kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема патриотизма и нравственности в повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: Тема патриотизма и нравственности в повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Цель: рассмотреть главных героев рассказа и их поступки;

Задачи:

формировать умение анализировать текст художественного произведения;

развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев – обобщать, делать выводы;

формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;

учить сжато излагать повествовательный текст;

развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

продолжить работу по развитию культуры речи школьников;

воспитание общечеловеческих ценностей;

Тип урока: обобщение знаний

Оборудование: высказывания Л.Толстого, С.Маршака, Н.Рубцова

Эпиграф:                                                                         «На всё добро ответим мы добром,

                                                                                          На всю любовь ответим мы любовью».

                                                                                                                                       Н.Рубцов

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

 (сообщение темы и постановка цели урока перед учащимися.)

  -На протяжении нескольких уроков мы с вами читали рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» и знакомились с героями, сюжетом, с замечательной природой Кавказа. Сегодня мы вновь посетим просторы Кавказа, окунёмся в быт, традиции того времени и ответим на важные вопросы, волнующие каждого прочитавшего это произведение.

А вот и вопросы, на которые мы постараемся сегодня ответить:

-Что такое тема? Идея? Композиция повести?

Тема – это круг жизненных явлений, изображённых в произведении. Круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.

Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.

Экспозиция (пролог) – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.

Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.

Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.

Кульминация – второй побег.

Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.

Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылин через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

3. Проверка знаний содержания текста.

4. Словарная работа.

Плен – неволя.

Пленник – взятый в плен, невольник.

Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить

Сакля-дом горца

Бешмет - верхняя мужская одежда

Чинары-деревья

Аул-село

5.Работа с иллюстрациями.

(Каждый рисунок – отдельный эпизод рассказа. Расположить их (рисунки) в правильной последовательности, по сюжету).-Пока один ученик располагает рисунки в правильной последовательности, по сюжету, прошу  класс ответить  на вопрос:

-Почему Л. Н. Толстой назвал своё произведение былью? Что такое быль?

 Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности.

-Я хочу обратить ваше внимание на язык рассказа.

Повествование живо и эмоционально, напоминает рассказ очевидца событий, бывалого человека.

Язык кавказского пленника близок к языку народному, языку сказок и былей. Он прост, строг, лаконичен, выразителен, сближен с живым народным говором, с разговорным языком («забрехали собаки», «ожаривает лошадь»).

6. Викторина.

 (небольшие портретные характеристики героев рассказа).

Через портрет автор стремится раскрыть внутренний мир героя. Портрет показывает те стороны героя, которые автор считает наиболее важными.

  1. «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт» (Костылин)
  2. «Хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина» (Жилин)
  3. «Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет 13. Одета в длинную рубаху, синюю, с широкими рукавами и без пояса. Глаза чёрные, светлые, и лицом красивая» (Дина)
  4. «Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано, лицо сморщенное и красное, как кирпич. Нос крючком, как у ястреба, глаза серые, злые и зубов нет, только два клыка, идёт, как волк озирается…» (Хаджи)
  5. «Прощай, век тебя помнить буду. Спасибо, умница. Кто тебе без меня кукол делать будет?.» (Жилин)
  6. «Не любит он вашего брата. Он велит тебя убить. Да мне нельзя тебя убивать, я за тебя деньги заплатил, да я тебя, Иван, полюбил…» (Абдул)

7. Обсуждение индивидуальных вопросов.

Вспомним некоторые эпизоды рассказа. Сейчас вы будете работать самостоятельно. У каждого будет свой вопрос. После ответа остальные могут   дополнять.

Iученик

Быт и нравы жителей аула.

  • опишите аул
  • одежду горцев
  • расскажите об их обычаях

II ученик

Как относились горцы к пленникам и пленники к горцам?

III ученик

Расскажите о Дине:

  • внешность
  • почему помогла Жилину?
  • как оцениваешь поступок Дины?

IV ученик

Почему не удался первый побег?

V ученик

Благодаря кому и чему удался второй побег?

8. Устная работа по вопросам:

- Итак, давайте ещё раз перечислим главных героев рассказа. Все они взаимосвязаны. Как именно, сейчас посмотрим и сделаем некоторые выводы.

9.Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

-Итак, вместе сделаем выводы.

- В чём смысл названия рассказа?

(Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.

Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.)

- Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?

Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

Остро ставит Толстой проблему «мира и войны» в душе человеческой. Автор убеждён, что зло в ответ рождает только зло, насилие, разрушение. В основе зла – нетерпимость, стремление к наживе, национальные предрассудки. Злу могут противостоять любовь к людям, доброта, забота о ближнем. Зло рождает в душах людей войну, а доброта – мир. Но победа «мира» приходит не сразу и не ко всем. К старику Хадже, ненавидящему всех и вся, она уже не придёт. А для Дины и таких,  как она, ещё не поздно. Дружба Жилина и Дины – залог всеобщей победы «мира», в которую автору хочется верить.

- Ребята, вы хорошо поработали и сейчас мы немного отдохнём и ответим на вопросы кроссворда.  Определим ключевое слово. Слово очень важное для людей любой национальности.           (дружба)

10. Кроссворд.

1. Определите героя по описанию: «… девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Глаза черные, светлые и лицом красивая». (Дина)

2. Определите значение термина: «Небольшое повествование, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов». (Рассказ)

3. Русский писатель, который восхищался красотой Кавказа. (Пушкин)

4. Определите значение термина: «Цепь событий, происходящих в произведении». (Сюжет).

5. Рассказ «Кавказский пленник» был написан специально для детей и вошел в учебник, который Л.Н.Толстой готовил специально для крестьянских детей. Как назывался этот учебник? (Азбука)

6. Какой прием использует Л.Н.Толстой, описывая Жилина и Костылина? (Антитеза)

Д

И

Н

А

р

а

с

с

к

а

з

п

у

ш

к

и

н

с

ю

ж

е

т

а

з

б

у

к

а

а

н

т

и

т

е

з

а

- Ключевое слово нашего кроссворда – дружба. Всё творчество Л.Н.Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови. Лев Николаевич Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте. Давайте закончим наш разговор об этом рассказе словами известного поэта Н.Рубцова: «На всё добро ответим мы добром, На всю любовь ответим мы любовью».

11. Домашнее задание.

Разгадать кроссворд.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема патриотизма и нравственности в повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». »

ТЕМА: Тема патриотизма и нравственности в повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Цель: рассмотреть главных героев рассказа и их поступки;

Задачи:

формировать умение анализировать текст художественного произведения;

развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев – обобщать, делать выводы;

формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;

учить сжато излагать повествовательный текст;

развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

продолжить работу по развитию культуры речи школьников;

воспитание общечеловеческих ценностей;

Тип урока: обобщение знаний

Оборудование: высказывания Л.Толстого, С.Маршака, Н.Рубцова

Эпиграф: «На всё добро ответим мы добром,

На всю любовь ответим мы любовью».

Н.Рубцов

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

 (сообщение темы и постановка цели урока перед учащимися.)

-На протяжении нескольких уроков мы с вами читали рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» и знакомились с героями, сюжетом, с замечательной природой Кавказа. Сегодня мы вновь посетим просторы Кавказа, окунёмся в быт, традиции того времени и ответим на важные вопросы, волнующие каждого прочитавшего это произведение.

А вот и вопросы, на которые мы постараемся сегодня ответить:

-Что такое тема? Идея? Композиция повести?

Тема – это круг жизненных явлений, изображённых в произведении. Круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.

Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.

Экспозиция (пролог) – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.

Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.

Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.

Кульминация – второй побег.

Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.

Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылин через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

3. Проверка знаний содержания текста.

4. Словарная работа.

Плен – неволя.

Пленник – взятый в плен, невольник.

Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить

Сакля-дом горца

Бешмет - верхняя мужская одежда

Чинары-деревья

Аул-село

5.Работа с иллюстрациями.

(Каждый рисунок – отдельный эпизод рассказа. Расположить их (рисунки) в правильной последовательности, по сюжету).


-Пока один ученик располагает рисунки в правильной последовательности, по сюжету, прошу класс ответить на вопрос:

-Почему Л. Н. Толстой назвал своё произведение былью? Что такое быль?

Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности.

-Я хочу обратить ваше внимание на язык рассказа.

Повествование живо и эмоционально, напоминает рассказ очевидца событий, бывалого человека.

