Просмотр содержимого документа
«Л.Н. Толстой " Кавказский пленник"»
Конкурсный урок по литературе
(5 кл.)
по теме
«Жилин и Костылин – два разных характера,
две разные судьбы»
Цели урока:
Обучающие: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по рассказу, по системе образов рассказа;
Развивающие: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас;
Коммуникативные: обучение культуре речевого общения и этикету.
Эпиграф урока:
Сам погибай, а товарища выручай.
А. Суворов
Оборудование урока: малый информационный комплекс (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска), презентация «Система образов в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», видеоролик, «Песня о друге» В. Высоцкого, экспозиция иллюстраций учащихся, распечатанные тесты.
Формы урока: работа творческих групп, работа в парах, коллективная.
Ход урока.
1. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята. Улыбнёмся друг другу и начнём!
2. Слово учителя: постановка проблемы, сообщение темы и формы урока.
(Урок сопровождается показом слайдов на компьютере)
(1-2) Кавказ. Его теме, его образу, его пейзажу принадлежит исключительное место в русской культурной традиции. В русской поэзии — в первую очередь. Шире — в русском поэтическом сознании: еще бы! Священные для каждого имена — Пушкин, Лермонтов, Лев Толстой... Их жизнь и творчество неразрывно связаны с Кавказом.
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ,—
признавался юный поручик М. Ю. Лермонтов.
Вспоминая Кавказ, Толстой говорил: … (3-7)
3. Беседа по тексту. (8-9)
Предлагается ответить на следующие вопросы:
– Кто они, эти пленники?
– Как Жилин попал в плен?
– Кто виноват в его пленении?
– О чём думал каждый из героев в плену?
– Почему Жилин пишет письмо домой, да так, чтобы оно не дошло?
4. Проверка домашнего задания: письма Жилина и Костылина домой.
1) Анализ писем.
2) Выделение лучшего письма, которое наиболее верно характеризует того или героя.
– Какой смысл вкладывает писатель в их фамилии?
( Ответ –10-ый слайд):
Жилин: он жилистый, сумел выжить, прижиться, вжиться в чужую и
чуждую для него жизнь. Костылин: словно на костылях, подпорках.
– Почему первый побег не удался? Кто в этом виноват?
(прослушивание песни Высоцкого «Песня о друге») (10)
В. Высоцкий. Песня о друге.
Если друг оказался вдруг,
И не друг, и не враг, а так…
Если сразу не разберёшь,
Плох он или хорош, –
Парня в горы тяни, рискни,
Не бросай одного его.
Пусть он в связке с тобой в одной –
Там поймёшь – кто такой.
Если парень в горах – не ах,
Если сразу раскис – и вниз,
Шаг ступил на ледник – и сник,
Оступился – и в крик,
Значит, рядом с тобой чужой,
Ты его не брани – гони:
Вверх таких не берут и тут,
Про таких не поют.
5. Работа по иллюстрациям.
– Выберите цитаты, которые соответствуют той или иной иллюстрации
(работа по слайдам). (11)
– Мы не случайно вспомнили именно эти эпизоды
– Расставим их в нужном порядке и запишем в виде плана рассказа. (12)
6. Тестирование по образам.
– Проверим знание текста:
Работа в парах. Задания имеют тестовый вид (взаимопроверка).
Жилин.
1. Что заставило Жилина уехать с Кавказа?
А) письмо матери;
Б) телеграмма брата;
В) вызов начальства.
2. Лошадь под Жилиным была…
А) гнедая;
Б) породистая;
В) охотницкая.
3. Жилин…
А) невелик ростом, а удал;
Б) высокий, храбрый, долговязый;
В) трусливый, жалкий мужчина.
4. У Жилина из оружия было…
А) ружье;
Б) шашка;
В) пистолет.
5. Когда Жилина пленили, его поместили…
А) в сарай;
Б) в яму;
В) в тюрьму.
6. Что Жилину больше всего хотелось в сарае?
А) есть;
Б) пить;
В) освободить руки.
7. Сколько Жилин у татар за себя выкуп выпросил?
А) 500 рублей;
Б) 1000 рублей;
В) 3000 рублей.
8. Что он делал в плену?
А) старался найти контакт с татарами;
Б) рукодельничал и старался найти путь побега;
В) шил одежду.
9. Что сделал Жилин и поставил на крышу?
А) свисток;
Б) кувшин;
В) куклу.
10. Какая слава про Жилина среди татар прошла?
А) что он мастер;
Б) что он колдун,
В) что он мусульманин.
11. Что Жилин делал по ночам в сарае?
А) спал;
Б) рукодельничал;
В) копал подкоп.
12. Как Жилин узнал дорогу к русским?
А) спросил у Дины;
Б) поднялся на гору и посмотрел;
В) вычислил по карте.
Костылин.
1. Костылин…
А) худощавый, высокий мужчина;
Б) грузный, толстый, весь красный;
В) среднего роста, средней комплекции.
2. У Костылина было…
А) ружье;
Б) пистолет;
В) автомат.
3. Что сделал Костылин, когда увидел татар?
А) стал стрелять;
Б ) ждал Жилина;
В) поскакал к крепости.
4. Сколько попросил выкупа за себя Костылин в письме домой?
А) 1000 монет;
Б) 3000 монет;
В) 5000 монет.
5. Что делал Костылин в сарае у татар?
А) считал дни, когда придет письмо, и спал;
Б) строил план побега;
В) рыл подкоп под сараем.
6. Кого во время побега Костылин испугался в лесу?
А) оленя;
Б) медведя;
В) кабана.
7. Почему Костылин отставал от Жилина во время побега?
А) было лень идти;
Б) задыхался от быстрой ходьбы;
В) натер ноги.
8. Почему татарин, который гнал коров, узнал про беглецов?
А) Костылин свистнул;
Б) Костылин вскрикнул;
В) Костылин выстрелил.
9. Что стало с Костылиным яме?
А) он разболелся;
Б) он расхрабрился;
В) спал сутками.
10. Что сделал Костылин, когда Жилин предложил бежать во второй раз?
А) отказался;
Б) согласился;
В) выдал план татарам.
11. Через сколько времени после побега Жилина привезли Костылина?
А) через неделю;
Б) через месяц;
В) через полгода.
12. Как Костылин освободился от татар?
А) его освободили казаки;
Б) бежал;
В) внес выкуп.
7. Сравнительная характеристика героев. Работа в творческих группах.
– Теперь, когда мы осмыслили содержание рассказа, выделили основные проблемы, пора подвести первые итоги.
– Какими же предстали перед нами герои?
Работа с таблицей синонимов: составить характеристику из словосочетаний (письменно).
Жилин:
добрый (думает о матери, жалеет ее); надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек;
сумел прижиться в ауле (он – Жилин!); работящий, не может сидеть без дела, мастер;
всем помогает, даже своим врагам – татарам; ему интересны другие люди, он любит детей;
великодушный (простил Костылина за то, что тот его бросил в бою).
Костылин:
слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; очень ленивый;
способен на предательство (бросил Жилина); раскис, упал духом;
не понимает других людей, думает только о себе.
8. Работа по иллюстрациям учащихся. Самооценка.
– Чей портрет передаёт реальный образ героев Л.Н. Толстого?
9. Небольшой перерыв в уроке для разминки.
Физминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать начинаем.
10. Составление вывода по уроку.
– Пришло время делать выводы:
1) Задаются вопросы следующего характера:
– Почему удался второй побег Жилина из плена? (13)
Жилин стал своим, пользовался некоторой свободой, смог разведать дорогу домой, нравился Дине, которая ему помогала.
2) Словарная работа по статьям этимологического словаря. (13)
– Какое, по-вашему, значение слова «свой» подходит к определению положения Жилина?
– Как сложилась судьба Костылина?
– Кто же кавказский пленник?
Видеосюжет: мнение двух старшеклассников о кавказском пленнике.
– Один считает, что пленник – это Жилин, другой Костылин. Кто из них прав? (14)
11. Заключительное слово учителя.
Л.Н. Толстой показывает, что люди могут не понимать и даже ненавидеть друг друга, но у них есть возможность понять друг друга, хотя для этого надо приложить определенные усилия.
Костылин – не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма и из этого плена он не выбирается. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, так как он сумел расположить к себе даже своих врагов; он решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других; каким был сильным, «жилистым» не был. Жилин сумел убежать из плена, а Костылин остался не только и не столько в татарском плену, сколько в плену своей слабости, своего эгоизма.
Л.Н.Толстой показывает, каким беспомощным, каким слабым физически оказывается Костылин, как он надеется только на выкуп, который пришлет его мать. Костылин находится в двойном плену, о чем мы говорили выше. Писатель, рисуя данный образ, как бы говорит, что, не выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться и из плена внешнего.
Жилин, наоборот, на мать не рассчитывает, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом. Именно эту мысль, прежде всего, хочет донести до нас автор.
12. Задание на дом:
(15) написать сочинение « С кем бы я пошёл в разведку?».
Рекомендации. (18)
13. Заключительный момент урока. Рефлексия.
– Спасибо за урок, ребята. Урок закончен, до свидания. А напоследок хочу вам предложить оценить урок. Какие чувства вызвал у вас он? Выберите один из листков цветика-семицветика и, уходя из класса, прикрепите его, пожалуйста, на доску.