Краткосрочный план урока литературы на тему "А.С.Пушкин "Евгений Онегин". "Странный" герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Искания Онегина, трагические итоги жизненного пути, их причины". Урок применения знаний и формирования умений поможет учащимся раскрыть особенности характера Евгения Онегина, вникнуть в суть рассуждений главного героя о жизни. Урок сконструирован по технологии развития критического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Краткосрочное планирование урока литературы»
Тема урока: А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». «Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Искания Онегина, трагические итоги жизненного пути, их причины.
9 класс
Цель урока: помочь учащимся раскрыть особенности характера Евгения Онегина, вникнуть в суть рассуждений главного героя о жизни.
Задачи:
- Образовательная: помочь учащимся раскрыть особенности характера Евгения Онегина, вникнуть в суть рассуждений главного героя о жизни.
- Развивающая: развивать умение анализировать текст, делать выводы из прочитанного, образное и логическое мышление и речь учащихся, развивать творческие способности.
- Воспитательная: прививать интерес к творчеству Пушкина, воспитывать лучшие человеческие качества, сознательный подход к проблеме становления характера и судьбы человека.
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вызов.
1. Постановка целей и задач.
2. Мотивация учебной деятельности.
- Роман Пушкина является величайшими произведением первой половины 19 в. Это роман одно из самых любимых и в то же время сложнейших произведений русской литературы. Его действие разворачивается в 20-е гг. 19 в. В центре внимания – быт столичного дворянства эпохи духовных исканий передовой дворянской интеллигенции.
Что же представляет собой главный герой романа – Евгений Онегин?
III. Осмысление.
1. Реализация домашнего задания (высказывания об Онегине)
Опорные вопросы
(По желанию, учащиеся могут выбрать один вопрос или рассказать то, что готовили дома.)
♦ Каким вы представляете Евгения Онегина? Что, прежде всего, привлекло ваше внимание? Как это его характеризует?
♦ Как вы оцениваете взаимоотношения героя с другими персонажами произведения?
♦ Что говорят об Онегине другие герои? С кем вы согласны?
♦ Как вы полагаете, что думает о своём герое автор?
♦ Каким вам представляется Онегин? на какие мысли о жизни, о человеке он вас навёл?
♦ Можете ли вы сказать, что вы его знаете и понимаете?
2. Метод «пресс»
♦ Какое из предложенных ниже высказываний, на ваш взгляд,
Больше всего подходит для характеристики Евгения Онегина?
- «Молодость, здоровье, богатство, соединённые с умом, сердцем:
Чего бы, кажется, больше для жизни и счастья?» (В. Белинский).
- «…Страдающий эгоист… его можно назвать эгоистом поневоле…» (В. Белинский).
- «…Это бездельник, потому что он никогда ничем не занимался, человек, лишний в той сфере, в которой находится…» (А. Герцен).
- «Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью» (О. Волков). Подсказка. Высказывание строят в 4 этапа:
1) изложите свою мысль: «Я считаю, что…»;
2) объясните причину появления этой мысли: «Потому что…»;
3) приведите аргументы в поддержку вашей позиции: «Например…»;
4) сделайте вывод: «Таким образом,…».
3. Проблемная исследовательская беседа
«Трагичен ли жизненный путь Онегина?»
Групповая работа (Объединение в группы)
Исследователи первой группы, используя текст I, II, VIII глав, рассказывают о том, как относились к Онегину в светском обществе, как восприняло его поместное дворянство, петербургское общество; делают вывод о том, что общество осуждает Онегина. Это люди среднего уровня, а удел каждого, кто возвышается над ними,— одиночество.
Вторая группа исследователей, используя текст I, VI, VIII глав, рассказывают о том, как проводил время Онегин, живя в Петербурге, а потом — в деревне; о внутреннем, духовном мире Евгения; об отношении автора к своему герою; делают вывод о выздоровлении души Онегина, прошедшего путь от любования своей исключительностью к самосовершенствованию, о том, что автор любит и жалеет своего героя и надеется на лучшее в его судьбе.
4. Фронтальная работа
Оптимистичен или трагичен путь Онегина? Предложите аргументы «за» и «против».
5. Проектная деятельность.
Презентация на тему «Странный» герой пушкинского романа (представляет подготовленный ученик)
6. Слово учителя.
- В литературоведении существует понятие «лишний человек». Этот термин принадлежит И. С. Тургеневу, который написал повесть «Дневник лишнего человека». Через несколько лет после опубликования повести Тургеневский термин стал употребляться достаточно широко. У героев, которых называют «лишними людьми», есть общие черты: скептицизм, социальная апатия, эгоизм, одиночество. Раньше Онегина называли «лишним человеком» потому, что он не стал декабристом, не сблизился с народом. а какое определение «лишнему человеку» дали бы вы? (Люди, которые по своему развитию и уму стояли выше окружающего их общества, критически относились к нему, но не смогли найти применения своим силам и способностям.)
IV. Рефлексия.
Что означает имя Евгений? (В переводе с древнегреческого: благородный)
А что можно сказать о герое, исходя из букв его фамилии и учитывая его характер и поведение? Запишем эти характеристики напротив каждой буквы:
О — одарённый, оригинальный…
Н — необычный, начитанный, новый герой…
Е — европейского склада, если е = э, то эгоист…
Г — главный герой, гордый…
И — интеллектуальный, изысканный, интересный…
Н — непонятный, незаурядный…
Можем ли мы в чём-то обвинять Онегина? Строго его судить? Почему?
V. Домашнее задание.
1. Конкурс коллажей «Евгений Онегин».
2. Индивидуальное задание трем учащимся: презентация «Образ Татьяны в романе».