kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 5-ом классе "Тема и идея рассказа Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

Предмет:  русская литература

Класс:  5-ый

Учитель:  Ульянова В.А.

КГУ «Общеобразовательная школа №25» г.Сатпаев

Тема  «Тема и идея рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Цель: Познакомить учащихся с творчеством Л.Н.Толстого, определить тему и идею рассказа «Кавказский пленник».

Ожидаемый результат: Учащиеся познакомятся с отдельными  сведениями из творческой биографии Л.Н.Толстого, прочитают фрагменты рассказа «Кавказский пленник».

Критерии успеха: Ученики познакомятся с теоретическими понятиями «рассказ», «антитеза», научатся выделять тему и идею  в произведении, сравнивать героев, будут развивать  критическое мышление.

Ключевые идеи/подход: Использование модулей «Обучение талантливых и одаренных учеников», «Обучение критическому мышлению», «Новые подходы в преподавании и обучении. Диалоговое обучение», «Оценивание для обучения и оценивание обучения», создание коллаборативной среды

Ход урока:

1. Организационный момент. Постановка и цели и мотивации учения. Психологический настрой учащихся на эффективную работу.

Вопрос к классу:

  • Чем детский писатель отличается от писателя, который пишет для взрослых?

Отвечая на данный вопрос, учащиеся приходят к выводу, что произведения, написанные для детей, имеют свои особенности. Из этого вывода учитель «подводит» учеников к теме урока.

Сообщение темы урока

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

2. Слово учителя. Рассказ о творчестве  Л.Н.Толстого. Рассмотрение понятий  «рассказ», «антитеза». Учитель сразу комментирует работу, которую учащиеся будут выполнять во время слушания рассказа учителя, - написание краткого конспекта по услышанному. Помимо этого, учитель сообщает учащимся, что свой конспект они будут представлять и оценивать по критериям в  парах.

       Учащиеся записывают краткий конспект «Творчество Л.Н.Толстого» со слов учителя, тем самым развивая навык внимательного слушания и умения составлять конспект (данный вид работы можно делать  только в том классе, где учитель систематически развивает навык написания конспекта, в ином случае, ученики просто не справятся с тем, что нужно одновременно слушать учителя и фиксировать главное).

3. Работа в парах по конспекту.

Учащиеся зачитывают другу другу свой краткий конспект, дополняют свою работу  по материал конспекта другого, выставляют оценки другу другу по заданным критериям.

4. Выразительное чтение фрагментов рассказа «Кавказский пленник» (учителем либо подготовленным учеником), работа по вопросам (устно, по необходимости в тетрадях и на доске):

- Почему автор называет свой рассказ «быль»?

- Какие ассоциации вызывает у вас фамилия Жилин, а Костылин?

- Что заставило Жилина и Костылина принять решение не дожидаться провожатых солдат?

- Каковы причины того, что Жилин оказался  в плену?

- Как характеризует Костылина его поступок?

5. Составление «тонких» и «толстых» вопросов по прочитанному тексту в парах сменного состава.

Учитель меняет пары и предлагает учащимся составить свои вопросы, сразу делая акцент на «толстых» вопросах. Затем пары презентуют свои вопросы (количество вопросов зависит от наличия времени на уроке, все непрозвучавшие вопросы фиксируются парами на вопросном листе, который крепится на доске; вопросы с этого листа могут послужить домашним заданием либо могут быть использованы на следующем уроке). Пары оценивают свою работу на «Лестнице успеха».

6. Работа  в группах. Учащиеся в группах определяют тему и идею художественного произведения и готовят свою презентацию на постере. Учитель напоминает правила работы в группе и распределяет обязанности членов группы (это могут делать и сами ученики).

Важно каждой группе дать возможность презентовать свои выводы по теме и идее рассказа «Кавказский пленник». В ходе выступления спикеров групп учитель дает комментарии сам либо приглашает к сотрудничеству другие группы. Главное, чтобы учащиеся разобрались в теме и идее рассказа. После выступления группы организуется оценивание ее работы другими группами.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учащимся предлагается заполнить рефлексивные листы, ответив на следующие вопросы:

  • Какая работа  на уроке показалась тебе самой интересной, почему?
  • Чему научил тебя этот рассказ?
  • Оцени свою работу на уроке ( оценка точками: 5 точек – звездочка – я отлично поработал, 4 точки – квадрат – я хорошо справился с работой, 3 точки – треугольник – могу поставить себе удовлетворительную оценку, 2 точки – отрезок – мог бы работать сегодня лучше, 1 точка – точка- сегодня своей работой не доволен).

 8. Домашнее задание

Каждому ученику необходимо письменно в тетради ответить на три вопроса (один вопрос ученик выбирает из вопросного листа, расположенного на доске, два вопроса – из учебника (№№ 5,7, стр. 163 по учебнику «Русская  словесность», 5 класс, Алматы «Атам?ра», 2010 г.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5-ом классе "Тема и идея рассказа Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" »

Разработка урока


Предмет: русская литература

Класс: 5-ый

Учитель: Ульянова В.А.

