Урок литературы 5 класс.
Тема : Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя.
Сравнительна характеристика героев рассказа.
Цели урока:
Обучающая: формировать умения и навыки составления сравнительной характеристики персонажей, использовать как приём выражения авторской позиции при анализе художественного текста; познакомить учащихся с новым литературоведческим понятием – антитезой; подвести учащихся к решению проблемного вопроса, кто из героев может называться кавказским пленником.
Развивающая: развивать навыки анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся; умение рассуждать, обобщать, делать выводы, переходить от частного к общему и наоборот, умение строить связный ответ, пересказывать. Развивать способность эмоционально откликаться на события, описанные автором события.
Воспитательная: обогащать духовно - нравственный опыт учащихся, воспитывать патриотизм, формировать нравственные понятия: отвага, благородство, честь.
Оборудование: презентация, сопровождающая ход урока, художественный текст Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», таблицы.
Тип: урок систематизации и обобщения нового материала
Используемые технологии: информационно - коммуникативная, проблемное обучение.
Форма организации познавательной деятельности: коллективная, групповая.
Ход урока:
1.Оргмомент
— Здравствуйте, ребята. Улыбнёмся друг другу и начнём!
К сожалению, в современном мире тоже не стихают войны, царит вражда между народами. Кавказская война, начавшаяся в 19 веке, длилась 47 лет. Когда Л.Н.Толстой писал свой рассказ, шёл 31 год войны. Сколько уже было потерь с обеих сторон – горцев и русских – трудно подсчитать. Вы знаете, что в 20 веке, к сожалению, война на Кавказе возобновилась. Продолжают страдать все народы, населяющие этот регион России: ингуши, дагестанцы, русские, чеченцы, осетины, кабардинцы и другие. Северный Кавказ – самый многонациональный Федеральный округ России. Почти ежедневно мы слышим о терактах, нападениях боевиков на мирные сёла, о межнациональных стычках молодёжи в различных регионах нашей страны. Значит, проблемы, о которых нас заставляет задумываться автор рассказа «Кавказский пленник», актуальны и сегодня. Прошло 150 лет, появились новые технологии, оружие, но люди остались прежними: они хотят растить детей в мире, любить свой дом и уважать родителей, соблюдать свои обычаи, поэтому отношения в мире должны основываться на законах взаимоуважения культур разных народов. Можно избежать многих конфликтов, если помнить об уроках Л.Н.Толстого в его замечательном рассказе «Кавказский пленник».
- О ком идет речь в рассказе? (о двух русских офицерах)
- Почему рассказ о судьбе двух русских офицеров, попавших в плен к татарам, Л.Н.Толстой называет «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники?» Какого героя имеет ввиду автор? (Дети выдвигают предположения)
- Решение проблемного вопроса, кто же из героев может называться кавказским пленником, и будет главной задачей нашего урока.
- Что значит сравнить героев художественного произведения?
Сравнить героев - установить черты сходства и различия. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам и в сходных ситуациях – это обязательное условие сравнения
- Сегодня на уроке мы будем составлять сравнительную характеристику главных героев. Это означает, что в процессе работы с текстом мы будем наблюдать, какие качества характера проявляются у героев, когда они попадают в критические жизненные ситуации; чем руководствуются, совершая поступки; каковы их мысли и чувства; как герои относятся к окружающим и природе; обратим внимание на речевую характеристику персонажей, их взаимоотношения. Результатом работы станет решение проблемного вопроса: кто является кавказским пленником.
- На слайде и на доске записан алгоритм сравнительной характеристики героев, по которому вы будите работать с таблицей:
1. Портрет.
2. Поведение героев.
3. Отношение к окружающим.
4. Взаимоотношения героев.
Давайте обсудим, конкретизируем пункты таблицы, что именно нам нужно отметить, чтобы составить?
- В чём заключается сходство героев?
Портрет играет важную роль в характеристике персонажей.
Это необходимое средство для создания художественного образа. Мы внесем в таблицу пункт «Внешняя характеристика героев»
- Следуя, алгоритму мы проследим за поведением героев, как Жилин и Костылин ведут себя в критических жизненных ситуациях и сравним их. И какие нам пункты в таблицу нужно добавить, как вы считаете?
Какие критические ситуации в рассказе можно назвать самыми главными?
План:
1.Военное звание.
2.Внешняя характеристика.
3.Плен:
а) место нахождения в плену;
б) питание пленных;
в) занятия в плену, выкуп;
г) подготовка к побегу;
4.Первый побег.
5. Второй побег.
Систематизация знаний
Самостоятельная работа
(работа с таблицей «Сравнительная характеристика героев»).
Учащимся предлагается на основе прочитанного произведения заполнить таблицу, находя ответы в тексте на заданные вопросы. Задание выполняется по группам.
- Найдите в тексте и выпишите детали, характеризующие Жилина и Костылина. Заполните краткими цитатами таблицу.
| Жилин | Костылин |
Воинское звание | офицер | офицер |
Внешняя характ-ка | Невелик ростом, но удал и т.д. | Грузный мужчина, толстый, красный, пот с него так и льёт. |
Как герой оказался в плену? | Попадает в плен, т.к. Костылин бросил его одного | Струсил и ускакал. |
Место нахождения в плену | Горный татар | ский аул, сарай. |
Пища пленных | Лепёшки из п сырое да вод + Молоко, сырные лепёшки, кусок баранины | росяной муки или тесто а |
Занятия в плену, выкуп | -писем не писал, всё высматривал, выпытывал, как ему устроить побег; -рукодельничал, учился понимать татарский язык и др. | -писал письма домой, скучал, ждал, когда пришлют денег; - считал дни, спал. |
Подготовка к побегу | АКТИВНАЯ ЖИЗНЬ (хотя обстоят | ПАССИВНАЯ ЖИЗНЬ ельства одинаковые) |
Первый побег | Выносливость. «Не годится товарища бросать» | Отстаёт, охает, боится любого шороха (олень).Не может вынести боль и криком выдаёт себя. |
Второй побег | Не смирился с судьбой и совершает побег один. | Смиряется с судьбой, ждёт освобождения. |
- найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина.
Выводы: Жилина можно считать настоящим героем, который не подчиняется обстоятельствам, постоянно стремится к освобождению из плена. В характере Жилина - сильная воля, мужество, храбрость. В плену заботится о Костылине, ни в чём его не упрекает, хотя Костылин один виноват в плачевном положении их обоих. Зная, что на Костылина надеяться нельзя, предлагает Костылину бежать из плена вместе, потому что ему не позволяет поступить по-другому офицерская честь. Во всём Жилин проявляет смекалку и находчивость. Несмотря на суровые условия, герой не озлобляется, мирные татарские жители ему не враги, он им помогает, чинит всё – кому часы, кому пистолет. Жилин вызывает симпатию даже у врагов своей смелостью. Татары называют его джигитом. Жилин – настоящий офицер русской армии, надёжный товарищ. К такому выводу подводит автор своих читателей. Трудно не согласиться с этим мнением.
Костылин заботится только о себе, о своём благополучии, не знает, что такое долг, верность в дружбе. Он безволен, безответственен, способен на предательство. Автор только лаконично описывает его жизнь в плену: спит по целым дням, ждёт письма с выкупом. Когда Жилин предлагает Костылину бежать из плена, Костылин колеблется, так как знает, что его всё равно отпустят, когда родственники пришлют выкуп. В дороге герой ведёт себя как беспомощный человек, в нём нет ни военной выправки, ни чувства сострадания по отношению к Жилину. Обоим приходится нелегко. Он не способен выносить трудности. По вине Костылина срывается побег. Второй раз не бежит из плена, надеется на выкуп. Костылин не герой, он не способен на большой поступок. Это слабый телом и духом человек. Татары не зря называют его «смирный».
- Как завоевывает Жилин симпатию горцев?
5) Работа в группах. - Какие качества характера проявляют эти герои во взаимоотношениях друг с другом и с другими людьми.
Подводя итог работы в группах, нам необходимо сравнительную характеристику Жилина и Костылина. Ученикам предлагается распределить их в разные столбики.
Жилин | Костылин |
мать | дети | горцы | Дина | Костылин | мать | дети | горцы | Дина | Жилин |
Благородство Нежность забота | Доброта Великодушие любовь | Дружелюбие Уважение Мастерство | Внимательность Забота Нежность благородство | Великодушие Прощение сострадание | Эгоизм иждивенчество | равнодушие | Лень неуважение | равнодушие | Предательство иждивенчество |
Как раскрывается характер каждого из героев в сложной ситуации ? Какими же предстали перед нами герои?
Делаем вывод: Поступки, мотивы поступков, взаимоотношения героев, отношение героев к окружающим – это необходимые и важные средства для сравнительной характеристики героев.
- Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?
Это необходимо в жизни, чтобы:
- различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;
- сделать правильный выбор друзей;
- понимать внутренний мир человека.
Вывод: Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.
Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.
- Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»?
Что обозначает:
Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий
Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных
- В чём смысл названия рассказа?
Заключительное слово учителя.
( Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.
Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.
Работа с литературоведческим понятием.
- Мы пришли к выводу, что Жилин и Костылин - два непохожих человека. Один обладает героическим характером, другой характеризуется беспомощным поведением, слабым характером. Приём, лежащий в основе сравнительной характеристики, называется антитезой
Антитеза (от греч. Аntithesis – противоречие, противоположение) – противопоставление. Например, «мал золотник, да дорог».
- Зачем Толстой противопоставляет героев?
Автор - носитель добра, справедливости. Он выражает свою мысль о человеке, каким он должен быть. Он утверждает, как много зависит от самого человека. В одних и тех же обстоятельствах один оказывается героем, а другой – пассивным наблюдателем. Хотя можно отметить динамику, пусть слабую, но появившуюся в поведении Костылина. Герой на протяжении всего художественного произведения проявлял трусость, равнодушие и эгоизм по отношению к окружающим, родным, Жилину. Во время первого побега в минуту опасности он предлагает Жилину спасаться одному: «Иди один, за что тебе из-за меня пропадать». Толстой – художник и мыслитель – утверждал, что главный путь изменения жизни – в самосовершенствовании. В этом заключается авторская позиция.
Решение проблемного вопроса
- Главный вопрос урока: почему, рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Толстой в заглавии говорит об одном человеке? Кого писатель имеет в виду?
Речь идёт о Жилине. Жилина выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в собственную правоту. Он не перекладывает трудности на плечи других, проявляет смекалку и находчивость. Не теряет самообладания. Он добр и великодушен по отношению к окружающим. Силён духом. И это главное. Именно эту мысль, прежде всего, хочет донести до читателей автор.
Костылин не проявляет каких-либо действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вырваться из плена.
Обобщение
-Как вы поняли, что значит сравнить героев художественного произведения?
Итог урока.
1.События происходят осенью (-)
2.Жилин был невелик ростом, но удал(+)
3.Жилин попал в плен потому, что Костылин бросил его(+)
4.Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей(-)
5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать(+)
6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа (-)
7.Во время первого Костылин показал себя слабым человеком(+)
8.Второй раз Жилин бежал один(+)
9Во время второго побега ему помогли Дина и русские
Солдаты(+)
10.После побега Жилин остался служить на Кавказе, а в отпуск
не поехал(+)
Оценивание:
нет ошибок - "5";
1-2 ошибки - "4";
3-4 ошибки - "3".
Рефлексия.
я сегодня научился
мне было интересно…
урок дал мне для жизни…
Какие качества характера ценятся?
.
Кавказ! С давних времен он привлекал к себе внимание русских поэтов. Целая плеяда известных поэтов в разное время отдали свою поэтическую дань этому прекрасному, в те времена таинственному, еще не изведанному краю.
Этот край имел славную поэтическую историю. Его зеленые предгорья, увенчанные на горизонте белоснежными вершинами и возвеличенные сказочно красивым «сизо-голубым « Бештау, как бы созданы для поэзии. Покоряющая душу красота Пятигорья не может оставить человека равнодушным, будит его сокровенные мысли и поэтическое воображение. Незабываемый след оставила она и в душе русского поэта А.С. Пушкина. Прошло всего несколько лет со времени появления в печати пушкинских созданий, не успели еще утихнуть вызванные ими волнения и споры, как о Кавказе заговорил другой поэт.
…Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой, незыблемый Кавказ.
Стихотворение «Кавказ»(1830)
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..
В качестве домашнего задания учащимся предлагается