Урок литературы по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Вводное слово учителя.
Сегодня мы второй урок беседуем по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». И наш урок мы неслучайно начали с музыки. Чем она характеризуется? Ведь сегодня мы будем говорить об особенностях жизни людей Кавказа, о поведении русских людей в чужой и незнакомой для них стороне.
Учитель: Возвратимся к первому уроку. Вспомните, какое время описано в рассказе?
Ответ:
- война на Кавказе;
- столкновение русских войск с горцами;
- участие Л.Н.Толстого в военных действиях.
( предполагается индивидуальное сообщение или групповая работа)
Учитель: Правильно. С какими же двумя героями рассказа вы начали знакомиться? Кто они? Опишите их. Что с ними произошло? (1 группа уч-ся)
Учитель: Сегодня на уроке мы ответим на два главных вопроса:
-каким увидел Жилин аул после пленения;
-как вели себя Жилин и Костылин, находясь в плену.
Учитель: Мы уже сказали, что действие в рассказе происходит в далеком кавказском ауле. Русский офицер, оказавшись в плену, старается узнать жизнь горцев. Что увидел Жилин с первыми лучами солнца? Ответ: - аул
- сакля
- мечеть
Словарная работа.
Ребята, можете ли вы дать определение этим словам?
А по какому словарю мы можем узнать лексическое значение слова?
(Под запись в тетрадь дается значение слов аул, сакля, мечеть)
Словарь урока.
Аул- селение на Кавказе, в Средней Азии.
Сакля- жилище кавказских горцев.
Мечеть - мусульманская церковь.
Учитель: Ребята, обратите внимание на иллюстрации (на доске). Что мы видим? (Один учащийся рассказывает, а вторая группа учащихся подтверждает рассказ цитатами из текста.)
А какие вы иллюстрации нарисовали? Что на них?
Учитель: А теперь войдем в саклю и посмотрим, как она выглядит внутри.
( Учитель обращает внимание учащихся на детали)
Ответ: - стены глиной гладко вымазаны;
- ковры дорогие; на коврах ружья, пистолеты, шашки – все в серебре;
- пуховые подушки.
Учитель: А каков быт горцев? В чем отличие от русских?
Ответ: - в сакле нет мебели;
- люди сидят на полу, сняв обувь;
- едят руками;
- после еды моют руки и молятся.
Учитель: Почему?
Ответ: Обычаи, так было всегда.
Учитель: А как одеты жители аула? Мужчины? Женщины? В чем отличие от русских?
Ответ: (Вторая и третья группа учащихся отвечают по тексту)
Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрации (на доске).
Учитель: А с какой целью Л.Н.Толстой так подробно описывает жизнь горцев?
Ответ: - Это совершенно незнакомая русскому человеку жизнь;
- вызвать у читателя интерес;
- герой никогда не видел быт горцев и не знал их обычаи.
Учитель: Итак, мы с вами познакомились с описанием кавказского аула, с его жителями, бытом. Вы убедились, что описание, иллюстрации помогают читателям ярче представить изображаемое.
А теперь вернемся ко второму вопросу нашего урока:
- Как вели себя Жилин и Костылин в плену?
Учитель: Антитеза в описании двух офицеров намечена еще в первой главе. Расскажите о поведении героев. Что такое антитеза? (четвертая группа учащихся)
Ответ: Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.
Антитеза - противопоставление, противоположность
Учитель: А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях. Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия?
Ответ: Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал. (Антитеза)
Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама.
Учитель: Ребята, найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина: (запись в тетради)
Жилин
Костылин
ходит по аулу
спит
всматривается
Скучает
выпытывает информацию
считает дни
рукодельничает
ждет ответ на письмо
Учитель: Эти глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.
Какие изобразительно – выразительные средства вы еще знаете?
Ответ: - метафора;
- эпитет;
- сравнение;
Учитель: Сейчас мы это проверим. Игра «Отгадай-ка!».
- «По целым дням сидит в сарае (Костылин) и считает дни, когда письмо придет, или спит. А Жилин знал, что его письмо не дойдет, а другого не писал…» (антитеза)
- «… нос крючком, как у ястреба…» (сравнение)
3-4. Учащиеся самостоятельно находят примеры изобразительно-выразительных средств из текста рассказа.
Учитель: Как завоевывает Жилин симпатию горцев?
Ответ: - Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа;
- Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное колесо;
- однажды выступил в качестве врача. (Цитаты)
Учитель: Но не все относились к Жилину с симпатией. Почему?
Ответ: Он все равно был для них чужой ,человек иной веры. Для них он – враг.
Учитель: Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену?
Ответ: Нет, он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз.
Учитель: А Костылин?
Ответ: Он безвольно ждет решения своей судьбы.
Учитель: Почему так по-разному ведут себя герои в одинаковых условиях?
Итоги урока:
Познакомились с жизнью кавказского аула;
- Сравнивая поступки и поведение главных героев рассказа, пришли к выводу, что безвольный и бездеятельный Костылин не способен постоять за себя, плен его сломил. А смелый и выносливый Жилин не пал духом, не растерялся, в трудную минуту он проявил исключительную стойкость.
Учитель: А на чьей вы стороне? Кто вам больше понравился? Чем?
Домашнее задание:
- Составить план описания сакли или аула.
- Прочитать текст рассказа до конца.
- Подготовить пересказ первого побега из плена.
Список использованной литературы:
1. Л.Н.Толстой. Детская литература «Кавказский пленник».
2.Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы – М.: Просвещение, 2001
3. Соловьева Ф.Е. Изучение рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» в V классе.