КГУ «Общеобразовательная школа №25» г.Сатпаев


Тема «Тема и идея рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»


Цель: Познакомить учащихся с творчеством Л.Н.Толстого, определить тему и идею рассказа «Кавказский пленник».

Ожидаемый результат: Учащиеся познакомятся с отдельными сведениями из творческой биографии Л.Н.Толстого, прочитают фрагменты рассказа «Кавказский пленник».

Критерии успеха: Ученики познакомятся с теоретическими понятиями «рассказ», «антитеза», научатся выделять тему и идею в произведении, сравнивать героев, будут развивать критическое мышление.

Ключевые идеи/подход: Использование модулей «Обучение талантливых и одаренных учеников», «Обучение критическому мышлению», «Новые подходы в преподавании и обучении. Диалоговое обучение», «Оценивание для обучения и оценивание обучения», создание коллаборативной среды


Ход урока:


1. Организационный момент. Постановка и цели и мотивации учения. Психологический настрой учащихся на эффективную работу.

Вопрос к классу:

  • Чем детский писатель отличается от писателя, который пишет для взрослых?

Отвечая на данный вопрос, учащиеся приходят к выводу, что произведения, написанные для детей, имеют свои особенности. Из этого вывода учитель «подводит» учеников к теме урока.

Сообщение темы урока

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

2. Слово учителя. Рассказ о творчестве Л.Н.Толстого. Рассмотрение понятий «рассказ», «антитеза». Учитель сразу комментирует работу, которую учащиеся будут выполнять во время слушания рассказа учителя, - написание краткого конспекта по услышанному. Помимо этого, учитель сообщает учащимся, что свой конспект они будут представлять и оценивать по критериям в парах.

Учащиеся записывают краткий конспект «Творчество Л.Н.Толстого» со слов учителя, тем самым развивая навык внимательного слушания и умения составлять конспект (данный вид работы можно делать только в том классе, где учитель систематически развивает навык написания конспекта, в ином случае, ученики просто не справятся с тем, что нужно одновременно слушать учителя и фиксировать главное).

3. Работа в парах по конспекту.

Учащиеся зачитывают другу другу свой краткий конспект, дополняют свою работу по материал конспекта другого, выставляют оценки другу другу по заданным критериям.

4. Выразительное чтение фрагментов рассказа «Кавказский пленник» (учителем либо подготовленным учеником), работа по вопросам (устно, по необходимости в тетрадях и на доске):

- Почему автор называет свой рассказ «быль»?

- Какие ассоциации вызывает у вас фамилия Жилин, а Костылин?

- Что заставило Жилина и Костылина принять решение не дожидаться провожатых солдат?

- Каковы причины того, что Жилин оказался в плену?

- Как характеризует Костылина его поступок?

5. Составление «тонких» и «толстых» вопросов по прочитанному тексту в парах сменного состава.

Учитель меняет пары и предлагает учащимся составить свои вопросы, сразу делая акцент на «толстых» вопросах. Затем пары презентуют свои вопросы (количество вопросов зависит от наличия времени на уроке, все непрозвучавшие вопросы фиксируются парами на вопросном листе, который крепится на доске; вопросы с этого листа могут послужить домашним заданием либо могут быть использованы на следующем уроке). Пары оценивают свою работу на «Лестнице успеха».

6. Работа в группах. Учащиеся в группах определяют тему и идею художественного произведения и готовят свою презентацию на постере. Учитель напоминает правила работы в группе и распределяет обязанности членов группы (это могут делать и сами ученики).

Важно каждой группе дать возможность презентовать свои выводы по теме и идее рассказа «Кавказский пленник». В ходе выступления спикеров групп учитель дает комментарии сам либо приглашает к сотрудничеству другие группы. Главное, чтобы учащиеся разобрались в теме и идее рассказа. После выступления группы организуется оценивание ее работы другими группами.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учащимся предлагается заполнить рефлексивные листы, ответив на следующие вопросы:

  • Какая работа на уроке показалась тебе самой интересной, почему?

  • Чему научил тебя этот рассказ?

  • Оцени свою работу на уроке ( оценка точками: 5 точек – звездочка – я отлично поработал, 4 точки – квадрат – я хорошо справился с работой, 3 точки – треугольник – могу поставить себе удовлетворительную оценку, 2 точки – отрезок – мог бы работать сегодня лучше, 1 точка – точка- сегодня своей работой не доволен).

8. Домашнее задание

Каждому ученику необходимо письменно в тетради ответить на три вопроса (один вопрос ученик выбирает из вопросного листа, расположенного на доске, два вопроса – из учебника (№№ 5,7, стр. 163 по учебнику «Русская словесность», 5 класс, Алматы «Атамұра», 2010 г.)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ульянова Виктория Анатольевна

Дата: 28.03.2015

Номер свидетельства: 192709


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства