать, нежели много болтать.
2.Хвастовство само себя наказывает
3.За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь
-Чему нас научила эта сказка?
4. Составление синквейна по уроку.
-Я вам напомню,что синквейн -это– это особое стихотворение. Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Лягушка
Смелая, любознательная
Соображает, путешествует, хвастается
Не бывать птичкой лягушке!
Путешественница
VI. Рефлексия.
- Мы вспомнили содержание сказки, а теперь продолжите высказывание:
- Меня рассмешило то, что…
- Мне понравилось то, что…
-Меня взволновало то, что…
-Меня обрадовало то, что…
VII. Подведение итогов.
- С какой сказкой познакомились?
- Какая это сказка? Почему?
- Кто автор этой сказки?
- Чему учит сказка
VIII. Домашнее задание
Пересказать текст, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся сюжету.