Язык кавказского пленника близок к языку народному, языку сказок и былей. Он прост, строг, лаконичен, выразителен, сближен с живым народным говором, с разговорным языком («забрехали собаки», «ожаривает лошадь»).

6. Викторина.

 (небольшие портретные характеристики героев рассказа).

Через портрет автор стремится раскрыть внутренний мир героя. Портрет показывает те стороны героя, которые автор считает наиболее важными.


  1. «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт» (Костылин)

  2. «Хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина» (Жилин)

  3. «Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет 13. Одета в длинную рубаху, синюю, с широкими рукавами и без пояса. Глаза чёрные, светлые, и лицом красивая» (Дина)

  4. «Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано, лицо сморщенное и красное, как кирпич. Нос крючком, как у ястреба, глаза серые, злые и зубов нет, только два клыка, идёт, как волк озирается…» (Хаджи)

  5. «Прощай, век тебя помнить буду. Спасибо, умница. Кто тебе без меня кукол делать будет?...» (Жилин)

  6. «Не любит он вашего брата. Он велит тебя убить. Да мне нельзя тебя убивать, я за тебя деньги заплатил, да я тебя, Иван, полюбил…» (Абдул)

7. Обсуждение индивидуальных вопросов.

Вспомним некоторые эпизоды рассказа. Сейчас вы будете работать самостоятельно. У каждого будет свой вопрос. После ответа остальные могут дополнять.

Iученик

Быт и нравы жителей аула.

  • опишите аул

  • одежду горцев

  • расскажите об их обычаях



II ученик

Как относились горцы к пленникам и пленники к горцам?

III ученик

Расскажите о Дине:

  • внешность

  • почему помогла Жилину?

  • как оцениваешь поступок Дины?

IV ученик

Почему не удался первый побег?

V ученик

Благодаря кому и чему удался второй побег?

8. Устная работа по вопросам:

- Итак, давайте ещё раз перечислим главных героев рассказа. Все они взаимосвязаны. Как именно, сейчас посмотрим и сделаем некоторые выводы.





9.Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

-Итак, вместе сделаем выводы.

- В чём смысл названия рассказа?

(Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.

Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.)

- Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?

Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

Остро ставит Толстой проблему «мира и войны» в душе человеческой. Автор убеждён, что зло в ответ рождает только зло, насилие, разрушение. В основе зла – нетерпимость, стремление к наживе, национальные предрассудки. Злу могут противостоять любовь к людям, доброта, забота о ближнем. Зло рождает в душах людей войну, а доброта – мир. Но победа «мира» приходит не сразу и не ко всем. К старику Хадже, ненавидящему всех и вся, она уже не придёт. А для Дины и таких, как она, ещё не поздно. Дружба Жилина и Дины – залог всеобщей победы «мира», в которую автору хочется верить.

- Ребята, вы хорошо поработали и сейчас мы немного отдохнём и ответим на вопросы кроссворда. Определим ключевое слово. Слово очень важное для людей любой национальности. (дружба)

10. Кроссворд.

1. Определите героя по описанию: «… девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Глаза черные, светлые и лицом красивая». (Дина)

2. Определите значение термина: «Небольшое повествование, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов». (Рассказ)

3. Русский писатель, который восхищался красотой Кавказа. (Пушкин)

4. Определите значение термина: «Цепь событий, происходящих в произведении». (Сюжет).

5. Рассказ «Кавказский пленник» был написан специально для детей и вошел в учебник, который Л.Н.Толстой готовил специально для крестьянских детей. Как назывался этот учебник? (Азбука)

6. Какой прием использует Л.Н.Толстой, описывая Жилина и Костылина? (Антитеза)



Д

И

Н

А






р

а

с

с

к

а

з



п

у

ш

к

и

н




с

ю

ж

е

т






а

з

б

у

к

а







а

н

т

и

т

е

з

а

- Ключевое слово нашего кроссворда – дружба. Всё творчество Л.Н.Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови. Лев Николаевич Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте. Давайте закончим наш разговор об этом рассказе словами известного поэта Н.Рубцова: «На всё добро ответим мы добром, На всю любовь ответим мы любовью».

11. Домашнее задание.

Разгадать кроссворд.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема патриотизма и нравственности в повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Автор: Мусятовская Наталья Васильевна

Дата: 16.05.2015

Номер свидетельства: 212284


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства