kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок литературы по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

 Вводное слово учителя.

      Сегодня мы второй урок беседуем по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». И наш урок мы неслучайно начали с музыки. Чем она характеризуется? Ведь сегодня мы будем говорить об особенностях жизни людей Кавказа, о поведении русских людей в чужой и незнакомой для них стороне.

Учитель: Возвратимся к первому уроку. Вспомните, какое время описано в рассказе?

Ответ:

- война на Кавказе; 

- столкновение русских войск с горцами;

- участие Л.Н.Толстого в военных действиях.

( предполагается индивидуальное сообщение или групповая работа)

Учитель:  Правильно. С какими же двумя героями рассказа вы начали знакомиться?  Кто они? Опишите их. Что с ними произошло? (1 группа уч-ся)   

Учитель: Сегодня на уроке мы ответим на два главных вопроса:

                  -каким увидел Жилин  аул после пленения;

                  -как вели себя Жилин и Костылин, находясь в плену.

 Учитель: Мы уже сказали, что действие в рассказе происходит в далеком кавказском ауле. Русский офицер, оказавшись в плену, старается узнать жизнь горцев. Что увидел Жилин с первыми лучами солнца?      Ответ:   - аул

              - сакля

              - мечеть

Словарная работа.

Ребята, можете ли вы дать определение этим словам?       

А по какому словарю мы можем узнать лексическое значение слова? 

(Под запись в тетрадь дается значение слов  аул, сакля, мечеть)

Словарь урока.

Аул- селение на Кавказе, в Средней Азии.

Сакля- жилище кавказских горцев.

Мечеть - мусульманская церковь.

Учитель: Ребята, обратите внимание на иллюстрации (на доске). Что мы видим? (Один учащийся рассказывает, а вторая группа учащихся подтверждает рассказ цитатами из текста.)     

А какие вы иллюстрации нарисовали? Что на них?

Учитель: А теперь войдем в саклю и посмотрим, как она выглядит внутри.

( Учитель обращает внимание учащихся на детали)      

Ответ: - стены глиной гладко вымазаны;

             - ковры  дорогие; на коврах ружья, пистолеты, шашки – все в    серебре;

             - пуховые подушки.

Учитель: А каков быт горцев? В чем отличие от русских? 

Ответ: - в сакле нет мебели;

             - люди сидят на полу, сняв обувь;

             - едят руками;

             - после еды моют руки и молятся.

Учитель: Почему?

Ответ: Обычаи, так было всегда.

Учитель:  А как одеты жители аула? Мужчины? Женщины? В чем отличие от русских?   

Ответ: (Вторая и третья группа учащихся  отвечают по тексту)

Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрации (на доске).

Учитель: А с какой целью Л.Н.Толстой так подробно описывает жизнь горцев?

Ответ: - Это совершенно незнакомая русскому человеку жизнь;     

             - вызвать у читателя интерес;

             - герой никогда не видел быт горцев и не знал их обычаи.

Учитель: Итак, мы с вами познакомились с описанием кавказского аула, с его жителями, бытом. Вы убедились, что описание, иллюстрации помогают читателям ярче представить изображаемое.

А теперь вернемся ко второму вопросу нашего урока:

                -  Как вели себя Жилин и Костылин в плену?       

Учитель: Антитеза в описании двух офицеров намечена еще в первой главе. Расскажите о поведении героев. Что такое антитеза? (четвертая группа учащихся)

Ответ: Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.

Антитеза - противопоставление, противоположность

Учитель: А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях.  Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия?   

Ответ: Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал. (Антитеза)

Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама.

Учитель: Ребята, найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина:  (запись в тетради)  

                  Жилин

        Костылин

ходит по аулу

спит

всматривается

Скучает

выпытывает информацию

считает дни

рукодельничает

ждет ответ на письмо

       Учитель:  Эти глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.

Какие изобразительно – выразительные средства вы еще знаете? 

Ответ: - метафора;

             - эпитет;

             - сравнение;

Учитель: Сейчас мы это проверим. Игра «Отгадай-ка!».   

  1. «По целым дням сидит в сарае (Костылин) и считает дни, когда письмо придет, или спит. А Жилин знал, что его письмо не дойдет, а другого не писал…» (антитеза)
  2. «… нос крючком, как у ястреба…» (сравнение)

3-4. Учащиеся самостоятельно находят примеры изобразительно-выразительных средств из текста рассказа.            

Учитель: Как завоевывает Жилин симпатию горцев?   

Ответ: - Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа;

            - Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное  колесо;

            - однажды выступил в качестве врача. (Цитаты)

Учитель:  Но не все относились к Жилину с симпатией. Почему? 

Ответ: Он все равно был для них чужой ,человек иной веры. Для них он – враг.

 Учитель:  Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену?    

Ответ: Нет, он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз.

Учитель:  А Костылин?

Ответ: Он безвольно ждет решения своей судьбы.

Учитель: Почему так по-разному ведут себя герои в одинаковых условиях?

Итоги урока:

Познакомились с жизнью кавказского аула;

  1. Сравнивая поступки и поведение главных героев рассказа, пришли к выводу, что безвольный и бездеятельный Костылин не способен постоять за себя, плен его сломил. А смелый и выносливый Жилин не пал духом, не растерялся, в трудную минуту он проявил исключительную стойкость.

Учитель: А на чьей вы стороне? Кто вам больше понравился? Чем?

Домашнее задание:       

  1. Составить план описания сакли или аула.
  2. Прочитать текст рассказа до конца.
  3. Подготовить пересказ первого побега из плена.

Список использованной литературы:

1. Л.Н.Толстой. Детская литература  «Кавказский пленник».

2.Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы – М.: Просвещение, 2001

3. Соловьева Ф.Е. Изучение рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» в  V классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" »

Учитель: Кузнецова Юлия Николаевна

МБОУ СОШ №3 г.о. Самара

Урок литературы по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Класс: 5

Учебно-методическое обеспечение:

1.Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 класс под ред. В.Я.Коровиной.

2.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класс, Просвещение, 2010.

3.Коровина В.Я. Фонохрестоматия к учебнику Литература 5 класс.

4.Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим…

Дидактические материалы 5 класс.

Время реализации занятия: 40 минут

Авторский медиапродукт: Компьютерная презентация «Жизнь Жилина и Костылина в плену».

Цель урока: 1.Понять особенности жизни незнакомого народа.

2.Подвести учащихся к пониманию поведения

и взаимоотношения людей в исключительных условиях.

Задачи урока:

Образовательные:

- совершенствовать умение анализировать текст;

- отработать навыки выразительного чтения;

- научить подбирать и связывать между собой эпизоды для характеристики героя.

Развивающие:

- развивать навыки анализа текста.

Воспитательные:

- привлечь внимание учащихся к отдельным событиям рассказа, в которых

раскрываются персонажи.

Тип урока:

  • урок применения знаний и умений;

Форма урока:

  • урок-беседа.

Оборудование: 1. Портрет Л.Н.Толстого

2. Наглядные средства (иллюстрации)

3. Технические средства (компьютер, проектор)


План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

1. Организационный момент

3 мин.

2. Актуализация знаний

5 мин.

3. Изучение нового материала

20 мин.

4. Закрепление

6 мин.

5. Оценивание

3 мин.

6. Домашнее задание

3 мин.


Ход урока:

Вводное слово учителя.

Сегодня мы второй урок беседуем по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». И наш урок мы неслучайно начали с музыки. Чем она характеризуется? Ведь сегодня мы будем говорить об особенностях жизни людей Кавказа, о поведении русских людей в чужой и незнакомой для них стороне.

Учитель: Возвратимся к первому уроку. Вспомните, какое время описано в рассказе?

Ответ:

- война на Кавказе;

- столкновение русских войск с горцами;

- участие Л.Н.Толстого в военных действиях.

( предполагается индивидуальное сообщение или групповая работа)

Учитель: Правильно. С какими же двумя героями рассказа вы начали знакомиться? Кто они? Опишите их. Что с ними произошло? (1 группа уч-ся)

Учитель: Сегодня на уроке мы ответим на два главных вопроса:

-каким увидел Жилин аул после пленения;

-как вели себя Жилин и Костылин, находясь в плену.

Учитель: Мы уже сказали, что действие в рассказе происходит в далеком кавказском ауле. Русский офицер, оказавшись в плену, старается узнать жизнь горцев. Что увидел Жилин с первыми лучами солнца? Ответ: - аул

- сакля

- мечеть

Словарная работа.

Ребята, можете ли вы дать определение этим словам?

А по какому словарю мы можем узнать лексическое значение слова?

(Под запись в тетрадь дается значение слов аул, сакля, мечеть)

Словарь урока.

Аул- селение на Кавказе, в Средней Азии.

Сакля- жилище кавказских горцев.

Мечеть - мусульманская церковь.

Учитель: Ребята, обратите внимание на иллюстрации (на доске). Что мы видим? (Один учащийся рассказывает, а вторая группа учащихся подтверждает рассказ цитатами из текста.)

А какие вы иллюстрации нарисовали? Что на них?

Учитель: А теперь войдем в саклю и посмотрим, как она выглядит внутри.

( Учитель обращает внимание учащихся на детали)

Ответ: - стены глиной гладко вымазаны;

- ковры дорогие; на коврах ружья, пистолеты, шашки – все в серебре;

- пуховые подушки.

Учитель: А каков быт горцев? В чем отличие от русских?

Ответ: - в сакле нет мебели;

- люди сидят на полу, сняв обувь;

- едят руками;

- после еды моют руки и молятся.

Учитель: Почему?

Ответ: Обычаи, так было всегда.

Учитель: А как одеты жители аула? Мужчины? Женщины? В чем отличие от русских?

Ответ: (Вторая и третья группа учащихся отвечают по тексту)

Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрации (на доске).

Учитель: А с какой целью Л.Н.Толстой так подробно описывает жизнь горцев?

Ответ: - Это совершенно незнакомая русскому человеку жизнь;

- вызвать у читателя интерес;

- герой никогда не видел быт горцев и не знал их обычаи.

Учитель: Итак, мы с вами познакомились с описанием кавказского аула, с его жителями, бытом. Вы убедились, что описание, иллюстрации помогают читателям ярче представить изображаемое.

А теперь вернемся ко второму вопросу нашего урока:

- Как вели себя Жилин и Костылин в плену?

Учитель: Антитеза в описании двух офицеров намечена еще в первой главе. Расскажите о поведении героев. Что такое антитеза? (четвертая группа учащихся)

Ответ: Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.

Антитеза - противопоставление, противоположность

Учитель: А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях. Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия?

Ответ: Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал. (Антитеза)

Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама.

Учитель: Ребята, найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина: (запись в тетради)

Жилин

Костылин

ходит по аулу

спит

всматривается

Скучает

выпытывает информацию

считает дни

рукодельничает

ждет ответ на письмо

Учитель: Эти глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.

Какие изобразительно – выразительные средства вы еще знаете?

Ответ: - метафора;

- эпитет;

- сравнение;

Учитель: Сейчас мы это проверим. Игра «Отгадай-ка!».

  1. «По целым дням сидит в сарае (Костылин) и считает дни, когда письмо придет, или спит. А Жилин знал, что его письмо не дойдет, а другого не писал…» (антитеза)

  2. «… нос крючком, как у ястреба…» (сравнение)

3-4. Учащиеся самостоятельно находят примеры изобразительно-выразительных средств из текста рассказа.

Учитель: Как завоевывает Жилин симпатию горцев?

Ответ: - Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа;

- Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное колесо;

- однажды выступил в качестве врача. (Цитаты)

Учитель: Но не все относились к Жилину с симпатией. Почему?

Ответ: Он все равно был для них чужой ,человек иной веры. Для них он – враг.

Учитель: Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену?

Ответ: Нет, он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз.

Учитель: А Костылин?

Ответ: Он безвольно ждет решения своей судьбы.

Учитель: Почему так по-разному ведут себя герои в одинаковых условиях?

Итоги урока:

Познакомились с жизнью кавказского аула;

  1. Сравнивая поступки и поведение главных героев рассказа, пришли к выводу, что безвольный и бездеятельный Костылин не способен постоять за себя, плен его сломил. А смелый и выносливый Жилин не пал духом, не растерялся, в трудную минуту он проявил исключительную стойкость.

Учитель: А на чьей вы стороне? Кто вам больше понравился? Чем?

Домашнее задание:

  1. Составить план описания сакли или аула.

  2. Прочитать текст рассказа до конца.

  3. Подготовить пересказ первого побега из плена.

Список использованной литературы:

1. Л.Н.Толстой. Детская литература «Кавказский пленник».

2.Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы – М.: Просвещение, 2001

3. Соловьева Ф.Е. Изучение рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» в V классе.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Разработка урока по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"

Автор: Кузнецова Юлия Николаевна

Дата: 09.08.2014

Номер свидетельства: 111541


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства